Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ




Под дебиторской задолженностью (ДЗ) (англ. — receivables; debt, debtors) понимают обязательства покупателей и заказчиков (а также других контрагентов) погасить обязательства за отгружен­ную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги. Ее подразделяют на текущую (англ. — current receivables), которая должна быть погашена в течение одного года или операционного цикла, и нетекущую (англ. — noncurrent receivables). Величина деби­торской задолженности определяет размер вложений (инвестиций) в счета дебиторов, например, покупателей и заказчиков. Наибольшая величина ДЗ в общей сумме приходится на расчеты с покупателями (заказчиками), показатели оценки которой в дальнейшем мы и рас­смотрим. Анализ суммы ДЗ проводят с целью сопряжения размера ожидаемых поступлений с погашением в установленные сроки обя­зательств (кредиторской задолженности) в разрезе покупателей (за­казчиков), авансов выданных, а также сроков погашения задолжен­ности, географического сегмента расположения покупателей, реа­лизуемых видов товаров и товарных групп и др.

Дебиторскую задолженность, отражаемую в финансовой отчет­ности российских предприятий по стр. 1230 «Дебиторская задолжен­ность» бухгалтерского баланса, можно классифицировать по следу­ющим признакам: * элементам:

- покупателям и заказчикам, по продаже товаров, передаче ре­зультатов выполненных работ и оказанных услуг;

- авансам выданным;

- векселям, срок поступления по которым еще не наступил;

- дисконтированным (учтенным) в банках векселям;

- векселям, в случае, когда денежные средства по ним в срок не поступили;


*- внутрихозяйственным расчетам с филиалами, представи­тельствами и иными обособленными подразделениями, вы­деленными на отдельные балансы, включая задолженность дочерних (зависимьгх) обществ;

— расчетам с учредителями по вкладам в уставный (складоч­ный) капитал;

— расчетам с работниками по оплате труда;

— расчетам с прочими дебиторами: по налогам и сборам, стра­ховым взносам, задолженность подотчетных лиц, с персона­лом по прочим операциям и др.;

срокам погашения:краткосрочная (до 30 дней), среднесрочная
(от 30 дней до 1 года) и долгосрочная (свыше 1 года) на дату
проведения ее инвентаризации (составления финансовой отчет­
ности).

В пояснении к бухгалтерскому балансу по стр. 1230 «Дебиторская задолженность» может раскрываться сумма дебиторской задолжен­ности по платежам, которые ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной'даты или более чем через 12 месяцев после отчетной даты, которая считается существенной. Задолженность считается суще­ственной, если ее раскрытие является существенным для оценки заинтересованными пользователями финансового положения или финансовых результатов деятельности предприятия (Примечание 2 к Бухгалтерскому балансу, утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н). Предприятие самостоятельно определяет кри­терий существенности и прописывает его в учетной политике для целей бухгалтерского учета, согласно п. 9 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность органи'зации», утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010);



наличию обеспечения погашения:обеспеченная гарантиями (за-лбг, независимая гарантия, поручительство и др.) и необеспе­ченная;

сроку исполнения:срочная'— срок исполнения которой не на­ступил; отсроченная — срок продлен сторонами сделки; про­сроченная — срок пропущен (сомнительная, безнадежная);

• востребованию: истребованная и неистребованная. Истребован­ная дебиторская задолженность — погашенная должником сумма просроченной дебиторской задолженности в результате принятия к нему досудебных и судебных мер воздействия, пре­дусмотренных законодательством. Неистребованная — по кото­рой предприятие-кредитор не исполнило или не исполнило полностью предусмотренные законодательством мероприятия по возврату суммы долга;

• возможности возврата: надежная, сомнительная, безнадежная. Задолженность можно условно считать надежной, когда име-

170


ются гарантии ее возврата и контрагент не отказывается от по­гашения. Сомнительная задолженность — задолженность, кото­рая не погашена в срок и не имеет обеспечения. Безнадежная задолженность — задолженность, нереальная к взысканию, и по которой истек срок исковой давности. Общий срок исковой давности составляет согласно ст. 196 ГК РФ 3 года. При возник­новении безнадежного долга вследствие неплатежеспособности дебитора приказом руководителя предприятия ДЗ списывается на финансовые результаты (убытки). Эта задолженность, со­гласно плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяй­ственной деятельности организаций и Инструкции по примене­нию, утв. приказом Минфина России от 03.05.2003 № 38н (в ред. от 08.11.2010), также отражается на сч. 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». За ба­лансом она учитывается в течение 5 лет с момента списания с целью наблюдения за должником и изыскания возможности ее взыскания, если имущественное положение дебитора улуч­шится и он сможет рассчитаться по обязательствам. Возмож­ными причинами появления безнадежной задолженности могут быть ликвидация должника, его несостоятельность (банкрот­ство), пропущенный или не восстановленный срок исковой давности (ст. 200, 314 ГК РФ) и др.;



валюте долга:в национальной валюте и в иностранных валютах; виду расчетов(операциям): по товарным (расчеты за товары, ра­боты, услуги) и нетоварным операциям (расчеты с подотчет­ными лицами, по НИОКР, за жилищно-коммунальные услуги и др.);

месту возникновения:внутренняя (обязательства, возникшие в результате ведения хозяйственной деятельности, например, ра­ботников и персонала и др.) и внешняя (задолженность сторон­них организаций и лиц и др.);

типу должника:задолженность резидентов и нерезидентов; возможности планирования:планируемая и непланируемая. Пла­нируемая ДЗ возникает в соответствии с законодательством или с условиями договора, когда предусмотрена отсрочка (рас­срочка) оплаты или когда используют различные формы рефи­нансирования задолженности, например факторинг, форфей­тинг и др. Непланируемая — не предусмотренная законодатель­ством или договором, например возникающая в результате недостатков в ведении бухгалтерского и налогового учета, за­долженности лиц по выявленным хищениям и недостачам и др.; организации контроля:контролируемая и неконтролируемая. Контролируемая дебиторская задолженность считается таковой в случае наличия на предприятии системы контроля ее вели-

171


чины (роста), принциповий порядка делового общения с дебито рами. В противном случае ДЗ считается неконтролируемой, и е" реет ведет к снижению ликвидности предприятия. В общей сумме ДЗ основная доля приходится, как правило расчеты по товарным операциям (с покупателями и заказчиками) Расчет суммы остатка ДЗ на конец анализируемого периода произ­водится по выражению:

Сумма ДЗ на конец анализируемого периода = Сумма остатка ДЗ на начало анализируемого периода + Сумма ДЗ, возникшая в ана­лизируемом периоде при реализации товаров (работ, услуг) -- Сумма денежных поступлений по погашению ДЗ в анализируе­мом периоде.

Для оценки ДЗ рассчитывают и анализируют ряд показателей с целью определения возможности погашения должниками (дебито­рами) суммы долга и обеспечения ликвидности имущества. Основ­ные показатели оценки ДЗ в финансовой отчетности российских предприятий рассчитываются с использованием информации по стр. 1230 бухгалтерского баланса и пояснений к ней. Значения пока­зателей могут рассчитываться за период рремени или на опреде­ленную дату. В соответствии с МСФО обязательства покупателей (заказчиков) в ряде случаев отражаются в финансовой отчетности по приведенной стоимости (дебиторская задолженность дисконтиру­ется). Однако согласно п. 6.2. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от0.05.1999 № 32н (вред, от08.11.2010) (далее — ПБУ 9/99), в случае продажи продукции и товаров, выпол­нения работ и оказания услуг на условиях коммерческого кредита, когда предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты, выручка в бухгалтерском учете признается в полной сумме возникшей дебитор­ской задолженности, то есть не дисконтируется. Имеющееся проти­воречие планируется устранить в рамках введения в России стандар­тов МСФО, о чем свидетельствует формулировка п. 10 проекта но­вого ПБУ «Доходы организации»1, размещенного на сайте Минфина России, где величина будущих денежных поступлений оценивается по их приведенной стоимости.

Поэтому расчеты показателей оценки ДЗ, проводимые финансо­выми менеджерами, будут более достоверными в случае использова­ния дисконтированных сумм обязательств по расчетам с покупате­лями (заказчиками) на условиях отсрочки (рассрочки) оплаты. К числу основных показателей оценки ДЗ можно отнести:

1 Минфин России «Учет доходов», 2012. См.: http://www.minfin.ru/common/ img/uploaded/library/2012/06/PBU_9_Dokhody_-_dlya_razmesheniya_na^

sayte_-28.06.12.doc, 2012



 



 



 



 



 



 



 


• при действующей политике: 3 млн руб. х. З мес. : 12 мес. =
= 750 тыс. руб.

• * при новой политике: 3 млн руб. х 2 мес.: 12 мес. = 500 тыс. руб.

Дополнительная прибыль предприятия в случае сокращения ин­вестиций в ДЗ и с учетом нормы прибыли составит:

(750 тыс. руб. - 500 тыс. руб.) х 0,20 = 50 тыс. руб.

Величина скидки (стоимость) будет равна:

3 млн руб. х 0,3 х 0,05 = 45 тыс. руб.

Тогда эффект от применения скидки составит:

Эс = 50 тыс. руб. - 45 тыс. руб. = 5 тыс. руб.

Для оценки ДЗ могут использоваться и иные показатели, напри­мер сумма (доля) дебиторской задолженности за продукцию, име­ющую обеспечение; сумма (доля) резервов в общей сумме ДЗ и др.

Рост дебиторской задолженности можно оценивать с разных сто­рон. С одной стороны, в условиях конкуренции и стремления пред­приятия расширить рынки ее рост может свидетельствовать о спросе на продукцию (работы, услуги), что повышает ликвидность пред­приятия. С другой — неоправданный рост ДЗ может быть причиной срыва выполнения предприятием обязательств, снижения ликвид­ности и возникновения ситуации несостоятельности (банкротства) предприятия. Величина ДЗ предприятия меняется под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешними факторами пред­приятие управлять не в состоянии. Так, например, в условиях воз­никновения кризиса ликвидности и роста стоимости банковского кредита величина ДЗ предприятия возрастает. При снижении про­изводства в стране, например, в условиях кризиса, уменьшаются возможности предприятий рассчитываться в срок за приобретаемые товары (работы, услуги), что ведет к росту величины ДЗ. Рост ин­фляции ведет к тому, что предприятия-покупатели не спешат пога­сить задолженность, рассчитывая, что в связи с изменением покупа­тельной способности денег сумма долга фактически уменьшается, что также ведет к росту величины ДЗ. В условиях высокой конкурен­ции и насыщения рынка данным видом товара предприятия-постав­щики стимулируют продажи путем предоставления покупателям отсрочки оплаты, что также ведет к росту величины ДЗ. Непроду­манная политика расширения объемов потребительского кредито­вания при отсутствии эффективных мер востребования долга спо­собствует росту неплатежей и росту дебиторской задолженности.

Внутренними факторами, воздействующими на величину ДЗ, предприятие может управлять. Так, например, выбранная политика коммерческого кредита в виде отсрочки (рассрочки) оплаты с пре­доставлением скидки при оплате в установленный срок ведет к росту


объема продаж и снижению доли ДЗ в общей сумме выручки. Анализ /Ьинансового состояния и ранжирование покупателей с точки зрения их платежеспособности в сочетании с мерами, направленными на обеспечение исполнения обязательства, финансовыми санкциями и использованием форм рефинансирования ДЗ способствуют сниже­нию величины ДЗ. Уменьшение сроков оборачиваемости средств в расчетах, например, при сокращении сроков выдачи поставщиком документов на оплату покупателям, при использовании счетов эс-кроу может позволить уменьшить величину ДЗ. Организация на предприятии системы контроля состояния и истребования ДЗ в со­четании с профессионализмом работников определяют возможности снижения величины ДЗ.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается приказом руководителя предприятия и в соот­ветствии с п. 77 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010), на счет учета средств резерва по сомнительных долгам или на финансовые результаты.

