Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в мире культуры






Выше были рассмотрены различные определения поня-
тия «культура». Здесь мы будем основываться на деятель-
постном подходе
в понимании культуры. Напомним, что в
ранках этого подхода она рассматривается как способ орга-
низации н развития человеческой деятельности. Культура -
это своеобразный «генотип» общественного организма, оп-
ределяющий его строение и развитие. Она представлена в
продуктах материального и духовного труда, в социальных
нормах н духовных ценностях, в отношениях человека к
природе и между людьми.

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — пол-
итика, экономика, религия, наука, искусство и т. д. Все эти
сферы человеческой деятельности переплетены и влияют
друг на друга. Каждая сфера является отражением других.
Можно, конечно, рассматривать человека «по частям» в
рамках политической или иной сферы. Например, полити-
ческая культура
будет включать в себя наилучшие способы
политического выбора и. действия, ценности и идеалы поли-
тического переустройства общества, оптимальные формы
социальных взимоотношешш людей в ходе взаимосогласо-
вания их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигаутый об-
ществом уровень представления о добре, зле, чести, справед-
ливости, долге и т. д. Эти представления, нормы регулируют
поведение людей, характеризуют социальные явления. Усваи-
вая нравственные воззрения и принципы, индивид превраща-
ет их в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эсте-
тические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и
т. д.), способы их создания и потребления. Специфика эстети-
ческого восприятия заключается в том, что люди, их поступки,
продукты деятельности, явления природы, воспринимаются
прежде всего чувственно, в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая
культура.
Драматическая ситуация, которую переживает
современное общество, во многом обусловлена катастрофи-
ческими изменениями, происходящими в природном мире в
результате человеческой деятельности. Экологическая
культура содержит новые ценности н способы производст-
венной, политической и иной деятельности, направленные
на сохранение Земли как уникальной экосистемы.

Существует множество различных видов культуры (эко-
номическая, политическая, научная, религиозная, эстетиче-


екая и т. д.), отражающих многообразие форм деятельности
общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью по-
следнего, действующего как целостное существо. Культура
не существует вне своего живого носителя - человека.

Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое об-
щение. Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия
природы, времени, идеалы закладываются в сознание лично-
сти традицией и, незаметно для индивида, изменяются в про-
цессе общественной практики. Биологически человеку дается
только организм, обладающий лишь определенными задатка-
ми, потенциальными возможностями. Овладевая существую-
щими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами
деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Сте-
пень его приобщения к культуре определяет меру его обще-
ственного развития, меру человеческого в человеке.

Особое место в мире культуры занимает ее морально-
этические и эстетические аспекты. Мораль
регулирует
жизнь людей в самых различных сферах — в быту, в семье,
на работе, в науке, в политике и т. д. В нравственных прин-
ципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее
значение, что составляет культуру межчеловеческих отно-
шений. Есть универсальные, общечеловеческие представле-
ния о добре и зле, например, такие, как «не укради», «не
убий», «не прелюбодействуй» другие, зафиксированные в
Библии. Есть групповые, исторически ограниченные пред-
ставления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо».
В любом случае практика межчеловеческнх связей осмыс-
ливается как добро, благородство, справедливость.

Сфера эстетического 'отношения к действительности
носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гар-
моничное, изящное — все эти ценности человек находит и в
природе, и в обществе. Эстетическое восприятие, эстетиче-
ское переживание, эстетический вкус присущи каждому че-
ловеку. Конечно, степень развитости, совершенства эстети-
ческой культуры у разных людей различна. Исторически
изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в обществе су-
ществуют определенные нормы эстетической, моральной,
политической, религиозной, познавательной, духовной
культуры. Эти нормы — невидимый каркас, скрепляющий
общественный организм в единое целое.

Культурные нормы есть определенные образцы, прави-
ла поведения или действия. Они складываются, утвержда-
ются уже ^в обыденном сознании общества. На этом уровне
в возникновении культурных норм играют большую роль


традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи и
способы восприятия складывались тысячелетиями и переда-
вались из поколения в. поколение. В переработанном вид,
культурные нормы воплощены в идеологии, этических уче-
ниях, религиозных концепциях.

Так, нормы нравственности возникают в самой практике
массового взаимного общения людей. Моральные нормы вос-
питываются ежедневно силой привычки, общественного мне-
ния, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реак-
ции взрослых членов семьи определяет границы того, что
«можно», а что «нельзя». Огромную роль в формировании
норм культуры, характерных для данного общества, играют
одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила
личного и коллективного примера, наглядные образцы пове-
дения (как описанные в словесной форме, так и в виде образ-
цов поведения). Нормативность культуры поддерживается в
ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в
результате функционирования различных социальных инсти-
тутов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколе-
ния к поколению играет система образования. Индивид, всту-
пающий в жизнь, усваивает не только знания, но также прин-
ципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения
к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит от-
крытый характер. Она отражает те трансформации, кото-
рые претерпевает общество. Например, в XX в. произошли
фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье.
Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней скла-
дывается личность, происходит освоение норм культуры.

В патриархальной семье дети рано начинали свою трудо-
вую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной
старости родителей, добытчиками средств к существова-
нию. В современной семье дети — прежде всего величай-
шая ценность семьи, в их пользу происходит перераспреде-
ление семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духов-
ных ориентации в семье приводит к сдвигу в содержании и
направленности общенациональных расходов потребителей.
Работающие главы семей, имеющие возможность при помо-
щи денег удовлетворить любые потребности, передают эти
средства семье, ибо она является эмоционально-культурным
центром развития личности. Для молодежи эти изменение
внутрисемейных культурных норм означает возможность
«продлить детство», приобщиться к вершинам мировой
культуры, воспринять новые духовные ценности.

Таким образом, культура содержит в себе как устой-


чивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инер-
ционность» в культуре — это традиция: элементы культур-
ного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы
мировосприятия и т. д.— сохраняются и передаются от по-
коления к поколению. Традиции существуют во всех фор-
мах духовной культуры. Можно говорить о научных, рели-
гиозных, моральных, национальных, трудовых и других
традициях. Благодаря им развивается общество, так как мо-
лодое поколение не занимается изобретением велосипеда, а
усваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные вре-
менем нормы культуры.

Система традиций отражает целостность, устойчивость
общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться,
так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы
культуры. Не следует «улучшать» духовную жизнь обще-
ства, тотально разрушая старые духовные ценности, исто-
рическую память. В этой ситуации «новатор» окажется в
роли Чингис-хана, захватившего земледельческую область
Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им
делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мне-
нию, с «плодами победы» поступить так: сельское населе-
ние уничтожить, и тогда поля снова станут степью, вернут-
ся «к благородному состоянию пастбища».

Но культура не может существовать, не обновляясь.
Творчество, изменение являются другой стороной развития
общества. Единство традиции и обновления - универсаль-
ная характеристика любой культуры.

Человек является субъектом творческой деятельности в
культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится
фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе
творческого содержания, превращается в бессмысленное
кривлянье. Созидание культурных ценностей всегда носит
общезначимый характер. Научное открытие или художест-
венное произведение должны распространиться в обществе,
получить отзвук в умах и сердцах людей. Конечно, речь
идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем
поэтов» был провозглашен И. Северянин, а не его совре-
менники А. Блок или С. Есенин. Однако история все рас-
ставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая
глубокое содержание и ценность, проверяется временем, зано-
во оценивается каждым последующим поколением людей.

Различное соотношение традиций и обновления творче-
ства в культуре дает основание для разделения обществ на
традиционные и современные. В первых традиция господст-·
вует над творчеством. Культурные образцы воспронзводят-


ся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках
традиции бессистемным и случайным образом. Отклонения
от нормьь как правило, не одобряются и отрицаются. На-
пример, в средневековом обществе главная задача художни-
ка состояла в отражении того, что.уже произошло — свя-
щенной истории, истории пришествия Христа на землю, его
мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, и
того, что зафиксировано в Библии и произойдет в будущем.
Для художника важно здесь не самовыражение своего твор-
ческого «я», а следование традиционному образцу. Отсюда
становится понятным равнодушие средневековых мастеров
к проблеме индивидуального авторства, когда целые куски
литературного текста (музыкальных пьес, опер и т. п.) ко-
чевали из произведения в произведение без всякого указа-
ния на источник цитирования.

В современном обществе базисной ценностью является
обновление, новаторство.
Здесь действует принцип запре-
та на плагиат. Всякая новация — научная, художественная,
технологическая — имеет индивидуального автора. Повтор,
копирование оценивается обществом весьма невысоко. Ис-
тинный художник или ученый — это всегда создатель ново-
го. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уни-
кальный характер. Современное общество пронизано гон-
кой за новизной. Это дает значительный эффект. Опытная
наука за 300 лет своего существования в странах, охвачен-
ных научно-технической революцией, дала возможность
поднять уровень жизни в 15—20 раз.

Развитие культуры - противоречивый процесс. Здесь
прогрессивное и регрессивное — две стороны одной меда-
ли. Так, сложившийся первоначально в Европе, а потом
распространившийся по всему миру тип научно-техниче-
ской культуры весьма способствовал развитию свободы че-
ловека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая
цивилизация основана на таком взаимоотношении между
человеком и природой, при котором природа является объ-
ектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации,
причем неограниченной. Ей присущ тип развития, который
можно выразить одним словом — «больше».

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше мате-
риальных благ, богатств и на этой основе решать все чело-
веческие проблемы, в том числе социальные, культурные и
др. Технологической цивилизации присуще представление,
что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуата-
ции человеком. Понимание глубины экономического кризи-
са положило конец такому представлению. Отсюда идейное


k научно-теоретическое двия-.ык. лослсднлх десятилетий,
начатое Римским клубом и поставившее проблему создания
ювой экологической культуры: Экологический кризис ста-
•> ит границы существующему типу экономического разви-
тия. Речь идет о необходимости новых отношений с приро-
дой и между людьми.

Из исторического опыта развития общества и культуры
известно, что человечество всегда ставило перед собой толь-
ко те задачи, которые могло разрешить. Будем надеяться,
что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в оче-
редной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исто-
рического процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.