Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Начало постчеловеческой истории?






 

Американский режим начиная с 1776 года строился на основе естественного права. Конституционное правление и власть закона, ограничивая произвол тиранов, защищают те виды свободы, которые присущи людям по природе. Как указал через восемьдесят семь лет Авраам Линкольн, это был еще и режим, преданный положению о всеобщем равенстве людей. Равенство в свободе может существовать только потому, что существует естественное равенство людей; или, если перефразировать более позитивно, факт естественного равенства требует равенства политических прав.

Критики указывают, что Соединенные Штаты никогда не жили соответственно этому идеалу равенства в свободе, а в течение своей истории исключали из этого равенства целые группы. Защитники режима указывают (с моей точки зрения, более правильно), что принцип равенства прав служил причиной постоянного расширения списка тех, кому права предоставлены. Когда было постановлено, что все люди имеют естественные права, в американской политической истории вспыхнул долгий спор о том, кто попадает в этот заколдованный круг " людей", которых Декларация объявляет равными от рождения. Изначально этот круг не включал женщин, или чернокожих, или белых, не имеющих собственности; но он расширялся медленно и верно, и в свое время их в себя включил.

Однако, признают это участники спора или нет, все они (хотя бы неявно) имеют представление о том, что есть " суть" человека, то есть основание для суждения, должен ли тот или иной индивидуум таковым считаться. Внешне люди выглядят, говорят и действуют весьма отлично друг от друга, и спор во многом вертелся вокруг того, являются ли эти различия чисто условными или корни их лежат в природе.

Современная наука до некоторой степени помогла нам расширить взгляды на то, кого считать человеком, поскольку показала, что наиболее явные различия между людьми условны, а не природны. Там же, где природные различия действительно существуют, как между мужчиной и женщиной, выяснилось, что они касаются качеств, не оказывающих влияния на политические права.

Так что, вопреки плохой репутации, которую концепции вроде естественных прав имеют среди университетских философов, многое в мире нашей политики покоится на существовании устойчивой " сути", которой мы одарены от природы, или скорее на том факте, что мы верим в существование этой " сути".

Может быть, мы готовы войти в постчеловеческое будущее, в котором технология даст нам возможность постепенно изменить нашу сущность со временем. Многие приветствуют такую возможность под знаменем человеческой свободы. Они хотят максимально расширить свободу родителей выбирать, каких детей иметь, свободу ученых в исследованиях и свободу предпринимателей использовать технологию для получения прибыли.

Но свобода такого рода будет отличной от всех прочих свобод, ранее доступных людям. Политическая свобода до сих пор означала свободу преследовать те цели, которые наша природа перед нами поставила. Эти цели не определены жестко; природа человека весьма пластична, и у нас огромный диапазон возможностей выбора, совместимых с этой природой. Но она не бесконечно пластична, и элементы, остающиеся постоянными – в частности, наша видоспецифичная гамма эмоциональных реакций, – представляют собой безопасную гавань, которая дает нам возможность соединяться с другими людьми.

Может статься, что мы каким-то образом обречены на этот новый вид свободы или что на следующей стадии эволюции, как некоторые предполагают, мы сознательно возьмемся за наше биологическое строение, а не оставим его в руках слепых сил естественного отбора.

Но если мы на это пойдем, то делать это надо с открытыми глазами. Многие считают, что постчеловеческий мир будет выглядеть совсем как наш – свободный, равный, процветающий, заботливый, сочувственный, – но только с лучшим здравоохранением, большей продолжительностью жизни и, быть может, более высоким уровнем интеллекта.

Однако постчеловеческий мир может оказаться куда более иерархичным и конкурентным, чем наш сегодняшний, а потому полным социальных конфликтов. Это может быть мир, где утрачено будет любое понятие " общечеловеческого", потому что мы перемешаем гены человека с генами стольких видов, что уже не будем ясно понимать, что же такое человек. Это может оказаться мир, где средний человек будет заживаться далеко за вторую сотню лет, сидя в коляске в доме престарелых и призывая никак не идущую смерть. А может быть, это окажется мягкая тирания вроде описанной в " Дивном новом мире", где все здоровы и счастливы, но забыли смысл слов " надежда", " страх" или " борьба".

Мы не обязаны принимать любое такое будущее ради фальшивого знамени свободы, будь то свобода ничем не ограниченного размножения или свобода беспрепятственного научного исследования. Мы не обязаны считать себя рабами неизбежного технологического прогресса, если этот прогресс не служит человеческим целям. Истинная свобода означает свободу политической общественности защищать ценности, которые ей всего дороже, и именно этой свободой мы должны воспользоваться сегодня по отношению к биотехнологической революции.

 

 


[1] Контекст цитаты следующий: " Отныне наступают более благоприятные условия для более широких форм господства, подобных которым не было никогда. И даже это еще не самое важное: создана возможность возникновения международных расовых союзов, чьей целью будет создать расу господ, будущих " хозяев земли" – новую, неимоверную аристократию, стоящую на почве суровейшего самоузаконения, в котором воля философических правителей и художников-тиранов будет держаться тысячелетиями, – высший род людей, которые благодаря превосходству своей воли, знания, богатства и влияния используют демократическую Европу как самый податливый и услужливый инструмент, чтобы держать в своих руках судьбы Земли, чтобы работать как художники над " человеком" как таковым".

Здесь и далее эпиграфы из Ф. Ницше " Так говорил Заратустра" даются в переводе Ю.М. Антоновского. – Примеч. ред.

 

[2] Martin Heidegger, Bask Writings (New York: Harper and Row, 1957), p. 308.

 

[3] Peter Huber, Orwell's Revenge: The 1984 Palimpsest(New York: Free Press, 1994), pp. 222–228.

 

[4] Leon Kass, Toward a More Natural Science: Biology and Human Affairs (New York: Free Press, 1985), p. 35.

 

[5] Bill Joy, " Why the Future Doesn't Need Us", Wired 8 (2000): 238–246.

 

[6] Тот Wolfe, " Sorry but Your Soul Just Died", Forbes ASAP, December 2, 1996.

 

[7] Письмо к Роджеру К. Уэйтмену от 24 июня 1826 года в Life and Selected Writings of Thomas Jefferson, Thomas Jefferson (New York: Modern Library, 1944), pp. 729–730.

 

[8] Зародышевые пути – ряд поколений клеток от первичных половых клеток зародыша до гамет. Понятие зародышевого пути было разработано М. Нуссбаумом (1880) и А. Вейсманом (1885), согласно которому половые клетки образуются на самых ранних этапах развития зародыша и в своих ядрах содержат зародышевую плазму – носителя наследственных свойств организма, обеспечивая этим непрерывность eJ передачи в смене поколений. Раннее образование половых клеток установлено у многих животных. Так, у аскариды, ракообразных, насекомых и земноводных первичные половые клетки (ППК) обособляются уже в процессе первых стадий дробления, у млекопитающих – в эпибласте, у большинства животных конкретные стадии обособления ППК неизвестны. При уничтожении ППК УФ-облучением, прижиганием и т. д. (напр., у членистоногих, земноводных, птиц) половые железы не формируются или, в случае их образования, они стерильны. У позвоночных ППК (единственный источник половых продуктов) возникают вне гонад и задолго до их формирования, в дальнейшем, в результате сложной миграции, заселяют целомический эпителий гонад. ППК обладают морфологическими и биохимическими особенностями по сравнению с соматическими клетками. У млекопитающих они отличаются высокой активностью щелочной фосфатазы, у некоторых пресмыкающихся – большим количеством полисахаридов и т. д. У насекомых, низших ракообразных и некоторых земноводных в особом участке цитоплазмы яйца содержатся специфические гранулы, которые затем обнаруживаются только в клетках зародышевого пути и являются маркерами ППК. См. Гаметогенез. Происхождение и развитие половых клеток в онтогенезе позвоночных и некоторых групп беспозвоночных, пер. с франц., Л., 1968; Айзенштадт Т. Б., Цитология оогенеза, М., 1984; Биологический энциклопедический словарь. – М: Сов. энциклопедия. 1986. – Примеч. пер.

 

[9] Francis Fukuyama, The End of History and the Last Man, 1992. (Русский перевод: Фрэнсис Фукуяма, " Конец истории и последний человек". М.: ООО " Издательство АСТ", 2004.)

 

[10] Ithiel de Sola Pool, Technologies of Freedom (Cambridge, Mass.: Harvard/Belkman, 1983).

 

[11] По этому поводу см.: Leon Kass, " Introduction: The Problem of Technology" в сборнике под редакцией Arthur M. Melzer и др., Technology in Western Political Tradition (Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1993), pp. 10–14.

 

[12] Cm. Francis Fukuyama, " Second Thoughts: The Last Man in a Bottle", The National Interest no. 56 (Summer 1999): 16-33

 

[13] Цитата взята с биомедицинской веб-страницы по адресу https://www.liebertpub.com/ebi/default.asp.

 

[14] О приложениях геномики к исследованию интеллекта см.: Anne Farmer and Michael J. Owen, " Genomics: The Next Psychiatriс Revolution? ", British Journal of Psychiatry 169 (1996): 135–138. См. также: Robin Fears, Derek Roberts et al., " Rational or Rationed Medicine? The Promise of Genetics for Improved Clinical Practice", British Medical Journal 320 (2000): 933–995; и С. Thomas Caskey, " DNA-Based Medicine: Prevention and Therapy" в сборнике под редакцией Daniel J. Kevles and Leroy Hood, The Code of Codes: Scientific and Social Issues in the Human Genome Project (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992).

 

[15] Обзор этой дискуссии см.: Frans de Waal, " The End of Nature versus Nurture", Scientific American 281 (1999): 56–61.

 

[16] Madison Grant, The Passing of the Great Race; or, the Racial Basis of European History, 4th ed., rev. (New York: Charles Scribner's Sons, 1921).

 

[17] Jay K. Varma, " Eugenics and Immigration Restriction: Lessons for Tomorrow", Journal of the American Medical Association 275 (1996): 734.

 

[18] См., например: Ruth Hubbard, " Constructs of Genetics Difference: Race and Sex", в сборнике под редакцией Robert F. Weir and Susan С. Lawrence, Genes, Humans and Self-Knowledge (Iowa City: University of Iowa Press, 1994), pp. 195–205; и Ruth Hubbard, The Politics of Women Biology (New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1990).

 

[19] Carl C. Brigham, A Study of American Intelligence (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1923).

 

[20] Утверждения о неразрывности биологии и культуры см.: Edward О. Wilson, Consilience: The Unity of Knowledge (New York: Knopf, 1998), pp. 125–130.

 

[21] Margaret Mead, Coming of Age in Samoa: A Psychological Study of Primitive Youth for Western Civilization (New York: William Morrow, 1928).

 

[22] Donald Brown, Human Universals (Philadelphia: Temple University Press, 1991), p. 10.

 

[23] Nicholas Wade, " Of Smart Mice and Even Smarter Men", The New York Times, September 7, 1999, p. Fl.

 

[24] Matt Redley, Genome: The Autobiography of a Species in 23 Chapters (New York: HarperCollins, 2000), p. 137.

 

[25] Luigi Luca Cavalli-Sforza, Genes, Peoples and Languages (New York: North Point Press, 2000); и в соавторстве с Francesco Cavalli-Sforza, The Great Human Diasporas: The History of Diversity and Evolution (Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1995).

 

[26] Cуществует мнение, что и у алкоголизма есть генетические корни. См.: С. Cloninger, M. Bohman et al., " Inheritance of Alcohol Abuse: Crossfostering Analysis of Alcoholic Men", Archives of General Psychiatry 38 (1981): 861–868.

 

[27] Charles Murray and Richard J. Herrnstein, The Bell Curve: Intelligence and Class Structure in American Life (New York: Free Press, 1995).

 

[28] Стандартное отклонение – статистическая мера того, как некая популяция располагается относительно среднего значения; примерно две трети группы попадают в пределы одного стандартного отклонения вверх и вниз от среднего. – Примеч. автора.

 

[29] Charles Murray, " IQ and Economic Success", Public Interest 128 (1997): 21–35.

 

[30] Arthur R. Jensen, " How Much Can We Boost IQ and Scholastic Achievement? ", Harvard Educational Review 39 (1969): 1-123.

 

[31] См., например: Claude S. Fisher et al., Inequality by design: Cracking the Bell Curve Myth (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1996).

 

[32] Robert G. Newby and Diane E. Newby. " The Bell Curve: Another Chapter in the Continuing Political Economy of Racism", American Behavioral Scientist 39 (1995): 12–25.

 

[33] Stephen J. Rosenthal, " The Pioneer Fund: Financier of Fascist Research", American Behavioral Scientist 39 (1995): 44–62.

 

[34] Более пространно о тестировании см.: Nicholas Lemann, The Big Test: The Secret History of the American Meritocracy (New York: Farrar, Straus and Giroux, 1999).

 

[35] Francis Galton, Hereditary Genius: An Inquiry into Its Laws and Consequences (New York: Appleton, 1869).

 

[36] Carl Pearson, National Life from Standpoint of Science, 2d ed. (Cambridge: Cambridge University Press, 1919), p. 21.

 

[37] Stephen Jay Gould, The Mismeasure of Man (New York: W. W. Norton, 1981).

 

[38] Leon Kamin, The Science and Politics of IQ (Potomac, Md.: Erlbaum Associates, 1974).

 

[39] Richard С Lewontin, Steven Rose et al., Not in Our Genes: Biology, Ideology, and Human Nature (New York: Pantheon Books, 1984). Обсуждение этого спора см.: Thomas J. Bouchard, Jr., " IQ similarity in Twins Reared Apart: Finding and Responses to Critics", в сборнике под редакцией Robert J. Sternberg and Elena L. Grigorenko, Intelligence, Heredity and Environment (Cambridge: Cambridge University Press, 1997); и Thomas J. Bouchard, Jr., David Kykken et al. " Sources of Human Psychological Differences: The Minnesota Study of Twins Reared Apart", Science 226 (1990): 223–250.

 

[40] Robert B. Joynson, The Burt Affair (London: Routledge, 1989); and R. Fletcher, " Intelligence, Equality, Character, and Education", Intelligence 15 (1991) 139–149.

 

[41] См. в числе прочего: Howard Gardner, Frames of Mind: the Theory of Multiple Intelligences (New York: Basic Books, 1993); и Multiple Intelligences: The Theory in Practice (New York: Basic Books, 1993).

 

[42] См.: Сборник под редакцией Bernie Delvin et al., Intelligence, Genes and Success: Scientists Respond to The Bell Curve (New York: Springer, 1997); сборник под редакцией Ulric Neisser, The Rising Curve: Long- Term Gains in IQ and Related Measures (Washington, D.C: American Psychological Association, 1998); David Rowe, " A Place at the Policy Table: Behavior Genetics and Estimates of Family Environmental Effects on IQ", Intelligence 24 (1997): 133–159; Sternberg and Grigorenko (1997) и Christofer Jencks and Meredith Phillips, The Black-White Test Score Gap (Washington, D.C: Brookings Institution Press, 1998).

 

[43] Как говорится в этой работе: " В обычной среде западного современного общества значительная часть разброса результатов тестов на интеллект связана с генетическими различиями индивидов… Если просто объединить все известные корреляции в едином анализе, то наследуемость (h2) оказывается около 0, 50… Но эти общие цифры вводят в заблуждение, поскольку почти все исследования производились над детьми. Мы знаем, что наследуемость IQ меняется с возрастом: h2 растет, а с2 [сходство интеллекта не родственных людей, воспитанных вместе] от младенчества до взрослости убывает… Корреляция между монозиготными близнецами, воспитанными раздельно, то есть прямая оценка h2, менялась от 0, 68 до 0, 78 в пяти работах, где в исследованиях участвовали взрослые из Европы и Соединенных Штатов". Ulric Neisser and Gweneth Boodoo et al., " Intelligence: Knowns and Unknowns", American Psychologist 51 (1996): 77-101.

 

[44] Michael Daniels, Bernie Devlin and Kathryn Roeder, " Of Genes and IQ", в сборнике под редакцией Devlin et al. (1997).

 

[45] James Robert Flynn, " Massive IQ Gains in 14 Nations: what IQ Tests Really Measure", Psychological Bulletin 101 (1987): 171–191; и " The Mean IQ of Americans: Massive Gains 1932–1978", Psychological Bulletin 95 (1984): 29–51.

 

[46] О работах Ломброзо см.: James О. Wilson and Richard J. Herrnstein, Crime and Human Nature (New York: Simon and Schuster, 1985), pp. 72–75.

 

[47] Sarnoff Mednick and William Gabrielli, " Genetic Influences in Criminal Convictions: Evidence from an Adoption Cohort", Science 224 (1984): 891–894; и Sarnoff Mednick and Terrie E. Moffit, The Causes of Crime: New Biological Approaches (New York: Cambridge University Press, 1987).

 

[48] Wilson and Herrnstein (1985), p. 94.

 

[49] Пример такой критики см.: Troy Duster, Backdoor to Eugenics (New York: Routledge, 1990), pp. 96–101.

 

[50] Travis Hirschi and Michael Gottfredson, A General Theory of Crime (Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990).

 

[51] H. Stattin and I. Klackengerg-Larsson, " Early Language and Intelligence Development and Their Relationship to Future Criminal Behabior", Journal of Abnormal Psychology 102 (1993): 369–378.

 

[52] Richard Wrangham and Dale Peterson, Demonic Males: Apes and the Origins of Human Violence (Boston: Houghton Mifflin, 1996).

 

[53] Дальнейшие примеры насилия среди шимпанзе см.: Frans de Waal, Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes (Baltimore: John Hopkins University Press, 1989).

 

[54] H. G. Brunner, " Abnormal Behavior Associated with a Point Mutation in the Structural Gene of Monoamine Oxidase A", Science 262 (1993): 578-580

 

[55] Lois Widgerson, Unnatural Selection: The Promise and the Power of Human Gene Research (New York: Bantam Books, 1998), pp. 291–294.

 

[56] Теория, утверждающая, что преступление совершается потому, что на определенном ключевом этапе развития человек не смог научиться контролировать собственные порывы, иногда называется " теорией жизненного курса", и она дает объяснение, почему такой большой процент преступлений совершается рецидивистами. Классической работой, устанавливающей существование криминальных " жизненных курсов", является работа Sheldon Glueck and Eleanor Glueck, Delinquency and Nondelinquency in Perspective (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1968). См. также анализ вышеупомянутых Глюков в работе Robert J. Sampson and John H. Laub, Crime in the Making: Pathways and Turning Points Through Life (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1993).

 

[57] онтролю над порывами, как языку, лучше учиться в определенном возрасте – в другом возрасте им овладевают хуже. Это, кстати, тоже указатель на биологическую природу преступности.

 

[58] Описание подъема и спада преступности в Соединенных Штатах и других западных странах после 1965 года см.: Francis Fukuyama, The Great Disruption: Human Nature and the Reconstruction of Social Order (New York: Free Press, 1999), pp. 77–87. (Русский перевод: Фрэнсис Фукуяма, Великий разрыв, ООО " Издательство АСТ", 2003.)

 

[59] Martin Daly and Margo Wilson, Homicide (New York: Aldine de Gruyter, 1998).

 

[60] Забавное описание этого инцидента см.: Tom Wolfe, Hooking Up (New York: Farrar, Straus and Giroux, 2000), pp. 92–94.

 

[61] Widgerson (1998), pp. 294–297.

 

[62] David Wasserman, " Science and Social Harm: Genetic Research into Crime and Violence", Report from the Institute for Philosophy and Public Policy 15 (1995): 14–19.

 

[63] Wade Roush, " Conflict Marks Crime Conference; Charges of Racism and Eugenics Exploded at a Controversial Meeting", Science 269 (1995): 1808-1809

 

[64] Alice H. Eagley, " The Science and Politics Comparing Women and Men", American Psychologist 50 (1995): 145–158.

 

[65] Donald Symons, The Evolution of Human Sexuality (Oxford: Oxford University Press, 1979).

 

[66] Eleanor E. Maccoby and Carol N. Jacklin, Psychology of Sex Differences (Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1974).

 

[67] Там же, стр. 349–355.

 

[68] Eleanor E. Maccoby, The Two Sexes: Growing Up Apart, Coming Together (Cambridge, Mass.: Belknap/Harvard, 1998), pp. 32–58.

 

[69] Matt Ridley, The Red Queen: Sex and the Evolution of Human Nature (New York: Macmillan, 1993), pp. 279–280. Ридли упоминает другую теорию Херста и Хейка, предполагающую, что " ген гомосексуальности" может находиться в митохондриях и походить на ген – " убийцу самцов", найденный у многих насекомых.

 

[70] Simon LeVay, " A Difference in Hypothalamic Structure Between Heterosexual and Homosexual Men", Science 253 (1991): 1034–1037.

 

[71] Dean Hamer, " A Linkage Between DNA Markers on X Chromosome and Male Sexual Orientation", Science 261 (1993): 321–327.

 

[72] William Byne, " The Biological Evidence Challenged", Scientific American 270, no. 5 (1994): 50–55.

 

[73] Robert Cook-Degan, The Gene Wars: Science, Politics, and the Human Genom (New York: W. W. Norton, 1994), p. 253.

 

[74] Peter D. Kramer, Listening to Prozac (New York: Penguin Books, 1993), p. 44; см. также: мнение Тома Вулфа в Hooking Up (New York: Farrar, Straus and Giroux, 2000), pp. 100–101.

 

[75] Сборник под редакцией Roger D. Masters and Michael T. McGuire, The Neurotransmitter Revolution: Serotonin, Social Behavior and the Law (Carbondale, I11.: Southern Illinois University Press, 1994.

 

[76] Там же, р. 10.

 

[77] Kramer (1993); и Elizabeth Wurtzel, Prozac Nation: A Memoir (New York: Riverhead Books, 1994).

 

[78] Kramer (1993), pp. 1–9.

 

[79] Joseph Glenmullen, Prozac Backlash: Overcoming the Dangers of Prozac, Zoloft, Paxil and Other Antidepressants with Safe, Effective Alternatives (New York: Simon and Schuster, 2000), p. 15.

 

[80] Irving Kirsh and Guy Sapirstien, " Listening to Prozac but Hearing Placebo: A Meta-Analysis of Antidepressant Medication", Prevention and Treatment 1 (1998); Larry E. Beutler, " Prozac and Placebo: There's a Pony in There Somewhere", Prevention and Treatment 1 (1998); и Seymour Fisher and Roger P. Greenberg, " Prescription for Happiness? " Psychology Today 28 (1995): 32–38.

 

[81] Peter R. Breggin and Ginger Ross Breggin, Talking Back to Prozac: What Doctors Won't Tell You About Today's Most Controversial Drug (New York: St. Martin's Press, 1994).

 

[82] Glenmullen (2000).

 

[83] Robert H. Frank, Choosing the Right Pond: Human Behavior and Quest for Status (Oxford: Oxford University Press, 1985).

 

[84] Подробное обсуждение роли признания в истории см.: Фрэнсис Фукуяма, " Конец истории и последний человек" (М.: ООО " Издательство АСТ", 2004), р. 227–241.

 

[85] Frans de Waal, Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes (Baltimore: John Hopkins University Press, 1989).

 

[86] Frank (1985), pp. 21–25.

 

[87] В число близких по действию препаратов входят декстроамфетамин (декседрин, аддералл, декстростат) и пемолин (цилерт).

 

[88] Dorothy Bonn, " Debate on ADHD Prevalence, and Treatment Continues", The Lancet 354, issue 9196 (1999): 2139.

 

[89] Edward M. Hallowell and John J. Ratey, Driven to Distraction: Recognizing and Coping with Attention Deficit Disorder from Childhood to Adulthood (New York: Simon and Schuster, 1994).

 

[90] Lawrence H. Diller, " The Run of Ritalin: Attention Deficit Disorder and Stimulant Treatment in 1990s", Hasting Center Report 26 (1996): 12–18.

 

[91] Lawrence H. Diller, Running on Ritalin (New York: Bantam Books, 1998), p. 63.

 

[92] Прекрасную общую трактовку споров о риталине см.: Mary Eberstadt, " Why Ritalin Rules", Policy Review, April-May 1999, 27–44.

 

[93] Diller (1998), p. 63.

 

[94] Doug Hanchett, " Ritalin Speeds Way to Campuses – College Kids Using Drug to Study, Party", Boston Herald, May 21, 2000, p. 8.

 

[95] Elizabeth Wurtzel, " Adventures in Ritalin", The New York Times, April 1, 2000, p. A15.

 

[96] Harold S. Koplewicz, It's Nobody's Fault: New Hope and Help for Difficult Children and Their Parents (New York: Times Books, 1997).

 

[97] О политических вопросах, связанных с риталином, см.: Neil Munro, " Brain Politics", National Journal 33 (2001): 335–339.

 

[98] Более подробно об этом см.: веб-сайт CHADD, https://chadd.safeserver.com/about_chadd02.htm.

 

[99] Eberstadt (1999).

 

[100] Diller (1998), pp. 148–150.

 

[101] Dyan Machan and Luisa Kroll, " An Agreeable Affliction", Forbes, August 12, 1996, 146.

 

[102] Marsha Rappley, Patricia B. Mullan, et al., " Diagnosis of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Use of Psychotropic Medication in Very Young Children", Archives of Pediatric and Adolescent Medicine 153 (1999): 1039–1045.

 

[103] Julie Magno Zito, Daniel J. Safer, et al., " Trends in the Prescribing of Psychotropic Medication to Preschoolers", Journal of the American Medical Association 283 (2000): 1025–1060.

 

[104] За помощь в работе над этим разделом я благодарен Майклу Мак-Гайру.

 

[105] Статистические данные взяты с веб-сайта Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками: https://www.nida.nih.gov/Infofax/extasy.html.

 

[106] Matthew Klam, " Experiencing Ecstasy", The New York Times Magazine, January 21, 2001.

 

[107] Я думаю, что можно провести грань между алкоголем и никотином, с одной стороны, и средствами вроде марихуаны–с другой, в терминах психологического эффекта. Существует возможность пить и курить умеренно, таким образом, что это не нарушает основных общественных функций человека – и действительно, многие считают, что умеренная выпивка способствует общению. Другие же средства порождают эйфорию, которая с какими бы то ни было социальными функциями не совместима. – Примеч. автора.

 

[108] Цифры за 1990 год см.: https://www.demog.berkley.edu/~andrew/1918/figure2.html, a за 2000 год – https:// www.cia.gov/cia/publications/factbook/geos/us.html.

 

[109] Обзор этих теорий см.: Michael R. Rose, Evolutionary Biology of Aging (New York: Oxford University Press, 1991) p. 160 ff; Caleb E. Finch and Rudolph E. Tanzi, " Genetics of Aging", Science 278 (1997): 407–411; S. Michal Jazwinski, " Longevity, Genes, and Aging", Science 273 (1996): 54–59; David M. A. Mann, " Molecular Biology Impact on Our Understanding of Aging", British Medical Journal 315 (1997): 1081-1082

 

[110] Michael R. Rose, " Finding the Fountain of Youth", Technology Review 95, no. 7 (October 1992): 64–69.

 

[111] Nicholas Wade, " A Pill to Extend Life? Don't Dismiss the Notion Too Quickly", The New York Times, September 22, 2000, p. A20.

 

[112] Тот Kirkwood, Time of Our Lives: Why Aging Is Neither Inevitable nor Necessary (London: Phoenix, 199), pp. 100–117.

 

[113] Dwayne A. Banks and Michel Fossel, " Telomeres, Cancer, and Aging: Altering the Human Life Span", Journal of American Medical Association 278 (1997): 1343–1348

 

[114] Nicholas Wade, " Searching for Genes to Slow the Hands of Biological Time", The New York Times, September 26, 2000, p. Dl; Cheol-Koo Lee and Roger G. Klopp et al., " Gene Expression Profile of Aging and Its Retardation by Caloric Restriction", Science 285 (1999): 1390–1393.

 

[115] Kirkwood (1999), p. 166.

 

[116] Пример дискуссии по стволовым клеткам см.: Eric Juengst and Michael Fossel, " The Ethic of Embryonic Stem Cells – Now and Forever, Cells without End", Journal of the American Medical Association 284 (2000): 3180–3184; Juan de Dios Vial Correa and S. E. Mons; Elio Sgreccia, Declaration on the Production and the Scientific and Therapeutic Use of Human Embryonic Stem Cells (Rome: Pontifical Academy for Life, 2000); и M. J. Friedrich, " Debating Pros and Cons of Stem Cell Research", Journal of the American Medical Association 284 no. 6 (2000): 681–684.

 

[117] Gabriel S. Cross, " Federally Funding Human Embryonic Stem Cell Research: An Administrative Analysis", Wisconsin Law Review 2000 (2000): 855–884.

 

[118] О некоторых стратегиях исследования терапии старения см.: Michael R. Rose, " Aging as a Target for Genetic Engineering" в сборнике под редакцией Gregory Stock and John Campbell, Engineering the Human Germline: An Exploration of the Science and Ethics of Altering the Genes We Pass to Our Children (New York: Oxford University Press, 2000), pp. 53–56.

 

[119] Jean Fourastié, " De la vie traditionelle à la vie tertiaire", Population 14 (1963): 417–432.

 

[120] Kirkwood (1999), p. 6.

 

[121] " Resident Population Characteristics – Percent Distribution and Median Age, 1850–1996, and Projection, 2000–2050", www.doi.gov/nrl/statAbst/Aimedo.pdt.

 

[122] Nicholas Eberstadt, " World Population Implosion? " Public Interest, no. 129 (February 1997): 3-22.

 

[123] По этому вопросу см.: Francis Fukuyama, " Women and the Evolution of World Politics", Foreign Affairs 77 (1998): 24–40.

 

[124] Pamela J. Conover and Virginia Sapiro, " Gender, Feminist Consciousness, and War", American Journal of Political Science 37 (1993): 1079-1099

 

[125] Edward N. Luttwak, " Toward Post-Heroic Warfare", Foreign Affairs 74 (1995): 109–102.

 

[126] Более подробное обсуждение этих вопросов см.: Francis Fukuyama, The Great Disruption: Human Nature and the Reconstruction of Social Order (New York: Free Press, 1999), pp. 212–230. (Русский перевод: Фрэнсис Фукуяма, Великий разрыв.)

 

[127] Бисмарк, впервые в Европе создавший систему социального обеспечения, установил возраст отставки в 65 лет – то есть возраст, до которого мало кто в те времена доживал. – Примеч. автора.

 

[128] Это замечание сделал Fred Charles Ikle, " The Deconstruction of Death", The National Interest no. 62 (Winter 2000/01): 87–96.

 

[129] От английского age – возраст. – Примеч. пер.

 

[130] Смене поколений уделено внимание в числе прочих тем в работе: Arthur M. Schlesinger, Jr., Cycles of American History (Boston, Houghton Mifflin, 1986); см. также: William Strauss and Heil Howe, The Fourth Turning: An American Prophecy (New York: Broadway Books, 1997).

 

[131] Kirkwood (1999), pp. 131–132.

 

[132] Michael Norman, " Living Too Long", The New York Time Magazine, January 14, 1996, pp. 36–38.

 

[133] Kirkwood (1999), p. 238.

 

[134] Об эволюции сексуальности человека см.: Donald Symons, The Evolution of Human Sexuality (Oxford: Oxford University Press, 1979).

 

[135] Историю проекта " Геном человека" см.: Robert Cook-Degan, The Gene Wars: Science, Politics and the Human Genome (New York: W. W. Norton, 1994); Kathryn Brown, " The Human Genome Business Today", Scientific American 283(July 2000): 50–55; и Kevin Davies, Cracking the Genome: Inside the Race to Unlock Human DNA (New York: Free Press, 2001).

 

[136] Те, кто интересуется, как в действительности выглядит сырой код и как каждая хромосома делится на гены и некодирующие области, могут заглянуть на веб-сайт Национального центра биотехнологической информации национального центра здоровья по адресу https://www.ncbi.nlm.nih.gov/Genbank/ GenbankOverview.html. – Примеч. автора.

 

[137] Carol Ezzell, " Beyond the Human Genome", Scientific American 283 no. 1 (July 2000): 64-69

 

[138] Ken Howard, " The Bioinformatics Gold Rush", Scientific American 283 (July 2000): 58–63.

 

[139] Интервью со Stuart A. Kauffman, " Forget In Vitro – Now It's 'In Silico'", Scientific American 283 (July 2000): 62–63.

 

[140] Gina Kolata, " Genetic Defects Detected in Embryos Just Day Old", The New York Times, September 24, 1992, p. Al.

 

[141] Lee M. Silver, Remaking Eden: Cloning and Beyond in a Brave New World (New York: Avon, 1998), pp. 233–247.

 

[142] Ezzell (2000).

 

[143] Собственные слова Уилмута об этом достижении см.: Ian Wilmut, Keith Campbell, and Colin Tudge, The Second Creation: Dolly and the Age of Biological Control (New York: Farrar, Straus and Giroux, 2000).

 

[144] National Bioethics Advisory Commission, Cloning Human Beings (Rockville, Md.: National Bioethics Advisory Commission, 1997).

 

[145] Margaret Talbot, " A desire to Duplicate", The New York Times Magazine, February 4, 2001, pp. 40–68; Brian Alexander, " (You)2", Wired, February 2001, 122–135.

 

[146] Glenn McGee, The Perfect Baby: A Pragmatic Approach to Genetics (Lanham, Md.: Rowman and Littlefield, 1997)

 

[147] Обзор современного состояния генной инженерии зародышевых путей человека см.: сборник под редакцией Gregory Stock and John Campbell, Engineering the Human Germline: An Exploration of the Science and Ethics of Altering the Genes We Pass to Our Children (New York: Oxford University Press, 2000); Marc Lappe, " Ethical Issues in Manipulation the Human Germ Line", в сборнике под редакцией Peter Singer and Helga Kuhse, Bioethics: An Anthology (Oxford: Backwell, 1999), p. 156; и Mark S. Frankel and Audrey R. Chapman, Human Inheritable Genetic Modifications: Assessing Scientific, Ethical, Religious, and Policy Issues (Washington, D.C.: American Association for the Advance of Science, 2000).

 

[148] О технологии искусственных хромосом см.: John Campbell and Gregory Stock, " A Vision for Practical Human Germline Engineering" в сборнике под редакцией Stock and Campbell (2000), pp. 9-16.

 

[149] Edward O. Wilson, " Reply to Fukuyama", The National Interest, no. 56 (Spring 1999): 35–37.

 

[150] Gina Kolata, Clone: The Road to Dolly and the Path Ahead (New York: William Morrow, 1998), p. 27.

 

[151] W. French Anderson, " A New Front in the Battle Against Disease", в сборнике под редакцией Stock and Campbell (2000), p. 43.

 

[152] Fred Charles Ikle, " The Deconstruction of Death", The National Interest, no. 62 (Winter 2000/01): 91–92.

 

[153] Kolata (1998), pp. 120–156.

 

[154] Nicholas Eberstadt, " Asia Tomorrow, Gray and Male", The National Interest no. 53 (1998): 56–65; Terence H. Hull, " Recent Trends in Sex Ratios at Birth in China", Population and Development Review 16 (1990): 63–83; Chai Bin Park, " Preference for Sons, Family Size, and Sex Ratio: An Empirical Study in Korea", Demography 20 (1983): 333–352; Barbara D. Miller, The Endangered Sex: Neglect of Female Children in Rural Northern India (Ithaca, N.Y., and London: Cornell University Press, 1981).

 

[155] Elizabeth Croll, Endangered Daughters: Discrimination and Development in Asia (London: Routledge, 2001); и Ansley J. Coale and Judith Banister, " Five Decades of Missing Females in China", Demography 31 (1994): 459–479.

 

[156] Марсия Гуттентаг и Пол Секорд выдвинули предположение, что сексуальная революция и упадок традиционной семьи в США были отчасти порождены сдвигом отношения полов в пользу мужчин в шестидесятых–семидесятых годах. См.: Marcia Gutlenlag and Paul F. Secord, Too Many Women? The Sex Ratio Question (Newbury Park, Calif.: Sage Publication, 1983). – Примеч. автора.

 

[157] Gregory S. Kavka, " Upside Risks", в сборнике под редакцией Carl F. Cranor, Are Genes Us?: Social Consequences of the New Genetics (New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1994), p. 160.

 

[158] Были большие новые гидроэнергетические проекты вроде " Трех ущелий" в Китае или " Илису" в Турции, и оба вызвали сильное противодействие со стороны развитых стран из-за вероятного воздействия на окружающую среду и на население затопляемых участков. В случае турецкой плотины выдвигались соображения об археологических памятниках, которые окажутся под водой. – Примеч. автора.

 

[159] Цитаты из О. Хаксли даны в переводе О. Сороки и В. Бабкова. – Примеч. ред.

 

[160] Среди многочисленных статей Рифкина по биотехнологии назовем: Rifkin, Algeny: A New Word, a New World (New York: Viking, 1983); и Who Should Play God? (New York: Dell, 1977) в соавторстве с Ted Howard.

 

[161] За указание на роль в этом деле Хэлдейна, Бернала и Шоу я благодарен Майклу Линду.

 

[162] Цитируется в работе: Diane В. Paul, Controlling Human Heredity: 1865 to the Present (Atlantic Highlands, N.J.: Humanities Press, 1995), p. 2. См. также ее статью " Eugenic Anxieties, Social Realities, and Political Choices", Social Research 59 (1992): 663–683. См. также: Mark H. Haller, Eugenics: Hereditarian Attitudes in American Thought (New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1963)

 

[163] См.: Henry P. David and Jochen Fleischhacker, " Abortion and Eugenics in Nazi Germany", Population and Development Review 14 (1988): 81-112.

 

[164] Классическая работа по этому вопросу: Robert Jay Lifton, The Nazi Doctors: Medical Killing and the Philosophy of Genocide (New York: Basic Books, 1986).

 

[165] Gunnar Broeberg and Nils Roll-Hansen, Eugenics and the Welfare State: Sterilization Policy in Denmark, Sweden, Norway, and Finland (East Lansing, Mich.: Michigan State University Press, 1996). См. также: Mark В. Adams, The Wellborn Science: Eugenics in Germany, France, Brazil and Russia (New York and Oxford: Oxford University Press, 1990).

 

[166] Историю евгеники в Китае см.: Frank Dikotter, Imperfect Conceptions: Medical Knowledge, Birth Defects and Eugenics in China (New York: Columbia University Press, 1998). См. также его статью " Throw-Away Babies: The Growth of Eugenics Policies and Practices in China", The Times Literary Supplement, January 12, 1996, pp. 4–5; и Veronica Pearson, " Population Policy and Eugenics in China", British Journal of Psychiatry 167 (1995): 1–4.

 

[167] Diane B. Paul, " Is Human Genetics Disguised Eugenics? " в сборнике под редакцией David L. Hull and Michael Ruse, The Philosophy of Biology (New York: Oxford University Press, 1998), pp. 536ff.

 

[168] Pearson (1955), p. 2

 

[169] Matt Ridley, Genome: The Autobiography of a Species in 23 Chapters (New York: HarperCollins, 2000), pp. 297–299.

 

[170] Robert L. Sinsheimer, " The Prospect of Designed Genetic Change", в сборнике под редакцией Ruth F. Chadwick, Ethics, Reproduction, and Genetic Control, rev. ed. (London and New York: Routledge, 1992), p. 145.

 

[171] Демографическая политика Китая " одна семья – один ребенок" и принудительные аборты вызвали серьезный протест среди многих консервативных групп в США. См.: Steven Mosher, A Mother's Ordeal: One Woman' against China's One-Child Policy (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1993).

 

[172] Kate Devine, " NIH Lifts Stem Cell Funding Ban, Issues Guidelines", The Scientist 14, no. 18 (2000): 8.

 

[173] Charles Krauthammer, " Why Pro-Lifers Are Mising the Point: The Debate over Fetal-Tissue Research Overlooks the Big Issue", Time, February 12, 2001, 60.

 

[174] Virginia I. Postrel, The Future and Its Enemies: The Growing Conflict over Creativity, Enterprise and Progress (New York: Touchstone Books, 1999), p. 168.

 

[175] Mark K. Sears et al., " Impact of Bt Corn Pollen on Monarch Butterflies: A Risk Assessment", Proceedings of the National Academy of Science 98 (October 9, 2001): 11 937-11 942.

 

[176] азумное обсуждение некоторых возможных негативных экстернальностей биотехнологии см.: Gregory S. Kavka, " Upside Risks", в сборнике под редакцией Carl F. Cranor, Are Genes Us?: Social Consequences of the New Genetics (New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1994).

 

[177] Предполагалось, что мы сможем обойти проблему согласия в генной инженерии с помощью искусственных хромосом, которые можно добавить к обычному набору ребенка, но включать лишь тогда, когда он достаточно повзрослеет, чтобы дать согласие. См. сборник под редакцией Gregory Stock and John Campbell, Engineering the Human Germline (New York: Oxford University Press, 2000), p. 11. – Примеч. автора.

 

[178] John Colapinto, As Nature Made Him: The Boy Who Was Raised As a Girl (New York: HarperCollins, 2000), p. 58.

 

[179] Colapinto (2000), pp. 69–70.

 

[180] Kavka, в сборнике под редакцией Cranor (1994), pp. 164–165.

 

[181] Richard D. Alexander, How did Human Evolve? Reflections on the Uniquely Unique Species (Ann Arbor, Mich. Museum of Zoology, University of Michigan, 1990), p. 6.

 

[182] Платон, " Республика", Книга V, 457C-E.

 

[183] Gary S. Becker, " Crime and Punishment: An Economic Approach", Journal of Political Economy 76 (1956): 168–217.

 

[184] Цитата взята из протокола одной конференции, приведенного в сборнике под редакцией John Stock and Gregory Campbell, Engineering the Human Germline: An Exploration of the Science and Ethics of Altering the Genes We Pass to Our Children (New York: Oxford University Press, 2000), p. 85.

 

[185] Cm. Ronald M. Dworkin, Life's Dominion: An Argument about Abortion, Euthanasia, and Individual Freedom (New York: Vintage Books, 1994).

 

[186] John A. Robertson, Children of Choice: Freedom and the New Reproductive Technologies (Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1994), pp. 33–34.

 

[187] Ronald M. Dworkin, Sovereign Virtue: The Theory and Practice of Equality (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000), p. 452. Блестящую критику этой точки зрения см.: Adam Wolfson, " Politics in a Brave New World", Public Interest no. 142 (Winter 2001): 31–34.

 

[188] Считается, что губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота (она же коровье бешенство) передавалась именно таким образом: белковоподобные прионы, вызывающие эту болезнь в мозгах зараженных животных, не уничтожались в процессе переработки, но сохранялись в корме и попадали в пищу здоровых животных. – Примеч. автора.

 

[189] Термин " натуралистическое заблуждение" фактически создал G. E. Moore. См. его работу Principia Ethica (Cambridge: Cambridge University Press, 1903), p. 10.

 

[190] Пример недавнего такого утверждения см.: Alexander Rosenberg, Darwinism in Philosophy, Social Science, and Policy (Cambridge: Cambridge University Press, 2000), p. 120.

 

[191] Paul Ehrlich, Human Natures: Genes, Cultures, and the Human Prospect (Washington, D.C./Covelo, Calif: Island Press/Shearwater Books, 2000), p. 309.

 

[192] William F. Shutz, письмо к редактору The National Interest, no. 63. (Spring 2001): 124–125.

 

[193] Дэвид Юм, " Трактат о природе человека", Книга III, часть 1, раздел 1.

 

[194] Robin Fox, " Human Nature and Human Rights", The National Interest, no. 62 (Winter 2000/01): 77–86.

 

[195] Там же, р. 78.

 

[196] Alasdair Maclntire, " Hume on 'Is' and 'Ought'", Philosophical Review 68 (1959): 451–468.

 

[197] Утверждение сделано в статье Robert J. McShea, " Human Nature Theory and Political Philosophy", American Journal of Political Science 22 (1978): 656–679. Типичный пример неправильного понимания Аристотеля см.: Allen Buchman and Norman Daniels et al., From Chance to Choice: Genetics and Justice (New York and Cambridge: Cambridge University Press, 2000), p. 89.

 

[198] Robert J. McShea, Morality and Human Nature: A New Route to Ethical Theory (Philadelphia: Temple University Press, 1990), pp. 68–69.

 

[199] Обсуждение взглядов Бентама см.: Charles Taylor, Sources of the Self: The Making of the Modern Identity (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1989), p. 332.

 

[200] В случае матери Терезы полезность принимает форму некоего психологического удовлетворения. – Примеч. автора.

 

[201] Юма неверно интерпретируют как некоего протокантианца, хотя на самом деле он точно попадает в более старую традицию вывода прав из природы человека.

 

[202] Иммануил Кант, " Основы метафизики морали" …

 

[203] В том числе Maclntyre (1959), pp. 467–468.

 

[204] John Rawls, A Theory of Justice, rev. ed. (Cambridge, Mass.: Harvard/Belknap, 1999), p. 17.

 

[205] Там же, стр. 347–365.

 

[206] William A. Galston, " Liberal Virtues", American Political Science Review 82, no. 4 (December 1988): 1277–1290.

 

[207] Аккерман цитируется в William A. Galston, " Defending Liberalism", American Political Science Review 76 (1982): 621–626.

 

[208] См., например: Allan Bloom, Giants and Dwarfs: Essays 1960–1990 (New York: Simon and Schuster, 1990).

 

[209] Rawls (1990), p. 433.

 

[210] Dworkin (2000), p. 448.

 

[211] Robertson (1994), p. 24.

 

[212] Дело " Кейси против искусственного ограничения состава семьи" (Casey v. Planned Parenthood) цитируется в Hadley Arkes, " Liberalism and the Law", в сборнике под редакцией Hilton Kramer and Roger Kimball, The Betrayal of Liberalism: How the Disciples of Freedom and Equality Helped Foster the Illiberal Politics of Coercion and Control (Chicago: Ivan R. Dee, 1999), pp. 95–96. Аркес дает хорошую критику этой позиции и показывает, как она отличается от точки зрения авторов Конституции и Билля о правах, утверждавших естественность права. См. также критику толкования религиозной свободы как свободы, в сущности, создавать собственную религию: Michael J. Sandel, Democracy's Discontent: America in Search of a Public Philosophy (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996), pp. 55–90.

 

[213] Хронику вырождения современных понятий о свободе через Ницше и Хайдеггера до релятивизма можно найти в: Allan Bloom, The Closing of the American Mind (New York: Simon and Schuster, 1987).

 

[214] Более подробные аргументы в пользу этой точки зрения приводятся в следующей главе. – Примеч. автора.

 

[215] Множество примеров этому см.: Frans de Waal, Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes (Baltimore: John Hopkins University Press, 1989).

 

[216] Francis Fukuyama, The Great Disruption: Human Nature and the Reconstituction of Social Order (New York: Free Press, 1999), pp. 174–175. (Русский перевод: Фрэнсис Фукуяма, Великий разрыв.)

 

[217] Термин " оборонная модернизация" описывает процесс, в котором внешняя военная конкуренция вынуждает проводить изменения во внутренней социополитической организации и вводить новшества. Примеров тому множество, от реформ в Японии после реставрации Мейдзи и до Интернета

 

[218] Francis Fukuyama, " Women and the Evolution of World Politics", Foreign Affairs 77 (1998): 24–40.

 

[219] Robert Wright, Nonzero: The Logic of Human Destiny (New York: Pantheon, 2000).

 

[220] Интеллектуальный пейзаж по вопросу группового отбора недавно несколько изменился в результате работы таких биологов, как Дэвид Слоан Уилсон, который приводит аргументы в пользу многоуровневого отбора (то есть и индивидуального, и группового). См.: David Sloan Wilson and Elliot Sober, Unto Others: The Evolution and Psychology of Unselfish Behavior (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1998).

 

[221] Подробнее см.: Фрэнсис Фукуяма, " Конец истории и последний человек", часть II, " Старость человечества".

 

[222] Paul Ehrlich, Human Natures: Genes, Cultures, and the Human Prospect (Washington, D.C. / Covelo, Calif.: Island Press / Shearwater Books, 2000), p. 330. Обзор работы Эрлиха см.: Francis Fukuyama в Commentary, February 2001.

 

[223] Медиана – это значение роста такое, что у половины населения он больше, а у половины меньше; среднее – ЭТО средний рост всей популяции. – Примеч. автора.

 

[224] Против природы (лат.). – Примеч. пер.

 

[225] David L. Hull, " On Human Nature", в сборнике под редакцией David L. Hull and Michael Ruse, The Philosophy of Biology (New York: Oxford University Press, 1998), p. 387.

 

[226] Александр Розенберг, например, утверждает, что нет " существенных" характеристик вида, поскольку все эти характеристики имеют разброс, а медиана не представляет собой сути. Это просто игра семантикой: каждый, кто пишет о " природе" или " сути" конкретного вида, фактически говорит о медиане распределения. Alexander Rosenberg, Darwinism in Philosophy, Social Science, and Policy (Cambridge: Cambridge University Press, 2000), p. 121. См. также: David L. Hull, " Species, Races and Genders: Differences Are Not Deviations" в сборнике под редакцией Robert F. Weir and Susan С. Lawrence, Genes, Humans, and Self-Knowledge (Iowa City: University of Iowa Press, 1994), p. 207.

 

[227] Michael Ruse, " Biological Species: Natural Kinds, Individuals, or What? ", British Journal for the Philosophy of Science 38 (1987): 225–242.

 

[228] См. в числе прочего: Richard С. Lewontin, Steven Rose et al., Not in Our Genes: Biology, Ideology, and Human Nature (New York: Pantheon Books, 1984); Lewontin, The Doctrine of DNA: Biology as Ideology (New York: HarperPerennial, 1992); и Lewontin, Inside and Outside: Gene, Environment, and Organism (Worcester, Mass.: Clark University Press, 1994).

 

[229] Lewontin (1994), p. 5.

 

[230] Lewontin, Rose et al. (1984), pp. 69 ff.

 

[231] Я говорю " почти исключительно", потому что, как было замечено в предыдущей главе, современные этологи показали, что некоторые виды, например шимпанзе, способны передавать знания культурально, а потому у них существуют в определенной степени культурные различия между разными группами.

 

[232] См. также: Leon Eisenberg, " The Human Nature of Human Nature", Science 176 (1972): 123–128.

 

[233] Ehrich (2000), p. 273.

 

[234] Аристотель, " Никомахийская этика", 11.16 1103a24–26.

 

[235] Там же, V.76 1134b29–32.

 

[236] См.: Аристотель, " Политика", I.2, 1253а29–32.

 

[237] Roger D. Masters, " Evolutionary Biology and Political Theory", American Political Science Review 84 (1990): 195–210; Beyond Relativism: Science and Human Values (Hanover, N.H.: University Press of New England, 1993); и в соавторстве с Margaret Gruter, The Sense of Justice: Biological Foundations of Law (Newbury Park, Calif: Sage Publications, 1992).

 

[238] Michael Ruse and Edward O. Wilson, " Moral Philosophy and Applied Science: A Darwinian Approach to the Foundations of Ethics", Philosophy 61 (1986): 173–192.

 

[239] Larry Arnhart, Darwinian Natural Right: The Biological Ethics of Human Nature (Albany, N.Y.: State University of New York Press, 1998).

 

[240] Критику взглядов Арнхарта и дискуссию по ним см.: Richard F. Hassing, " Darwinian Natural Right? ", Interpretation 27 (2000): 129–160; и Larry Arnhart, " Defending Darwinian Natural Right", Interpretation 27 (2000): 263–277.

 

[241] Arnhart (1998), pp. 31–36.

 

[242] чистая доска (лат.). – Примеч. пер.

 

[243] Donald Brown, Human Universals (Philadelphia: Temple University Press, 1991), p. 77.

 

[244] См., например: Steven Pinker and Paul Bloom, " Natural Language and Natural Selection", Behavioral and Brain Sciences 13 (1990): 707–784; и Pinker, The Language Instinct (New York: HarperCollins, 1994).

 

[245] Критику этих высказываний см.: Frans de Waal, Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes (Baltimore: John Hopkins University Press, 1989), pp. 57–60.

 

[246] Утверждение о времени сделал Бенджамен Ли Уорф относительно племени хопи, а утверждение по поводу цвета давно стало общим местом в учебниках антропологии. См.: Brown (1991), pp. 10–11.

 

[247] Локк попадает в другую проблему определений: он хочет говорить о врожденных идеях как о строго сформулированных словесных предложениях вроде: " Родители должны беречь своих детей". Локк утверждает, что подразумеваемый здесь долг не может быть понят, если нет понятия закона и законодателя. Действительно, универсальных идей подобной формы не бывает; но универсальны эмоции, которые заставляют родителей защищать своих детей и стремиться к лучшему для них. Следующий шаг– формулировка ценностей, вытекающих из этих эмоций – делается не всегда. – Примеч. автора.

 

[248] Джон Локк, " Эссе о природе человеческого понимания", Книга I, глава 3, раздел 7.

 

[249] Там же, Книга I, глава 3, раздел 9.

 

[250] Robert Trivers, " The Evolution of Reciprocal Altruism", Quaterly Review of Biology 46 (1971): 35–56; см. также: Trivers, Social Evolution (Menlo Park, Calif.: Benjamin/ Cummings, 1985).

 

[251] Sarah B. Hrdy and Glenn Hausfater, Infanticide: Comparative and Evolutionary Perspectives (New York: Aldine Publishing, 1984); R. Muthalakshmi, Female Infanticide: Its Causes and Solutions (New Delhi: Discovery Publishing House, 1997); Lalita Panigrahi, British Social Policy and Female Infanticide in India (New Delhi: Munshiram Manoharlal, 1972); Maria W. Piers, Infanticide (New York: W. W. Norton, 1978).

 

[252] По этому поводу см.: Arnhart (1998), pp. 119–120.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.