Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейно-политическое развитие I половины XIX в. (либерализм, консерватизм, анархизм).






Европейские мыслители XIX века, даже если они принадлежали к совершенно разных направлений, были едины в одном - в стремлении беспощадного критического анализа ценностей, которые считались незыблемыми и для по опереднього поколения, и для большинства современников.

Одной из ярких страниц в истории такого отрицания была творчество выдающегося немецкого мыслителя А Шопенгауэра (1788-1860) Его знаменитое произведение \" Мир как воля и представление\" был издан еще в 1819 г ((первый том), но в то время остался практически незамеченным Лишь в 1850-е годы, незадолго до смерти философа, к нему пришла долгожданная слава Позже популярность его идей продолжали расти и Такое запоздалое признание было не случайным: вселенский пессимизм Шопенгауэра органично вписывался в атмосферу разочарования, царившей в обществе после революций 1848 г, и в общий ход раз развития философской мысли, которая в поисках новой системы ценностей сбрасывала кумиров предыдущих времен.

Одним из главных объектов критики Шопенгауэра был слеп, безоговорочный оптимизм, присущий философам прошлого, и отчасти - его современника Особое возмущение у Шопенгауэра вызвал Гегель с его идей прогресса, которая предоставляла мира в целом и истории человечества целесообразностью.

Теория Шопенгауэра полностью противопоставлена философским системам Гегеля, просветителей, вообще всем попыткам найти в мироздании разумность и гармонию По мнению Шопенгауэра, в основе мира, под покритикой там пестрой разнородности его явлений, лежит не общий Разум или Дух, а Мировая Воля, или воля к жизни.

Какой же выход для человека предлагает Шопенгауэра и зла, причем зла в нем гораздо больше Проявления зла философ находит везде: в обществе, которое считает себя цивилизованным и гуманным, царят жестокость, пошлость, зависть, за религиозными порывами прячется ханжество, за любовью и, кажется, искренней заботой о ближних скрывается холодного эгоизма.

Во-вторых, поняв все это, человеку следует отойти от обманчивого мира как от иллюзий и ошибки, \" убить\" в себе волю к жизни, которая привлекает людей в фонтан зла, отказаться от своего эгоистического \" Я\"

Итак, разрушая веру в гармонию мира, Шопенгауэр требовал от человека умения сохранить внутреннюю гармонию К нравственного мировоззрения лица относились высокие моральные требования

Но вскоре и сама мораль превратилась в \" идола\", которого стали отвергать философы На почве разочарования в просветительской идее общего блага вырастали эгоизм, индивидуализм и анархизм

Анархизм. Одним из первых на этот путь стал Макс Штирнер (1806 - 1856) - немецкий литератор, теоретик анархизма, который оставил заметный след в духовной жизни XIX в своей книге \" Единственный и его собственность\" (1844 г г) ей давались самые противоречивые оценки: и резко отрицательные, и похвальные.

Главной причиной этого сенсационности было то, что книга содержала открытый, ничем не замаскированный апофеоз эгоистической анархической лица

Макс Штирнер бунтовал против ханжеской морали современного общества, недостаточно силен, чтобы действительно служить добру, и недостаточно беспощадное, чтобы жить совсем эгоистично Но одновременно отбрасывалась и мораль в целом не только государство и религию, но и совесть Макс Штирнер считал \" тиранами\", которые делают человека раболюдину рабом.

Единственная ценность для Штирнера - это абсолютно свободная личность, которая осознает себя центром мироздания: \" для меня нет ничего выше меня\" Немецкий философ предлагал изъять из употребления понятия греха и зла, стать над понятиями добра и зла: \" ибо и то, и другое не имеют для меня смысла\" Человек должен сам решать, на что она имеет право-Ведь права и обязанности, которые навязываются обществом или церквей - это лишь обман, проявление деспотической власти над личностью власти.

Идеи Штирнера стали основой одного из течений анархизма В основе анархического мышления лежит идея пагубности для человека любого правительства и власти Участие в легальных формах общественного движения часто оценивались как признание господствующих с точки зрения правительственных кругов систем ценностей, т.е. фактическая поддержка власти Поэтому один из идеологов анархизма П-Ж Прудон и его ученик Бельгария, автор крылатого анархистского где визу \" Анархия - это порядок\", считали, что рабочие должны избегать участия в парламентских учреждениях и самостоятельно действовать на улицах и предприятиях, опираясь на классовую солидарность и взаимопомощь.

Большим спросом анархистские идеи пользовались в отсталых регионах Европы, например, в Испании, России, Украины, где был распространен \" крестьянский анархизм\" Идеологами анархизма были россияне-эмигранты Михаил Бакунин, сторонник коллективистского варианта анархизма, и Петр Кропоткин, который считал, что будущее коммунистическое общество будет свободным от всякого центрального правительства.

Понятие либерализм вошло в европейский лексикон в начале XIX в Сначала оно использовалось в Испании, где в 1812 г либералами называли группу делегатов-националистов в кортесы (парламент)) Затем оно вошло в английской, французской и других европейских момов.

Своими корнями либеральное мировоззрение достигает Ренессанса, Реформации, ньютоновской научной революции У его истоков стояли такие разные личности, как Дж Локк, ЛЖ, Монтескье, И Кант, А Смит, В Гумбол льдт, Т Джефферсон, Дж Мэдисон, Б Констан, А де Токвиль и другие представители западной общественно-политической мысли Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского просвещения, французские физиократы, сторонники английского манчестерской школы, представители немецкой классической философии.

При всех различий общим для этих мыслителей было то, что каждый из них по-своему, в соответствии с реалиями свое время высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем в соответствии с измененной ситуации в обществе, с новыми тенденциями общественно-исторического развития Участники Английской буржуазной революции середины XVII в, английского Славной революции 1688 г, Войны за независимость США (или Американской революции) руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной либерального мировоззрению.

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма следует считать Великую французскую революцию Во второй статье \" Декларация прав человека и гражданина\" записано: \" Целью всякого политического объединения является хр ереження природных неотъемлемых прав человека Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетениюпір пригнобленню".

Либеральные принципы нашли практическое воплощение в ограниченном конституционном строе, установленном во Франции после Июльской революции 1830 г, а также в Третьей республике в 1870 г Значительных успехов либералы добились в Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах Важную роль они сыграли в объединении Италии и Германии и формировании государственной системы этих стран Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США В России в связи с комплексом причин либеральное мировоззрение укоренился позже (конец XIX - начало XX вв).

Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях В разные периоды и в разных общественно-политических и национально-культурных условиях он выступал в различных формах Можно выделить две либеральные традиции, исторически сложившихся: англосаксонскую и континентально-европейскую В XIX веке англосаксонская традиция ассоциировалась со свободной торговлей, и интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей На политической арене носителем важнейших ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия Великобритании, во второй половине XIX в стала одной из двух ведущих политических партий страны Последовательно выступая за свободную рыночную экономику и реформу политической системы, в которой расширение избирательного права занимало центральное место, либералы добились существенных успехов с принятием избирательных законов в 1867 и 1884 гг и в 1918 г, когда был принят закон о всеобщем избирательном праве Однако с выдвижением на политическую авансцену лейбористской партии, которая привлекла на свою сторону рабочий класс, либералы постепенно утратили свои позиции.

В континентально-европейской традиции большое внимание уделялось процессам национальной консолидации и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма В связи с великой разнообразием исторических условиях либерализм приобрел собственного окраски в разных странах Постепенно в нем отделились два течения, которые противоречили друг другу - умеренных и прогрессистов Последние, у свою очередь, также характеризовались разнообразием идеологических позиций Это, в частности, выразилось в названиях этих партий - от либералов до радикалов.

Разнородность как самого либерализма - особого течения общественно-политической мысли, так и либеральных партий объяснялась, главным образом, тем, что в разных странах с разной степенью остроты вставали проблемы обеспечения экономических свобод, конституционных реформ или секуляризации государства Дополнительным фактором, который определил различие идеологического оттенка либеральных партий, стала проблема национального возрождения и объединения, как это было, например, в Италии и Германии Здесь либерализм превратился в одну из мобилизующих сил национально-государственным объединениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.