Управление ДЗ является частью системы управления хозяй­ственной деятельностью предприятия, требует системного подхода и включает следующие основные мероприятия.

1. Контроль причин возникновения и состояния дебиторской за­
долженности, в том числе:

- регулярное проведение инвентаризации, анализ структуры и динамики ДЗ, сумм потерь и оценки возможных поступ­лений в результате применения санкций к должникам;

- своевременное оформление заказов и выставление счетов покупателям и заказчикам в момент перехода к покупателю права собственности на продукцию (товар) или на дату пере­дачи результатов выполненных работ или на дату подписа­ния актов оказания услуг;

- оценка упущенной выгоды вследствие инвестирования средств в дебиторскую задолженность и прогноз ожидаемых поступлений;

- разработка принципов и порядка делового общения с деби­торами;

- расчет показателей оценки дебиторской задолженности, оценка их динамики и др.

2. Разработка и систематический пересмотр кредитной политики
с целью установления оптимальной величины ДЗ и своевременности
сроков ее погашения. Основной задачей кредитной политики явля­
ется определение требований к покупателям в части их кредитоспо­
собности, условий коммерческого кредита (объема кредитования,


отсрочки (рассрочки) оплаты, размера скидки, гарантий возврата, надежности обеспечения за отгруженный товар и др.). Решению этой задачи^ будет способствовать находящаяся в стадии становления в России деятельность коллекторских агентств, занимающихся вопро­сами востребования ДЗ, а также компаний, формирующих «базу кре­дитных историй» должников. Определению «надежности» покупа­телей за рубежом способствует сложившаяся практика в части сбора и опубликования материалов о финансовом состоянии компаний, например, агентством Dan and Bradstreet, фирмами Hoover's Online и Investorville и др.1

В зависимости от условий предоставления коммерческого кредита различают три основных типа кредитной политики: агрессивный, консервативный и умеренный. При агрессивном типе кредитной политики максимизация прибыли достигается за счет расширения числа покупателей при расширении реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем риска. К покупателям предъявляются мягкие требования в части отгрузки большого объема продукции, устанавливаются небольшие размеры штрафов (в случае срыва сро­ков оплаты); отсутствует обеспечение и гарантии возврата долга и др. При консервативном типе кредитной политики коммерческий кре­дит связывают с минимизацией рисков и высокой надежностью в части гарантий возврата долга. Продажи с использованием коммер­ческого кредита сокращаются за счет исключения покупателей из групп повышенного риска и не отвечающих установленным крите­риям финансовой устойчивости. Этот тип кредитной политики ха­рактеризуется небольшой отсрочкой или отсутствием отсрочки, вы­сокой стоимостью коммерческого кредита и жесткими процедурами в части гарантий возврата долга и др. Умеренный тип кредитной по­литики является промежуточным типом кредитной политики и ха­рактеризуется средним уровнем кредитного риска и сравнительно малым Периодом отсрочки оплаты. На практике предприятие ис­пользует все типы кредитной политики.в зависимости от финансо­вого состояния покупателя и других причин.

3. Анализ и ранжирование покупателей с точки зрения миними­зации риска по группам в соответствии с показателями платежеспо­собности, финансовой устойчивости и по видам продукции (рабо­там, услугам). У покупателей может запрашиваться финансовая от­четность, которая служит основой оценки финансового состояния. Для оценки финансовой устойчивости покупателей могут привле­каться аудиторы, анализируется «кредитная история» и иная внесис­темная информация о покупателе и др.

D&B http://www.dnb.com/, 2012; Hoovers a D&B Company, http://www. hoovers.com/, 2012; DC, http://www.investorville.com/, 2012.

