Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек в мире культуры
Выше были рассмотрены различные определения поня- тия «культура». Здесь мы будем основываться на деятель- постном подходе в понимании культуры. Напомним, что в ранках этого подхода она рассматривается как способ орга- низации н развития человеческой деятельности. Культура - это своеобразный «генотип» общественного организма, оп- ределяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах н духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между людьми.
Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — пол- итика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в рамках политической или иной сферы. Например, полити- ческая культура будет включать в себя наилучшие способы политического выбора и. действия, ценности и идеалы поли- тического переустройства общества, оптимальные формы социальных взимоотношешш людей в ходе взаимосогласо- вания их интересов и т. д.
В нравственной культуре фиксируется достигаутый об- ществом уровень представления о добре, зле, чести, справед- ливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваи- вая нравственные воззрения и принципы, индивид превраща- ет их в нравственные качества и убеждения.
Эстетическая культура общества включает в себя эсте- тические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстети- ческого восприятия заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются прежде всего чувственно, в их внешней выразительности.
Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура. Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофи- ческими изменениями, происходящими в природном мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые ценности н способы производст- венной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.
Существует множество различных видов культуры (эко- номическая, политическая, научная, религиозная, эстетиче-
екая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности общественного человека.
Единство мира культуры определяется целостностью по- следнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека.
Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое об- щение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание лично- сти традицией и, незаметно для индивида, изменяются в про- цессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатка- ми, потенциальными возможностями. Овладевая существую- щими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Сте- пень его приобщения к культуре определяет меру его обще- ственного развития, меру человеческого в человеке.
Особое место в мире культуры занимает ее морально- этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных прин- ципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отно- шений. Есть универсальные, общечеловеческие представле- ния о добре и зле, например, такие, как «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй» другие, зафиксированные в Библии. Есть групповые, исторически ограниченные пред- ставления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». В любом случае практика межчеловеческнх связей осмыс- ливается как добро, благородство, справедливость.
Сфера эстетического 'отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гар- моничное, изящное — все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетиче- ское переживание, эстетический вкус присущи каждому че- ловеку. Конечно, степень развитости, совершенства эстети- ческой культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе су- ществуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы — невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.
Культурные нормы есть определенные образцы, прави- ла поведения или действия. Они складываются, утвержда- ются уже ^в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль
традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и переда- вались из поколения в. поколение. В переработанном вид, культурные нормы воплощены в идеологии, этических уче- ниях, религиозных концепциях.
Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы вос- питываются ежедневно силой привычки, общественного мне- ния, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реак- ции взрослых членов семьи определяет границы того, что «можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы пове- дения (как описанные в словесной форме, так и в виде образ- цов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных инсти- тутов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколе- ния к поколению играет система образования. Индивид, всту- пающий в жизнь, усваивает не только знания, но также прин- ципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.
Нормы культуры изменчивы, сама культура носит от- крытый характер. Она отражает те трансформации, кото- рые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней скла- дывается личность, происходит освоение норм культуры.
В патриархальной семье дети рано начинали свою трудо- вую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств к существова- нию. В современной семье дети — прежде всего величай- шая ценность семьи, в их пользу происходит перераспреде- ление семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духов- ных ориентации в семье приводит к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помо- щи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-культурным центром развития личности. Для молодежи эти изменение внутрисемейных культурных норм означает возможность «продлить детство», приобщиться к вершинам мировой культуры, воспринять новые духовные ценности.
Таким образом, культура содержит в себе как устой-
чивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инер- ционность» в культуре — это традиция: элементы культур- ного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д.— сохраняются и передаются от по- коления к поколению. Традиции существуют во всех фор- мах духовной культуры. Можно говорить о научных, рели- гиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Благодаря им развивается общество, так как мо- лодое поколение не занимается изобретением велосипеда, а усваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные вре- менем нормы культуры.
Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь обще- ства, тотально разрушая старые духовные ценности, исто- рическую память. В этой ситуации «новатор» окажется в роли Чингис-хана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мне- нию, с «плодами победы» поступить так: сельское населе- ние уничтожить, и тогда поля снова станут степью, вернут- ся «к благородному состоянию пастбища».
Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсаль- ная характеристика любой культуры.
Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе творческого содержания, превращается в бессмысленное кривлянье. Созидание культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художест- венное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Конечно, речь идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И. Северянин, а не его совре- менники А. Блок или С. Есенин. Однако история все рас- ставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, зано- во оценивается каждым последующим поколением людей.
Различное соотношение традиций и обновления творче- ства в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. В первых традиция господст-· вует над творчеством. Культурные образцы воспронзводят-
ся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормьь как правило, не одобряются и отрицаются. На- пример, в средневековом обществе главная задача художни- ка состояла в отражении того, что.уже произошло — свя- щенной истории, истории пришествия Христа на землю, его мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, и того, что зафиксировано в Библии и произойдет в будущем. Для художника важно здесь не самовыражение своего твор- ческого «я», а следование традиционному образцу. Отсюда становится понятным равнодушие средневековых мастеров к проблеме индивидуального авторства, когда целые куски литературного текста (музыкальных пьес, опер и т. п.) ко- чевали из произведения в произведение без всякого указа- ния на источник цитирования.
В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип запре- та на плагиат. Всякая новация — научная, художественная, технологическая — имеет индивидуального автора. Повтор, копирование оценивается обществом весьма невысоко. Ис- тинный художник или ученый — это всегда создатель ново- го. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уни- кальный характер. Современное общество пронизано гон- кой за новизной. Это дает значительный эффект. Опытная наука за 300 лет своего существования в странах, охвачен- ных научно-технической революцией, дала возможность поднять уровень жизни в 15—20 раз.
Развитие культуры - противоречивый процесс. Здесь прогрессивное и регрессивное — две стороны одной меда- ли. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-техниче- ской культуры весьма способствовал развитию свободы че- ловека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объ- ектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно выразить одним словом — «больше».
Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше мате- риальных благ, богатств и на этой основе решать все чело- веческие проблемы, в том числе социальные, культурные и др. Технологической цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуата- ции человеком. Понимание глубины экономического кризи- са положило конец такому представлению. Отсюда идейное
k научно-теоретическое двия-.ык. лослсднлх десятилетий, начатое Римским клубом и поставившее проблему создания ювой экологической культуры: Экологический кризис ста- •> ит границы существующему типу экономического разви- тия. Речь идет о необходимости новых отношений с приро- дой и между людьми.
Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой толь- ко те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться, что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в оче- редной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исто- рического процесса.
|