Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Нельзя сказать, что ты — это то, что ты о себе думаешь






Я ДУМАЛ, ЧТО МЫСЛИ В МОЕЙ ГОЛОВЕ — МОИ*

 

Нельзя сказать, что ты — это то, что ты о себе думаешь! Чтобы узнать, что ты есть, нужно вначале выяснить, чем ты не являешься.

Нисаргадатта

Когда мысль стремится преодолеть проблему, при этом придерживаясь той же линии мышления, которая эту проблему породила... я называю это «системной непоследовательностью».

ДэвидБом

 

С точки зрения ума эта пауза между мыслями — не слишком интересная тема для обсуждения. Просто наполненный тишиной зазор, который заметен лишь в промежутке между окончанием одной мысли и началом другой. Оглядываясь на этот опыт, ум не находит в нем ничего интересного. Уму нравится движение и форма. А зазору между мыслями Ни то, ни другое не свойственно. В нем лишь Ничто. А Ничто с точки зрения ума — это ничто и есть. Но это огромная ошибка. И вот почему. Все мысли в уме происходят из этого Ничто. Проверьте сами. Повторите упражнение на Не можем не показать вам красоту ашлийской фразы: I Thought I Thought the ThoughtIThought. — Прим.ред.

остановку мышления и наблюдайте паузу между мыслями. Следующая мысль возникает спонтанно — сама собой и без каких бы то ни было усилий с вашей стороны. Вдруг откуда ни возьмись возникает новехонькая мысль. И это настоящее волшебство, если перестать это обдумывать... Каждая новая мысль — чудо мироздания, сотворенное из Ничего. Получается, что Ничто не пусто. Ничто должно содержать в себе нечто, иначе оно не могло бы порождать мысли. Любопытно, да?

 

Выполняй упражнение «Остановка мышления» еще минутку. Я жду...

 

Ты осознавал эту паузу, правда? Пока ты пребывал «в промежутке», мышления не было. Затем, по прошествии некоторого времени, мысли снова возникли, так? Разве, пребывая в промежутке, ты говорил себе: «Эй, да это же никуда не годится — ничего не делать. Пора бы снова начать думать»? Разве ты принимал решение по поводу того, какой будет твоя следующая мысль? Нет, конечно. Мысли просто снова начались сами по себе. И очередная мысль могла оказаться либо о зазоре между мыслями, либо о пирожках твоей тетушки Тилли... Невозможно предвидеть, о чем будет следующая мысль, поскольку от нас тут ничего не зависит. Сколько мы себя помним, наши мысли присваивает себе наше эго-я. Но оно ошибается. Ты не больше влияешь на собственную жизнь (включая мысли, надежды, страхи и влюбленности), чем зритель в кинотеатре — на персонажей фильма.

То же самое ощущение «бесконтрольности» остается и от упражнения «От руки к руке». Когда переводишь взгляд от наружной стороны одной ладони к другой, есть лишь чистое осознание, отражающееся и твоем уме. Ты можешь спросить: «Что направило мои глаза ко второй руке, если в моем уме при этом ничего не происходило?» Или: «Откуда я узнал, где мне нужно остановиться?» И если веришь, что мышление осуществляется твоим малым «я», от этих вопросов станет не по себе. Также весьма дискомфортна мысль о том, что всеми процессами управляет чистое осознание, ибо тогда ты (твое эго) оказываешься совершенно ни при чем.

Эго-я не порождает мыслей. Мы не думаем свои мысли. Они приходят спонтанно из чистого осознания. Эго не производит мыслей, но только приписывает их себе. Мысль выходит на сцену без фанфар и аплодисментов. Она рождается из тишины и без усилий движется в спокойных глубинах ума. Если мы осознаем мысль при ее рождении, то сможем понять, что она является порождением чистого осознания. Если наш ум прикован к внешнему миру — к беспорядочной суете чувственного существования, — тогда ему не удается зафиксировать момент творения этой хрупкой жизненной искры. Неосознающий ум улавливает мысль уже очень далеко от породившей ее безмятежности.

Осознавая мысли, такой ум признает ценность только самых активных и возбужденных из них. Ум постоянно стремится обрести власть над своими желаниями, кишащими, словно черви в банке, и никогда не находит себе покоя. Но если ум уверен и спокоен, если он совершенно удовлетворен своей ролью простого свидетеля в мироздании, тогда он способен осознавать мысль в момент ее зарождения.

Чем дальше от момента зарождения мы осознаем мысль, тем более слабой и искаженной она становится и тем больше проблем создает. Каждая мысль зовет нас обратить свой взгляд внутрь и осознать автономность мыслей в момент их зарождения. Но мы постоянно ленились делать это и в результате имеем кучу проблем. Достаточно взглянуть на состояние нашего мира, чтобы понять: мы почти совсем не реализуем свой потенциал. Последствия эгоцентрического поведения уже давят на нас — и в конце концов раздавят насмерть. Единственный путь к спасению состоит (к всегда состоял) в том, чтобы избавиться от склонности присваивать себе право авторства на собственные мысли. Тем самым мы передадим чистому осознанию бремя мышления и все, что с ним связано.

Я понимаю: идею о том, что вы не контролируете свое мышление, принять нелегко, — но, избавившись от веры в собственное авторство, вы сразу ощутите, что с ваших плеч свалился тяжкий груз. Я хочу уделить некоторое время рассмотрению этой возможности. Хочу, чтобы вы сами увидели красоту жизни без попыток контроля. Большинству из нас кажется, что мы способны контролировать собственные мысли. Иными словами, мы думаем, что в состоянии произвольно выбирать и направлять свое мышление. Это великая иллюзия, без труда поддерживаемая эго, которое смотрит на груды мыслей и думает: «Они все мои. Мне даже не нужно ничего доказывать, поскольку всем известно, что это правда». Но если вы действительно хозяин всех своих мыслей, тогда вам наверняка будет легко контролировать какую-нибудь одну скромную мыслишку — верно? Давайте посмотрим.

Где бы ты сейчас ни находился, попытайся в течение минуты думать только одну мысль. Да-да, на одну минуту исключи из головы все мысли, кроме одной, которую ты выберешь сам. Например, в течение 60 секунд «думай о дереве». Ну как, легко ли было целую минуту удерживать ум на этой единственной мысли? Скорее всего, уже через несколько мгновений в твою голову просочилась какая-то посторонняя мысль. Чтобы противостоять естественному появлению мыслей из чистого осознания, требуются немалые усилия. Ты заметил, насколько легко проскальзывают в твое сознание посторонние мысли. В данном случае то усилие, которое тебе приходится прилагать, — признак того, что ты плывешь против естественного течения жизни.

Однако мудрецы учат нас действовать иначе. Как понять, когда мы движемся с потоком, а когда создаем дисгармонию? Давайте поглубже разберемся с этим вопросом.

Начнем с самого начала. Мы не контролируем то, кем являемся. Мы не решали, кем будут наши родители, и не решали, какой из сперматозоидов какую именно яйцеклетку оплодотворит. Управляли ли мы созданием нашего тела, когда клетка за клеткой совершалось это чудо? А после рождения — могли ли мы выбирать силы внешней среды (включая физический и эмоциональный климат, рацион питания, членов семьи и так далее), которые станут формировать наше новорожденное «я»? Мы сдались на милость генетического программирования и уникальных сил среды, сформировавших из нас те личности, каковыми мы являемся сегодня.

Если взглянуть шире, можно сказать, что мы рефлексивно-реактивны. Вот и наши текущие мысли представляют собой реакцию на предшествовавшие им мысли, обстоятельства и стимулы. Обдумывание решения сложной проблемы — это тоже всего лишь реакция очередной мыслью на предшествовавшую ей вереницу размышлений. Как именно мы реагируем, полностью зависит от нашей генетической предрасположенности и влияния среды. Если бы у меня была точно такая же генетическая структура, как у вас, и я жил бы в той же среде, то я и был бы вами. У меня бы просто не было другого выбора. Будучи вами во всех отношениях, я бы действовал и реагировал так же, как вы. Откуда у меня взялась бы возможность быть другим? Как видите, у нас нет той власти над собственными мыслями, которую мы себе приписываем. Это величайшая иллюзия, питающая эго и приковывающая нас к причинно-следственному «колесу кармы».

Карл Ренц в своей книге «Миф о просветлении» формулирует эгу мысль так: «Просто поймите, что любые ваши дела всегда совершались сами по себе. Все происходило самопроизвольно и вам не нужно было ничего решать. Страх, что без вашего решения ничего не произойдет, — всего лишь игра ума». И чуть далее Карл добавляет: «От вас не зависит ничего... Каждая идея спонтанна, каждое мнимое решение приходит из ниоткуда, падает с неба, является из непостижимой запредельности».

А теперь давайте взглянем на это все под другим углом. Когда в последний раз дела шли в точности так, как вы задумали? Я говорю в точности, а не в общих чертах. Конечно, вы можете сказать: «Я хотел себе новый дом, и вот он у меня есть». Но я не сомневаюсь, что конкретные планы то и дело корректировались по разным причинам — все эти непредвиденные расходы, проблемы с банком, внезапное наследство, болезнь и т. д. Ваша жизнь никогда не идет в точности по плану; порой случаются отклонения к лучшему, порой — к худшему.

Предположим, есть человек, с которым вы хотите провести всю оставшуюся жизнь. На основе того, что мы успели узнать о партнере, у вас сложились достаточно определенные представления о вашей совместной жизни, верно? У вас есть планы и надежды относительно того, как будут протекать ближайшие месяцы, годы и десятилетия. Однако случалось ли до сих пор хоть раз так, чтобы ваши взаимоотношения с кем-то хотя бы отдаленно напоминали ваши ожидания? Полагаю, нет. На самом деле, если вы хотите облегчить себе тернистый путь семейной жизни, лучше всего просто расслабьтесь — и пусть все идет, как идет. Дотошность, придирчивость и занудство неизбежно вредят отношениям между людьми. Как ни странно, но, чтобы получить максимум, лучше пустить все на самотек. Напряжение и стремление все держать под контролем только мешает самореализации и душевному покою.

Тогда к чему весь этот разговор? Какой смысл ставить под сомнение позиции эго и исследовать всякие замысловатые концепции? Дело в том, что с осознанием факта, что мы практически не управляем своими мыслями и действиями, нашим умом овладевает покой. Каждый импульс к обретению контроля над окружающим миром преследует единственную цель: внутренний покой.

В борьбе за контроль мы отчаянно барахтаемся на поверхности своего ума — утопающие в океане противоборствующих сил. Как ни парадоксально, но, если прекратить борьбу и расслабиться, мы не утонем — хотя и соскользнем в безмолвные глубины нашего океанического ума. Там, в неподвижной безмолвной бездне мы с изумлением обнаружим, что все на свете пронизано чистым осознанием. Там мы находим совершенную гармонию — без малейшего позыва к действию.

В книге «Я есть То» Нисаргадатта (один из моих любимейших святых XX века) рассказывает, как он обрел свободу от стремления контролировать свою жизнь. Одному искателю истины, который пришел к нему в надежде преодолеть внутренний разлад, Ни-саргадатта сказал: «Когда ум сосредоточен в теле, а сознание сосредоточено в уме, осознание свободно. Неустанно всматриваясь, я опустошил себя, и вместе с этой пустотой ко мне вернулось все, кроме ума. И понял, что утратил ум безвозвратно».

В этом цель Квантового Смещения. Процесс КС дает пищу для ума и удовлетворяет потребности эго, одновременно демонстрируя ему, что для обретения всего, что мы хотим, вовсе не нужны усилия. Фактически, усилия только усложняют любую задачу. Они препятствуют внешнему проявлению творческих сил и внутреннему обретению безмятежности. Со временем, по мере того как человек все больше играет с бесконечными возможностями КС, он постепенно научается полной расслабленности — и это сказывается на его мышлении, поведении и взаимодействии с окружающими.

Освобождаясь от страсти все контролировать, мы не только обретаем внутренний покой (который на самом деле и является подлинным объектом любых желаний), но также получаем и внешнюю награду — совершенно неожиданную с точки зрения «здравого смысла». Когда страсть к вещам начинает угасать, мы получаем эти самые вещи в дар — не прося ни о чем и не прилагая никаких усилий. Ты не искал даров, и поэтому получать их особенно радостно. В тебе зреет смирение и пробуждается благоговение перед совершенной гармонией чистого осознания и всех его пропилений. Любая мысль о том, чтобы контролировать кого-то или что-то, кажется совершенно неуместной, как студенческая попойка в монастыре, — и почти столь же нежеланной.

Приведу отрывок из своей книги «Секрет истинного счастья»:

 

Если у тебя возник вопрос, почему дела обстоят так, как обстоят, это свидетельствует о желании заглянуть за пределы своего сектора жизни и познать первозданный разум и общее устройство Вселенной. Нам почему-то кажется, что, если мы сумеем понять космический разум, это поможет нам понять и свой собственный; а отсюда уже рукой подать до устранения всех проблем в нашей жизни, после чего можно будет всегда жить в мире и гармонии.

Благородное начинание, однако абсолютно бесплодное, и оно только усиливает позиции эго, стремящегося собрать побольше кусочков, чтобы слепить из них нечто целостное. Однако тебе это не нужно. Тут приходит на ум фраза: «Не пытайся исправить вещь, если она не поломана». Если мы чувствуем себя незавершенными, то немедленно беремся решать какую-то мнимую проблему — исправлять ситуацию. А ведь Космос просто подшучивает над нами — мыслящими существами. Ведь только мысль о том, что мы не завершены, заставляет нас ощущать себя незавершенными. Стоит избавиться от этой мысли, и ты сразу же осознаешь, что все обстоит именно так, как должно обстоять.

Ты уже завершен — не потому, что я так говорю, но потому, что это факт. Как может продукт Завершенного быть незавершенным? Что более вероятно — то, что ты являешься несовершенным продуктом совершенного Творца, или то, что ты просто пока еще не осознал свою связь с этой безграничной полнотой — не осознал свое совершенство?

Все эти вопросы «как» и «почему» не нуждаются в ответе, Все в этой огромной и прекрасной Вселенной есть так, как есть, просто потому, что так оно и есть, — вот и все. В отношении того, что есть, не может быть никаких споров. Как можно утверждать, будто того, что есть, нет? Может быть, ты просто по рассеянности сунул свою безмятежность в карман, желая освободить руки, чтобы копаться в собственных мыслях и вещах в поисках безмятежности? Единственное, что стоит между тобой и безмятежностью, — это мысль о том, что жизнь нуждается в исправлении.

Прими факт, что жизнь представляет собой то, что есть, и прекрати борьбу за то, чтобы ее изменить. И тогда на смену борьбе придет безмятежность. Конец истории, конец страданиям.

 

Понять, что мысль не подвержена влиянию эго-я, означает отдаться тому, что есть. Это состояние подразумевает осознавание чистого осознания — мы позволяем чистому осознанию контролировать происходящее. Хотя в действительности и это неверно. Чистое осознание по самой своей природе ничего не может контролировать. Мы здесь говорим одвухразныхми-рах: абсолютном чистом осознании — и всем остальном мироздании. В действительности существует лишь одно недвижимое, неделимое, целостное чистое осознание, которое кажется множественным.

 

К чистому осознанию невозможно ничего добавить. Чистое осознание просто есть. Оно повсюду, всегда, и поэтому к нему невозможно ничего добавить или что-то отнять. В силу ограниченности нашего языка мы будем и впредь говорить так, словно бы чистое осознание может быть отделено от нашего ума. В результате у нас возникает иллюзия, будто мы можем обратиться внутрь себя ради внешнего исцеления, — и это нормально, ибо таковы правила игры.

Практикуя КС, вы скоро научитесь разделяться:

одна половинка играет, а другая спокойно наблюдает со стороны. Со временем эти две половинки воссоединятся, образовав состояние полной осознанности, — и результате чего даже самые обыденные ваши будни исполнятся неизъяснимого восторга. В вашей руке даже самый обычный камень превратится в дивную сирену, поющую песнь беспредельной безмятежности.

Тогда в окружающем мире не останется и следа дисгармонии — и вы наконец обретете свободу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.