182


Предприятия могут использовать также маркетинговые методы, позволяющие оценить возможное поведение покупателей. К числу таких методов относят АбС-анализ, позволяющий классифицировать ресурсы предприятия (ДЗ) по степени их значимости (размеру долга). Этот метод используется в случае, когда ДЗ уже существует.

АбС-анализ состоит в ранжировании объекта анализа (покупа­теля, поставщика, товарной группы, запасов на складе, длительности сроков продажи продукции и др.) по ряду параметров (объему про­даж, сроку погашения долга, размеру выручки, размеру прибыли, оборачиваемости материально-производственных запасов, трудоем­кости выпускаемой продукции и др.). Число групп объектов в ана­лизе составляет не более трех — пяти. Например, объектом анализа могут быть дебиторы, разделенные на 3 группы в зависимости от размера конкретного показателя, например суммы долга.

ЛВС-анализ проводится в определенной последовательности: со­ставляется рейтинговый список объектов анализа по убыванию (воз­растанию) выбранного параметра анализа. Может быть разработан комплексный показатель (параметр), учитывающий несколько дру­гих параметров анализа. Устанавливается несколько диапазонов зна­чений параметра анализа, по которым будут распределяться объекты анализа. Затем определяется доля параметра для каждого объекта относительно общей величины выбранного параметра. Объекты ран­жируются по нарастанию (убыванию) величины доли. При этом ве­личина доли каждого следующего объекта определяется кумулятив­ным методом путе^і суммирования величины доли этого объекта с суммой долей объектов, расположенных выше при ранжировании. Таким образом, объекты анализа подразделяются на группы и рас­полагаются в одном из установленных диапазонов значений выбран­ного показателя.

Для ранжирования объектов по группам известны порядка десяти методов, в том числе метод: касательных, петли, Парето и др. Резуль­татом /Ш7-анализа является группировка объектов по степени влияния на выбранный показатель и построение графиков, называ­емых кривой Парето, кривой Лоренца или ЛЙС-кривой1'2.

Известен принцип ранжирования, который предложил в 1941 г. Д. Джуран, назвавший его в честь итальянского ученого и эконо­миста В. Парето (метод Парето), установившего, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов3. Часто этот принцип также

Модели и методы теории логистики: Учеб. пособие / Под ред. B.C. Лукин-

ского. СПб.: Питер, 2003.

ГаджинскийА.М. Логистика: Учебник. М.: Дашков и К0, 2012.

Juran J.M. The non-Pareto principle. Mea culpa. См.: http://www.projectsmart.

co.uk/docs/the-non-pareto-principle.pdf

183


Называют «20 на 80», что можно интерпретировать следующим обра­зом: за получаемый результат отвечает малое число причин.

Для продавца это правило означает, что нужно акцентировать внимание-на продаже продукции не всем покупателем, а только их части: примерно 20% покупателей обеспечивают порядка 80% объема продаж или прибыли. Иными словами, для предприятия-поставщика указанное правило в соответствии с Л.ЙС-анализом предполагает под­разделение покупателей, например, на три группы А: В: Съ соотно­шении 80 : 15 : 5 по выбранному показателю анализа. Это означает, что 80% задолженности по выбранному показателю оценки может числиться за 20% дебиторов (предприятия группы Л), поэтому и ра­боте с ними необходимо уделить основное внимание. Группа В — «средние» дебиторы, на долю которых приходится 15% дебиторской задолженности по выбранному показателю; работе с ними можно уделять меньше внимания. Группа С — предприятия, доля которых в ДЗ составляет 5%, поэтому работе с ними также можно уделить не­значительное внимание.

Другим методом, используемым для предотвращения роста не­контролируемой величины ДЗ, служит метод кредитных лимитов. Согласно этому методу, предприятие устанавливает допустимый раз­мер ДЗ, распределяет его по Подразделениям предприятия и работ­никам, участвующим в продаже продукции, а затем — по каждому контрагенту и т.д. Работа с контрагентом может начинаться с уста­новления предварительной оплаты продукции, а затем переходить на условия коммерческого кредита с фиксированием размера кре­дитного лимита. По мере выявления уровня «надежности» контр­агента размер кредитного лимита может меняться. При этом учиты­вается ряд факторов, "в том числе: объем заказа, частота заказа, фи­нансовое состояние контрагента, риски и др.

4. Установление размера скидок и оценка эффекта от их предо­ставления. Предприятие стремится расширить клиентскую базу и ускорить поступление денежных средств за отгруженную продукцию (работы, услуги), предоставляя'покупателям скидки, увязывая их размер с приобретением определенного количества товара или с про­дажей определенной товарной группы.

Например, выписанный 15 марта за рубежом счет типа 3/10 N20 означает, что покупателю предоставляется в 3% скидки от стоимости товара в случае, если счет будет оплачен в течение 10 дней с момента отгрузки. Весь срок погашения долга (отсрочки оплаты) составляет 20 дней. Таким образом, долг должен быть погашен не позднее 3 ап­реля, а скидка действует по 24 марта. Единого порядка расчета эф­фекта от предоставления скидки не существует, и каждое пред­приятие самостоятельно разрабатывает методику расчета такого эффекта. При этом необходимо учитывать, что, согласно п. 3 ст. 40

1в4


НК РФ' в случаях, когда цены товаров (работ, услуг) отклоняются более чем на 20% (в сторону повышения или понижения) рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган может доначислить налог, а также рассчитать пени. Потери компании в случае предоставления скидки не должны быть больше, чем в случае предоставления покупателям отсрочки оплаты.

Например, предприятие выпускает и продает свою продукцию, рассматривая три варианта продажи продукции. Формируется пол­ная себестоимость продукции, и расходы по выпуску продукции по вариантам представлены в табл. 6.2, где: К — объем продаж в нату­ральных единицах; Су — переменные затраты на единицу продукции; V— переменные расходы; Сс — постоянные расходы на единицу про­дукции; С — постоянные расходы; S — себестоимость партии про­дукции; Seсебестоимость единицы продукции; Ц — цена продажи единицы продукции; В — выручка; П — прибыль от продаж; П^ — прибыль от продаж на единицу продукции; Тр(П.) — темп роста при­были от продаж.

Вариант I: продажи без предоставления скидки.

Вариант II: продажи со скидкой в размере 10% цены продажи еди­ницы товара по варианту I при ожидаемом темпе прироста объема продаж на 20%. Скидку планируется предоставить за каждую еди­ницу товара от цены продажи ІД за каждую единицу товара по вари­анту 1, если покупатель приобретает партию изделий, превышающую К= 4 тыс. шт. В этом случае объем продаж А'составит:

ДГ*= 4 000 + (4 000 х 0,20) = 4800 шт.

Цена за каждую из 600 шт. изделий с учетом скидки составит:

Ц = 70 х (1 - 0,10) = 63 руб./шт.

Вариант III: со скидкой в размере 15% цены продажи единицы товара по варианту I при ожидаемом темпе прироста объема продаж на 15%. Скидку планируется предоставлять за каждую следующую единицу товара, если покупатель приобретает партию продукции, превышающую К= 4 тыс. шт. В этом случае объем продаж А"соста­вит:

К = 4 000 + (4 000 0,15) = 4600 шт.

Цена за каждую из 600 шт. изделий с учетом скидки составит:

Ц = 70 х (1 - 0,15) = 59,5 руб./шт.

Определим величины П и Тр(П.) предприятия при предоставле­нии скидки по данным на изготовление изделия по расчету, пред­ставленному в табл. 6.2.


Таблица 6.2 Расчет прибыли при продаже товара со скидкой

 

 

 

 

 

Показатели Порядок расчета, номер строки Продажи
без скидки со скидкой со скидкой
вариант 1 вариант II вариант III
Ожидаемый прирост объема продаж, % - 20 *
Скидка от цены единицы товара, % -
К, шт., всего: в том числе: - без скидки - со скидкой 3 = 3.1 + 3.2 • 3.1 3.2 4800 4000 4000 600
Сі/, руб. / шт. 25 .
V, тыс. руб. 5 = 3x4
С, тыс. руб.
Сг, руб. / шт. 7 = 6/3 4,17 4,35
S, тыс. руб. 8 = 5 + 6 119,35
S„, руб. / шт. 9 = 8/3 29,17 25,95
Ц, руб. шт. - без скидки - со скидкой 10.1 10.2 70 63 70 59,5
В, тыс. руб., всего: в том числе: - без скидки; - со скидкой 11 =11.1 + 11.2 11.1 =10.1x3.1 11.2 = 10.2 х3.2 280 280 330,4 . 280 50,4 315,7 280 35,7
Пе, руб. / шт. - без скидки; - со скидкой 12.1 =10.1-9 12.2 = 10.2-9 40 33,83 40 33,55
П, тыс. руб., всего: в том числе: - без скидки; - со скидкой 13 = 13.1 +13.2 13.1 =12.1x3.1 13.2 = 12.2x3.2 160 160 186,06 26,06 180,13 160 ' 20,13
ТрІГЦ 14 = (13//131) - 1,1628 1,1258

Результаты показывают, что предпочтительным является вари­ант П. У которого величины П и Тр(П^) наибольшие, соответ­ственно — 186,06 тыс. руб. и 1,1628.

Нередко предприятия сравнивают варианты размера предвари­тельной оплаты, отсрочки оплаты и размера скидки, а также учиты­вают уровень инфляции. Рассмотрим возможный порядок оценки целесообразности принятия одного из трех вариантов. Расчет про­водим на 1 тыс. руб. выручки, период расчета 1 месяц, уровень ин­фляции 3%.

Вариант I: при продаже товара без скидки и отсрочке оплаты на 30 дней предприятие привлекает кредит в банке для пополнения обо­ротных средств под 20% годовых.

Вариант II: при продаже со скидкой 10% на условиях оплаты по факту отгрузки в начале месяца и без предоставления отсрочки оплаты. За счет привлечения дополнительного числа покупателей ожидается, что темп роста выручки увеличится на 15%.

Вариант III: при предварительной оплате товара покупатель по­лучает скидку в размере 8%, а предприятие вкладывает полученные денежные средства в альтернативные доходные проекты из расчета 9% в месяц. За счет привлечения дополнительного числа покупате­лей ожидается, что темп роста выручки увеличится на 20%. Расчет дохода представлен в табл. 6.3.

Из рассмотренных вариантов целесообразно выбрать вариант ///, поскольку в этом случае с учетом темпа роста выручки предприятие получит доход в размере 126,76 руб. в расчете на 1 тыс. руб. выручки.

5. Создание резерва по сомнительным долгам и списание сумм безнадежной дебиторской задолженности (см. параграф 9.2).

6. Разработка-приемов ускорения расчетов и снижения рисков, втом числе:

 

- использование различных видов коммерческого кредита — с отсрочкой оплаты, по открытому счету, с оформлением за­долженности векселем, в форме консигнации и др.;

- проведение расчетов с использованием инкассо, клиринга и различных форм рефинансирования дебиторской задолжен­ности и др. Целью рефинансирования ДЗ является перевод ДЗ в другие виды оборотных активов (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и др.). К числу основных форм рефинансирования ДЗ относятся: факторинг, форфей­тинг, учет векселей в банке, овердрафт.

Факторинг, согласно ст. 824 ГК РФ, — договор финансирования под уступку денежного требования, когда, например, продавец обя­зуется уступить финансовому агенту (факторинговой компании) де­нежные требования к покупателю и оплатить оказанные услуги. Фи­нансовый агент передает покупателю денежные средства в счет де-

187


Таблица 6.2
Расчет прибыли при продаже товара со скидкой ,

 

 

 

 

 

Показатели Порядок расчета, номер строки Продажи
без скидки со скидкой со скидкой
вариант 1 вариант II вариант III
Ожидаемый прирост объема продаж, % -
Скидка от цены единицы товара, % -
К, шт., всего: в том числе: - без скидки - со скидкой 3 = 3.1 +3.2 S.1 3.2 4000 4000 4800 4000 800 4600 4000
Cv, руб. / шт.
V, тыс. руб. 5 = 3x4
С, тыс. руб.
Сг, руб. / шт. 7 = 6/3 . 5 4,17 4,35
S, тыс. руб. 8 = 5 + 6 119,35
S, руб. / шт. 9 = 8/3 , 29,17 25,95
1_|, руб. шт. - без скидки - со скидкой 10.1 10.2 70 63 70 59,5
В, тыс. руб., всего: в том числе: - без скидки; - со скидкой 11 =11.1 + 11.2 11.1 =10.1 х3.1 11.2 = 10.2 х3.2 280 280 330,4 280 50,4 315,7 280 35,7
Пе, руб. / шт. - без скидки; - со скидкой 12.1 =10.1-9 12.2 = 10.2-9 40 33,83 40 33,55
П, тыс. руб., всего: в том числе: - без скидки; - со скидкой 13 = 13.1 +13.2 13.1 =12.1x3.1 13.2 = 12.2x3.2 160 160 186,06 26,06 180,13 160 ' 20,13
ТрІГЦ 14 = (13/7131) - 1,1628 1,1253

Результаты показывают, что предпочтительным является вари­ант П, У которого величины П и Тр(Пр наибольшие, соответ­ственно — 186,06 тыс. руб. и 1,1628.

Нередко предприятия сравнивают варианты размера предвари­тельной оплаты, отсрочки оплаты и размера скидки, а также учиты­вают уровень инфляции. Рассмотрим возможный порядок оценки целесообразности принятия одного из трех вариантов. Расчет про­водим на 1 тыс. руб. выручки, период расчета 1 месяц, уровень ин­фляции 3%.

Вариант I: при продаже товара без скидки и отсрочке оплаты на 30 дней предприятие привлекает кредит в банке для пополнения обо­ротных средств под 20% годовых.

Вариант II: при продаже со скидкой 10% на условиях оплаты по факту отгрузки в начале месяца и без предоставления отсрочки оплаты. За счет привлечения дополнительного числа покупателей ожидается, что темп роста выручки увеличится на 15%.

Вариант III: при предварительной оплате товара покупатель по­лучает скидку в размере 8%, а предприятие вкладывает полученные денежные средства в альтернативные доходные проекты из расчета 9% в месяц. За счет привлечения дополнительного числа покупате­лей ожидается, что темп роста выручки увеличится на 20%. Расчет дохода представлен в табл. 6.3.

Из рассмотренных вариантов целесообразно выбрать вариант III, поскольку в этом случае с учетом темпа роста выручки предприятие получит доход в'размере 126,76 руб. в расчете на 1 тыс. руб. выручки.

5. Создание резерва по сомнительным долгам и списание сумм безнадежной дебиторской задолженности (см. параграф 9.2).

6. Разработка приемов ускорения расчетов и снижения рисков, в том числе:

 

- использование различных видов коммерческого кредита — с отсрочкой оплаты, по открытому счету, с оформлением за­долженности векселем, в форме консигнации и др.;

- проведение расчетов с использованием инкассо, клиринга и различных форм рефинансирования дебиторской задолжен­ности и др. Целью рефинансирования ДЗ является перевод ДЗ в другие виды оборотных активов (денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и др.). К числу основных форм рефинансирования ДЗ относятся: факторинг, форфей­тинг, учет векселей в банке, овердрафт.

Факторинг, согласно ст. 824 ГК РФ, — договор финансирования под уступку денежного требования, когда, например, продавец обя­зуется уступить финансовому агенту (факторинговой компании) де­нежные требования к покупателю и оплатить оказанные услуги. Фи­нансовый агент передает покупателю денежные средства в счет де-


Таблица 6.3-


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал