Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательное развитие. Реализация системы национально-регионального компонента требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края




Реализация системы национально-регионального компонента требует от педагогов глубоких знаний особенностей природы родного края, культуры, истории, обычаев, традиций народов, населяющих республику. Донести эти знания детям, погрузиться в самобытную атмосферу жизни народов УР, познакомиться с многонациональной культурой поможет специально организованная предметно-развивающая среда, в том числе мини-музей краеведения в детском саду. Экспонатами здесь служат национальная одежда, украшения, изделия народных промыслов. Имеются слайды, фотографии деятелей культуры, аудио- и видеозаписи, книги, газеты, журналы.

Региональная программа дошкольного образования «Детям об Ижевске» Г.А.Корняевой предполагает ознакомление детей дошкольного возраста (5-7лет) с городом Ижевском (историей образования города, архитектурными строениями, памятниками, с людьми, прославившими город, и с наиболее важными и интересными событиями из жизни города). Программа базируется на концептуальных подходах программы Т.Н. Дороновой «Радуга» и может использоваться как самостоятельная программа по ознакомлению детей с 5 до 7 лет с городом Ижевском или служить региональным компонентом во всех разделах программы «Радуга» и других программ дошкольного воспитания и образования, по которым работают детские сады города Ижевска. И Удмуртской республики.

Цель программы: Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста краеведческих знаний, стремлений к дальнейшему получению информации, формирование духовно-нравственных основ и ценностей. Воспитание будущего хозяина своего города.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему, учить видеть историю вокруг себя.

2. Приобщать к культуре и традициям города.

3. Формировать у детей бережное, созидательное отношение к городу.

4. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы.

5. Дать детям интересную содержательно-упорядоченную информацию о городе.

6. Познакомить с причинно-следственными связями, как одним из жизненно-важных и необходимых условий целостности нашего мира.

Для реализации поставленных задач работу с детьми необходимо осуществлять в двух направлениях, рекомендуемых программой «Радуга».

1. Направление – знакомить детей с интересными фактами, сведениями о городе Ижевске.

2. Направление - создать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность:

а) дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о городе;

б) овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт; просмотр художественных фильмов, спектаклей; посещение кружков, экскурсий и др.)



 

В программе учтены:

- возрастные особенности детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;

- создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка;

- уважение к личности ребенка;

- обеспечение качественной подготовки к школе.

 

Содержание программы носит развивающий и воспитывающий характер. Она составлена на основе принципов доступности и последовательности. Программа «Детям об Ижевске» предусматривает всестороннее воспитание ребенка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое, патриотическое. Она разработана и апробирована в детском саду с 1997 г. и показала практическую значимость в работе с детьми:

 

- дети с удовольствием рассказывают о памятниках архитектуры;

- о строительстве поселка на реке Иж;

- когда и кто основал город;

- об истории Ижевского цирка;

- об истории улиц (М.Горького, Советской, Пушкинской);

- о знаменитых людях города ( Г.А.Кулакова, М.Т.Калашников, А.В.Мамонтов);

- о современных архитектурных сооружениях и т.д.

 

Содержание программы представлено двумя блоками:

Первый блок – прошлое города Ижевска.

Второй блок – наш город сегодня.

 

В I блоке – «Прошлое города Ижевска» - рассматривается его историческое прошлое через такие формы работы как:

- организованные занятия;

- поисково-исследовательская , краеведческая деятельность детей и педагогов (создание «Комнаты удмуртского быта», краеведческих уголков в группах);



- просмотр исторических фильмов, слайдов, рассматривание иллюстраций;

- экскурсии, целевые прогулки;

-дидактические игры;

-праздники и развлечения.

 

II блок – «Наш город сегодня» - включает в себя все вышеназванные формы работы, но особо значимыми являются:

- экскурсии;

- встречи с интересными и знаменитыми людьми (художники, поэты, спортсмены, композиторы и т.д.);

- посещение и организация выставок;

- интегрированные занятия.

 

Формы подачи материала по ознакомлению детей с городом:

 

1. Обучающая или информационная непосредственно образовательная деятельность (НОД) – передача детям определенных не известных им ранее фактов и сведений о городе.

2. НОД на закрепление – работа с картой, викторины и т.д.

3. Игровая деятельность – конструирование, сюжетно-ролевая игра, настольная игра в лото и т.д.

4. Трудовая деятельность – уборка территории детского сада, близлежащей улицы, парка и т.д.

5. Наблюдения, прогулки, экскурсии.

6. Просмотр слайдов, картин, иллюстраций, открыток, альбомов и телепередач, используя прием сравнения старого и нового с целью приучить детей самостоятельно анализировать.

7. Сотрудничество с Национальным музеем Удмуртии (экскурсии, посещение выставок и встречи с сотрудниками музея).

8. Встречи со знаменитыми людьми города Ижевска.

9. Сотрудничество с семьей в поисках интересных сведений о городе Ижевске:

- беседы с приглашением дедушек, бабушек об истории тех мест, где они сейчас живут, где жили, что было на том месте, какими были детские сады раньше и др.;

10. Знакомство с наиболее важными и интересными событиями из жизни города : «А знаете ли вы?», «Сейчас узнаем».

11. Праздники и развлечения.

12. НОД по ИЗО («Мы рисуем город Ижевск», «Моя улица», «Мой дом», и т.д.)

13. НОД по музыке (разучивание песен об Ижевске).

14. НОД по теме, предложенной самими детьми.

 

Подача нового материала периодически прерывается и предлагается детям просто беседа о том, где они побывали с родителями, что нового и интересного узнали о своем городе. Используется традиция «Утро радостных встреч». Где дети, принесшие картинку или книжку, сами продемонстрируют ее детям, попутно объясняя те или иные иллюстрации и тексты.

 

В ДОУ активно действует инновационный интегрированный проект «Скаутский рюкзачок».

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал