Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы эффективности урока






«Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

Проблемы низкой эффективности урока связаны с некоторыми причинами, среди которых можно выделить нежелание школьников учиться. Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов, среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Можно сказать, что это связано с перегрузкой; телевидением и др.

Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно, объем информации всё возрастает. Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала? Обучающиеся испытывают огромную перегрузку почти по всем предметам. Ученику остается только защищаться, и он защищается, как может: списывает, лукавит, быстро забывает, или просто не учит.

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки.

Другая причина – инфантильность детей. Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности ссовременных детей.

Методисты, изучающие данную тему, выявляют различные проблемы.

У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:

1. Однообразие используемых методов на уроке.

2. Нерациональное использование времени на уроке.

3. Редкое применение элементов проблемного обучения.

4. Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.

Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:

1. Однообразие применяемости методов.

2. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

3. Проблема низкого профессионализма педагогов.

4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Профессор Розов С. В. акцентирует внимание на:

1. Недооценки теории, однообразии применяемых методов.

2. Нерациональном использовании времени на уроке.

3. Формализме в подборе упражнений и заданий.

4. Неполном обеспечение учащихся индивидуальными заданиями.

5. Перегрузке учащихся.

К более подробному списку причин, которые могут понизить эффективность урока либо вовсе лишить его этого качества можем отнести:

· отсутствие четко выраженной цели, замысла, идеи урока;

· неверный отбор, случайность и некачественность материалов для урока;

· замыкание на узкопредметных задачах, отсутствие связей с другими предметами или их механическое соединение во время урока;

· недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт учащихся,

· неправильное, нерациональное использование и распределение времени урока;

· однообразие приемов и форм деятельности учащихся, бедность методического арсенала учителя;

· неумение включать учеников в активную познавательную деятельность, неумение управлять ситуациями на уроке, плохое знание психологических методов снятия утомляемости, регуляции внимания;

· нелогичность развертывания материала урока, скачки, разрывы, приведение к хаотичному усвоению знаний;

· малый объем самостоятельной работы учащихся, обедненный отбор заданий, невысокий уровень сложности, однообразие этапов урока, минимум творческих заданий;

· незанятость, простои на уроках, слабая обратная связь с учениками, отсутствие индивидуализации обучения;

· многословие, монотонность, недопустимая скорость подачи материала;

· назидательность, категоричность суждения учителя, бестактность, резкость, неуважение к ученику, создание психологических барьеров и дистанций, мешающих освоению знаний и развитию положительного отношения к учению;

· создание языкового барьера на уроке в виде значительного различия словарных запасов учителя и ученика, неэффективность восприятия учебного материала вследствие неадаптированной речи учителя;

· недостаточное или избыточное применение ТСО;

· необъективность оценки результатов деятельности ученика;

· низкий эмоциональный уровень подачи материала, отсутствие интонационной окраски речи, занимательных элементов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.