Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке неискового производства.




Неисковые дела характеризуются тем, что не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по административным делам и особого производства. Отнесение указанных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из административных (управленческих) правоотношений, отнести:

1) жалобы о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах и референдумах (жалобы на неправильности в списках избирателей);

2) дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина; заявления о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар; заявления о продлении срока госпитализации гражданина;

3) дела об оспаривании гражданами, объединениями граждан и прокурорами законности нормативных актов, касающихся неопределенного числа граждан. К оспариваемым актам следует относить: а) собственно нормативные акты; б) акты общественных объединений, имеющие обязательное значение для их членов (уставы, постановления и т.п.); в) локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях и обязательные как для организаций, так и для работников (уставы, коллективные договоры, должностные инструкции и др.); г) распорядительные акты, порождающие юридические последствия для многих лиц (например, решение о строительстве предприятия, принятое с нарушением законодательства и затрагивающее права граждан, проживающих в данной местности; решение о выпуске продукции, которая может причинить потребителям ущерб).

Вместе с тем, оспаривание постановлений административных органов и должностных лиц, а также оспаривание решений и действий (бездействия) органов самоуправления, государственного управления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих происходит в исковом порядке, поскольку в этих делах есть споры о праве*.

* Российская юстиция. 1996. № 4.

 

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, но есть неясные, неопределенные факты с которыми связана реализация прав, поэтому и нужен механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить. В связи с этим Н.Б. Зейдер, Д.М. Чечот справедливо указывают на то, что в особом судопроизводстве охраняются юридические значимые интересы, но не защищаются субъективные права.



Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд обязан оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам, что они могут предъявить свои требования в виде иска на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК).

Охрана интересов граждан осуществляется путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Гражданский процессуальный кодекс (ст. 245) устанавливает перечень подведомственных судам и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим;

3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;

4) о признании имущества бесхозяйным;

5) об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния;

6) по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;

7) о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство).

Так определял состав дел особого производства процессуальный закон в 1964 г. Позднее этот состав законодательством был расширен. Семейный кодекс РФ определил, что усыновление (удочерение) детей производится в порядке особого производства (ст. 125). Расширен перечень юридических фактов, устанавливаемых в судебном порядке: например, применение к конкретному лицу политических репрессий, факт признания отцовства умершим мужчиной.

Подведомственность неисковых дел разнообразна, и здесь вполне уместна классификация видов, разработанная Ю.К. Осиповым*. Подведомственность, согласно его классификации, делится наединичную,в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, имножественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы. Так, признать гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным закон управомочивает лишь суд общей юрисдикции. А неправильности в списках избирателей (защита избирательных прав) могут устранять не только суды, но и администрация по месту нахождения избирательного участка.



 

Множественная подведомственность бываетальтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы). Так, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта, заинтересованное лицо обязано обратиться в органы, которые вправе удостоверить тот или иной факт и выдать соответствующие документы. Суд же устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 248 ГПК).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал