Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В этой работе – наша альтернатива сегодняшней государственной политике, которая потеряла человека. 5 страница




Мы считаем необходимым:

– введение единых стандартов содержания домашних животных, включающих в себя: правила разведения и содержания домашних животных; постепенное введение обязательного чипирования и учета всех домашних животных; введение административной ответственности за нарушение правил содержания и разведения домашних животных; введение административной ответственности за выбрасывание домашнего животного на улицу; введение обязательных нормативов для обеспечения жителей городских территорий площадками для выгула собак;

– ужесточение уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечья, за незаконную охоту.

 

Энергетика и энергоэффективность

Построенная в России модель энергетики крайне неэффективна, морально и технологически устарела и нуждается в коренной перестройке. Устойчивый эффективный конкурентный рынок со встроенными механизмами саморазвития не создан. Цены на электроэнергию выросли в разы, но монополизм в отношении потребителей остался.

К 2014 году цены на электроэнергию в России превысили американские и канадские, несмотря на более низкие затраты на топливо и трудовые ресурсы. Причины – значительная импортная составляющая в технологиях производства, передачи и распределения электроэнергии и рост внутренних цен на газ на фоне снижения экспортных доходов Газпрома.

Одной из ключевых проблем является неэффективное управление ТЭЦ. ТЭЦ обязали работать на оптовом рынке электроэнергии (свыше 25 МВт). Электроэнергия стала продаваться на федеральном рынке, а тепло на локальном, что разрывает единство производства электроэнергии и тепла, т.к. производятся они в едином процессе и графике. В условиях зажатого регулирования на рынке тепла, из-за огромных потерь и неэффективности на каждом этапе (производства, передачи и потребления), издержки ТЭЦ стали переноситься с тепловой составляющей на электроэнергию, являющуюся для них побочным продуктом. В итоге электроэнергия на ТЭЦ стала слишком дорогой для рынка, где цены формируются в режимах «электрического» потребления, в то время как ТЭЦ работают по тепловому графику. Но так как закрыть ТЭЦ нельзя по социальным причинам (тепло, хоть и убыточное для них при существующем уровне эксплуатации систем теплоснабжения, необходимо для отопления и горячего водоснабжения), они стали работать в так называемом «вынужденном» режиме, что опять обернулось для потребителей электроэнергии повышенными платежами «за мощность», компенсирующими расходы электростанций.

В сетевом комплексе из-за низкой координации с территориальным экономическим развитием регионов и отсутствием рыночных сигналов по развитию национальной сети тратится около 150 миллиардов руб. в год, а эффективность остается крайне низкой. В секторе сбыта электроэнергии, где и должна развиваться конкуренция, и который характеризует степень открытости рынка, процветает почти тотальный монополизм региональных поставщиков.



Итогом такой модели в электроэнергетике стали массовые неплатежи, экономические и политические войны между сетями и поставщиками, монополизация рынка биллинга смежных услуг в ЖКХ и полное отстранение массовых потребителей от какого-либо осознанного участия в рынке электроэнергии. В теплоснабжении также накапливаются долги потребителей, наблюдается крайняя неэффективность, высокие платежи за тепло для населения с перспективой их дальнейшего роста и отсутствие внутренних стимулов его модернизации и внедрения современных технологий.

Ключевой задачей для повышения эффективности энергетики должно стать развитие конкуренции, создающей условия для поступательного развития при оптимальных потребительских ценах. Именно так это работает в успешных экономиках, где при общей тенденции к снижению цен на электроэнергию в последние годы наблюдается развитие энергетики, сравнимое по своему масштабу с научно-технической революцией второй половины прошлого века. К сожалению, Россия пока находится на обочине этого процесса, охватившего почти весь цивилизованный мир.

Развитие современной, распределенной генерации, превращающей потребителя одновременно и в производителя (производящего энергию для собственных нужд, а излишки направляющего в общую сеть), будет увеличивать конкуренцию и мотивировать всех участников рынка внедрять энергоэффективные и энергосберегающие технологии.



Энергоэффективность и энергосбережение.Самый важный источник энергии будущего – энергия экономии. Решая энергетические проблемы, Россия в настоящее время идет по экстенсивному пути, наращивая добычу и экспорт природных энергоносителей, увеличивая рост энергопотребления, не заботясь при этом об энергоэффективности и энергосбережении. В то же время в современных условиях одна тонна сохраненного энерго­носителя обходится в 3-4 раза дешевле, чем тонна дополнительно добытого. Энергоемкость ВВП России в 3-6 раз выше, чем у ведущих мировых держав. Такое направление отечественной энергетической политики является тупиковым.

Мы выступаем за:

– экономное потребление энергии во всех отраслях промышленности и хозяйства;

– внедрение и использование высокоэффективных энергетических установок с КПД не меньше 50%;

– совершенствование конструкции энергетических установок, включая разработку и использование принципиально более эффективных способов генерирования энергии;

– разработку и внедрение новых энергетических накопителей;

– совершенствование средств и методов транспортировки энергии и ресурсов.

Энергоэффективность – важнейшая задача общества и власти для обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Энергетика в ЖКХ. Одной из главных проблем жилищно-коммунального сектора в России является энергорасточительность. Основная причина – низкая теплоизоляция жилья. Она в 4 раза ниже, чем в Швеции, в 3 раза ниже, чем в США, существенно хуже, чем в Германии. Многоквартирные дома построены по типовым проектам в эпоху массового строительства и тотальной экономии строительных материалов, с низкими теплозащитными свойствами ограждающих конструкций (стен, крыш, окон, дверей). Централизованное теплоснабжение домов от генерирующих источников требуют постоянного ремонта магистралей. Применяются устаревшие конструкции внутренних инженерных систем (например, отопление без запорной и регулировочной арматуры), вторичное тепло методом рекуперации воздуха не используется.

Особенность теплоснабжения в том, что это единый и неделимый процесс, включающий в себя производство тепла, его транспортировку до потребителей и эффективное использование. Можно сколько угодно повышать эффективность производства, но если тепло теряется при транспортировке и непосредственно в домах и зданиях, эффективности достичь не удастся. Это важно учитывать при реконструкции коммунальной инфраструктуры и решении задачи модернизации систем тепло-, электро- и водоснабжения, очистки сточных вод.

Для повышения эффективности теплоснабжения жилищного сектора мы предлагаем следующие меры:

– поставщики тепла должны не только заниматься его производством (или покупкой на рынке) и передачей, но и модернизацией систем потребления и энергосбережения внутри зданий и жилых домов;

– новые здания необходимо строить только по энергоэффективным технологиям;

– использование механизма энергосервисных контрактов, когда экономия эксплуатационных расходов осуществляется за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение;

– введение специальных платежей за вредные выбросы для устаревших источников энергии;

– модернизация энергетической инфраструктуры с участием целевого использования бюджетных средств, что будет являться наиболее экономически оправданным способом возврата задолженности государства перед людьми за ранее невыполненный капитальный ремонт. Повышение энергоэффективности дома позволит снизить плату за жилищно-коммунальные услуги, а высвободившиеся средства граждан вложить в качественный капитальный ремонт;

– целевые государственные вложения в распределительные сети и создание новых или реконструкция существующих центральных тепловых пунктов (с учетом самых современных технологий). Это увеличит привлекательность вложений в модернизацию источников энергии и магистральных тепловых сетей для частных инвесторов.

Традиционная энергетика на органическом топливе. Рост мирового транспорта и промышленных производств, использующих традиционную углеводо­родную энергетику, резко усугубил экономическую и экологическую ситуацию.

На традиционные виды теплоэнергетических ресурсов (нефть, нефтепродукты, газ, уголь) к 2020 году будет по-прежнему приходиться около 85% общемирового использования первичных энергоносителей. В России углеводородная энергетика еще длительное время объективно будет являться главным участником энергетического рынка, нанося при этом непоправимый ущерб здоровью населения и окружающей среде.

Чем интенсивнее и объемнее потребляются не­возобновляемые энергетические ресурсы, тем значительнее происходит нарушение гео- и экосистем. В настоящее время только тепловые электро­станции ответственны за 2/3 суммарных национальных выбросов двуокиси серы, 1/4 окиси азота, 1/3 ртути и 1/3 выбросов двуокиси углерода, основного парникового газа.

Эксплуатация месторождений нефти и газа по старым технологиям приводит к тяжелым последствиям для людей и окружающей среды. При сгорании продуктов нефте- и газодобычи выделяются в больших количествах углекислый газ, сернистые соединения, оксид азота и т.д., что, в свою очередь, влияет на изменение климата. Нефтепродукты загрязняют и водные бассейны планеты. Ежегодно в Мировой океан сбрасывается от 2 до 10 миллионов тонн нефти. Уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Огромный вред окружающей среде наносят потери нефти при ее добыче и транс­портировке. Только в РФ эти потери со­ставляют до 7% и более. Глубина проникновения нефти в грунт на загрязненных участках может достигать 90 см. Восстановление растительности на таких участках возможно не раньше чем через 15 лет.

Мы выступаем за:

– повышение эффективности и безопасности традиционных энергетических технологий, усовершенствование технологических процессов тепловых электростан­ций. Комбинированное производство тепла и электроэнергии (когенерация) для тепловых электростанций должно рассматриваться как важнейшее мероприятие повышения их энергетической эффективности и улучшения последствий климатической энергетической политики;

– уменьшение производства жидко­го моторного топлива и замену его альтернативными источниками. Необходимо стремиться к развитию электромобилей с гибридными установками, водородной энергетикой, двигателями, использующими природный или иной газ;

– снижение количества и объемов разливов и утечек нефти, в том числе посредством стимулирования компаний проводить замену устаревших трубопроводов, регулярного мониторинга и существенного повышения штрафов за разливы нефти и нефтепродуктов.

Атомная энергетика. Ввиду наработки больших объемов опасных для человека и окружающей среды радиоактивных отходов, атомная энергетика не может быть отнесена к категории «чистой» энергетики.

Атомная энергетика является потенциально опасной и не может выдерживать экономическую конкуренцию с энергетикой на органическом топливе. Но поскольку атомная энергетика является частью ядерно-оружейного комплекса страны, в ближайшие десятилетия Россия не станет на путь выхода из ядерной энергетики, как это сделали, например, Германия и Италия.

Мы считаем необходимым:

– обеспечение максимальной безопасности атомной энергетики и недопущение инициирования новых проектов и технологий, которые могут создавать новые угрозы и риски;

– вывод из эксплуатации устаревших и выработавших свой ресурс АЭС, ликвидацию ядерного и радиационного наследия, оставшегося со времен холодной войны и Советского Союза. Использование атомной энергии должно быть направлено на мирные цели в области медицины, науки и других высокотехнологичных отраслей.

Гидроэнергетика. На фоне успехов гидроэнергетики не стоит забывать и о минусах, которые она несет окружающей среде. Строительство крупных плотинных ГЭС сопряжено с существенными экологическими проблемами – затоплением больших территорий, изменением климата (например, в Красноярске из-за ГЭС не замерзает Енисей, лед не образуется на протяжении 80 километров вниз по течению от плотины гидростанции). Вывод ГЭС из эксплуатации требует больших бюджетных затрат.

Мы выступаем за развитие малой и альтернативной гидроэнергетики с использованием механической энергии приливов, волн, течений и тепловой энергии океана.

Преимущества малой гидроэнергетики – экологичность и низкая себестоимость производства энергии (в два раза ниже, чем на больших ГЭС). В Китае построено более 90 тысяч малых ГЭС, которые обеспечивают 30 процентов энергопотребления в сельских районах; США планирует ввести малые ГЭС суммарной мощностью 50 тысяч МВт. В России суммарная мощность малых гидроэлектростанций порядка 250 МВт.

Россия обладает колоссальными ресурсами для использования малой и альтернативной гидроэнергетики. Необходимо лишь направить финансовые ресурсы на развитие данных видов энергетики.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

Российское жилищно-коммунальное хозяйство находится в состоянии тяжелейшего системного кризиса. Экономика отрасли осуществляется при антинаучном подходе, вопреки здравому смыслу и общепринятым экономическим законам.

В 95% многоквартирных домов (МКД) не создано юридическое лицо из совладельцев для управления домом как единым объектом собственности и его эксплуатации. Реальное и легальное создание юридического лица в многоквартирном доме с большим числом совладельцев представляет сложную практическую задачу.

Поэтому число товариществ собственников жилья (ТСЖ), созданных и работающих по инициативе совладельцев, крайне мало (около 5% от общего числа МКД). При отсутствии органа внутреннего управления домом (ТСЖ, ТСН, ЖК, ЖСК и др.), как наиболее рационального инструмента для качественной и рентабельной эксплуатации объекта, власти навязывают неэффективное и затратное внешнее управление.

Внешняя и внутренняя инфраструктура жизнеобеспечения МКД на 2/3 изношена. Инвестиции на модернизацию «коммуналки», и в первую очередь инженерных систем, не поступают. Традиционные поставщики коммунальных ресурсов увлечены погоней за собственной прибылью, ростом собственных активов и дивидендов. Для этого ежегодно повышаются тарифы. Их рост с 2001 года составляет: на электроэнергию – 640%, природный газ – 730%, холодную воду – 810%, тепловую энергию – 940%. Нередко при этом наблюдается снижение качества, надежности и объемов поставляемого ресурса при попустительстве надзирающих органов.

Управление многоквартирным домом. Почему в настоящее время управление МКД с большим количеством собственников крайне неэффективно?

Во-первых, в большинстве случаев нет списка общего имущества МКД и его юридического оформления. Собственники не знают, чем они владеют, кроме своей квартиры, а управляющая организация не знает, что передано ей в управление. Поэтому необходимо введение и юридическое закрепление понятия кондоминиума, с государственной регистрацией общего имущества МКД. При составлении реестра такого имущества приоритет должен отдаваться собственникам, им должны быть возвращены все помещения, которые в соответствии с проектом дома и де-факто используются для обслуживания дома. При строительстве новых домов в проектной декларации должно отдельной строкой указываться общее имущество МКД.

Во-вторых, не определен статус совета дома, крайне затруднена процедура его избрания, его полномочия зависят от решения собрания собственников, а полномочия председателя совета – от доверенностей собственников. В результате в абсолютном большинстве домов или отсутствуют советы домов, или они избраны без соблюдения законодательства и не защищают интересы собственников. Совет дома должен быть признан органом общественного самоуправления, включен в систему местного самоуправления с соответствующим финансированием, должен избираться в соответствии с избирательным законодательством одновременно с органами местного самоуправления. Полномочия совета дома должны быть четко закреплены законодательно и включать в себя приемку работ, выполненных управляющими организациями, и контроль качества представляемых услуг.

В-третьих, деятельность ТСЖ должна быть прозрачной, с тем чтобы любой собственник помещения в доме мог ее контролировать. Законодательно должны быть закреплены эффективные механизмы такого контроля со стороны собственников и государства, а также механизмы защиты прав меньшинства.

Жилищные услуги.Проживающие в многоквартирных домах люди хотят получать качественные и понятные жилищные услуги, иметь о них полную информацию, получать за них прозрачные и понятные счета. Необходимо иметь эффективные механизмы приемки выполненных работ и предъявления претензий в случае оказания некачественных услуг. Нужны простые и эффективные механизмы привлечения к ответственности управляющей организации в случае неисполнения ею своих обязательств. Потребитель должен платить только за реально полученные услуги.

Для этого необходимо:

1. Разработать типовой договор на управление общим имуществом МКД, содержащий все основные законодательно закрепленные нормы. Собственники не имеют необходимого юридического образования и опыта хозяйственного управления для того, чтобы на собрании принять основные положения договора на управление общим имуществом МКД, как этого требует Жилищный кодекс, и в результате управляющие организации навязывают кабальные договоры.

2. Неотъемлемой частью такого договора должен быть перечень детально прописанных услуг и выполняемых работ, оказываемых управляющей организацией.

3. На все выполняемые работы и основные услуги, оказываемые управляющей организацией, должно быть на государственном уровне утверждено описание этих услуг и работ и стандарты их выполнения. В случае если управляющая организация использует собственные стандарты таких услуг и работ, описание их и стандарты выполнения должны быть в обязательном порядке размещены на сайте управляющей организации.

4. Договор должен содержать механизмы ответственности обеих сторон за неисполнение своих обязательств. Ответственность должна быть материальная: если потребитель не оплатит полученные услуги, его накажут рублем, так и управляющая организация должна нести серьезные штрафные санкции за неисполнение обязательств по договору.

5. Государство должно обеспечить эффективный контроль за безопасностью проживания граждан и исполнение своих обязанностей обеими сторонами.

Тарифы.Потребителю коммунальных услуг нужны прозрачные и понятные тарифы на услуги. Сложилась совершенно неадекватная пропорция в оплате жилищно-коммунальных услуг: люди слишком много платят за электро- и теплоэнергию, в результате у них не остается нужных средств на ремонт и обслуживание самого жилья – тех самых стареющих и разрушающихся домов. Помимо комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры (включающего и производство, и транспортировку, и потребление), который позволит в два и более раз снизить итоговый размер платы за указанные услуги (через снижение тепловых потерь и более эффективное использование энергии теплоносителей), необходимо:

– во-первых, вывести монополии из-под действия закона о коммерческой тайне; провести независимый аудит всех монополий, начиная с «Газпрома»; обязать их выкладывать полную отчетность в Интернете в понятной для граждан форме, сделать прозрачным для граждан формирование тарифов и осуществлять крупные расходы только через публичные торги;

– во-вторых, осуществить продажу всех непрофильных активов монополий;

– в-третьих, повсеместно внедрять механизм электронных торгов для повышения доступа участников рынка;

– в-четвертых, необходима полная открытость информации по всем полученным коммунальным ресурсам и всем произведенным работам и оказываемым услугам по каждому дому. Только при этом условии возможен контроль над монополиями и работа по повышению энергоэффективности домов.

Монополии должны доказывать обществу, что не могут поставлять коммунальные ресурсы дешевле. При этом тарифная политика государства должна быть сбалансированной и учитывать интересы организаций, которые привлекают инвестиции в целях модернизации инженерной инфраструктуры и повышения энергетической эффективности. Прозрачные тарифы будут способствовать развитию конкуренции в сфере управления домами и формированию института эффективных собственников жилья.

Капитальный ремонт. Система финансирования капитального ремонта домов, созданная властью, неэффективна и несправедлива. Она закрепляет отказ государства от обязательств по капремонту домов, квартиры в которых были приватизированы. Вместо выполнения обязательств государство переложило всю тяжесть расходов на капремонт на собственников жилья, большинство из которых получило жилье в ходе приватизации.

Средства на капитальный ремонт с экономической точки зрения – это амортизационные расходы, которые начисляются на любой объект недвижимости, и именно из них капремонт и должен был финансироваться. Понятно, что эти средства, начисленные ранее, до приватизации жилья, сгорели в огне реформ начала 1990-х. Потом они не начислялись. Хотя требования законодательства и здравого смысла по финансированию капитального ремонта старых зданий с высокой амортизацией государством были очевидны, они не были исполнены. Вместо них с жителей домов собирают деньги на ремонт второй раз, поскольку первый раз эти средства собирались через заниженные зарплаты, перераспределение доходов и т.д.

Эта грабительская с экономической точки зрения система фактически облагает граждан «жилищным налогом», который граждане уплачивают, не получая взамен никакой обязанности властей отремонтировать их дом в необходимые сроки. Собираемые деньги попадают в полное распоряжение региональных властей, которые через региональных операторов могут фактически бесконтрольно распоряжаться ими. Собственники квартир при этом лишены даже контрольных полномочий и не могут влиять ни на сроки, ни на перечень работ по капитальному ремонту своего дома.

Создано две модели финансирования капремонта за счет собственников, и обе являются шагом назад, к экономически вредному для страны и людей механизму бесполезной растраты финансов.

Наиболее очевидно это на примере накопления собственниками средств на капитальный ремонт на специальном счете дома. На «длинные деньги», которые могут быть потрачены на капремонт через 20-25 лет, банки дают 2-3% годового дохода при инфляции 12-15%. В результате такие накопления будут очень быстро обесцениваться. Единственные, кто оказываются в выигрыше, – это банки.

Вторая модель – накопление средств в «общий котел» – также является экономически неэффективной. В стране создан коррупционно-бюрократический механизм, появились тысячи новых чиновников. При существующем уровне коррупции судьба собранных денег ни у кого не вызывает сомнения – они будут разворованы. Поэтому собственники массово отказываются платить эти взносы.

Проблема капитального ремонта может быть решена только путем активного участия собственников в ремонте своего дома. Бюджетные средства без контроля со стороны жителей всегда будут расходоваться неэффективно.

Мы считаем необходимым:

– признать капитальный ремонт государственным долгом перед гражданами, приватизировавшими жилье в не прошедших капитальный ремонт домах;

– за счет бюджетных средств выполнить капитальный ремонт (реконструкцию) ветхого и аварийного жилья;

– создать систему доступного кредитования работ по капитальному ремонту. Собственники должны платить только за выполненные работы с учетом снижения размера платы за коммунальные услуги. В домах, где признана задолженность государства за ранее невыполненный капитальный ремонт, уплата процентов по кредиту должна финансироваться за счет средств бюджета; также должны финансироваться отдельные виды работ.

Санация.Мы считаем наиболее подходящим для нашей страны опыт Восточной Европы по так называемой санации жилых домов. Санация – комплекс мероприятий по капитальному ремонту и модернизации, осуществляемый в первую очередь с целью получения энергосберегающего эффекта, а также для ликвидации морального износа здания. Она решает практически все проблемы здания. Перечень мероприятий, предусмотренных санацией, намного шире установленного действующим законодательством перечня работ по капитальному ремонту. При этом отселение жильцов не требуется. Основное отличие санации от нынешнего капремонта заключается именно в комплексном подходе.

Программа комплексной санации зданий будет включать в себя ряд обязательных (с точки зрения повышения энергоэффективности) мероприятий. К таким мероприятиям относятся: ремонт и утепление кровель, чердаков и фасадов; пристройка новых или обновление имеющихся балконов и лоджий; замена окон и балконных дверей; утепление перекрытий подвалов; обновление систем отопления, горячего водоснабжения и вентиляции; установка общедомовых и внутриквартирных приборов учета воды и тепла, а также приборов, позволяющих жильцам самостоятельно регулировать уровень тепла в квартирах. В домах с признанной задолженностью государства за ранее невыполненный капитальный ремонт указанные работы должны выполняться с обязательным привлечением государственных средств.

Комплексная санация и модернизация тепловых сетей позволят сократить размер платы за тепловую энергию минимум в 2 раза (прежде всего, за счет снижения объемов потребляемой тепловой энергии) и отказаться от сезонного профилактического отключения горячего водоснабжения. Правильно организованные мероприятия по проведению санации зданий приведут к повышению комфортности проживания на длительный период, обеспечению устойчивой экономии энергопотребления и повышению ликвидности жилья. Использование энергоэффективных технологий неизбежно приведет к снижению размера платы за коммунальные услуги. Освободившиеся средства собственники смогут направить на погашение кредитов.

В такой системе появятся стимулы для контроля за ремонтом со стороны жителей, а чиновники не смогут распоряжаться этими средствами как своей собственностью. Кроме того, это хороший способ стимулирования экономики. Ремонтно-строительные организации (как правило, это малый и средний бизнес) получат больше заказов и могут создавать новые рабочие места. Вырастет спрос на опытных специалистов – проектировщиков, инженеров, экономистов, управляющих жилой недвижимостью. Увеличится потребность в строительных материалах, окнах, сантехнике и т.д., что приведет к появлению новых современных предприятий по их производству (в непосредственной близости от места проведения санации).

Благодаря применению европейского опыта санации, а также с учетом предусмотренных программой «Земля – Дома – Дороги» темпов возведения нового жилья острота проблемы ветхого и аварийного жилья в стране будет снята в течение первых 3-4 лет реализации программы.

 

Жилищная политика

Системный кризис в ЖКХ – во многом результат неграмотной жилищной политики, которая привела к созданию в России своеобразного многоквартирного дома несистемного вида, не имеющего аналогов в мировой практике. Здесь в пределах одного дома живут как владельцы, так и социальные наниматели жилья, с разными правами и обязанностями, разными юридическими отношениями с государством. Возник также многомиллионный класс бедных совладельцев МКД, которые не готовы содержать дома.

Основные характерные признаки такого дома-конгломерата:

– смешение форм собственности, найма и аренды: собственники частных, федеральных, региональных и муниципальных квартир; коммерческие и социальные наниматели частного, федерального, регионального и муниципального жилья; собственники, арендаторы и субарендаторы нежилых помещений, расположившихся в многоквартирном доме;

– смешанный социальный состав жителей дома, сильная социальная неоднородность. Социальное расслоение жителей постоянно провоцирует серьезные разногласия. Объединение интересов людей и направление их на эффективное и безопасное содержание своего дома осуществляется с большим трудом, огромными временными и финансовыми затратами при минимально достигаемых результатах.

МКД-конгломерат стоит на государственной (муниципальной) земле. Это позволяет государственным (муниципальным) властям активно вмешиваться в дела совладельцев МКД, фактически бесконечно и беспрепятственно навязывать им свои решения и условия.

Жилищная политика, породившая несистемное жилье, серьезно ограничила возможности для развития системных многоквартирных домов: муниципальных арендных (социальное жилье для бедных и тех, кто не может самостоятельно решить свои жилищные проблемы), кондоминиумов (дом с земельным участком как единый комплекс коллективной формы собственности и управления), частных доходных (где частный домовладелец сдает внаем жильцам жилые помещения по коммерческим ценам без права приватизации). Отсутствие МКД широкого ряда (муниципальных арендных, кондоминиумов, частных доходных) не позволяет сделать жилье доступным для граждан всех социальных категорий.

Несмотря на огромные территории, застройка в России ведется очень плотно. Фактически, основным видом жилищного строительства является возведение многоквартирных домов. Строительная отрасль не рассматривает всерьез малоэтажное строительство в связи с высокой стоимостью земельных участков и подключения к коммуникациям. При этом нарушаются все нормативы обеспечения жителей зелеными насаждениями, учреждениями образования и здравоохранения, социальными, культурными, досуговыми центрами, спортивными объектами.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал