Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Повседневность и экзистенциальные проблемы философии
Экзистенциальные проблемы рождаются в ходе повседнев- ной жизни каждой личности, в процессе развертывания инди- видуального бытия. Повседневный мир, предлагающий расту- щему человеку более или менее сбалансированный набор сте- реотипов поведения и восприятия, никогда не обеспечивает полной бесконфликтности развития сознания, не создает пси- хологической «ваты», в которую можно упаковать душу, со- хранив ее тем самым от противоречий и ударов.
Во-первых, сам «набор» установок обыденного сознания включает множество противоречащих друг другу утвержде- ний, ставя индивида перед необходимостью выбора той или иной «максимы» в конкретной ситуации. Во-вторых, жизнь, развиваясь и меняясь, порождает новые ситуащш.не предусмотренные существующей житейской мудростью. Это особенно характерно для переломных эпох, когда ста- рые ценности и культурные установления рушатся, созда- вая нормативно-ценностный хаос, а новые только вызрева- ют в подспудных глубинах массового сознания. В-третьих, каковы бы ни были морально-психологические «выходы», предлагаемые обществом индивиду, он не может принять их без собственного личного прочувствования и осмысления.
Повседневная жизнь — это не только привычное, спо- койное, «накатанное» существование, при котором изо дня в день и из года в год воспроизводятся одни и те же эмоци- онально-нейтральные ритуалы (встал, почистил зубы, по- шел на работу, посмотрел телевизор и т. д.). Это и откры- тия, и потрясения, и разочарования, и восторги. «Высшие точки» нашего бытия, наиболее сильные страсти посещают нас все в том же.повседневном мире, а не в романтическом раю, и не в заоблачных теоретических высях. Именно в рамках самой обыденной повседневности мы оказываемся перед лицом фундаментального выбора, определяющего «быть или не быть», обязывающего нас избрать самих себя (каким быть?). Среди каждодневной суеты приходят вы- сшие жизненные откровения.
Спектр экзистенциальных проблем чрезвычайно широк.
Важнейшая — это сама жизнь, ее онтологическая укоре- ненность в других измерениях действительности, выходя- щих за рамки повседневного мира (Бог, Космос, потусто- роннее). Жизнь, которая складывается как некая судьба, путь, предполагающий вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора самого человека. Жизнь, которая проходит фазы детства, юности, зрелости и старости, всякий раз принося человеку новые радости и печали.
Жизни противостоит смерти (или продолжает ее?). Это другая экзистенциальная проблема, не сходящая со страниц философских исследований. Смерть это то, что обессмысли- вает жизнь, или же, напротив, то, что придает ей смысл и значение. Смерть пугающая и избавляющая, ненавистная и желанная. Означающая окончательное исчезновение или новое истинное рождение. Темы жизни и смерти ставят воп- рос о человеческом «я». Кто я? Смертен я или бессмертен, множествен или един? Как складывается мое «я»? оно пол- ностью зависит от мира других или обладает потенциями уникальности, индивидуальности, свободы? должен ли я любить самого' себя, и что значит моя любовь к себе в кон- тексте моих отношений с другими?
Коммуникация, межличностное общение - еще одна эк- зистенциальная проблема, тесно переплетающаяся с пробле- мами добра и зла, моральности и аморальности. Могу ли я правильно понять другого человека, и как я воспользуюсь ••этим пониманием? могу ли я сопереживать другому, а он, в свою очередь, мне? вечно ли одиночество, столь тяготящее в наши дни.многих и многих, или же оно преодолимо, что де- лает возможным некое «светлое братство» человеческих душ, дружно живущих без зависти, ненависти и жестокости?
Экзистенциальные проблемы философии — выговорен- ные в словах самые интимные и тонкие человеческие пере- живания, голос отчаяния и голос надежды. Например, страх и стыд — эти «темные» состояния души — много- кратно обсуждались в контексте как религиозных, так и безрелигаозных представлений. Философы часто берутся говорить вслух о том, что люди скрывают от самих себя, стараясь соответствовать некоему социальном] эталону. Од- нако темой экзистенциальной философии, не чурающейся страха и стыда, является также любовь — великая светлая творческая сила, любовь во всех ее проявлениях и ипоста- сях — от влечения полов до любви к Богу и Отечеству.
Одной из ведущих экзистенциальных тем является сво- бода, вопрос о мере человеческих возможностей и тех объ-
ектпвных и субъективных ограничителях, которые стоят на ее пути. Свобода и необходимость, свобода и запрет, свобо- да и ответственность, свобода и долг, свобода и любовь — вот лишь несколько ракурсов, в которых может быть рас- смотрена человеческая свобода, выступающая для цивили- зованного человечества как признанный идеал социального и индивидуального бытия.
Экзистенциальная проблематика, постоянно возникающая в ходе повседневной жизни, всегда интересовала философов. В древности индуистская ведическая традиция органично включала в себя вопросы, связанные с судьбами индивиду- ального «я», его жизни и посмертья, его нравственного пути и пределов свободы. В Европе тему человека впервые поднял Сократ, исследовавший пути к добродетели и возлагавший надежду на спасающую роль знания. В яркой и недвусмыслен- ной форме важнейшая экзистенциальная проблема — счастье - была выражена Эпикуром и впоследствии подробно обсужда- лась поздними стоиками: Сенекой, Марком Аврелием.
Средневековая философия рассматривала экзистенци- альные проблемы в рамках религиозного христианского ми- ровоззрения. Для нее характерны религиозно-нравственный поиск, постановки вопросов богооставленности, н грехе, Христе и дьяволе, о смысле жизни и смерти, о путях добра и зла. Эти вопросы не были абстрактными, они непосредст- венно проецировались на повседневную жизнь. Мир обы- денности, увиденный через Бога, — вот специфика экзи- стенциального поиска средневековья.
Эпоха Возрождения возрождает античную тему человека, предающегося радостям и горестям повседневной жизни без ежеминутной оглядки на потустороннее. Лучшие умы Воз- рождения описывают повседневность как клокочущий вулкан страстей. Предметом экзистенциального анализа выступают алчность, глупость, властолюбие, похоть, страх, смех. Вместе с тем фшюсофы-возрожденцы ставят в полный рост тему че- ловеческого достоинства, которая, к сожалению, во многом забыта авторами последующих поколений. На страницах воз- рожденческой литературы мы встречаемся с человеком дерза- ющим, желающим, действующим, обладающим гордостью и обуянным гордыней - т. ё. с живым «сыном своего време- ни», каким он являлся в своем повседневном бытии.
В Новое время философия надолго отворачивается от индивидуальных экзистенциальных проблем, сосредотачи- вая свое внимание на поисках идеального научного метода, позволяющего проникнуть далеко за рамки повседневного мира, приблизиться к сути вещей, к тем логически строгим
законам, которым буйный обыденный мир почему-то не всегда подчиняется. Однако в этот период рождаются раз- мышления Блеза Паскаля о ничтожестве и величии челове- ка, пристально изучает страсти и аффекты Давид Юм, рас- сказывает своим читателям об индивидуальных нравствен- ных переживаниях и тайных уголках души Ж.-Ж. Руссо.
В XIX в. Л. Фейербах, с одной стороны, и С. Къеркегор, с другой, изучают глубинные внутренние переживания лично- сти, ее страхи и надежды, возможные и диаметрально проти- воположные пути выхода из страхов к любви и гармонии.
Однако наибольшего внимания экзистенциальные про- блемы удостоились в нашем столетии, породившем целое направление экзистенциализма, хотя исследованием по- вседневных смысложизненных переживаний человека зани- маются и другие философские течения.
Работы М. Хайдеггера, X. Ортеги-и-Гассета положили начало обсуждению темы человеческого бытия, которое концентрирует в себе суть мирового бытия, но, тем не менее (а, может быть, именно поэтому) в корне отличается от бы- тия вещей, от отношений вещных, -предметных по своему характеру. Поиск своего истинного «я», судьба, развитие человека во времени — все это экзистенциальные вопросы, активно обсуждаемые в XX в.
М. М. Бахтин и М. Бубер развивали другую экзистенци- альную тему, тесно связанную с первой: восприятие себя и восприятие другого, диалогичность общетш, возможности и пределы понимания. Обе эти темы объединил в своих фило- софских изысканиях Ж.-П. Сартр, выдвинувший на первый план идею абсолютной свободы и абсолютного одиночества человека среди других людей.
Проблема «человек и Бог» поднималась в современной протестантской философии (К. Барт), в христианском персонале (Э. Мунье), в русской философии (Н. Бердя- ев, С. Л. Франк и др.).
Большую роль в разработке экзистенциальной пробле- матики сыграло психоаналитическое направление, образо- вавшее впоследствии ряд синтезов с другими философски- ми концепциями. Философия здесь тесно переплелась с психологией. Особо можно выделить вклад таких авторов, как Э. Фромм и В. Франкл, чьи работы посвящены пробле- мам человеческой свободы, счастья, поиска высших ориен- тиров, способам выхода из моральных и психологических кризисов, столь характерных для людей XX в.
Стоит подчеркнуть, что марксизм, многие годы сущест- вовавший в нашей стране в качестве официальной, единст-
веггно верной философии, 'практически не обращался к эк- зистенциальным проблемам. Появившись в XIX в. как мак- росоциологическое учение, он рассматривал общество как объективный, закономерно функционирующий организм, не снисходя до «индивидного» и «индивидуального» уровня его действия. Практически все «экзистенциальные идеи», появившиеся в нашей философии в 70-80-х гг., были заим- ствованы у западноевропейских авторов, ибо сама принятая в советской философии метода не располагала к анализу бытийных переживаний.
Сыграли свою роль и идеологические установки, не поощ- рявшие рассмотрение «упаднической тематики», связанной со смертью, одиночеством, страданием, религиозной верой. Ра- зумеется, это не означало, что в повседневной жизни не было экзистенциальных проблем. Они есть всегда и всегда имеют спектр конкретных решений в массовом сознании. Еще тол- ком не изучен вопрос о том, каковы же были идейные, мо- ральные и психологические механизмы, действовавшие в на- шей стране на протяжении семи десятилетий и помогавшие «среднему человеку» осуществлять свой «экзистенциальный баланс» в условиях фактического запрета религии и практи- ческого отсутствия психологической службы. Впрочем, отно- сительно сегодняшнего дня мы можем задать такой вопрос с неменьшим основанием, ибо переживаемый ныне период ха- рактеризуется еще и тотальным идейно-нравственным упад- ком. Однако это тема другого исследования.
Для философского разговора об экзистенциальных про- блемах нужен определенный язык. Это язык не столько же- стко связанный с· предшествующей философской тради- цией, как тот, которым пользуются для рассмотрения гносе- ологических или логических вопросов. Это язык, легко принимающий в себя наряду с философскими и религиоз- ными терминами понятия психологии, обыденные выраже- ния, образные сравнения, метафоры. Он предполагает сво- бодную, раскованную речь, способную гибко и разносторон- не обрисовать свой текучий и многосложный предмет — экзистенциальные переживания. Чувства и состояния, труд- ноуловимые в слове, должны здесь, тем не менее, обрести свое вербальное воплощение, и поэтому философ вправе прибегать к любым доступным ему выразительным средст- вам, чтобы суметь проанализировать то, что в принципе до конца не выразимо и не разложимо. Такого рода анализ ни- когда не может достичь полноты, и экзистенциальные раз- мышления напоминают движение к горизонту, который по- стоянно отодвигается от нас и все время остается впереди.
Специфика языка предполагает и своеобразную форму исследования. В письменной речи — это жанр эссеистшш, позволяющий автору говорить от себя, не будучи скован- ным внешними канонами. В устной, речи — это лекция-бесе- да, живой обмен мнениями и впечатлениями, активная об- ратная связь.
|