Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






в процессе организации разносторонней деятельности детей

Развитие духовно-нравственной личности

 

Сурменко Ольга Николаевна,

главный специалист по дошкольному

воспитанию управления образования

администрации города Бузулука

 

Современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребенка по ряду причин объективного и субъективного характера. Среди них – низкий уровень духовного развития современного общества; внутрисемейные отношения, не адекватные задачам нравственного развития; несогласованность методологических позиций, например, религиозного и светского образования. Очевидно, необходимо объединить каноны светского и религиозного воспитания в стремлении сохранить чистоту детских душ, целенаправленно содействуя становлению и развитию духовного мира ребенка в соответствии с нравственными идеалами, ценностями, принятыми в обществе.

Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В образовательном процессе детских садов г. Бузулука используются разные концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию личности ребенка: подход гуманитарного, светского содержания, основанный на традициях народной культуры и современной культурной практике.

При этом для решения задач духовно-нравственного воспитания обеспечивается взаимодействие участников образовательного процесса при реализации дополнительных образовательных программ социально-нравственного развития дошкольников в процессе кружковой деятельности «Основы православной культуры».

В городе Бузулуке функционирует 8 дошкольных образовательных организаций, осуществляющих деятельность духовно-нравственной направленности с реализацией православного воспитания дошкольников. Работа в ДОО проводится педагогами церковно-приходской православной школы с 2001 года. В 2014-2015 учебном году деятельностью духовно-нравственной направленности охвачено 158 детей в возрасте 5-7 лет.

Актуальностьизучения православной культуры в дошкольных образовательных организациях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций в новых социокультурных условиях. Это послужило предпосылкой к организации разносторонней деятельности детейв процессе реализации программы «Основы православной культуры».

Стратегической цельюорганизации деятельности духовно-нравственной направленности является формирование духовных и личностных качеств дошкольника на традициях православной культуры.

Основными задачами являются:

1.Знакомство детей с основными событиями из Священной истории.

2. Расширение представления о традициях народа, о подготовке и проведение православных праздников.

3. Формирование представлений о семье как малой церкви.

4. Расширение представлений об основных духовно-нравственных категориях и понятиях: добро и зло, послушание и непослушание, трудолюбие и лень.

5. Обучение детей правилам поведения в православном храме.

6. Обогащение словарного запаса и образного строя речи дошкольников.

Безусловно, организация работы по духовно-нравственному воспитанию – дело не простое, требующее единства желания родителей и их детей, чуткости и душевной тонкости воспитателя. Важно, чтобы педагог сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого и внимательного отношения к людям. Необходимо и заинтересованное участие администрации детского сада в создании условий для организации образовательного процесса.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию на базе ДОО сопровождается тщательной разработкой ряда управленческих решений.

Опыт г. Бузулука показывает, что на первом этапе необходимо осуществить аналитико-прогностическую деятельность.

Для этого мы использовали аналитическую технологию SWOT- анализ, где были проанализированы наши возможности и риски.

SWOT- анализ (открыт профессором Гарварда Кеннетом Эндрюсом в 1963 году).

Strengths (свойства коллектива и ДОО, дающие преимущества в достижении цели): - высокий образовательный ценз педагогов; - высокая квалификация педагогов.   Weaknesses (свойства коллектива, ослабляющие достижение цели): - отсутствие курсовой подготовки по данному направлению работы у педагогов; - отсутствие опыта работы ДОУ по данному направлению.
Opportunities (вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели): - спрос родителей на услуги; - предоставление услуги без дополнительной оплаты. Threats (вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели): наличие мотивации в коллективе.

 

Результаты данного анализа помогли нам определиться в направлении управленческой деятельности при подготовке ресурсов эффективного функционирования:

- программно-методический ресурс;

- материально-технический ресурс в части создания развивающей среды;

- кадровый ресурс.

Так как одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светского характера образования, при организации работы по духовно-нравственному воспитанию перед нами вставал вопрос законности и организации нормативно-правовой основы.

Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается правом свободного выбора изучения курсов православной культуры воспитанниками и их родителями.

С этой целью мы использовали анкетирование.

При создании нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольных учреждений в области работы по духовно-нравственному воспитанию, мы руководствовались основными документами федерального уровня. Они на слайде.

· Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункты 1-3, 5, 6, 10, 12 ст. 87; пункт 11 ст. 12);

· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: пп. 6 и 9 пункта 1.4, пп. 5, 6 и 8 пункта 1.6
раздела I; п. 2.6, раздел II (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155);

· Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2003 № 2833
«О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»;

· Православный компонент к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации). Приложение к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации». (Утвержден решением Священного Синода Русской православной церкви 27.07.2011г.) (переработан педагогами с учетом требований ФГОС ДО).

Деятельность духовно-нравственной направленности организуется по желанию воспитанников детского сада и просьбе родителей (законных представителей) на основании их письменного заявления. Необходимым условием формирования нормативно-правовой базы для реализации деятельности духовно-нравственной направленности является разработка парциальной программы по дополнительному образованию «Основы православной культуры».

В ДОО были разработаны следующие локальные акты:

- положение о деятельности духовно-нравственной направленности;

- договор о взаимодействии ДОО и епархии в области образования дошкольников;

- договор с родителями (законными представителями) воспитанников о проведении деятельности духовно-нравственной направленности (на бесплатной основе).

Основными принципами организации деятельности духовно-нравственной направленности являются:

• построение жизни на основе христианского совершенства «Уклонись от зла и сотвори благо»;

• гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа);

• природосообразность (воспитание основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью);

• культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям региона);

• светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка);

• непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольной организации, школы).

Эффективность деятельности духовно-нравственной направленности зависит от создания предметно-развивающей среды. Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Стандарт дошкольного образования выдвигает требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

С целью создания условий для реализации программы «Основы православной культуры» в группах оформлены православные мини-центры для детей. Их содержание наполнено православной литературой, раскрасками, детскими православными журналами и календарями. Педагогами ДОО созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок; изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой; оформлены альбомы различной тематики: «Православные храмы», «Святые места России», «Православные святые».

В методических кабинетах дошкольных образовательных организаций оборудованы центры православной культуры, в которых собран теоретический и практический материал для педагогов:

- литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудио- и видеоматериалы (детская православная программа «Купелька», «Азы православия», «Шишкин лес» и др.);

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения образовательной деятельности;

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

- иллюстрации икон.

При организации деятельности духовно-нравственной направленности мы понимали, что эффективность будет напрямую зависеть от кадрового ресурса. Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности дошкольника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств дошкольника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Анализ кадрового обеспечения процесса организации деятельности духовно-нравственной направленности в ДОО показал, что более 50% руководителей имеют высшее педагогическое образование.

Стоит заострить внимание на курсовой подготовке педагогических кадров. Желательно, чтобы педагоги проходили курсы повышения квалификации и переподготовку по предметам духовно-нравственного воспитания. В городе Бузулуке на сегодняшний день прошли курсы повышения квалификации по теме «Православная культура дошкольников» только 40% педагогов, осуществляющих деятельность духовно-нравственной направленности.

Важным условием в организации работы по духовно-нравственному воспитанию является программно-методическое и дидактическое обеспечение педагогического процесса. В целях реализации программы «Основы православной культуры» (составитель О.К. Харитонова, под редакцией прот. Виктора Дорофеева, М.: 2002 г.) каждым детским садом приобретен учебно-методический комплект, включающий научно-методическую, учебную и художественную литературу, учебные наглядные пособия, демонстрационный материал, слайды, иллюстрации икон, дидактические игры и пособия; закуплены проекторы.

Для реализации программного материала педагогами ДОО разработано перспективно-тематическое планирование на 1 год для детей 6-7 лет.

Главные помощники педагога – родители (законные представители) воспитанников детского сада. Самопознание, самоуважение маленького человечка, доброе отношение к другим начинает формироваться в семье. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, и одним из важных педагогических условий приобщения детей к истокам православной культуры является активное включение родителей в эту деятельность. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольная организация: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная и эгоистическая направленность. Осуществляя духовно-нравственное воспитание дошкольников в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями), мы организуем сотрудничество не только в рамках оказания помощи, а включаем их как равноправных участников в решении поставленных задач по формированию детской личности.

При организации деятельности духовно-нравственной направленности в начале работы мы проводим групповые родительские собрания, на которых рассказываем о направлениях образовательной деятельности по приобщению детей к основам православной культуры.

С целью повышения педагогической компетенции за период работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников для родителей было проведено множество мероприятий:

– собрания («Охрана жизни и здоровья детей», «Уроки воспитания», «Растим патриотов», «Воспитание у детей уважения к родителям»);

– консультации («Как создать родословную своей семьи», «Как создать герб семьи», «Все лучшее человеку достается от матери», «Роль семьи в борьбе с алкоголизмом», «Народная игрушка в жизни дошкольника», «Чем можно занять ребенка дома»);

– лекторий для родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание детей на Руси»;

– междусемейный конкурс «Семья – крепость моя»;

– групповой журнал «Наша большая дружная семья»;

– детско-родительские проекты («Праздник в моём доме», «Традиции в моей семье», «Генеалогическое древо», «Вместе весело дружить», «Путешествие по дням творения»);

– семейные экскурсии «По святым местам города»;

– видеосалон «Покров Пресвятой Богородицы»;

– вечерние посиделки «Святая Пасха», «Рождественские встречи», «На Воздвиженье первая барыня – капуста», «Тайны семейного счастья»;

– семейные праздники «День матери».

Для родителей (законных представителей) воспитанников детского сада оформлены стенды в приемных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, сформирован консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, разработаны памятки и консультации («Правила поведения в храме», «Православные праздники», «Роль религиозных праздников в семье» и другие), периодически организуются тематические выставки фотографий, поделок и рисунков с православной тематикой.

Содержание деятельности по «Основам православной культуры» основано на традиционных отечественных культурных ценностях жизни: духовность, нравственность, истина, добро, красота. Интеграция информации из области науки, искусства, политики, истории, музыки, литературы в образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» способствует успешному решению программных задач.

Педагоги осуществляют духовно-нравственное воспитание в различных видах детской деятельности:

- игровую (проведение пальчиковых игр «Хочу быть православным», «Следы-добродетели»; словесных и подвижных игр, игр-забав, народных и хороводных игр);

- художественно-продуктивную деятельность (конструирование: «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; изготовление поделок для родных и именинников к православным праздникам; рисование по мотивам художественных произведений);

- художественно-творческую (театрализованную) деятельность (формирует способность воплощать нравственные чувства в театральных постановках и смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».

- чтение художественной литературы (речевое развитие направлено на привитие любви и интереса к литературе православной тематики. Возникающий у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений в нравственном, эстетическом и духовном плане).

В процессе различных видов деятельности дети имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание содержания рассказов о необыкновенных событиях в истории человечества. Вырезание из бумаги различных силуэтов животных на занятии «Ноев ковчег», наклеивание их на цветной фон большого корабля развивает координацию движений рук, самоконтроль, воспитывает любовь к окружающему миру, способствует приобщению детей к художественному творчеству.

Продукты художественного труда являются своеобразным мониторингом индивидуального развития ребенка. К примеру, по рисунку «Мой Ангел-хранитель», педагоги и родители по цветному изображению могут понять внутреннее состояние ребенка, его отношение к себе, к окружающим. Детские работы по теме: «Древо познания добра и зла» транслируют уровень моторного развития кисти руки, что просматривается в навыке аккуратного раскрашивания сложного по композиции рисунка.

Поучительные рассказы о различных жизненных ситуациях:
Ч. Диккенса, О. Лихачева, А. Добровольской развивают способность сопереживать другим, нравственное чувство. Колядки, кукольные спектакли по русским народным сказкам, былины, постановки к Рождеству и Пасхе раскрывают мудрость, духовное богатство русского фольклора. Разучивание стихотворений А.Майкова, И.Бунина, А.Державина, А.Фета, Жуковского, И.Козлова, В.Смирнова, свящ. Шамонина, И.Гриневской, Н.Хвостова к выступлениям перед детьми ДОО на православных праздниках обогащают кругозор детей.

Анализируя деятельность ДОО духовно-нравственной направленности, мы отметили, что дети, с которыми проводилась работа по программе «Основы православной культуры», стали более терпимыми, сплоченными, способными преодолевать трудности (соответственно возрасту), достигать цели и переживать неприятности. Они более дисциплинированы и послушны, способны быть щедрыми, добрыми и сочувствовать другим людям. Родители (законные представители), следуя примеру своих детей, становятся более душевными, добрыми и милосердными. Связь родителей и детей становится более крепкой, поскольку приоритетом воспитания являются семейные ценности. А что может быть еще важнее?!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Bottom border | СУШКА: Как сжечь жир к лету!




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.