Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковный раскол






Реформа Ее последствия
1. Упорядочение и централизация церковной (а шире – всей духовной жизни) вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах. Нужная, но неумело, поспешно и жестоко осуществленная реформа вызвала Раскол (в него ушло от ¼ до 1/3 русских людей). ↓ Социальный и духовный переворот, вторая после смуты национальная трагедия.
2. Не затрагивались основы православия, только обрядовая сторона (крестный ход по ходу Солнца, 2→ 3 перстное крещение, «аллилуйя» — трижды, а не дважды). 3. Борьба за укрепление авторитета церкви; Социальный мотив · возвращение к старине; · протест против существующих порядков (крепостничество, централизация, гнет правительства); · унификация, социокультурные последствия; Выход спора за церковные рамки, перенос борьбы в массы→ феномен старообрядчества. Духовный мотив Недовольство вызвал сам факт вмешательства светской власти в духовные дела, в традиционную культуру. Духовный мир воплощался в «истинной вере». И обрядовая сторона в любой религии чрезвычайно важна. Истинное православное царство (третий Рим) повредилось.
4. Спор об образцах (древнерусские или греческие книги). Принципиальный выбор между византийским и западным наследием, а в конечном счете между Россией и Европой. ↓ Конфликт Никона со светской властью (действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для второй половины XVII века). 1658г. – отставка, принятая с неприличной поспешностью. 1666г. – Церковный собор подтвердил отставку.

Старообрядчество:

Сложное, противоречивое явление, отразившее различные идейные воззрения и социальные интересы.

Впервые ИДЕЯ разделила граждан одного государства. Она встала выше классов, сословий, личных привязанностей и вражды. Среди старообрядцев были бояре, священники, крестьяне и др.

Характерные черты:

1.фанатическая преданность старине и идее «Третьего Рима»;

2.непримиримо-враждебное отношение к власти, светскому знанию, всему новому;

3.отказ от общения с инакомыслящими, со всеми, кто не разделяет их взгляды;

4.часто – изуверская форма протеста (коллективное самосожжение).

Старообрядцы увидели в реформе:

·стремление европеизировать, латинизировать государство;

·подрыв веры в особую историческую роль России и ее великое будущее;

·покушение на истинную веру – веру предков, подмену сущности вероучения, ибо государственной властью и церковным руководством овладел Антихрист.

Значение:

Раскол всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка. Раскол произошел и между официальной светской и духовной властью т значительной частью общества. Он дал толчок общественной мысли, подготовил почву для грядущих преобразований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.