Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Настройка квинт






Итак, прошло время, в течение которого Вы занимались только подстройкой. Это позволило Вам намного дольше сохранить строй в удовлетворительном состоянии. Кроме того, Вы приобрели полезный опыт - Вы уверенно владеете ключом, не вслушиваетесь напряженно, пытаясь понять: то ли это биения, то ли галлюцинации. При необходимости (или при желании) Вы теперь можете научиться настраивать пианино полностью.

Первое, что необходимо сделать – настроить ЛЯ первой октавы в унисон со звучанием камертона (частота 440 герц). О том, чем можно заменить камертон – см. ниже.

Теперь нужно настроить середину клавиатуры – т. наз. зону темперации. Вы должны поделить этот диапазон на равные части – полутоны. Настроить темперированный полутон (15/16) на слух невозможно. Поэтому обычно используют шаги в пределах этой зоны по квинтам, квартам, октавам. Есть несколько планов настройки зоны темперации. Вот два из них.

 

 

 

При полной настройке не очень удобно пользоваться клинками для заглушения струн: приходится или постоянно переставлять или иметь большое количество их. Удобнее длинная полоска резины (войлока, фетра) толщиной примерно четыре мм, шириной 1, 5–2см, которая вталкивается между хорами, оставляя незаглушенными только средние струны. Настроив все средние струны, Вы будете постепенно вытаскивать ленту, освобождая все новые струны для настройки унисонов (см. рис.4).

Работа с ключом, вслушивание в биения – это все так же, как и при настройке унисонов и октав. Основных отличий два. Первое: настройка должна быть более точной. Настраивая последовательно ряд октав (например, ЛЯ первой – ЛЯ второй – ЛЯ третьей – ЛЯ четвертой), Вы можете почти безболезненно допустить три небольшие ошибки. В квинто-квартовом круге - полтора десятка шагов, поэтому такие же маленькие неточности, накапливаясь, дадут в результате значительную ошибку, круг не сойдется. Второе отличие: Вы помните, что квинты в темперированном строе несколько сужены, а кварты несколько расширены. Поэтому при настройке квинт и кварт нужно добиваться не исчезновения биений, а наличия определенного количества их (в квинте в зоне темперации – примерно одно биение в секунду, в кварте – примерно полтора). Понятно, что настраивать эти интервалы, подсчитывая биения с часами в руках – нереально. Надо слушать скорее тембр; причем, в отличие от спокойного, чуть приглушенного звучания хорошо настроенных октав, звучание темперированных квинт и кварт должно быть несколько напряженным. Меру этой напряженности, как бы " расстройки", необходимой для того, чтобы круг сошелся, Вы почувствуете не сразу. Это приходит с опытом, и первые несколько опытов неизбежно будут неудачными. Будьте к этому готовы. Если круг не сошелся, попробуйте пройти его еще раз. Можно попробовать пройти его в обратную сторону. Для контроля правильности настройки полезно использовать и другие интервалы: терции, сексты, мажорные трезвучия и их обращения в пределах настроенного уже диапазона должны иметь одинаковый тембр, одинаковую " напряженность" звучания – т.е. одинаковое отклонение от чистых интервалов.

Суженные и расширенные относительно чистых интервалы звучат одинаково. Не забывайте, с какой стороны Вы подходите к требуемому интервалу, и проходили ли Вы точку отсутствия биений. Те планы настройки, что я приводил, имеют удобство для начинающих: в квинтах верхний звук подстраивается к нижнему, в квартах – наоборот. Чтобы получить темперированный интервал, надо не переходить момент исчезновения биений, а чуть не доходить до него.

Какая точность требуется при настройке? Зависит от квалификации настройщика и от требований заказчика… В литературе приводятся различные величины – от одного биения за 2-4с. до биения за 10-12с. в среднем регистре. По краям – больше, до нескольких биений за секунду. До сих пор вспоминаю, как мой наставник проверял, чему я научился. Уверенно подтянув одну струну в унисон к другой, я с гордостью поглядел на него, ожидая похвалы. И дождался. " Молодец! – сказал он мне, - в зону отлично вошел. Теперь окончательная подстройка". Возможно, с его точки зрения я до сих пор лишь " вхожу в зону", но претензий пока никто не предъявлял.

Некоторые пианисты считают, что фортепиано должно иметь " розлив", некоторое отклонение от унисона, чуть расширенные октавы. Настроить инструмент с розливом – совсем не то же самое, что плохо настроить. Одинаковые по всей клавиатуре отклонения от чистого унисона – задача не простая. Начинающим я бы не советовал экспериментировать с розливом.

Существуют электронные приборы для настройки музыкальных инструментов. Найти и приобрести (или даже сделать своими руками) в принципе можно. Полезная вещь, пользуются ими не только начинающие, но и опытные настройщики. Не надо только ждать чудес от этих приборов. Из-за негармоничности струн настройка басов и дискантов по электронному частотомеру будет звучать фальшиво. С его помощью можно настроить 2-3 октавы в середине диапазона; некоторые приборы позволяют также подстроить одну струну в унисон к другой с приемлемым качеством и по краям клавиатуры.

Если у Вас нет ни электронного прибора, ни камертона, с приемлемой точностью можно настроить ЛЯ первой октавы по баяну или аккордеону, или синтезатору, но настраивать по ним всю зону темперации нельзя. Требуемой точности Вы не добьетесь; это же относится и к хроматическим духовым камертонам.

Если Вы не сами настраиваете пианино, понаблюдайте за работой приглашенного Вами настройщика. Настоящий настройщик (в отличие от киношного – помните?) очень экономно действует ключом, подтягивает струну до нужной высоты не блуждая вокруг да около.

Когда пианино настроено, у хозяина инструмента появляется естественное желание сыграть пару своих любимых произведений, чтобы оценить качество работы. Я посоветовал бы отложить музыку на потом: мелодии, гармонии не дадут Вам как следует вслушаться в идеальность или неидеальность интервалов. Возьмите какой-нибудь аккорд или интервал. Вслушайтесь в его тембр. Теперь послушайте, как звучит этот же аккорд или интервал, построенный от других, соседних, звуков. Тембр его должен быть таким же. Аккорд, интервал должен быть " узнаваемым" в других октавах. Унисоны, октавы – поиграйте не спеша, убедитесь в отсутствии биений. После этого поиграйте на всем диапазоне как можно громче – fff. Если колки оставались в неустойчивом положении, такой встряски будет достаточно, чтобы струны чуть расстроились. Что Вы в таком случае должны сказать настройщику – выходит за рамки этой книги.

Если через пару недель после настройки Вы не удовлетворены строем своего инструмента, причины могут быть таковы.

· Произошло резкое изменение температуры и влажности в комнате (отключили отопление, протек потолок и т.п.).

· Колки были оставлены настройщиком в неустойчивом положении – результат низкой квалификации или недобросовестности настройщика.

· Инструмент очень плохо держит строй. Настройщик не мог не заметить этого. Если он не сказал Вам об этом и не предложил укрепить строй – это должно Вас насторожить. Другая крайность – настройщик подбивает колки перед каждой настройкой. Строй держится долго, репутация настройщика – тоже, однако после нескольких таких настроек колки оказываются забитыми до предела. Таким образом, общий срок службы инструмента (без крупного ремонта) намного уменьшается. Анекдотичный пример из жизни: некий настройщик перед настройкой поливал вирбельбанк водой, объясняя клиентам, что так строй будет лучше держаться...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.