Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целью нетрадиционных уроков является отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

• использование коллективных форм работы;

• привитие интереса к предмету;

• развитие умений и навыков самостоятельной работы;

• активизацию деятельности учащихся;

• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

•более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

• становление новых отношений между учителем и учениками.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся через различные формы коллективной и групповой работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им находится в атмосфере творческого поиска, действуют на младших школьников вдохновляюще и постоянно развивают их речь. Такие уроки являются не только радостью для младших школьников, но и определенным стимулом, побуждающим интерес, вселяющий уверенность в свои силы и способности.

Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – не результат, а процесс. Это усиливает их развивающие значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования).

Детям нравятся нестандартные уроки, они становятся общительнее и сплоченнее. Нестандартные уроки помогают вызвать дополнительный интерес к предмету, к конкретной теме, развивают у учащихся логическое и абстрактное мышление. Благодаря нестандартному подходу к обучению на уроках создается непринужденная обстановка, что способствует лучшему усвоению материала. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из – за большой потери времени.

Перечислю некоторые формы проведения нестандартных уроков. В настоящее время существуют следующие нетрадиционные технологии урока:

· Интегрированные уроки, основанные на межпредметных свя­зях; урок-зачёт, экспресс-опрос, урок-проект.

Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Совмещая творческие и гуманитарные дисциплины, происходит совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Например интегрированный урок – проект по математике и окружающему миру «Квадратный метр».

· Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Интегрированный урок-игра по математике и окружающему миру в 3 классе «Предприниматель». В ходе урока учащиеся пробуют себя в роли предпринимателя, ведут необходимые расчёты, составляют бизнес- план, решают практические задачи, возникающие в повседневной жизни.

· Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы (проектно-исследовательские): исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж, урок-семинар. Предлагаю урок-исследование по окружающему миру «Эта удивительная жидкость кровь» 3 класс (см. Приложение№1)

· Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация и др.

Среди них большая роль отводится урокам с использованием средств ИКТ.

Современный урок невозможно провести без привлечения информационно – коммуникационных технологий. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИКТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИКТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. В своей работе я систематически использую презентации, кроме этого обучаю детей работе с программой составления презентаций. На уроках окружающего мира, литературного чтения дети активно демонстрируют свои презентации. Благодаря презентациям, те учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Так на уроке литературного чтения с использованием ИКТ в 3-м классе по теме «Л.Н. Толстой. Рассказ-быль Лев и собачка», учащиеся расширяли представления о жизни животных, учились проявлять доброе отношение к животным, понимать чужую боль.

· Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, «живая газета», устный журнал.

На уроке литературного чтения, обобщающие уроки по темам «Поэтическая тетрадь» провожу в форме устного журнала…

· уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

Во время экскурсии в парк в рамках урока окружающего мира по теме «Растения и животные нашего края», дети расширяли свои знания о видах деревьев, кустарников, видах птиц и насекомых. Также поднимались вопросы современных экологических проблем, охраны окружающей среды. Итогом экскурсии стали выступления детей, и обобщающий урок-игра «Я знаю свой родной край».

· уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок­-сюрприз, урок-подарок от волшебника;

Уроки - сказки верные спутники детей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. Так на уроке в 3 классе по русскому языку по теме «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», учащиеся помогли Алёше Поповичу справиться со злом и сделать вывод о том, что Руси нужна не только сила богатырская, но и головушка умная.

· перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, утренники, спектакль, концерт, инсце­нировка, уроки-праздники.

Очень интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, которые существуют в нашей стране и развивает у школьников способность к общению. Например, на уроке-празднике «Масленица», посвященном завершению масленичной недели, ребята узнали о названиях каждого дня этой недели, о традициях и обычаях, поучаствовали в старинных русских играх.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования, создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.

Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Нетрадиционные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме, и каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика классного коллектива | Конструкция трансформаторов ТМ




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.