Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса




Учащиеся должны знать:

u авторов, названия прочитанных произведений;

u содержание, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

u тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

u основные признаки изученных теоретических понятий: миф, притча, басня, «эзопов язык», аллегория, повесть, юмор, роман, приключенческий роман.

Учащиеся должны уметь:

u правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;

u выделять смысловые эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изученном произведении;

u определять и формулировать тему, идею, проблематику художественного произведения;

u осознанно выделять и объяснять роль изученных изобразительно-выразительных средств в произведении;

u различать лирические и эпические произведения;

u владеть различными видами пересказа; устно и письменно составлять простой (сложный) план к тексту художественного произведения, статье учебника с детализированием одного или нескольких пунктов;

u строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

u участвовать в диалоге по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения и аргументировано отстаивать свою;

u воссоздавать в воображении художественные образы и картины, созданные писателем, словесно воспроизводить их;

u составлять план индивидуальной характеристики литературного героя;

u давать индивидуальную и сравнительную характеристику персонажам с использованием портретных, пейзажных описаний, авторского отношения к герою;

u аргументировать принадлежность произведений литературы (мифологии, фольклора) к определённому жанру; обосновывать смысл названия изученного произведения;

u комментировать интерпретации изученного художественного произведения в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного отношения к произведениям искусства;

u выполнять устные и письменные творческие работы (сочинение-рассуждение о герое, основных проблемах, причинах популярности изучаемого произведения; отзыв о прочитанном художественном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актёрском чтении; сочинение по литературным произведениям на основе жизненных впечатлений и др.

 

Класс

(2 часа в неделю; за год — 70 часов)

Всего — 70 часов

Развитие речи — 2

Внеклассное чтение — 2

Контрольная тестовая работа — 2



Контрольное сочинение — 2

Литература родного края — 1

Текстуальное изучение произведений — 61

 

 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
ВВЕДЕНИЕ Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе. Обучающийся: ü обосновывает тезис «Человек – главный объект изображения художественной литературы»; ü раскрывает значение личности автора, его миропонимания и отношения к изображаемым героям в художественном произведении;
  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  
Предания.Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки – Ведьмы», «Петр и плотник» Теория литературы. Предания (начальные представления). ü знает содержание преданий, формулирует их главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведений; ü объясняет смысл названия произведений;
Русские былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко». Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. Главные герои русских былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович). Бескорыстное служение героев родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства. «Вольга и Микула Селянинович».Прославление мирного труда в былине. Эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Роль детальных описаний, постоянных эпитетов и гипербол в былине. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник».Героическое содержание и патриотический смысл былины.Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Гиперболизм в изображении героев и событий, роль повторов и постоянных эпитетов, особенности языка былины. Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины.Тема торговли и социальногоустройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами. Историческое прошлое и вымысел в былине. Поэтичность былины. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). Межлитературные связи. Русские былины и украинские думы. Взаимодействие искусств. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. В.Васнецов «Богатыри». И.Репин «Садко», К.Васильев «Вольга», «Вольга и Микула», «Садко и Владыка морской». Иллюстрации И.Билибина, гравюра Е.Кибрика, декоративные панно М.Врубеля и Н.Рериха. Музыка. А.Бородин «Богатырская симфония». Р.Глиэр. Симфония №3 «Илья Муромец», В.Серова. Опера «Илья Муромец». Н.Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко». Кино, мультипликация. Х/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. А.Птушко, СССР, 1956), «Садко» (реж. А.Птушко, СССР, 1952), м/ф «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (реж. В.Торопчин, Россия, 2007). Скульптура. Памятник Илье Муромцу в России (Муром, скульпт. В.Клыков). Межпредметные связи. Русский язык. Архаизмы. История. Исторический прототип образа Ильи Муромца. Для внеклассного и семейного чтения. «Авдотья Рязаночка» (былины в пересказе Б.Шергина), «Богатыри и витязи русской земли» (сост. Н.И.Надеждина). ü рассказывает о возникновении и бытовании былин, об особенностях их исполнения; ü объясняет, как в былинном эпосе отразились народные представления о человеке и смысле его жизни; ü называет главных героев русских былин; ü раскрывает идейно-тематическое содержание былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» («Вольга и Микула Селянинович», «Садко»); ü выразительно читает былину; ü характеризует главных героев былины, даёт им собственную оценку; ü пересказывает близко к тесту отрывок, повествующий о единоборстве Ильи Муромца и Соловья Разбойника; ü объясняет, в чём сущность подвига Микулы Селяниновича, определяет отношение народа-сказителя к главному герою былины; ü отмечает особенности конфликта в былине «Садко»; ü составляет цитатный план былины и пересказывает произведение близко к тексту на основе составленного плана; ü находит в тексте былины детальные описания, гиперболы, постоянные эпитеты, повторы объясняет их роль в произведении; определяет исторические факты и вымысел в былине, объясняет их значение; ü высказывает своё мнение о популярности образа Ильи Муромца; сравнивает интерпретации образов былинных богатырей (Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, Садко) в различных видах искусства, передаёт собственное впечатление от восприятия произведений; ü раскрывает понятия былина, былинный стих, гипербола, постоянные эпитеты; приводит примеры, объясняет их значение;
КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе. ü знает содержание изученного произведения; ü характеризует героя произведения с учетом проблемного вопроса, поставленного учителем; ü сопоставляет двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним; ü высказывает свое отношение к прочитанному;
«Песнь о Роланде» (французский народный эпос; фрагменты — по выбору учителя) «Песнь о Роланде» - героический эпос эпохи средневековья. Воплощение в Роланде героико-патриотического идеала французского народа. Монументальность образов, гиперболизация. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе Для внеклассного и семейного чтения. «Песнь о Нибелунгах». «Давид Сасунский» ü знает содержание изученного произведения; ü характеризует героя произведения с учетом проблемного вопроса, поставленного учителем; ü высказывает свое отношение к прочитанному;
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений). ü раскрывает смысл пословиц и поговорок; ü объясняет, чем пословица отличается от поговорки; ü комментирует суть прочитанных пословиц и поговорок, использует их в речи; ü сравнивает пословицы и поговорки разных народов;
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от её социального положения. Поэтизация земной любви, прославление душевной красоты и взаимопонимания, утверждение святости брачных уз и семейных ценностей. Своеобразие сюжета повести, переплетение традиций фольклора (мотивы змееборчества, «мудрой девы») и литературы о святых. Особенности языка произведения. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). Межлитературные связи. Мотив «мудрой девы» в сказках народов мира. Взаимодействие искусств. Иконопись. Иконы Петра и Февронии, А.Рублёв «Троица». Музыка. Н.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феврониии». Скульптура. Скульптурные композиции, посвященные Петру и Февронии Муромских в городах России (Муром, Ярославль, Сочи, Ульяновск). Мультипликация. М/ф «Сказание о Петре и Февронии» (реж. Н.Михайлова, Россия, 2008). Для внеклассного и семейного чтения. Из «Повести временных лет» («Сказание о Кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»), «Повесть о Горе-Злочастии». ü знает содержание повести; ü раскрывает гуманистический пафос произведения, его назидательный и религиозный смысл; ü выразительно читает отрывки из повести; ü словесно рисует портрет главной героини; ü даёт характеристику героев повести, высказывая собственную оценку; ü отмечает занимательность и напряжённость сюжета, диалогичность и лиризм повествования; ü находит и комментирует в повести фольклорные мотивы (мотивы змееборчества, «мудрой девы»); ü отмечает общую тональность повести и иконы Андрея Рублёва «Троица» (внутренняя красота, умиротворённость, жертвенная любовь); ü высказывает своё мнение об актуальности повести в наши дни;
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА  
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 - 1765) Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»(отрывок).Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы.Ода (начальные представления). ü рассказывает о Ломоносове, используя ранее полученные сведения; ü выразительно читает оду; ü раскрывает идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие оды; ü выражает собственное отношение к прочитанному; ü объясняет понятие ода; доказывает принадлежность произведения к данному жанру;
Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743 - 1816) Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Для внеклассного и семейного чтения. М.В.Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…» и другие стихотворения (по выбору учителя). Г.Р.Державин. Стихи (по выбору учителя). ü рассказывает о поэте; ü выразительно читает стихи; ü раскрывает их идейно-тематическую сущность и художественное своеобразие; ü называет и отмечает роль изобразительно-выразительных средств поэтического языка; ü выражает собственное отношение к прочитанному;
  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА  
Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837) Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель».Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести.   Теория литературы.Понятие о композиции произведения. . Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений). Межлитературные связи. Библейская легенда о блудном сыне. История Петербурга. Полтавская битва. Межпредметные связи. История : Культура Киевской Руси, ее быт и нравы. Русский язык. Архаизмы. Историзмы. Устаревшая лексика. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина; иллюстрации М.Добужинского, Д.Шмаринова, В.Милашевского. Кино. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.2.» (реж. В.Сторожева, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 1999), «Станционный смотритель» (реж. С.Соловьев, СССР, 1972), Скульптура. Памятники А.С.Пушкину в Киеве, скульпт. А.Ковалёв; Одесса, скульпт. Ж.Полонская; Каменка, скульпт. В.Шатух; бюст в Кишинёве, скульпт. А.Опекушин. Для внеклассного и семейного чтения. А.С.Пушкин «Обвал», «Редеет облаков летучая гряда», «Бесы», «Песни о Стеньке Разине» и другие произведения (по выбору учителя).     ü рассказывает об А.С.Пушкине, используя ранее полученные знания; ü знает содержание прочитанных произведений; ü раскрывает идейный смысл произведений; ü отмечает особенности поэтического языка произведений; ü раскрывает летописный источник «Песни…»; объясняет тему произведения «Песнь о вещем Олеге»; ü характеризует образы князя Олега и кудесника; ü знает содержание повести «Станционный смотритель», раскрывает её жизненную основу; ü объясняет сущность понятия композиция художественного произведения; ü отмечает особенности композиции произведения; ü выборочно пересказывает текст, объясняя роль пейзажа; ü характеризует главных персонажей повести «Станционный смотритель»; ü анализирует драматизм судьбы героини, привлекая библейскую притчу о блудном сыне; ü дает собственную оценку прочитанному произведению; ü называет и раскрывает особенности пушкинской прозы; ü приводит примеры интерпретаций пушкинских произведений в других видах искусства, сравнивает их и передаёт свои впечатления от восприятия;
Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 - 1841) Краткий рассказ о писателе. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы. Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)- готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива».Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Музыкально-ритмическое единство стихотворения, яркость и выразительность поэтических картин, глубокий лиризм.   Теория литературы.Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений). Межлитературные связи.Влияние М.Лермонтова на творчество поэтов разных стран. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет М.Лермонтова работы П. Заболоцкого; И. Орлов «Вечерняя молитва». Иллюстрации И. Репина, Ф. Константинова. Музыка. Романсы на стихи М.Ю.Лермонтова: «Молитва» (муз. П.Булахова, исп. Н.Обухова). Театр, телевидение. Лермонтовские моноспектакли И.Андронникова. Скульптура. Архитектурный комплекс, посвящённый М.Ю.Лермонтову в Москве (скульпт. И.Бродский). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю. Лермонтов«Пленный рыцарь», «Ветка палестины», «Корсар», «Беглец», «Воздушный корабль», «Боярин Орша».   ü рассказывает о М.Ю.Лермонтове с привлечением ранее полученных знаний; ü выразительно читает, в том числе и наизусть, стихотворения поэта; ü высказывает свое отношение к прочитанным произведениям; ü раскрывает трагические мотивы одиночества, непонимания, страдающего человеческого сердца в лирике Лермонтова; ü объясняет идейный смысл изученных произведений и особенности мировосприятия лирического героя; ü выделяет поэтические образы и картины в прочитанных стихотворениях и умеет объяснить их метафоричность; ü подбирает цитаты к устной характеристике внутреннего мира лирического героя; ü раскрывает сущность понятия лирический герой; ü знает содержание поэмы, выразительно читает ее отрывки; выявляет и объясняет мотивы поступков и поведения героев, характеризует их, комментирует необходимые фрагменты текста; дает собственную оценку героям поэмы, определяет авторское отношение к ним; раскрывает идейный смысл поэмы; отмечает особенности ее поэтического языка; ü называет отличительные признаки поэмы; приводит примеры эпического и лирического содержания в «Песне про… купца Калашникова»; ü отмечает особенности сюжета поэмы (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты и др.), свойственные народно - поэтическому творчеству;
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852) Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы. Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия) Межлитературные связи. Народные песни и думы. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Н.В.Гоголя работы Ф.Моллера. И.Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Запорожский полковник». А.Монастырский «Запорожец». С.Васильковский «Сторожа Запорожских вольностей». А.Лях «Полковничья думка», «Вольница» и др., иллюстрации Е. Кибрика, А.Бубнова, М.Дергуса, А. Герасимова, Д.Шмаринова, В.Ерко к повести. Музыка, балет. Н. Лысенко. Опера «Тарас Бульба». В.Соловьёв-Седой. Балет «Тарас Бульба». А.Майборода. Вокально-инстр. поэма «Запорожцы». Кино. Х/ф «Тарас Бульба» (реж. В.Бортко, Россия, 2008). Скульптура. Памятники Н.В.Гоголю в Нежине, скульпт. П.Забила; Полтава скульпт. Л.Позен; памятник Тарасу Бульбе на острове Хортица, скульпт. С.Канишев. Межпредметные связи. Украинская лексика в повести. История. Запорожская Сечь (XVI в.). Для внеклассного и семейного чтения. Н.В.Гоголь «Миргород» (повести – по выбору учителя)   ü рассказывает о писателе, привлекая ранее полученные знания; освещает связь Н.В. Гоголя с Украиной; ü знает содержание прочитанных глав повести; ü раскрывает идейно-тематическую сущность и проблематику повести; ü отмечает воплощенные в образе Запорожской Сечи мечты писателя о вольной жизни, основанной на равноправии и братстве; ü комментирует тезис «Тарас Бульба – характер, рождённый временем»; ü составляет план сравнительной характеристики персонажей (Остапа и Андрия); ü объясняет роль пейзажа и значение массовых сцен в повести; ü раскрывает художественное мастерство и особенности гоголевской прозы; ü выразительно читает наизусть отрывок из повести; ü отмечает характерные особенности героической повести на примере произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; ü называет и приводит примеры средств раскрытия образа Тараса Бульбы; ü называет произведения различных видов искусства, созданных по мотивам повести «Тарас Бульба», комментирует их и делится собственными впечатлениями от восприятия; ü размышляет о популярности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;
Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883) Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе». Красота и величие природы и человека как первоосновы бытия. Средства создания лирического героя. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре. Взаимодействие искусств.Живопись, фотоискусство. Портреты И.С.Тургенева работы И.Репина, К.Маковского, В.Перова и др. И.Дмитриев-Оренбургский «И.С.Тургенев на охоте». В.Маковский «Ночное» и др. Фотографии с изображением видов усадьбы Спасское-Лутовиново. Иллюстрации Е.Бём, Б.Дегтярёва, К.Лебедева, А.Пахомова и др. Скульптура. Памятники И.С.Тургеневу в России (Санкт-Петербург, скульпт. Я.Нейман, В.Свешников; Орёл, скульпт. Г.Бессарабский). Для внеклассного и семейного чтения. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Записки охотника».   ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа; ü находит в тексте и выразительно читает картины природы в рассказе, определяет, с помощью каких изобразительно-выразительных средств автор их создаёт; ü выразительно читает и комментирует отрывки, содержащие описание портретов героев и их поступков; ü характеризует образы крестьян с выявлением авторского отношения к ним (на основе самостоятельного анализа эпизодов); ü раскрывает философский смысл прочитанных произведений; ü анализирует лиризм стихотворений в прозе; ü определяет жанр прочитанных произведений; ü раскрывает сущность понятия стихотворение в прозе; ü выразительно читает наизусть стихотворение в прозе (одно по выбору ученика);
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 - 1878) Краткий рассказ описателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Для внеклассного и семейного чтения. Н.А.Некрасов «Песня Еремушке», «Несжатая полоса», «Саша». ü раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях; ü отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль; ü определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка;
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817 - 1875) Слово опоэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского«рыцарства», противостоящего самовластию. ü рассказывает о поэте; ü раскрывает идейно-тематическое содержание и художественное своеобразие баллады; ü выразительно читает балладу, ü характеризует главные образы, выражает собственное отношение к прочитанному;  
Михаил Евграфович САЛТЫКОВ — ЩЕДРИН (1826 - 1889) Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».   Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Для внеклассного и семейного чтения. М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки» (по выбору учителя).   ü рассказывает о писателе; ü знает содержание изученной сказки, характеризует ее персонажей, анализируя текст, содержащий приемы сатирического изображения; формулирует проблемы, раскрываемые в сказке (принимает участие в диалоге); ü раскрывает идейно-художественное своеобразие щедринской сказки как жанра, выросшего на основе народной сказки; ü объясняет глубину раздумий автора над историческими судьбами России, русского народа; ü определяет главный смысл и художественную значимость использования автором «эзопова языка»; ü высказывает собственное отношение к прочитанному;
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828 - 1910) Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении. Для внеклассного и семейного чтения. Л.Н. Толстой «Течение воды», «Три сына» и другие произведения (по выбору учителя). ü рассказывает об особенностях автобиографического произведения в литературе; ü знает содержание изученных глав повести; пересказывает отрывки, связанные с описанием внутреннего мира главного герояНиколеньки Иртеньева; ü характеризует его образ и образы других героев, используя портретные описания; ü высказывает собственное отношение к прочитанному, участвует в дискуссии; выразительно читаетмонологи главного героя о матери; ü объясняет значениепонятий «сюжет» и «композиция художественного произведения», называет их элементы; раскрывает значение описаний портрета (на материале повести Л. Толстого «Детство»); ü пишет рассказ«Чем мне нравится Николенька Иртеньев» («Чем мне нравится Наталья Савишна») или на другую тему.
Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904) Краткие сведения об авторе. «Хамелеон».Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». Диалоги и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. Художественные особенности рассказов А.П.Чехова. Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Антитеза. Художественная деталь. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.П.Чехова работы И.Браза. Иллюстрации С.Герасимова, Н.Вышеславцева, С.Алимова, А.Базилевича, Б.Калаушина, Кукрыниксов и др. Телевидение, мультипликация. Чтение рассказов А.П.Чехова в исполнении И.Андронникова; м/ф «Человек в пенсне» (реж. П.Сухих, Россия, 2009), «Очумелов» (реж. А.Дёмин, Россия, 2009). Скульптура. Памятники А.П.Чехову в России (Таганрог (скульпт. И. Рукавишников), Звенигород (скульпт. В.Курочкин), Ялта ( скульпт. Г.Мотовилов). ü рассказывает о писателе; ü знает содержание прочитанных рассказов; ü выразительно читает в лицах и комментирует диалоги; ü характеризует главных героев; ü определяет роль художественной детали; ü называет и раскрывает средства создания комического в прочитанных рассказах; ü объясняет смысл названия произведений; ü определяет художественные особенности рассказов А.П.Чехова; ü аргументирует принадлежность изучаемого произведения к жанру рассказа; ü раскрывает понятия антитеза и художественная деталь; ü высказывает своё мнение об актуальности рассказов Чехова в наши дни;
  ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА  
Иван Алексеевич БУНИН (1870 - 1953) Сведения о писателе. «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости. Теория литературы. Понятие о рассказе (обогащение знаний). Для внеклассного и семейного чтения. И.А.Бунин «Первая любовь» и другие рассказы (по выбору учителя)   ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа, формулирует его главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведения; ü анализирует сложившуюся драматическую ситуацию как средство раскрытия характеров героев; ü объясняет смысл названия;
Максим ГОРЬКИЙ (1868 - 1936) Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет. ü рассказывает о писателе; ü знает содержание повести, формулирует ее главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведения; ü показывает, как автор раскрывает психологию героев с помощью портретной характеристики; ü может проследить взаимоотношения обитателей дома Кашириных; ü выбирает цитаты для характеристики героев; дает собственную оценку их поступкам; ü может показать роль бабушки в формировании нравственного мира Алеши; ü знает содержание «Легенды о Данко»; анализирует текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни и накал страстей;
Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (1871 - 1919) Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа, формулирует его главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведения;
Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893 - 1930) Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразиестихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.   Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). ü рассказывает о писателе; ü знает сюжет, тему и идею стихотворения; ü обращает внимание на то, что фантастический сюжет обставлен реалистическими деталями; ü выясняет, что фантастический сюжет стихотворения является только прихотливой рамой и художественным методом постановки и раскрытия важной темы о роли и значении поэта в общественной жизни; ü анализируя художественные особенности стихотворения, обращает внимание на изобразительность поэтического языка; ü выразительно читает произведение;
Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов) (1899-1951) Краткие сведения о писателе. «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. Кротость и смирение, жертвенность и душевная щедрость главного героя произведения. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А.Платонова. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.П.Платонова работы Н.Ромадина. Скульптура. Памятник А.Платонову в Воронеже (Россия, скульпт. И.Дикунов и Э.Пак). Для внеклассного и семейного чтения. А.П.Платонов. Рассказы (по выбору учителя).   ü знает содержание рассказа, раскрывает основную мысль прочитанного; ü рассуждает об авторском замысле рассказа; ü размышляет о значении сочувствия и сострадания в жизни человека; ü характеризует главного героя, мотивы его поведения, высказывает свое отношение к прочитанному;
  Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890 - 1960) Слово о поэте. «Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представления) ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы, оперирует понятием эпитет, приводит примеры; ü сопоставляет звучание, ритм стихотворений;
  Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971) Краткие сведения о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы, оперирует понятием эпитет, приводит примеры; ü сопоставляет звучание, ритм стихотворений;
ЧАС МУЖЕСТВА Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Взаимодействие искусств. Живопись. К.Васильев. «Прощанье славянки». П.Кривоногов. «Защитники Брестской крепости». А.Дейнека. «Оборона Севастополя». А.Широков. «За Родину!» и др.). Цикл гравюр С.Красаускаса «Вечно живые», плакаты «Родина-мать зовёт» (худ. И.Тоидзе), «Кто с мечом к нам войдёт…» (худ. В.Иванов). Музыка. Д.Шостакович. «Симфония №7», песни о Великой Отечественной войне («Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова), «Тёмная ночь» (сл. В.Агатова, муз. Н. Богословского), «Москвичи» (сл. Е. Винокурова, муз. А. Эшпая), «До свиданья, мальчики» (сл. муз. Б.Окуджавы) и др.). Скульптура. Мемориальные комплексы: «Поклонная гора» (Россия, Москва); «Мамаев курган» (Россия, Волгоград); «Хатынь» (Белоруссия, Хатынь); Памятники «Воин-освободитель» (Германия, Берлин; скульпт. Е. Вучетич), «Алёша» (Болгария, Пловдив; скульпт. В. Радославов, Л.Далчев, Т.Босилков и др.), и др. Межпредметные связи. История. Вторая мировая война (1939-1945).Великая Отечественная война (1941-1945). Для внеклассного и семейного чтения. Б. Васильев«Завтра была война», В. Быков«Сотников», А.Лиханов «Последние холода», Э.Умеров «Одиночество». ü рассказывает о теме Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов; ü передает в форме связного высказывания собственные впечатления от восприятия стихотворений о войне; ü отмечает ведущие мотивы и проблемы лирики военных лет; ü раскрывает художественное своеобразие изученных стихотворений; ü выразительно читает стихотворения; ü размышляет о необходимости сохранения памяти о павших героях;
Федор Александрович АБРАМОВ (1920 - 1983) Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади», Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.   Теория литературы. Литературные традиции. ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа, формулирует его главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведения;
Евгений Иванович НОСОВ (1925 - 2002) Краткий рассказ описателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа, формулирует его главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведения;
Юрий Павлович Казаков (1927 - 1982) Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа, формулирует его главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведения;
Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ (1906 — 1999) «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). ü называет и раскрывает основные проблемы произведения; ü формулирует его главную мысль; ü выражает собственное отношение к прочитанному;
«ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ»   Михаил ЗОЩЕНКО (1895 - 1958) Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. ü рассказывает о писателе; ü знает содержание рассказа, формулирует его главную мысль, выражает собственное отношение к прочитанному; ü называет и раскрывает основные проблемы произведения; ü объясняет сочетание смешного и грустного в рассказе писателя; ü объясняет смысл названия произведения; ü определяет способы изображения характера в произведении;
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...» Стихотворения о родной природе В.Я.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой...». С.Есенин «Топи да болота...». Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н.Рубцов «Тихая моя родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы, оперирует понятием эпитет, приводит примеры; ü сопоставляет звучание, ритм стихотворений;
  ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА И.А.Гофф «Русское поле». Б.Ш.Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н.Вертинский «Доченьки». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины, представленные в стихотворении; приводит примеры; ü сопоставляет звучание, ритм стихотворений;
  ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
Роберт БЕРНС(1759 — 1796) Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности, неиссякаемое жизнелюбие, воплощенные в стихотворении. Своеобразие ритмики, близость к народной песне. Теория литературы. Понятие о жанрах литературных произведений.   ü отвечает на вопросы учителя или учебника, проверяющие усвоение сведений о жизни и творчестве Роберта Бернса; ü передает собственные впечатления от восприятия стихотворения; формулирует его главную мысль; объясняет, что сближает стихотворения Р.Бернса с народными песнями; выразительно читает стихотворение;
  Джордж Гордон БАЙРОН (1788 — 1824) Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта. «Ты кончил жизни путь, герой!..».Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. ü рассказывает о Дж. Байроне, об основных мотивах его творчества; ü выразительно читает и комментирует стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!...», раскрывает мысли и чувства, переданные автором; формулирует тему стихотворения;
ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ Японские трехстишия (хокку). Мацуо БАСЁ (1644 — 1694). Кобаяси ИССА (1763-1827) Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку) ü объясняет художественное своеобразие хокку, выразительно читает их и комментирует, высказывая собственное отношение к прочитанному; словесно рисует картины к японским хокку;
О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910) Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви («Дары волхвов»). Способность к самопожертвованию ради близкого человека как отличительная черта героев. Смысл названия и гуманизм новеллы О.Генри. Особенности художественного мастерства писателя. Теория литературы.Понятие о новелле. Межлитературные связи. Библейская легенды о рождении Иисуса Христа, библейские образы (Далила, царица Савская, царь Соломон, волхвы, Моисей). Взаимодействие искусств. Живопись. П.Брейгель Старший, Ф.Анджелико, С.Ботичелли «Поклонение волхвов». Иллюстрации П.Дж.Линча. Кино. Х/ф «Великий утешитель» (реж. Л.Кулешов, СССР, 1933), «Не буду гангстером, дорогая» (реж. А.Пуйпа, СССР, 1978). Скульптура. Скульптурная композиция, посвящённая О.Генри в США (Гринсборо, скульпт. М.Дж.Кирби-Смит). ü рассказывает о писателе; ü знает содержание изучаемой новеллы, высказывает своё впечатление от прочитанного; ü на материале одной из новелл раскрывает мир большого города и судьбу маленького человека в нем; ü формулирует главную мысль прочитанного произведения; ü привлекает библейские легенды для комментирования подтекста произведений (о рождении Иисуса Христа – новелла «Дары волхвов»); ü выразительно читает в лицах диалоги; ü готовит выборочный пересказ новеллы с выражением собственного отношения к героям; ü рассуждает о необходимости и значении самопожертвования в жизни человека; ü составляет устный отзыв о самостоятельно просмотренном кинофильме по мотивам новелл О.Генри; ü раскрывает сущность понятия новелла, на примере прочитанного произведения доказывает его принадлежность к новелле;
Рей Дуглас БРЭДБЕРИ ((1920 - 2012) Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Боль за человека, предупреждение о возможных опасностях и последствиях уже содеянного, проблемы дальнейшего развития цивилизации в произведениях Р. Брэдбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. Взаимодействие искусств. Кино. Т/с «Театр Рэя Брэдбери» (реж. Р. Брэдшоу, Б. Мак Дональд и др, США – Канада – Франция, 1985-1992), х/ф «451° по Фаренгейту» (реж. Ф.Трюффо, Франция, 1966). ü знает содержание рассказа; ü определяет тему и основную мысль прочитанного произведения; ü размышляет над проблемами, которые раскрываются в прочитанном произведении; ü объясняет смысл названия рассказа Р. Брэдбери; ü объясняет понятие фантастика.

 



 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал