Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы криминалистики 29 страница






Исследуя угасшие (обесцвеченных) записей, которые стали невидимыми либо слабо видимые в результате воздействия света, времени, условий хранения, клея при наклеивании на подложку. Также производится, фотографирование со светофильтрами, контратипирование, съемка видимой люминесценции, фотографирование красной и инфракрасной люминисценции, диффузно-копировальный метод, отработка штрихов химическими реактивами.

Основы осмотра и исследования сожжённых и разорванных документов

Сожженные документы при горении и обугливании бумаги различают три стадии: опаливание (t до 150°) бумага желтеет, обугливание (t до 150-200°) - бумага коробится, чернеет; испепеление (t более 200-300°); бумага светлеет и разрушается при механическом воздействии.

Даже изъятие таких документов представляет сложность и желательно проводить его с участием специалиста.

Сожженные документы перемещают на подложку потоком воздуха, либо с помощью наэлекрилизованного предмета, например, листа целлулоида а небольшие кусочки извлекаются при помощи стеклянной трубочки, соединенной с резиновой грушей. Для придания эластичности сгоревший документ обрабатывают 15% водным раствором глицерина; минеральными маслами (или их смесью с бензином).

При исследовании таких документов проводится фотосъемка в косонаправленном свете, цветоделительная фотосъемка, фотографирование в инфракрасных лучах, обработка флуоресцирующим раствором и т.д.

Разорванные документы не всегда становятся объектами технико-криминалистической экспертизы документов, следователи иногда самостоятельно решают задачу их восстановления.

При их осмотре и исследовании части документа расправляются, сортируются по цвету, рисунку, линовке, признакам почерка, краям машинной резки, совмещают по линиям разрыва и помещают между двумя прозрачными стеклами или пластинами, скрепляя друг с другом.

 

II. Судебное почерковедение.

§ 7. Научные основы судебного почерковедения

Судебное (криминалистическое) почерковедение изучает закономерности формирования почерка и разрабатывает на их осно­ве методы его исследования в целях идентификации исполнителя рукописи.

Объектом его изучения является почерк, определяе­мый как фиксируемая в рукописи индивидуальная и устойчивая система движений пишу­щего, основанная на зрительно-двигательном навыке.

Главной задачей исследования почерка в практической деятельности является идентификация конкретного исполнителя рукописи. Возможность реализации этой задачи обусловлена такими свойствами почерка как индивидуальность и устойчивость. Эти свой­ства закладываются в почерк самим механизмом его формирования уже в период обуче­ния письму и выработки навыка.

Индивидуальность почерка определяют как его своеобразие, обусловленное сово­купностью особенностей, присущих только почерку одного лица и неповторимой у друго­го. В процессе обучения и последующей практики формируется привычная, удобная для каждого пишущего система движений. То положение, что каждый человек вырабатывает навык выполнять письменные знаки именно так, а не иначе, обусловлено воздействием на процесс формирования навыка большого комплекса внутренних (субъективных) и внеш­них (объективных) факторов.

К первым относятся анатомические, биомеханические, фи­зиологические, психические особенности личности. Например, типологические особенно­сти нервной системы (прежде всего подвижность, уравновешенность), ее состояние; со­стояние органов зрения, особенности зрительного восприятия и памяти; волевые качества; целевая установка на обучение и т.д.

Ко второй группе, т.е. внешним факторам относятся методика обучения письму, обстановка, в которой проходит обучение, дальнейшая практика и др. Набор внутренних и внешних факторов (т.е. конкретных особенностей) строго индиви­дуален для каждого человека и не повторим у другого (даже у близнецов).

Обучение письму начинается с усвоения прописей по образцам. Постепенно в про­цессе тренировки выявляется, что отдельные движения при выполнении тех или иных элементов прописных букв не удобны, не свойственны обучающемуся, в таком случае происходит приспособление движений к его особенностям биомеханики, типологическим особенностям нервной системы и т.д., т.е. " нащупывается" более оптимальная система движений, отвечающая особенностям конкретного лица. Это ведет к отклонениям в выполнении тех или иных элементов прописей. Подобные отклонения и есть начало формирования индивидуального почерка. Данный процесс становится еще более интен­сивным на стадии перехода от письма, контролируемого сознанием, что имеет место на первой стадии обучения, к автоматизированному письму, где внимание сосредоточено не на движениях руки при выполнении тех или иных элементов букв, а только на смысловом содержании рукописи. Период становления почерка также индивидуа­лен, так как он обусловлен теми же внутренними и внешними факторами: у одних инди­видуальный почерк может сложиться уже в школе, у других - захватить и несколько лет практической деятельности. В последнее время в связи с расширением компьютерных и так называемых безбумажных технологий составления и обращения документов, про­цесс формирования индивидуального почерка замедляется.

Иден­тификация конкретного исполнения по почерку возможна только в том случае, если сло­жившаяся индивидуальная система движений устойчива.

Под устойчивостью почерка по­нимается повторение, воспроизведение его особенностей при выполнении рукописей в течение достаточно длительного возрастного периода, а также их сохранение при выпол­нении рукописей в разных условиях. Свойство устойчивости почерка обусловлено осо­бенностями формирования письменно-двигательного навыка, который как и любой зрительно-двигательный навык, формируется по общим психофизиологическим законам. По­этому почерковеды в объяснении процесса формирования навыка письма и его устойчиво­сти исходят из учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, в частности, его учения об образовании условно-рефлекторных связей и динамического стереотипа. По­вторение (стереопития) одних и тех же движений при выполнении соответствующих букв в процессе обучения и тренировки приводит к образованию условных рефлексов и закре­плению их в коре головного мозга, что ведет к устойчивости движений. Слаженная система движений является отражением слаженности системы внутренних процессов, называемой динамически стереотипом.[5] Устойчивость почерка объясняется и таким явлением, как формирование в нервных центрах зрительно-двигательного образца письма, который программирует пишущего на выполнение опре­деленной системы движений.

Однако сложившаяся система динамична, т.е. относительно устойчива: она реаги­рует на изменения внешних и внутренних факторов. Так, с изменением условий, целевой установки письма состояния нервной системы и т.д. возникают изменения и в почерке. Такие изменения могут быть значительными при глубоких изменениях в состоянии нерв­ной системы, психики, например, в преклонном возрасте, при перенесенных серьезных заболеваниях головного мозга, органов зрения, двигательных функций руки и др. Но для идентификации важно то положение, что уже сформировавшийся динамический стерео­тип не разрушается под действием новых факторов, а происходит наслоение новых связей, через которые проявляются и связи прежде сформировавшегося динамического стереотипа. Это делает возможным идентификацию лица по рукописям, выполненным с большим разрывом во времени, в разных условиях.

Если действие нового фактора кратковременно, то и изменения в почерке кратковременны. При отсутствии повторения действия нового фактора данное изменение, не сформировавшееся в коре головного мозга в прочную условно-рефлекторную связь, быст­ро исчезает.

В ряде случаев имеют место ситуации, когда лицу приходится постоянно (а не эпи­зодически) выполнять рукописи в разных условиях, с разными целевыми установками и т.д. Постоянное действие разных условий письма (или других отдельных факторов) формирует вариационность почерка, под которой пони­мают наличие в почерке одного и того же лица несколько устойчивых способов написания одноименных букв, буквосочетаний или общей картины письма. Такое положение объяс­няется необходимостью движений приспосабливаться к нескольким условиям (задачам) и т.д. Поскольку они действуют постоянно, в коре головного мозга одинаково прочно за­крепляются как одни, так и другие условно-рефлекторные связи. Возможность существо­вания нескольких вариантов почерка у одного и того же лица должно обязательно анализироваться и учитываться при проведении идентификационного исследования.

Сходство, в известных пределах, комплекса внешних и внутренних факторов у раз­ных лиц может привести и к формированию у них сходных почерков. Сходные по­черки, нередко встречающиеся на практике, вносят свои трудности в проблемы иденти­фикации, но не делают эту задачу не решаемой, так как сходство никогда не касается всей совокупности особенностей и чаще ограничивается лишь общим строением почерка.

Период стабилизации динамического стереотипа и, следовательно, устойчивости почерка строго индивидуален у каждого лица и зависит от тех же внутренних и внешних факторов. При небольшой письменной практике в современных условиях компьютерных технологий динамический стереотип может не полностью сформироваться, закрепиться, в этом случае почерк будет характеризоваться неустойчивостью, что, конечно, будет затруднять идентификацию конкретного лица.

Для идентификации лица по почерку имеет значение и такое свойство, как кор­реляция его особенностей, т.е. их взаимозависимость между собой, когда появление одной особенности влечет за собой появление другой особенности. Такие взаимозависимые, коррелирующие особенности не могут рассматриваться самостоятельными и учитываться каждая в отдельности при идентификации. Корреляцию важно учитывать при исследова­нии сходных почерков, при использовании современных математических методов, при компьютерном моделировании. Однако проблемы корреляции еще не получили доста­точной разработки в судебном почерковедении.

 

§ 8. Идентификационные признаки почерка.

Идентификационные признаки почерка получили детальную раз­работку в судебном почерковедении. Появление того или иного признака в почерке обу­словлено, как правило, совокупностью разных причин. Это дает основание считать происхождение признаков почерка случайным. Каждый, взятый в отдельности идентификационный признак, может встретиться и у другого лица, поэтому индивидуальны не отдельные признаки, а только их совокупность.

Все многообразие идентификационных признаков предложено классифицировать по разным основаниям. Наиболее распространенным является их деление на две группы в зависимости от того, в целом или в отдельных деталях (частях) характеризуется почерк.

Признаки, характеризующие почерк в целом, называются общими, связанные с характеристикой отдельных знаков и их элементов, называются частными. К общим относятся следующие признаки:

- выработанность - это приспособленность навыка к современной технике письма – скорописи. Различают несколько степеней выработанности: низкую, среднюю, высокую.

Высокая степень выработанности почерка обусловлена, как правило, длительным процессом тренировки, необходимостью выполнения большого количества рукописных документов в процессе практической деятельности и т.д. но известны случаи, когда лица и при небольшой письменной практике имеют высокую выработанность почерка. Это зави­сит от своеобразия внешних и внутренних факторов, определенного их сочета­ния в процессе формирования индивидуального почерка. При предварительном исследо­вании почерка необходимо учитывать, что из всех общих признаков почерка выработан­ность является наиболее устойчивым признаком неподдающимся развитию в течение очень короткого времени.

Степень выработанности определяется по наличию и количеству скорописных со­кращений, по степени слаженности, скоординированности движений, т.е. их пространст­венной точности, по темпу (скорости) выполнения письменных знаков и их сочетаний: чем выше выработанность, тем выше скорость.

- темп письма, т.е. скорость выполнения письменных знаков. Этот признак корре­лирует с отработанностью поэтому он не всегда выделяется как самостоятельный. Разли­чают три степени темпа: быстрый, средний, медленный.

- общий тип (строение) почерка. Этим признаком выражается степень сложности почерка. Различают простой (близкий к прописям), упрощенный и усложненный почерки.

Усложненный почерк характеризуется наличием дополнительных к прописным элемен­тов, упрощенный, наоборот, отсутствием набора элементов, предписываемых прописным письмом. Усложненному почерку присущи элементы вычурности, украшательства от­дельных букв и их частей (например, извилистость, закручивающиеся при выпол­нении надстрочных, подстрочных штрихов, способов начала и окончания букв и т.д.).

- преобладающая форма движения может быть прямолинейно-угловатой, петлевой, округлённой и т.д. Это определяется по способу соединения элементов букв;

- преобладающее направление движения. Различают левоокружное и правоокружное движения (против часовой и по часовой стрелке). Эти два направления присущи дуго­образным, округленным почеркам, при этом для русских почерков более характерно лево­окружное направление.

- наклон почерка: различают правый, левый наклоны, вертикальную постановку букв. Чаще встречается правонаклонный почерк. Но наклон очень легко может быть из­менен в зависимости от тех или иных условий письма и целевой установки;

- связанность: по количеству непрерывно выполненных букв (без отрыва от бумаги пишущего прибора) различают три степени связности - малую (связано не более 2-3 букв), среднюю (не менее 4-5 букв), большую (6 и более букв). Степень связности всегда корре­лирует со скоростью движений. Наблюдается в ряде случаев быстрый темп письма при от­рывистом выполнении письменных знаков. Это обусловлено высокой степенью скоорди­нированности, слаженности движений при высокой выработанности по­черка.

- размер почерка: в зависимости от высоты букв различают крупные почерки (4 мм и больше), средние (2-4 мм), мелкие (до 2 мм);

- разгон почерка: соотношение высоты букв и их ширины и интервалов между ними. Различают размашистый (превышение ширины над высотой), средний (примерно равно), сжатый (превышение высоты над шириной);

- нажим: по степени общей выраженности выделяют сильный, средний, слабый. Он определяется по силе надавливания пишущим прибором на бумагу. Кроме того, нажим диф­ференцируется по степени различия между нажимными и ненажимными движениями. При использовании шариковых ручек визуальное определение этого признака вызывает затруднение.

Топографические признаки - это привычное размещение текста рукописи, отдельных ее частей и реквизитов (заголовка, даты, подписи) на листе бумаги (бланка) и относительно друг друга. К таким признакам относят выделение полей и их расположение (слева, справа), наличие и вели­чина красной строки или других способов выделения абзацев (например, интервалами), расположение строк по отношению к типографическим линиям или краям листа (поднимающееся, опускающееся, параллельное); способы переноса слов; расположение заголовков подписей, дат относительно текста, друг друга и листа (при использовании не бланка, а чистого листа) и т.д.

При идентификации исполнителя общие признаки используются в сочетании с частными, т.е. особенностями выполнения отдельных элементов букв. Почерковедами выделено большое количество частных признаков. Для более компактного их описания они объединены в отдельные группы. Наиболее распространенными группами частных при­знаков являются:

особенности форм движения при выполнении письменных знаков и их элемен­тов. Различают особенности движения при выполнении самих элементов знаков и связей (соединений) между этими элементами. Наиболее распространенными формами движения являются следующие: овальные, дуговые, петлевые, усложненные, упрощенные и т.д. В одном и том же знаке нередко сочетается несколько форм движения.

особенности направления движений при выполнении письменных знаков и их элементов: левоокружные, правоокружные, вертикальные, горизонтальные. С помощью левоокружного и правоокружного направлений выполняются овальные, дуговые, петле­вые элементы знаков, с помощью вертикального и горизонтального - прямолинейные. В одном письменном знаке может сочетаться несколько направлений движения;

- наличие и степень связности элементов в письменных знаках. Может быть непре­рывное (слитное) выполнение, присоединение и интервальное расположение элементов письменных знаков;

- особенности расположения точек начала и окончания.движения при выполнении элементов письменных знаков относительно линии строки и других частей букв;

последовательность движения при выполнении письменных знаков и их элемен­тов. Наиболее частая последовательность - сверху вниз, слева направо, но может быть об­ратная. Особенно значимо, когда элементы одного и того же знака устойчиво выполняют­ся с разной последовательностью;

особенности соотношения элементов письменных знаков по размеру между ними (нисходящее, восходящее, ломанное строение линии вершин и оснований) и др.

До назначения экспертизы следователь (дознаватель) должен сам изучить рукописный текст или отдельные его рукописные реквизиты. Такое предвари­тельное исследование позволит правильно определить, какую экспертизу назначить, а также правильно подготовить мате­риалы, если будет принято решение о необходимости её проведения. Необходимую помощь в решении этой задачи могут оказать специалисты и, в том числе, техники-криминалисты.

Прежде всего, следует установить, является ли данный документ оригиналом или его копией, например, ксерокопией, выполненной с помощью компьютерного сканирова­ния или факсимильньм способом. С этой целью следует обратить внимание на структуру штрихов букв и признаки данных видов копирования. Если при этом возникло предположение о применении копирующих средств, то такой документ должен быть направлен на технико-криминалистическую экспертизу документов.

Если имеется оригинал полезно сопоставить почерк исследуемого документа с рукописными текстами заподозренного лица при наличии в распоряжении следователя на этот момент каких либо собственноручно составленных текстов этого лица. В первую очередь необходимо сравнить выработанность почерка исследуемого документа и образцов: если степень выработанности исследуемого почерка высокая, а в образцах - низкая, данное лицо не является исполните­лем этого документа и его поиск следует продолжить.

Далее необходимо обратить внимание, имеются ли признаки умышленного, преднаме­ренного изменения почерка, которые, как правило, легко распознать. Наиболее типичны­ми способами умышленного изменения почерка являются:

Имитация низковыработанного почерка, что достигается выполнением текста буквами большого размера, несвязно между собой, неустойчивым наклоном и др.

Выполнение текста другой рукой.

3. Текст выполняется не скорописью, а с подражанием печатному шрифту, другим стилизованным шрифтам: чертежному, библиотечному и т.д.

4. Выполнение текста (подписи) с подражанием другому лицу.

Признаками изменения почерка, общими для любого из перечисленных способов, является наличие замедленных движений: непроизвольные остановки пишущего прибора, утолщение начала и окончания штрихов, извилистость штрихов. Замедленность движений ведет в свою очередь к снижению координированности, слаженности движений, их устойчивости. Все эти признаки возникают в следствие того, что при умышленном измене­нии исполнителю приходится контролировать свои движения, продумывать их, прежде чем выполнять. Перед пишущим стоит задача выполнения движении, несвойст­венных его динамическому стереотипу, поэтому они не могут выполняться автоматизиро­вание, без участия сознания как движения своего собственного письменного навыка, где уже выработались определенные системы движений. Однако длительно контролировать сознанием движения, при наличии автоматизированного навыка, достаточно трудно. Признаки замедленных движений могут встретиться и при неумышленном, т.е. непреднамеренном изменении, при неудобной позе, заболеваниях, в старости. Поэтому, обнаружение при предварительном исследовании только признаков замедленных движений не даёт оснований для вывода об умышленном изменении почерка. Еще одним признаком при умышленном изменении почерка является прояв­ление наряду с изменениями и признаков своего динамического стереотипа свойственных данному человеку общих и частных признаков, которые наиболее наглядно проступают к концу рукописи. Так, например, при имитации низковыработанного почерка будут прояв­ляться и признаки более высокой выработанности (скорописные сокращения элементов в знаках, большая связанность, скоординированность движений), при выполнении текста печатным шрифтом, стилизованными шрифтами, элементы, выполненные прописным, скорописным письмом, и др.

Наряду с рассмотренными признаками, общими для всех названных способов умышленного изменения, имеются и специфические признаки, свойственные отдельным способам.

При имитации низковыработанного почерка все вносимые изменения не устойчи­вы, наблюдается неустойчивость в размере букв, в наклоне, связности. Что касается част­ных признаков, то эти изменения, как правило, не идут дальше исключения из почерка наиболее броских особенностей внешней формы знаков. Так, в усложненных почерках убираются по возможности элементы вычурности, украшательства; в упрощенные, наобо­рот, они вносятся. При изменении собственной подписи (так называемый " автоподлог"), применяются те же приемы. Например, буквен­ный состав подписи заменяется на нечитаемые, сокращается коли­чество читаемых букв, упрощается или, наоборот, усложняется росчерк, меняется наклон, связность, линия строки. Могут появиться элементы сдвоенности штрихов, подрисовок с целью изменить элементы своего привычного стереотипа, случайно воспроизведенные.

При изменении почерка путем подражания печатному шрифту, стилизованным шрифтом наблюдаются различия в форме одноименных знаков, выполнение элементов знаков не в соответствии с правилами, принятыми для этого вида стилизованного письма. Появление этих признаков связано с тем, что лицо специально не обучалось такой манере письма, не знает его правил, а лишь по памяти или по образцам, но без понимания правил, воспроизводит знаки, не имеет устойчивого навыка выполнения текста таким спо­собом.

Характерным признаком изменения почерка путем выполнения текста левой рукой (если динамический стереотип выработан для правой руки) являются элементы зеркаль­ности движений, который появляются в изгибах в овальных элементах букв в противопо­ложную сторону, а иногда зеркальное воспроизведение всего письменного знака. Наличие таких признаков, выполненных левой рукой, при отсутствии навыка такого выполнения, объясняется тем, что у данного лица выработан навык письма правой рукой, для которой свойственно противоположное направление движения, слева направо в то время как у ле­вой руки - справа налево.

Подражание почерку (подписи) другого лица может быть выполнено по памяти или путем срисовывания с оригинала, при этом и в том и другом случае может встречаться предварительная тренировка. При наличии оригинала и времени для длительной тре­нировки удается добиться не только воспроизведения внешнего сходства, но и вырабо­тать в известных пределах навык чужого стереотипа. В подобных ситуациях могут отсутствовать признаки замедленных движений, подрисовок, раскоординированности, неустойчивости движений, так как при длительной тренировке по образцам приобре­тается навык автоматизированного письма. Поэтому данный случай наиболее трудный для предварительного исследования. Различия с оригиналом будут в тех признаках, которые остались непонятными, нераспознанными или незамеченными. Например, в подписях особенно трудно распознать и воспроизвести направления движений, способы соединений и т.д., так как они часто бывают очень сложные и выполняются непрерывно и в быстром темпе. В этом случае подделыватель воспроизводит свои собственные признаки. Такое нередко удается наблюдать в сложных росчерках, отдельные элементы которых воспроиз­водятся, как правило, из своего росчерка.

Трудными для распознания подражания в процессе предварительного исследова­ния являются случаи, когда нужно подделать небольшой объем почеркового материала, имеется оригинал для подражания, время для длительной тренировки, хорошая зритель­ная помять, подвижный динамический стереотип (обусловленный подвижностью нервной системы), особая способность к подражанию (имитации), хорошие волевые качества и др.

Наряду с рассмотренными признаками умышленного изменения почерка, могут быть непреднамеренные изменения почерка. Они возникают в следующих наиболее рас­пространенных случаях:

изменение состояния пишущего. Оно может быть кратковременным (утомление, эмоциональное напряжение и др.) и длительным (болезнь, алкоголизм, наркомания, старость).

изменение внешней обстановки письма (непривычные поза, пишущий прибор, неиспользование очков, если лицо обычно ими пользуется, плохое освещение, низкие температурные условия и т.д.).

Изменение состояния лица может проявиться в нарушении координации движения, снижении темпа, связности, неустойчивости признаков, в преобладании угловатой формы движений, извилистости штрихов, что вызвано дрожанием руки - атаксией (например, в старости), невыполнении всех элементов букв (недописывание), пропуски букв и целых слогов. При длительном действии тех или иных причин признаки становятся все более выраженными и устойчивыми. Например, при алкогольном состоянии, так же как и при ряде заболеваний центральной нервной системы, наблюдается упрощение строения по­черка, снижение его четкости, нарушение пространственной ориентации движений и др.

Изменение внешней обстановки может проявляться в нарушении темпа письма, координации, изменений связности, размера букв, разгона, нечеткости, нечитаемости от­дельных знаков и др.

Если в процессе предварительного исследования обнаружены признаки, дающие основание предположить об умышленном или непреднамеренном из­менении почерка, то это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке образцов для сравнения: собрать образцы почерка разных способов письма (скорописи, печатного и т.д.), выполненные в разное время и в разных условиях. Если возникают затруднения в оценке обнаруженных признаков, то до назначения экспертизы следует проконсультиро­ваться со специалистами того экспертного учреждения, где планируется проведение экс­пертизы. Это обеспечит более оперативную и правильную подготовку материалов и эф­фективное производство самой экспертизы.

 

§ 9. Условия и порядок назначение почерковедческой экспертизы.

Данный вид экспертизы целе­сообразно назначать в следующих случаях:

1. Установление конкретного исполнителя рукописного текста, отдельных фраг­ментов записей и реквизитов: подписей, дат и т.д.;

2. Установление, что рукописные тексты в нескольких документах выполнены од­ним и тем же лицом;

3. Установление отдельных личностных данных исполнителя, обстоятельств и ус­ловий письма.

Для ответа на первый вопрос на экспертизу должен быть представлен исследуемый (спорный) документ (на почерковедческую экспертизу должны направляться только оригиналы документов, а не копии), сравнительные образцы почерка предполагаемого исполнителя. Для решения второго и третьего вопросов на экспертизу направляются только исследуемые документы. Поэтому такие вопросы ставить перед почерковедческой экспертизой следует в начале расследования, когда еще не определено лицо, предполагаемое как исполнитель документа, у которого можно отобрать образцы для сравнения.

Различают свободные, экспериментальные и условно-свободные образцы. Свобод­ными называются такие тексты (подписи), которые выполнены до возбуждения уголовно­го дела и не в связи с ним. Такие документы добываются путем затребовании выемок лич­ных дел, других документов на предприятиях, в учреждениях, в фирмах, где работает предполагаемый исполнитель, в учебных заведениях, в административных органах, где могут быть рукописно заполненные различные формы, находятся при производстве ос­мотров, обысков в жилище данного лица и др. Происхождение этих текстов, т.е. подлин­ность их выполнения именно данным лицом должна быть несомненной, что следователь удостоверяет своей подписью на этом образце. Более ценны те свободные образцы, кото­рые сопоставимы по содержанию, вы­полнены во временной период, близкий к исследуемому документу, и в сходных условиях. Для экспертизы подписей необходимо найти их разные варианты.

Экспериментальные образцы отбираются следователем по специальной методике. Для получения образцов текстов следователь должен надиктовать текст в темпе, свойст­венном данному лицу. Диктуется или текст, полностью совпадающий по содержанию с исследуемым (что более предпочтительно для эксперта) или специально составленный нейтральный текст, в который вставлены отдельные слова и словосочетания из исследуе­мого текста (к последнему надо прибегать в том случае, когда в силу тактической ситуа­ции по уголовному делу нецелесообразно в данный период расследования сообщать от­дельные моменты содержания документа или другие, связанные с ним обстоятельства).

Экспериментальные образцы подписей отбираются на отдельных листах по не­сколько подписей, при этом перед выполнением еще одной подписи предыдущие закры­ваются листом чистой бумаги, или выполняются на согнутом в виде полосок листе бума­ги: при заполнении одной полоски она подгибается во внутрь (к столу) и заполняется сле­дующая полоска. При предположении, что подпись выполнена с подражанием подлинной, отбираются образцы подлинных подписей (т.е. у лица, чья подпись поддельна), образцы почерка и подписей предполагаемого исполнителя (если стоит задача установления факта подделки подписи данным лицом), у этого же лица отбираются образцы почерка, воспро­изводящие фамилию надписи, выполненной с подражанием. Если необходимо установить исполнителя подписей от имени вымышленных лиц, то отбираются образцы почерка и подписей предполагаемого исполнителя, а также образцы почерка, воспроизводящие фа­милии вымышленных лиц. Ни в этом, ни в предыдущем случае в процессе выполнения образцов не следует показывать лицу, как выглядят подписи в исследуемых (спорных) до­кументах. При отбирании экспериментальных образцов почерка и подписей следует создать условия, сходные с выполнением текста (подписи) в спорном документе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.