Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вдумчивость как черта критического подхода






 

Если ваш босс, вызывая вас к себе, говорит, что собирается критиковать вашу работу, вероятно, вам сразу приходит в голову мысль, что вы что-то сделали не так. Между тем «критиковать» означает выявлять достоинства и недостатки и в соответствии с ними судить о чьей-либо работе. В идеале описанная ситуация подразумевает, что ваш руководитель хочет поговорить с вами о ваших сильных и слабых сторонах. Быть критичным означает осознанно судить обо всем плохом и хорошем, что вы видите, слышите и читаете. Иногда это делается неосознанно. Например, вас пригласили в гости новые друзья. С того момента, как вы вошли в дверь, запускается и начинает работать ваше критическое мышление. Вы неосознанно оцениваете все: от звука дверного звонка до вкуса еды, которой вас угощают, и чистоты ванной. Весь ваш опыт пребывания в гостях сложится в оценку, которую вы осознанно дадите в конце вечера.

Когда вы читаете, ваш разум функционирует по той же бессознательной схеме. Если сможете, научитесь формировать критические суждения сознательно и вдумчиво. Параллельно с этим вы пополните свой багаж знаний и улучшите понимание. Как вам это удастся? Вам следует читать, высматривая в тексте все, что совпадает и не совпадает с вашей собственной точкой зрения, проверять факты, задавать вопросы и формировать собственное мнение о том, что вы читаете. Развитие этого навыка отличает прекрасных читателей от средних.

Ресторанные критики пробуют еду и пишут, что им понравилось, а что нет и почему. Кинокритики смотрят фильмы и используют те же критерии. И те и другие делятся своим мнением с читателями, основываясь на имеющихся у них знаниях. Можно ли сказать, что их критика справедлива? Нет, в действительности не существует справедливой критики, так же, как нет уверенности в том, что вы правы в своей оценке слов автора. Только вы сами решаете, верно ли ваше суждение. Вы исходите из имеющихся знаний точно так же, как это делают ресторанные и кинокритики. Читая нехудожественную литературу, вы в конечном счете хотите:

• убедиться в верности того, что вы уже знаете.

• узнать что-то новое;

• отличить факты от вымысла;

• изменить свое мнение, если вас убедят в том, что вы неправы;

• понять, как автор пришел к тому или иному выводу.

 

Таким образом, критическое чтение основывается на вашем предыдущем понимании обсуждаемого предмета и нынешнем понимании материала, который вы читаете.

Есть несколько способов установить сознательные, вдумчивые взаимоотношения с автором, когда вы читаете. Они включают постановку вопросов автору, рассмотрение фактов и формулировку выводов для себя.

 

Задавайте вопросы автору

 

Бывают ситуации в процессе чтения, когда вас удивляет или смущает то, что говорит автор. Может, он не привел достаточно веский аргумент или его обоснования своей позиции слабы. Это как раз тот случай, когда пора начать критически и вдумчиво задавать вопросы. Возможно, вы уже их задавали, но когда вы начинаете делать это осмысленно, то становитесь более активным и вовлеченным читателем.

Умение ставить критические вопросы подразумевает, что вы обладаете здоровым скептицизмом по поводу мотивов автора и содержания текста. Полезно бывает решить для самого себя, согласны ли вы с точкой зрения автора, а если нет, то на чем основана ваша критика. Приведенные ниже вопросы, разбитые на три основные категории, могут быть полезны, когда вы вступаете с автором в диалог.

 

Вопросы об авторе

 

• Каким опытом обладает автор?

• Автор – мужчина или женщина? Влияет ли пол автора на его точку зрения?

• Как знания и опыт автора влияют на его интерпретацию темы?

• Каковы мотивы автора?

• Объективен ли автор, не подвержен ли влиянию эмоций и личных предубеждений? Или он субъективен?

 

Вопросы о содержании

 

Давайте рассмотрим, что можно спросить о содержании.

• Какова предполагаемая целевая аудитория, которой адресован текст?

• Что автор буквально говорит в своем произведении?

• Что в действительности хотел сказать или что подразумевал автор? Что он имел в виду?

• Понятна ли его идея?

• Детали в тексте – факты или результаты авторских наблюдений?

• Аргументы и выводы автора последовательны и логичны?

 

Вопросы про себя самого

 

А теперь подумайте о себе и о своем багаже знаний.

• Знакома ли мне тема, которую автор освещает в данной работе? Если да, то как имеющийся у меня опыт может повлиять на мое восприятие текста?

• Чему я верю в этом тексте?

• Соответствует ли информация в этом материале тому, что я знаю по этой теме? Если нет, то в чем разница?

• Как прочитанный материал помог мне узнать то, что мне было нужно, или как я могу применить почерпнутые из текста знания?

 

В конечном итоге все авторы претендуют на то, чтобы тем или иным образом повлиять на ваши мысли. Если они во что-то верят, то хотят, чтобы и вы в это поверили. Автор даже самого объективного научного доклада старается представить все необходимые сведения таким образом, чтобы вы могли судить о точности утверждения или гипотезы исследователя. И автор надеется, что вы согласитесь с его выводами, обоснованными приведенными в работе данными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.