Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технико-экономическая характеристика типов производства 1 страница






Организация производства и менеджмент

(производственный менеджмент)

 

 

Утверждено
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебно-методического пособия

 

 

Издательство

Пермского национального исследовательского

политехнического университета

УДК 658.5: 621 (075.8)

Ш95

Рецензенты:

 

канд. экон. наук Т.Н. Баталова

(Западно-Уральский институт экономики и права, г. Пермь);

 

канд. экон. наук Н.М. Левда

(Пермский национальный исследовательский
политехнический университет);

 

ст. преподаватель В.В. Полыгалин

(Пермский национальный исследовательский
политехнический университет)

 

 

Шубина, Н.Н.

Ш95
Организация производства и менеджмент (производственный менеджмент): учеб.-метод. пособие / Н.Н. Шубина, В.В. Ленина. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. – 177 с.

 

ISBN 978-5-398-00839-5

 

Приведен краткий теоретический материал, рабочая программа, контрольные вопросы по темам, варианты контрольных заданий и курсовой работы для студентов заочной формы обучения. В связи с сокращением трудоемкости по программам обучения третьего поколения пособие будет полезным при подготовке отдельных тем дисциплины в рамках самостоятельной работы студентов.

Предназначено для студентов заочного отделения механико-технологического и гуманитарного факультетов.

 

УДК 658.5: 621 (075.8)

 

 
ISBN 978-5-398-00839-5 © ПНИПУ, 2012

Оглавление

1. Содержание разделов учебной дисциплины..... 9

1.1. Предмет и задачи дисциплины..... 9

1.2. Организация и планирование инновационных процессов... 12

1.2.1. Экономическая сущность и содержание
инновационной деятельности предприятий.... 12

1.2.2. Жизненный цикл продукта.... 15

1.2.3. Исследовательская стадия проектирования
инноваций.... 16

1.2.4. Конструирование инновации.... 19

1.2.5. Технологическая подготовка производства нового изделия 25

1.2.6. Организационная подготовка внедрения инновации.... 26

1.2.7. Организация перехода на выпуск нового продукта.... 28

1.2.8. Методы планирования инновационных процессов... 29

1.2.9. Функционально-стоимостный анализ
в конструкторской подготовке инновации.... 34

1.3. Организация производственных процессов... 40

1.3.1. Организация производственных процессов
во времени.... 40

1.3.2. Организация производственных процессов
в пространстве. Производственная структура
предприятия... 45

1.3.3. Организационные формы производственных
процессов... 49

1.3.3.1. Непоточные формы организации
производственных процессов... 49

1.3.3.2. Организация поточного производства.... 50

2. Планирование производственной деятельности предприятия... 67

2.1. Сущность и принципы планирования... 67

2.2. Сущность стратегического планирования... 69

2.3. Технико-экономическое (функциональное) планирование... 72

2.3.1. Планирование маркетинга.... 72

2.3.2. Планирование производства и реализации
продукции, оказания услуг.. 75

2.3.3. Планирование затрат на производство
и себестоимость продукции (услуг). Планирование цены
на продукцию...... 77

2.3.4. Финансовое планирование. Понятие прибыли, формирование и распределение прибыли 85

2.4. Оперативно-производственное планирование (ОПП) 90

2.4.1. Методы, этапы и функции оперативно-производственного планирования 92

2.4.2. Объемное планирование производства.... 95

2.4.3. Оперативно-календарное планирование (ОКП).. 97

2.4.4. Диспетчирование производственного процесса.... 104

2.5. Организация вспомогательных производств
и обслуживающих хозяйств... 107

2.5.1. Содержание и задачи организации технического обслуживания производства 107

2.5.2. Организация ремонтного хозяйства.... 108

2.5.3. Организация инструментального хозяйства.... 113

3. Менеджмент предприятия... 119

3.1. Общие положения... 119

3.2. Принципы менеджмента.... 123

3.3. Функции менеджмента.... 124

3.4. Методы менеджмента.... 136

3.5. Организационное проектирование... 138

3.6. Технология принятия управленческих решений.... 147

3.7. Кадры управления... 150

4. Организация самостоятельной работы..... 157

4.1. Общие методические указания к выполнению
контрольных и курсовых работ... 157

4.2. Контрольные задания по теории организации
производства и менеджмента.... 159

4.3. Задания для выполнения технико-экономических
расчетов... 162

Список литературы..... 181

 



Трудоемкости изучения дисциплин «Организация производства и менеджмент»
и «Производственный менеджмент»

Специальность и форма обучения Семестр Курс Трудоемкость (часов) Отчетность
Всего часов В том числе
Аудиторные занятия Из них Самостоятельная работа Консультация Экзамен
Лекции (ЛК) Практ. занятия (ПЗ) Контр. работа, шт. Курсовая работа Самост. изуч. теоретич. мат-ла (СРС)
ТСП заочная                 + экз.
ТМС заочная                 + экз.
ТМК заочная                 + экз.
ТМК ускоренники (ТМС)                 + экз.
ТЛП заочная                 + экз.
ТЛП ускоренники               + перезачет

 


1. Содержание разделов учебной дисциплины

1.1. Предмет и задачи дисциплины

Организация производства и менеджмент – учебный курс, нацеленный на изучение теоретических и методических вопросов организации производства и управления; условий и факторов рационального согласования действий работников предприятий при использовании предметов и орудий труда в производственном процессе на основе применения знаний в об­ласти техники, экономики и социологии, аналитических приемов и передового опыта, направленных на достижение поставленных целей по выпуску определенных продуктов труда соответствующего качества и количества.

Предприятия машиностроения характеризуются весьма значительной расчлененностью производства в пространстве. Расчлененность производства в пространстве, многоагрегатность, многономенклатурность, многооперационность и большое разнообразие технологических процессов, применяемых при изготовлении деталей и сборочных единиц, отличают
машиностроительные предприятия от предприятий других
отраслей производства. Этими особенностями обусловлена сложность потоков движущихся и обрабатываемых заготовок
и деталей на предприятиях, в частности согласование и регулирование движения всех многообразных производственных потоков во времени и пространстве.

Кроме того, организация производства предполагает координацию движения трудовых элементов по операциям и рабочим местам, благодаря которым достигаются равномерная, ритмичная работа и высокие технико-экономические показатели.

Объектами организации производства на предприятии являются производственные системы различных уровней, в которые входят люди и подчиненные им средства труда. Организация производства призвана обеспечивать: во-первых, формирование наиболее рационального состава работников и средств труда производственной системы для выпуска необходимой обществу продукции требуемого качества (конкурентоспособной) в установленные сроки и в заданном объеме; во-вторых, установление наиболее рациональных взаимосвязей между всеми элементами производственной системы; в-третьих, непрерывное развитие производственной системы в направлении повышения ее эффективности и наибольшего соответствия изменяющимся условиям ее взаимодействия со своей внешней средой.

Организация производства охватывает все составляющие производственной системы и все аспекты ее производственной деятельности. Теоретической основой этой дисциплины является «Экономика предприятия», в которой раскрываются действия объективных экономических законов на предприятии, пути и тенденции развития, формы специализации и кооперирования предприятия.

Главной целью данной дисциплины является создание ус­ловий, при которых обеспечивается успешное выполнение плановых заданий каждым производственным подразделени­ем предприятия и предприятием в целом по всем показате­лям
и с высокой эффективностью производства.

Поставленная перед предприятием и его подразделения­ми цель достигается путем повседневного решения множества частных задач, направленных на изыскание и использование возможностей:

• повышения эффективности производства, его интенси­фикации на основе научно-технического прогресса и наибо­лее полного использования резервов производства;

• увеличения производительности труда и объема вы­пуска продукции на основе научно-технического прогресса, повышения организации труда, применения прогрессивных систем заработной платы, подъема общеобразовательного уровня работников, повышения качества продукции и дис­циплины труда;

• повышения эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств предприятия на основе равномерной загрузки оборудования, рациональ­ной организации эксплуатации и ремонта оборудования, обслуживания рабочих мест;

• организации работы предприятия с минимальными
за­пасами материалов, полуфабрикатов, топлива, остатков гото­вой продукции на складах; повышения квалификации и куль­турно-технического уровня кадров и улучшения условий
тру­да и быта на основе систематической подготовки кадров, оздоровления социально-психологического кли­мата, меха­ни­зации и автоматизации трудоемких и тяжелых работ, улуч­шения бытового обслуживания, экономического стимулиро­вания;

• создания личной заинтересованности каждого работни­ка в хозяйском использовании материальных ценностей пред­приятия.

Кроме того, важной задачей курса организации произ­водства и менеджмента является изучение принципов, методов и форм организации производства и управления ими. Современный инженер должен хорошо знать новую технику и технологию производства, уметь создавать системы управ­ления производством, организовывать быстрое освоение производства новой техники и новой технологии с наимень­шими затратами, обеспечивать достижение максимальной прибыльности и рентабельности.

Предметом курса организации производства является изу­чение на основе достижений науки, техники и передового опы­та количественных и качественных зависимостей в производ­стве продукции, определяющих оптимальное сочетание тру­довых и вещественных элементов совокупного производствен­ного процесса и путей его бесперебойного и ритмичного про­текания в условиях конкретного предприятия исходя из постав­ленных перед ним целей и задач.

Задача курса – эффективное использование достижений всей совокупности конкретных экономических наук и технических дисциплин в организации производства и управления им.

С позиций науки об организации производства следует учитывать иму­щественно-правовую форму предприятия, разнообразие выполняемых про­цессов, их взаимосвязь и территориальную обособленность.

На машиностроительных предприятиях необходимо различать процес­сы: производственные, инновационные, функционального обслуживания производственных и инновационных процессов.

Производственные процессы – совокупность действий работающих и средств производства, необходимых для изготовления продукта.

Инновационные процессы – разработка новых видов продукции, технологий.

Процессы функционального обслуживания производственных и иннова­ционных процессов – материально-технологи­че­ское обслуживание, планиро­вание, регулирование, финансовое обеспечение, подготовка кадров и т.д.

 

 

1.2. Организация и планирование инновационных
процессов

1.2.1. Экономическая сущность и содержание
инновационной деятельности предприятий

 

 

Инновационная деятельность является функцией действия закона возвышения человеческих потребностей. Выполнение требований этого закона состоит в непрерывном повышении эффективности продуктивной деятельности.

Сущность инновационной деятельности предприятий состоит в адаптации к конкурентной среде внутреннего и внешнего рынков.

Конкурентное давление формирует внешние и внутренние мотивации инновационной деятельности предприятий.

В числе наиболее важных внешних мотиваций можно выделить:

– динамику рынков сбыта, повышение качества спроса и изменение потребительских предпочтений;

– активизацию конкурентов;

– циклические колебания конъюнктуры;

– структурные отраслевые изменения;

– изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике государства;

– интеграционные изменения в условиях международного обмена товарами и услугами, движение труда и капитала, тарифных и нетарифных регуляторов внешнеэкономической деятельности;

– государственную научно-техническую политику;

– появление новых ресурсов и изменения на рынке факторов производства, т.е. давление предложения, и т.д.

Состав и содержание внешних мотиваций формирует и внутренние мотивации управления инновационной активностью:

– необходимость расширения доли рынка и стремление к увеличению объема продаж;

– внедрение на новые рынки снабжения и сбыта;

– повышение конкурентоспособности продукции и предприятия;

– повышение финансовой устойчивости и экономической безопасности;

– максимизация экономического результата функционирования в долгосрочной перспективе.

Совокупность и состав управленческих воздействий, обеспечивающих разработку, внедрение и коммерческую реализацию нововведений, представляет собой инновационную политику предприятий.

Ее цель – обеспечение конкурентных преимуществ предприятий в долгосрочной перспективе. Содержание различных направлений инновационной деятельности предприятий отличается значительным разнообразием.

Так, например, описательная характеристика инновационной деятельности при реализации продуктивных инноваций включает:

– проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

– подбор необходимых сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

– разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

– проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

– разработку и внедрение новых организационно-управ­лен­ческих решений, направленных на реализацию новшеств;

– исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

– подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

– проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

– организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

Таким образом, содержание инновационной деятельности предприятий можно определить как изменение структуры авансированного капитала, собственности и развития схемы владения активами для адаптации к изменяющимся условиям внутреннего и мирового рынка.

Инновации – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической дея­­тельности.

1.2.2. Жизненный цикл продукта

Большинство видов продукции имеют ограниченный
период спроса. Пе­риод времени между моментами возникновения и прекращения использова­ния продукта принято называть жизненным циклом продукта (ЖЦП). Жиз­ненный цикл включает в себя фазы: создания, освоения, роста, зрелости и старения.

В фазе создания инновационная идея создания нового продукта оцени­вается с точки зрения возможности, целесообразности и масштаба ее реали­зации. Для этого проводятся маркетинговые исследования рынка, поиск ни­ши на рынке, определяются ожидаемые масштабы сбыта продукта, требуе­мые объемы и сроки производства.

Фаза освоения предусматривает начало промышленного освоения инновационной идеи и появление нового продукта на рынке. Это наиболее ка­питалоемкая фаза, требующая серьезных инвестиций для проведения техни­ческой подготовки
производства, разработки детальной рабочей документа­ции производства, продукта, технологической подготовки, организационного проектирования. Различают техническое, производственное и экономическое освоение нового продукта.

Техническое освоение характеризуется достижением заданных значений технических и эксплуатационных параметров качества продукции по технической документации.

Производственное освоение сводится к достижению заданных масштабов производства нового продукта по ритмичности, календарно-плановым нормативам.

Экономическое освоение характеризуется достижением установленных значений экономических показателей при производстве и реализации (трудоемкость, себестоимость, рентабельность).

Фаза роста предусматривает наращивание производства и объема продаж, поиск и освоение новых рынков. Производственный менеджмент при этом направлен на снижение производственных запасов и запасов готовой продукции, разработку гибкой ценовой политики.

Фаза зрелости характеризуется максимальным объемом производства и реализации, однако при этом основные параметры продукта теряют перспективы дальнейшего улучшения. Главной задачей предприятия в этой фазе становится поиск новых инновационных идей либо модернизация существующего продукта. Увеличивается потребность в инновациях для научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

В фазе старения снижается объем продаж, предприятие выбирает ра­зличную схему замещения устаревшего продукта новым.

1.2.3. Исследовательская стадия проектирования
инноваций

Развитие науки тесно взаимосвязано с техникой и производством. Результаты НИР и ОКР широко используется в производстве, а современные научные исследования все больше нуждаются в точной, сложной и дорогостоящей технике, поставляемой производством.

По своему содержанию и характеру получаемых результатов научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными.

Фундаментальные исследования делятся на теоретические и экспериментальные. Основой фундаментальных исследований является открытие новых явлений, закономерностей и принципов, которые могут быть использованы при создании инноваций. Результаты фундаментальных исследований, как правило, служат основой для проведения поисковых и прикладных исследований, прямо касающихся вопросов создания новых видов материалов, средств и спо­собов производства. Формы информации – теории, гипотезы и т.д.

Поисковые научные исследования направлены на изучение более конкретных проблем, например: возможностей созда­ния новых материалов, техники, технологии, повышения про­изводительности труда и качества выпускаемой продукции и т.п. Результатами поисковых исследований является научно-техническая информация, которая во многих случаях имеет материально-техническое воплощение.

При положительных результатах выводы поисковых работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отче­тов, технической документации, макетов, экспериментальных образцов.

Прикладные научные исследования непосредственно на­правлены на создание новых конкретных изделий либо на со­вершенствование существующих, а также на разработку спо­собов их производства, средств механизации и автоматизации производства, систем и методов контроля за качеством продукции и т.д. Результаты прикладных исследо­ваний в форме отчетов, технической документации, макетов, опытных образцов и других формах являются основой дальнейших раз­работок с целью внедрения в практику научных идей. При­кладные исследования, относящиеся к материальному производ­ству, в результате которых осуществляется техническое
и ра­бочее проектирование, изготавливаются и испытываются опытные образцы, называются опытно-конструкторскими ра­ботами. В процессе этих работ решаются технические задачи на основе возможностей, изысканных в результате приклад­ных исследований.

Работы фундаментального и поискового характера ведут­ся, как правило, в научных учреждениях Академии наук, а так­же в научно-исследовательских лабораториях при кафедрах высших учебных заведений. Работы поискового и особенно прикладного характера выполняются в отраслевых научно-исс­ле­довательских институтах, конструкторских бюро и подраз­делениях предприятий.

Прикладные НИР стали комплексными, их выполняют на­учно-исследовательские, конструкторские и производствен­ные подразделения, а часто и специализированные проектные службы. В проведении научных исследований особое место занимают конструкторские бюро и научные лаборатории пред­приятий. Как правило, они осуществляют конструкторскую подготовку серийного производства и иногда самостоятель­но разрабатывают проекты.

Цикл НИР, проводимых подразделениями предприятий и другими организациями, состоит из стадий, а также возмож­ных этапов по стадиям.

Под стадией понимается логически обоснованный раздел НИР, имеющий самостоятельное значение и являющийся объектом планирования и финансирования.

На первой стадии – разработка технического задания – подбираются и изучаются научно-техническая литература, патентная информация и другие материалы по теме, обсуж­даются полученные данные, на их основе составляется анали­тический обзор и выдвигаются гипотезы. По результатам ана­лиза выбираются направления работы и пути реализации тре­бований, которым должно удовлетворять изделие. Составля­ется отчетная научно-техническая документация по стадии, определяются необходимые исполнители, подготавливается и выдается техническое задание.

На второй стадии – проведение теоретических и экспери­ментальных исследований – осуществляется теоретическая разработка темы, в процессе которой проверяются научные и технические идеи; разрабатываются методики исследований; обосновывается выбор схем; выбираются методы расчетов и исследований; выявляется необходимость проведения экспе­риментальных работ, разрабатываются методики их проведе­ния (первый этап).

На втором этапе, если определена необходимость прове­дения экспериментальных работ, осуществляются проектиро­вание и изготовление макетов и экспериментального образца.

На третьем этапе проводятся стендовые и полевые экспе­риментальные испытания образца по разработанным програм­мам и методикам, анализируются результаты испытаний, оп­ределяется степень соответствия полученных данных на экспериментальном образце расчетным и теоретическим выводам.

На третьей стадии – оформление результатов НИР – составляется отчетная документация, включающая материалы по новизне и целесообразности использования результатов НИР, по экономической эффективности.

Эффективность НИР оценивают по таким видам эффектов, как:

– социальный (повышение безопасности людей, труда, улучшение усло­вий труда, снижение количества профзаболеваний, экологическая безопас­ность и т.п.);

– оборонный (повышение обороноспособности страны);

– научно-технический (накопление новых знаний, публикации, диссер­тации, открытия, изобретения);

– экономический (стоимостная оценка результатов НИР, снижение себестоимости).

 

1.2.4. Конструирование инновации

Проектирование нового изделия включает в себя опытно-конструкторские разработки (ОКР) и конструкторскую подготовку производства.

Опытно-конструкторские разработки – это комплекс работ по созданию новых видов техники (в виде опытного образца, опытной установки) с заданными технико-экономиче­ски­­ми параметрами и рабочей документацией для их промышленного изготовления и использования.

Конструирование нового продукта включает в себя следующие стадии ОКР:

– подготовительную;

– разработку проектной документации;

– разработку рабочей документации.

Этапы ОКР, их цели и задачи представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Этапы формирования опытно-конструкторских разработок

Этапы ОКР Цель работы Содержание работ
Разработка технического задания (ТЗ) Разработка ТЗ Составление, согласование и утверждение задания на ОКР
Разработка технического предложения (ТП) Разработка ТП с при­своением документам литеры «П» Подбор необходимых материалов. Разработка и утверждение ТП
Разработка эскизного проекта (ЭП) Разработка ЭП с присвоением документам литеры «Э» Выявление возможных вариантов разработки и оценка их эффективности. Разработка блок-схемы и габаритных чертежей изделия
    Составление принципиальных схем, оптимизация параметров
  Проектирование, изготовление и лабораторные испытания макета изделия Разработка конструкции макета, составление эскизов. Изготовление макета, его испытание. Оформление и защита эскизного проекта. Внесение изменений в проект по результатам защиты
Разработка технического проекта Разработка технического проекта с присвоением документам литеры «Т» Составление и согласование уточненного технического задания. Выбор конструкции, расчет ее элементов

Окончание табл. 1

 

Этапы ОКР Цель работы Содержание работ
  Изготовление и испытание образца Конструирование и изготовление технологического образца изделия, его испытание. Разработка конструкции основных узлов с учетом результатов испытаний
    Оценка патентной чистоты. Оформление и защита технического проекта. Внесение в него изменений по результатам защиты
Разработка рабочей документации Разработка конструкторских документов для изготовления и испытания опытного образца (партии). Изготовление и заводские испытания опытного образца (партии) Разработка схем и рабочих чертежей, уточнение заявок на материалы и комплектующие изделия. Составление эксплуатационно-технической документации. Составление карт технического уровня. Технологическая подготовка производства. Изготовление и настройка опытного образца изделия. Заводские испытания. Корректировка рабочих чертежей. Составление технического описания, инструкции по эксплуатации и ремонту
  Госиспытания опытного образца (опытной партии). Корректировка конструкторской документации по результатам госиспытаний и присвоение литеры «О», «О1» и т.д. Проведение госиспытаний по спецпрограмме. Корректировка и доработка документации. Оформление требуемого по ГОСТу комплекта документации

Конструкторская подготовка производства (КПП) – это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих техническую готовность предприятия к выпуску нового изделия в установленные сроки с заданными параметрами качества, объемом производства и уровнем затрат. Главная задача КПП – целесообразное и эффективное приспособление отработанной конструкции изделия к условиям его будущего производства с сохранением параметров качества.

При единичном производстве (индивидуальный заказ) разработка техдокументации завершается на этапе опытно-конст­рукторской разработки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.