Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет исследования в психологии сознания.




Ощущения, восприятия, представления, образуют состав психики, и соответствующие психические процессы – не то, что первично осознается, а то, посредством чего предмет осознается. Сознание – это форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание – это единство переживания и знания.

Отношение сознания, психики к бытию никак не может быть сведено к одному лишь отношению теоретического субъекта к объекту. Оно включает и практическое отношение. Сознание не только знание и отображение – рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта. Чисто теоретическое сознание – абстракция; свою реальную основу получает только на высших ступенях развития, когда с выделением из практической деятельности теоретической впервые вычленяется теоретическое сознание как относительно самостоятельное производное образование, связанное со специфической установкой субъекта на познание. Сознание по глубочайшему своему существу не только созерцание, отображение, рефлексия, но также отношение и оценка, признание, стремление и отвержение, утверждение и отрицание и т.д. Сознание человека – это свидетельство и производный компонент его реальной жизни. Сознание выражает бытие индивида. Эта реальная, материальная, практическая связь человека и любого живого существа с миром выражается в многообразной системе сил, динамических тенденций. Их порождает в индивиде то, что оказывается значимым для него в мире. Значимое для человека, для личности как общественного индивида не сводится к одному лишь личностному, только партикулярно-личностно значимому, оно включает и общественно значимое, всеобщее, которое, становясь значимым для личности и в этом смысле личностно значимым, не перестает оставаться общественно значимым. Практическое сознание человека как общественного существа – это в высших своих проявлениях нравственное сознание. Общественно значимое, переходя в личностно значимое для человека, порождает в нем динамические тенденции долженствования. Противоречивое единство одних и других определяет мотивацию человеческого поведения

 

7. Предмет исследования в психоанализе У истоков психоаналитического направления стоял австрийский психиатр и психолог Фрейд. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я», «Сверх–Я», «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса – в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни (Эроса), куда входит сексуальные влечения и влечения к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению (Танатоса). В древнегреческой мифологии бог Эрос символизировал любовь, бог Танатос – смерть. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психический энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция – соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх – Я» – внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести



8. предмет исследования в советской психологии Марксистская психология – основание «марксизм» (Леонтьев и др.). Конец 20-х гг – дореволюц псих-гия – эмпирическая псих-гия (обращение к внутреннему опыту). Эмпирическая психология,приближенная к психофизиологии.
Две основные школы (теории):1.Культурно-историческая теория высших психических функций (Выготский)2.Теория деятельности. Культ.-истор. теория высших псих функций: Проблема сознания →теория развития сознания.Работы Выготского практикоориентированы→важно создать теорию, которая бы служила психологической практикой, а не просто объяснить теорию. Фундаментальная работа – «Псих-гия искусства»Социальная психология – еще одна сфера деятельности Выготского (исследования развития больного ребенка). Заслуга – исследования механизмов культурного влияния на псих развитие – освоение ребенком культурных форм (символов, знаков, моделей).Культурная форма задает логику переживаний («логику чувств»). Высшие психолог. функции – функции, опосредованные исследованием культурных форм. Специфика чел психики – в ее структуру входят высшие псих функции. Функция «выбор», функция «память».Слово – наиболее частый пример обозначения альтернатив. Благодаря речи наши функции становятся высшими. Любая высшая псих функция в процессе своего развития рождается дважды: 1. Как функция интер-психологии (функция, разделенная на двоих). Изначально любая псих функция рождается в взаимоотношении между взрослым и ребенком. 2. Как функция интропсихологии (как собственное достояние ребенка). Ребенок может осущ эту функцию самостоятельно, без помощи взрослого. Интериоризация:1.освоение культур-ных форм2. переход от социального к индивидуальному3.переход от естественного к культурному4.переход от непроизвольного к произвольномуДля детей с особенностями развития необходимо осущ поддержку в действиях, а не делать это самому за ребенка.Леонтьев: смысл – обозначение для себя →смысл индивидуален. Он характеризует место каждого чел в мире.Несовпадение значения и смысла. Осознание смысла. Осмысление значений. Смысл проявляется в чувствах (так как смысл субъективен он выражает пристрастность). Смысловое отношение характерно и для когнитивного процесса (оценка раньше чем определение предмета). Чел чаще ориентируется на значение, а не на смысл. Деятельность имеет для чел смысл когда есть мотив.




mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал