Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины






· буржуазная революция середины XVII в., стимулировавшая развитие капитализма;

· развитие мануфактурного производства;

· широкое применение наемного труда;

· активная колониальная политика Англии;

· огораживание;

· улучшение средств сообщения: восстановление и строительство дорог за счет частного капитала;

· строительство каналов

 

Хронологические Основное содержание
1730 – сер. 1760 гг. Создание предпосылок для промышленной революции, развитие базовых производств (угольная, металлургическая отрасли); концентрация мануфактур; начало технических открытий, увеличение внешней торговли.
сер. 1760 – 1785 гг. Начало промышленного переворота в легкой (текстильной) промышленности (хлопчатобумажное производство) и отдельных районах. Благоприятные условия: отсутствие цехов; механизм «демонстративного потребления»; наличие сырья – хлопок из колоний.
1785 –20 гг. XIX в. Внедрение паровой машины Уатта, открытие нового способа обработки металла – пудлингование, промышленный переворот затрагивает отрасли тяжелой промышленности
30 гг.-50 гг. XIX в. промышленный переворот охватывает всю промышленность, появляется новая отрасль промышленности – машиностроение. развитие транспортной системы,

Уже в середине XVIII в. в Англии создались предпосылки промышленного переворота, т. е. замены ручного производства машинным, перехода от мануфактуры к фабричной системе производства, образования современного промышленного пролетариата и буржуазии. Основным техническим условием перехода к машинному производству явилась централизованная мануфактура, в которой производственный процесс был при помощи детального разделения труда сведен к простым и однообразным операциям. Экономической предпосылкой промышленного переворота явилась громадная концентрация капиталов. В результате ограбления колоний и самой Англии в руках английской буржуазии скопились огромные богатства, которые можно было вложить в промышленность.

Важнейшей социальной предпосылкой промышленного переворота явилось завершение аграрной революции. XVIII в. был периодом исчезновения крестьянства как класса мелких производителей, самостоятельных по условиям производства. Земли концентрировались в руках немногих крупных землевладельцев. Аграрный переворот привел к расширению внутреннего рынка.

Расширению внутреннего рынка способствовал также рост народонаселения: с 1702 по 1800 гг. численность населения увеличилась с 5, 5 до 9 млн человек. Кроме того, многочисленные колонии Англии были огромным рынком сбыта различных товаров. Для обеспечения торговых связей с колониями и другими странами мира необходимы были торговые суда и военные корабли, которые обеспечивали бы безопасность торговых путей.

Переворот начался в Англии прежде всего в хлопчатобумажной промышленности, с изобретения в 1767 г. механической прялки, работавшей с помощью водяного колеса (ватермашина). Затем появился новый тип прядильной машины, сочетавшей достоинства механической прялки и «летучего» челнока, который изобрел еще в 1733 г. механик Джон Кей. Механическая прялка была изобретена ткачом Харгривсом. Новую прядильную машину назвали «мюль—машина Кромптона». Картрайт усовершенствовал прядильные машины, и его новый механический ткацкий станок заменил труд сорока ткачей.

Новые изобретения быстро осваивались предприимчивыми дельцами. Появились новые предприятия – фабрики. Использование водяного двигателя вынуждало строить фабрики по течению рек, что представляло известные неудобства. Только паровой двигатель Джемса Уатта, получивший распространение с конца 70–х гг. XVIII в., позволил строить фабрики в любом месте.

Вскоре машинное производство внедряется и в другие важные отрасли. Металлургия, базировавшаяся на древесном угле, находилась на грани катастрофы ввиду нехватки топлива. Но в начале XVIII в. появился способ плавки руды на каменном угле с примесью негашеной извести, а в конце XVIII в. впервые было получено железо из чугуна методом пудлингования, предложенным в 1784 г. Кортом. Эти нововведения не только улучшили выплавку железа, но явились толчком к расширению добычи угля, а это в свою очередь заставило промышленников думать об улучшении средств сообщения для соединения мест добычи угля, железной руды с металлургическими производствами.

Начинается сооружение каналов, поскольку перевозка тяжелых грузов водой обходилась значительно дешевле. Уже в конце XVIII в. почти вся страна была прорезана каналами, соединившими с морем самые отдаленные уголки Англии.

К концу XVIII в. объем промышленного производства значительно возрос. Выпуск чугуна увеличился с 17 350 т в 1740 г. до 125 079 т в 1796 г., добыча угля – с 2600 т в 1700 г. до 10 млн т в 1795 г. Развивались новые промышленные районы – Ланкашир, Уэльс, Йоркшир.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.