Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование идеологии декабристов






Первые русские революционеры-декабристы были борцами против крепостного права и самодержавия. Во имя этой цели они выступили 14 декабря 1825 года в Петер­бурге, столице Российской Империи, на самой главной площа­ди - Сенатской площади. По месяцу восстания они и называют­ся декабристами.

В чем истоки декабризма?

В исторической литературе довольно полно раскрыт во­прос о причинах декабристского движения. Главными причинами были социально-экономические противоречия, вызванные разви­тием капитализма в недрах феодальных отношений.

Россия развивалась в русле общеевропейского экономиче­ского и социального процесса. Сами декабристы воспринимали, прежде всего, внешние проявления противоречий, а именно: не­померное угнетение крестьян, вызванное крепостным правом, от­сутствие свободы личности, бедственное положение всех слоев народа.

«Рабство крестьян, - отмечал в своих показаниях П.И. Пе­стель, - всегда сильно на меня действовало». Несправедливое, жестокое обращение помещиков с крестьянами называли причи­ной развития свободомыслия и другие декабристы.

Критика крепостного права вела свое начало от А.Н. Ра­дищева, с взглядами которого были знакомы многие просвещен­ные люди начала XIX века. Резко бичевали крепостничество так­же А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, А.С. Грибоедов и другие. О зна­комстве будущих декабристов с произведениями этих авторов и об использовании их в целях пропаганды освободительных идей свидетельствуют их мемуары и показания во время следствия. Многих современников и последующие поколения поражало об­стоятельство: сами декабристы лично не страдали от крепостно­го права, а, наоборот, за немногим исключением, были богаты, знатны, могли жить в роскоши как раз за счет эксплуатации кре­стьян, и, тем не менее, шли на эшафот во имя изменения суще­ственного строя.

Что же двигало этими людьми?

Ответ может быть только один: любовь к Родине, к своему народу. Декабрист П.Н. Свистунов писал в 70-е годы XIX в.: «Не подлежит сомнению тот факт, что люди, замышляющие перево­рот в России, подвергались неминуемой потере всех имуществ, какими пользовались вследствие положения своего в обществе. Лишь пламенная любовь к Отечеству и желание возвеличить его, доставив ему все блага свободы, могут объяснить готовность по­жертвовать собой и своей будущностью».

Особую роль в развитии патриотизма будущих декабристов сыграла Отечественная война 1812 года, в которой участвовало большинство из них.

Офицерами сражались под Бородино 65 будущих декабри­стов. Семеро из них (П.И. Пестель, М.С. Лунин, В.Ф. Раевский, М.Ф. Митьков, А.Ф. Бригген, А.А. Кавелин, П.Н. Семенов) получи­ли после сражения золотые шпаги с надписью «За храбрость». А И.С. Палово-Швейковский в войнах с Наполеоном был награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость».

«Мы были детьми 1812 года, - писал через много лет М.И. Муравьев-Апостол. - Жертвовать всем, даже жизнью для блага Отечества было влечением сердца. В наших чувствах от­сутствовал эгоизм». Во время Отечественной войны будущие де­кабристы увидели народ в благородном деле освобождения Родины и всей Европы от ига Наполеона, но после войны царизм опять загонял освободителей в ярмо рабства и деспотизма.

В годы войны армия почувствовала себя не пассивным ору­дием верховного командующего, а силой, действующей на широ­кой арене крупных событий; походная жизнь разбила строй па­радной муштры; поневоле сближала офицеров с солдатами в бо­евом товариществе, а долгое пребывание войск за границей рас­ширило их кругозор: знакомило с культурой, иным складом поня­тий и отношений.

Недовольство муштрой, когда войска вернулись на Родину, усилилось в воинских частях. «Заново приучить полки к порядку» было трудно.

Между тем опыт войны показал офицерам бесполезность, прямой вред господствующей плац-парадной фронтомании и жесткой палочной дисциплины для воспитания войск и их бое­вой подготовки.

Упразднение военных поселений стало одним из непремен­ных требований.

Будущие декабристы воспитывались в обстановке надежд («дней Александровых прекрасное начало!..»), а пришли к актив­ной общественной жизни в ситуации всеобщего отчуждения от власти. Молодое поколение 30-летних образованных офицеров, победителей Наполеона вплотную подошло к осознанию соб­ственных представлений о путях развития России и облике вла­сти. Радикализм избираемых им средств обострялся тем, что они не были политически востребованы. Первым симптомом расхо­ждения императора с армией можно считать выступление сол­дат Семеновского полка в 1820 г. Важно подчеркнуть, что это был 1вардейский, элитный полк, любимый императором, - тем эмоци­ональнее была его реакция, а расхождение императора и «дека­бристского офицерства» стало необратимым.

С трудом удалось двинуть к семеновским казармам еге­рей и конную гвардию. Движение не разрослось, характера вос­стания не приняло, однако даром опыт не прошел. Семеновцев разбросали по разным воинским частям, где они сыграли свою роль в росте протестующих настроений в армии и в подготовке

отдельных ее частей к активному выступлению, особенно к юж­ной армии.

Политика Александра I в отношении крестьянского вопроса была таковой: он не отвергал в принципе решение этого вопроса радикально, но решительно отвергал всякий почин. Так, на записку «О крестьянском состоянии», составленную в 1819 году Н.И. Турге­невым, император отозвался, что «выберет, что найдет лучшим из поданных ему записок и что-нибудь сделает, когда найдет нужным». Далее, он отрицательно отнесся к предложению «учредить обще­ство для содействия освобождению крестьян», к которому примкну­ли такие представители, как граф М.С. Воронцов, князь А.С. Мень­шиков, граф Потоцкий, князь Вяземский и братья Тургеневы. Сто­ронникам реформы, хотя бы самой умеренной, пришлось лишний раз убедиться, что никакой реформы не будет. Вместо прогрессив­ной реформы - усиление полицейского сыска и надзора, крепост­ного гнета; в военных частях - фронтомания, произвол; в государ­ственном хозяйстве - слабые попытки наладить устойчивость де­нежного обращения, усиление обложения налогами, затраты боль­ших народных средств на содержание громадного правительствен­ного аппарата. В связи с восстанием в Семеновском полку, Алек­сандр I был сосредоточен только на защите монархической власти.

Основные идеи декабристов складывались в первую оче­редь как следствие оценки внутреннего положения в России. Но нельзя отрицать и внешнее влияние на формирование идеологии и программ декабристов.

Декабристская идеология формировалась не в стороне от общего направления передовой европейской философской мыс­ли. Большинство будущих декабристов читали в подлинниках ра­боты Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и других передовых мыс­лителей. В показаниях декабристов, в их записках отмечалось, что они жадно и глубоко знакомились с теми работами, в которых хо­тели найти ответы на волновавшие их вопросы об отмене крепост­ного права, о содержании конституций, о государственном устрой­стве передовых стран. На допросе М.П. Бестужев-Рюмин ска­зал: «Первые либеральные мысли почерпнул в трагедиях Воль­тера».

Большое влияние на декабристов оказала отмена фео­дальных отношений во многих странах Европы в начале XIX ве­ка Отмена феодального угнетения проводилась под весьма при­тягательными лозунгами свободы и равенства, хотя на самом де­ле речь шла лишь о замене ее буржуазной эксплуатацией. Кодекс Наполеона, провозгласивший равенство всех граждан перед за­коном, охрану буржуазной собственности, был введен в 1804 году во Франции, затем в Италии, Нидерландах, Бельгии, в отдельных немецких княжествах, в ряде швейцарских кантонов и в герцог­стве Варшавском. Вслед за Францией последовали революции в Испании, Неаполе, Португалии, Швеции, Норвегии, Пьемонте, Греции. В показаниях И.Д. Якушкина, В.И. Штейнгеля, П И. Пе­стеля признавалось влияние на них «благородного примера» ре­волюций в других странах.

Во всех общественных движениях первой четверти XIX века характерно стремление к политической свободе и национальной независимости. Буржуазная революция в Испании (январь — март 1820 года), июльская - в Неаполе, пьемонтская вспышка в марте 1821 года - были сочувственно встречены во всех странах, в том числе и в передовых кругах русского общества. Еще сильнее был общественный отклик на греческое восстание (1821-1827 гг.). Рус­ское правительство не поддерживало греков в их стремлении об­рести независимость, т.к. знало, что это восстание вызовет рево­люционное движение в других странах.

Политика Александра I в Польше вызывала осуждение. Организация вновь приобретенных земель бывшего Варшавско­го герцогства в особое конституционное королевство под властью русского императора, представлялась его личным делом, не со- I пасованным с интересами империи, а проект соединения с поль­ским королевством всех литовских, белорусских и украинских зе­мель в границах Речи Посполитой до разделов вызывал еще бо­те резкое осуждение.

В России и в европейских странах были недовольны политикой Александра I, который возглавлял священный союз, т.к. он вмешивался в европейские дела, и задачей его была самостоятельная политика в Европе.

Среди предпосылок декабризма в исторической литерату­ре редко называют масонское движение, хотя многие декабристы были масонами долгие годы. При Александре I наступил «золо­той век» масонских лож. Масонами были С.Г. Волконский, П.И. Пе­стель, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Н.М. Мура­вьев, С.П. Трубецкой, К.Ф. Рылеев и другие.

Что же привлекло в масонстве, и что потом оттолкнуло от него будущих декабристов? Влекли лозунги «братства, любви и равенства», а также призывы к нравственному совершенствова­нию, к распространению образования, знаний.

Однако близкое знакомство с масонскими идеями у многих вызывало разочарование и отход от масонства. Будущих дека­бристов раздражала нелепость обрядов и сложность ритуалов, явное пустословие на собраниях. Коренные причины разрыва их с масонами лежали глубже, в области убеждений и отношения к окружающей действительности. Масоны категорически отрицали революционную борьбу с самодержавием. Масоны стремились к власти, но цепи их были эгоистическими. Декабристы же были за уничтожение рабства и крепостничества. В полном противо­речии с взглядами декабристов было отрицание масонами все­го национального. Под фразеологией - любовь ко всему челове­честву, объединение всего человечества в одно «семейство бра­тьев» - они отрицали отечество. Декабристы же были подлин­ными и горячими патриотами, ибо нельзя любить всё человече­ство, не любя, прежде всего, своего народа, своей Родины. Неда­ром «Союз Спасения» был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». В 20-е годы масонские ложи продол­жали тайно функционировать, но декабристы уже не имели к ним никакого отношения.

Создавая тайные общества, будущие декабристы восполь­зовались организационным опытом масонов, ввели строгую кон­спирацию, централизацию, дисциплину, проверочный срок для вновь вступающих, в течение которого им не сообщали «полную тайну». Соблюдение строгой конспирации долго не позволяло по­лиции обнаружить Южное и Северное общества, хотя она и соз­дала в армии целую сеть секретных агентов.

Декабристы оформились в обстановке реализации прав, дарованных Манифестом «О вольности дворянства» 1762 года и закрепленных «Жалованной грамотой дворянству» 1785 года и победоносного утверждения России в ранге великой европей­ской державы. Это было время мечтаний нравственной направ­ленности и убеждения в том, что «история прошлого есть поуче­ние будущему» (как формулировал Герцен). Для конца XVIII - на­чала XIX века был характерен подъем историко-патриотического сознания, интереса к прошлому своего отечества. Это нашло от­ражение в организации системы воспитания отечественной исто­рией, которая была направлена на формирование представлений о чести, личном достоинстве, манерах поведения, понятий о долге благородного россиянина, представлений о российском патрио­тизме.

Инициаторы движения не искали поддержки вне военной сферы. По всему складу своих воззрений и настроений, по сво­ему классовому составу они искали путь к «благоденствию» че­рез «спасение» страны от деспотизма и от «революционной анар­хии» путем государственного переворота - захвата власти воен­ными, рассчитывая притом на возможное соглашении с теми или иными представителями старой правительственной власти, кото­рые пойдут под давлением обстоятельств на серьезные уступки и примут к выполнению основные требования восставших.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.