Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достижение целей урока






Содержание урока – это первая ступенька к результату, правильный подбор методов и приёмов – это вторая ступенька к результату, а вот качество знаний и умений, использование их в жизни, в новых ситуациях, а также саморазвитие, самообучение, самообразование ученика является результатом.

По взаимосвязи цели, содержания и результата на уроке, по учету особенностей учащихся и их влияние на результат урока можно судить об эффективности урока.

Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня подготовленности класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний.

Цель образовательная – «что?»

Цель развивающая – «как?»

Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников.

Каждый этап урока может иметь свою цель. Учитель ставит цель для себя (программа-максимум); для детей (программа-минимум).

Необходимо отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится.

«Ученический блок» конечного результата урока складывается из следующих позиций.

1. Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке.

2. Отношение учащихся к учебному труду.

3. Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.

4. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.

5. Наличие у учащихся познавательного интереса.

6. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

7. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

В драме В. Гете «Фауст» Мефистофель восклицает: «Что значит –знать? Вот в чем затруднение!». И.Ф. Харламов в своем учебнике «Педагогика» на этот вопрос отвечает следующим образом: «Знать изучаемый материал –значит:

- уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;

- уметь воспроизводить его в сокращенном виде;

- меть выделять в материале главные положения;

- уметьразъяснять сущность усвоенных правил, выводить из других теоретических обобщений;

- уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений;

- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу; уметь расчленять материал на смысловые части и составлять его план в устном и письменном виде;

- уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами;

- уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;

- уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать примеры и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;

- уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;

- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;

- уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение».

Знать – это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить.

Выводы и рекомендации.

Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно:

- знания предмета;

- культуры общения;

- любви к детям.

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Каждая «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:

- четкая целенаправленность урока;

- организационное и материальное обеспечение;

- оптимальный психологический режим;

- оптимальный темп и ритм работы на уроке;

- систематическая последовательность, преемственность и завершенность учебных операций;

- рациональное использование времени на уроке;

- непрерывный контроль и самоконтроль;

- восстановление делового равновесия при его нарушении;

- закрепление и оценка знаний, умений;

- непрерывное совершенствование учебного процесса.

Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.

Вместе с тем уроку должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими и управляемыми. Большинство учителей продолжают использовать технологию традиционного урока, который при умелой его организации может быть и воспитывающим и развивающим.

Три постулата лежат в основе эффективного урока:

ПЕРВЫЙ: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика». Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адаптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний. Ведь урок – это духовное общение группы, содержанием которого является научное знание. Истина не вкладывается в ребенка, как в мешок. Ее можно только постигнуть, наполнив личностным смыслом. И тогда многое в процессе обучения перестанет быть проблематичным с позиции запоминания.

ВТОРОЙ постулат: «Урок есть часть жизни ребенка». Строгий урок предполагал забвение ее за порогом школы, максимальное устремление к знаниям. Свободный урок есть протекание 45-минутного момента жизни как продолжение ее различных форм.

ТРЕТИЙ постулат: «Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». Свободный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Здесь, правда, одной доброй воли недостаточно. Очень многое зависит от профессионализма учителя. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культуры общения. Поэтому педагог должен предварять любую форму работы фразой «Если нам не понравится, мы можем заменить другой работой, ведь мы с вами хозяева положения». Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный. Чтобы реализовать на уроке данные культурные ценности, педагогу необходимо использовать систему пяти организационных правил:

– доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка;

– сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей способы выполнения требования;

– предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования;

– предъявлять доступные для детей требования в настоящий период их развития;

– переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное в процессе становления его личного Я.

И, конечно же, не забывать авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

За свою педагогическую деятельность учитель дает более 25 тысяч уроков. Урок – это центр, вокруг которого вращаются и к которому возвращаются все мысли и действия учителя, поэтому действия педагога должны быть направлены на то, чтобы сделать урок более эффективным.

Литература:

1. https://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx? ob_no=20077

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
Карабанова О.А.
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова
// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.

3. Карабанова О.А.
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

4. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
Кузнецова М.И. ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.

5. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.

6. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

7. Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения " Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

8. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова
// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.

9. Чиранова О.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.

10. Шакина Г.В. Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова
// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.

11. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе: как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.

12. Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

13. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 1984.

14. Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000.

15. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М., 2005

16. Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2

17. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Учпедгиз, 1961.

18. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982.

19. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

20. Кралевич И.Н. “Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности.” / Мн. – 1989.

21. Нильсон О.А. “Теория и практика самостоятельной работы учащихся” - Тал., 1976.

22. Новик Н.Б. “Кибернетика. Философия и социологические науки.” – М., 1963.

23. Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.

24. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. “Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы.” — М, 1991.

25. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1980.

26. Подласый И.П. “Педагогика” - М., 1996.

27. Столяренко Л.Д. “Педагогика” - Ростов, 2000.

28. Сухомлинский В.А. “О воспитании.” — М.: Политиздат, 1973.

29. Харламов И.Ф. “Педагогика” - Мн., 2002.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.