Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) Закон перехода количества в качество






Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозави­симость характеристик материальной системы, при которой количест­венные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количест­венных изменений (см.: Ильин В. В. " Мера" // " Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики". Л., 1985. С. 140-141).

Само название " переход количества в качество" нуждается в осоз­нании материалистичности своего содержания и соотнесенности толь­ко с этим содержанием. Дело в том, что Гегель, указывавший на описание зависимости качества от количественных изменений еще в античной философии и приводивший немало фактов перехода одного качества в другое в результате количественных изменений, говоря о " переходе количества в качество", прежде всего имел в виду их переход как понятий: понятие качества у него переходило (переливалось) в понятие количества и наоборот. Отсюда и название закона, идущее от Гегеля. Если кто-то захочет уловить буквальный смысл формулировки закона, связывая соответствующие понятия с материальными явлени­ями, то он не придет ни к чему, кроме несуразного представления вроде перехода " двух килограммов" в " груши" и наоборот. Выражение " переход количества в качество" имеет единственный рациональный смысл:


переход одного качества в другое на основе количественных изменений, и только в этом смысле оно и будет нами употребляться.

Изменения качества в своей основе имеют прибавление или убав­ление вещества, энергии, структурных или (и) информационных ком­понентов системы. Преобразование качества может наступать от замены элементов одной природы теми или иными элементами другой природы или в результате изменения структуры при прежнем составе элементов. Система может получать энергию извне или отдавать ее во внешнюю среду; при одном и том же количестве энергии она может перераспределяться в рамках самой системы. В целостных системах к количественной стороне относится также информационное содержа­ние систем, изменение информации.

Примером действия рассматриваемого закона может служить явле­ние трисомии, когда во время редукционного деления имеет место нерасхождение хромосом и в клетках тела индивидуумов оказывается вместо двух три хромосомы. Трисомия по хромосоме 21 обусловливает отклонения в развитии человека от нормы, а именно: полное слабоумие, врожденный порок сердца, характерные дефекты лица (синдром Дау­на); частота этого заболевания у детей, кстати, повышается с возрастом их матерей, особенно после 35 лет.

Из химии известно, что прибавление или " убавление" одного атома приводит к качественному изменению природы вещества (ОН — гид-роксильная группа, ШО — вода, ЬЬСЬ — перекись водорода).

Если сообщать снаряду горизонтальную скорость на высоте двух километров в 1000, 2000..., 7000 метров в секунду, то он падает обратно на Землю, но затем при увеличении скорости с 7910 до 7911 метров в секунду (т. е. всего на один метр) он уже не падает на Землю, и " земной" полет превращается в космический. Еще большие изменения в харак­тере движения порисходят при достижении скоростей в 11189 и 16662 метра в секунду: космический корабль будет обретать межпланетный или межзвездный полет (см.: Штернфельд A.A. " К закону перехода количественных изменений в качественные (несколько примеров из области астронавтики)" // " Вопросы философии". 1960. № 7. С. HI-112).

В социально-экономической области также постоянно наблюдают­ся переходы количества в качество. Владелец денег, например, превра­щается в капиталиста только тогда, когда сумма денег, авансируемая им на производство, достигает величины, позволяющей ему освобо­диться от личного участия в процессе производства и прибегнуть к найму и эксплуатации рабочей силы.

Во всех областях материальной действительности появление нового


качества обусловлено материальными факторами, количественными изменениями. Конкретные пути такой зависимости качества от коли­чества выявляются частными науками.

В философской литературе предложено переименовать данный закон в " закон взаимоперехода количественных, структурных и каче­ственных изменений". Не спорим: структурные изменения важны для изменений качественных. Но в целом эта точка зрения имеет два уязвимых момента. Во-первых, три фигурирующих в новом названии закона понятия не являются однопорядковыми. Лишь категории " ка­чество" и " количество" соотносятся друг с другом. " Структура" же соотносима с понятиями " система" и " элемент", а ее содержание рас­щепляется на качественную и количественную стороны. Если связать структуру с качеством, которое детерминирует ею, то будет допущено смешение двух качеств: детерминируемого и детерминирующего, что не вносит ясности в происхождение нового качества. Во-вторых, явле­ния изомерии в химии, состоящее в том, что существуют соединения, обладающие одинаковым составом и молекулярной массой, но разли­чающиеся по структуре, не являются открытием середины XX в., заставляющим пересмотреть и формулировку, и существо закона. Мы наблюдаем здесь количественные изменения в комплексе линий, в углах между ними и т. п. Так что если и структура берется в отношении качества системы, то правильнее будет учитывать только ее количест­венную сторону. Но в таком случае это будет опять же количество.

Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход — качества в количество (в отмеченном выше значении " пере­хода"). Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других " количеств". Переход качественных изменений в количествен­ные в процессе развития выражается в том, что качество: 1) определяет характер и направление количественных изменений, 2) оказывает су­щественное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного явления.

Итак, основное содержание закона перехода количества в качество состоит в обусловленности качественных изменений количественными и в определяемости количества качеством.

Пока не существует общепринятых исходных определений понятий " качество" и " количество", но имеется немало определений, которые могут претендовать на общезначимость. К феноменологическому уров­ню систем и предметов, к характеристике качества на этом уровне более всего, на наш взгляд, подходит определение, которое дается через понятие " свойство".


Свойство есть способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Гегель отмечал эту связь свойства с основой вещи. Он писал: " Вещь обладает свойством вызывать то или другое в ином и лишь ей присущим образом проявляться в соотношении с другими вещами. Она обнаруживает это свойство лишь при наличии соответствующего характера другой вещи, но в то же время оно ей присуще и есть ее тождественная с собой основа; это рефлектированное качество называется поэтому свойством" (Гегель. " Наука логики". Т. 2. М., 1971. С. 121). Свойства не порождаются отношениями вещей, но лишь обнаруживаются, проявляются в таких отношениях. Свойства столь же материальны, как и сами вещи.

Материальная система (вещь) обладает значительным числом свойств, среди которых имеются аддитивные, эмерджентные, диспози-ционные, необходимые, случайные, существенные, несущественные и т. п. Они неравноценны для характеристики качества. " Нечто есть то, что оно есть, только благодаря своему качеству, между тем как, напро­тив, вещь, хотя она также существует лишь постольку, поскольку она обладает свойствами, все же не связана неразрывно с тем или другим определенным свойством и, следовательно, может также и потерять его, не перестав из-за этого быть тем, что она есть" (Гегель. " Энцикло­педия философских наук". Т. 1. М., 1974. С. 290). Предостерегая против смешения свойств с качеством, Гегель, по сути дела, подходил с системной точки зрения к соотношению свойств и качества, связывая с качеством только наиболее важные свойства (свойства-элементы).

Выделение такого комплекса свойств является сложной задачей. Нужно иметь конечную их совокупность, адекватно соответствующую бесконечному множеству свойств того же объекта, иначе говоря, нужно отвлечься от многих свойств и не потерять при этом ничего сущест­венного из того, чем обладает качественная определенность как тако­вая. Как полагает Б. В. Ахлибининский, эта задача решается посредством применения принципа детерминизма. Свойства изучае­мого объекта перебирают до тех пор, пока набор не начнет вести себя детерминированно. Если исключение какого-то свойства из набора не изменяет его детерминированного поведения, то, значит, это свойство не относится к числу существенных. Если же комплекс ведет себя неоднозначно, т.е. на одно и то же воздействие реагирует по-разному, значит, система является неполной и необходимо учесть какое-то новое свойство. Если же некоторый набор свойств детерминирует все осталь­ные свойства так, что они могут быть из него получены, то это набор и может рассматриваться как эквивалент всей качественной опреде-


ленности (Ахлибининский Б. В., Ассеев В. А., Шорохов И. М. " Принцип детерминизма в системных исследованиях". Л., 1984. С. 49—50).

Исходное определение понятия качества (на феноменологическом уровне) может быть таким: качество — это система важнейших, необ­ходимых свойств предмета.

Отбор свойств, соотносимых с качеством предмета, является парал­лельно и движением познания от внешней стороны предмета к его сущности. В важнейших и необходимых свойствах так или иначе уже наличествуют сущностные его моменты. Полный переход на сущност-ный уровень предмета означает выявление его структуры, основного закона связи элементов. Пример тому — основной экономический закон капитализма, состоящий в получении прибавочной стоимости посредством эксплуатации наемного труда. На сущностном уровне объ­екта качество можно определять как целостность, тождественную внутренней определенности (основному закону) объекта.

Если соединить теперь сущностной и феноменологический уровни, то можно сказать, что качество — это внешняя и внутренняя определен­ность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Это определение понятия качества непосредственно связано с понятием количества и фактически формулируется через сопоставле­ние с ним. В повседневном опыте, да и в научном познании, перед нами всегда два типа изменений; одни изменения оказываются безраз­личными (" равнодушными") к бытию предмета, другие представляют изменения самого его бытия. На обыденном уровне эта разница нередко определяется " на глазок", что бывает достаточным. Первые изменения — количественные, вторые — качественные. Количество может быть определено как совокупность таких изменения в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. Качество же, как отмечал Гегель, " есть вообще тождественная с бытием, непосредствен­ная определенность в отличие от рассматриваемого после него коли­чества, которое, правда, также есть определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная с последним, а безразличная к бытию, внешняя ему определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть" (Гегель. " Энциклопедия философских наук". Т. 1. М., 1974. С. 228). К такому пониманию количества приходят и представители частных наук. Так, А. Н. Колмогоров полагает, что количественные отношения характеризуются, в отличие от качественных, лишь своим безразличным отношением к конкретной природе тех предметов, ко­торые они связывают. Поэтому они и могут быть совершенно отделены


от их содержания как чего-то безразличного для дела (см.: Колмогоров А.Н. " Математика" // " Большая Советская энциклопедия". 2-е изд. Т. 26. С. 476). Количество абстрагируется от качества, качество тоже в этом смысле выступает " безразличным" для количества. Последнее есть способ познания, предполагающий, конечно, связь количества с каче­ством.

В материальной действительности сущность количества выявляется через его сопоставление с качеством, а сущность качества — через его сопоставление с количественными (безразличными для бытия системы) изменениями. Диалектика качества и количества в исходном своем пункте есть их взаимоопределяемость. Каждая из категорий (" качество" и " количество") определяется через свою противоположность. Содер­жание любой из них соотнесено с содержанием другой. По словам Гегеля, качество есть в-себе-количество, количество — в-себе-качест-во.

Учет этого обстоятельства несколько конкретизирует определение количества как безразличной к бытию вещей определенности (или изменчивости): количество обладает также и качественной характери­стикой, а изменения количества при более строгом подходе не безраз­личны, как оказывается, для качества: они либо укрепляют его, либо воздействуют на него репрессирующе. Но и в этой ситуации с точки зрения сохраняемой целостности объекта количественные изменения в общем-то остаются " безразличными" для основного качества матери­альной системы.

При углублении познания объектов, при учете качественного мо­мента количества определение понятия количества может быть таким: количество есть степень развития данного качества. Количественные различия выступают в условиях сохраняемости одного и того же каче­ства или наличия одинаковости качества у разных по форме систем. На первый план здесь выступают пространственные и временные его характеристики. " Количество — объективная определенность качест­венно однородных явлений, или качество в его пространственно-вре­менном аспекте, со стороны его бытия в пространстве и времени" (Яновская С. А.).

Сравнение предметов между собой (при их однородности) ведет к установлению определенных пропорций. При этом выявляется эталон, служащий основой измерения количественных параметров систем. Для измерения используются понятия числа, объема, длины, величины и т. п., а само понятие количества может определяться через эти понятия. Сравнению подлежат и неоднородные системы по какому-либо свой­ству, в каком-либо отношении.


Переход в познании от качественных характеристик предмета к количественным связан с развертыванием математических средств по­знания, позволяющих достигать точности в исследованиях и более эффективно овладевать природой объекта.

Будучи зафиксированными как количественные в одной системе отсчета, изменения объекта могут выступать как качественные в другой, более " узкой" системе отсчета. Тот же переход капитализма от домоно­полистической стадии к монополистической есть изменение " количе­ства" в плане развития всех общественно-экономических формаций, общества в целом, и — изменение " качества" в рамках одной капита­листической формации.

Нет " чистого" количества, никак не связанного с качеством, и нет " чистого" качества, никак не связанного с количеством. Качество всегда количественно, а количество качественно. Однако их неразрывная связь не означает их слияния. Между ними имеется достаточно четкая граница, которая определяется при установлении системы отсчета, при четком выделении системы (предмета) исследования.

Качество и количество связаны в мере. Слово " мера" имеет множе­ство значений. Это и способ определения количества по принятой единице измерения (" мера времени", " линейная мера"), и предпринятое действие (" крутая мера", " принимать меры"), и " намерение", " законо­мерность", " мера множеств", и т.п. В философии бытия мера служит для выражения взаимосвязи качества и количества.

Всякий предмет, любое развитие материальных систем имеют свою меру. Существуют разные типы мир. Выделяются мера непосредствен­ного бытия и субстанциальная мера. Первая связана с внешней сторо­ной предметов, с фиксированием меры на уровне живого созерцания, вторая — с сущностью, соответственно с теоретическим уровнем по­знания. Мерой непосредственного бытия является жидкое состояние воды, температура которой изменяется (при известных условиях) от О до 100°. При углублении познания, на уровне сущности вода предстанет уже как химическое соединение (результат взаимодействия кислорода и водорода), образованное по законам структурных связей соответст­вующих ионов. Субстанциальная мера есть закон структурной органи­зации системы, соответствие количественных моментов в составе и структуре системы ее качественной специфичности. Этот тип меры содержит в себе причинное объяснение происхождения и движения данной системы.

Мера часто выражается числом, но не всегда она поддается точному числовому описанию. В процессе развития нередко отсутствуют резкие грани, последующая ступень как бы полностью сливается с предыдущей


и создается впечатление либо полной гомогенности, либо " неожидан­ного" появления нового. Подобное происходит и в нравственной сфере, где отмечается размытость граней между осторожностью и трусостью, прямотой и грубостью, гибкостью и беспринципностью, щедростью и расточительностью; в таких случаях численное значение меры устано­вить нельзя, но мера существует и здесь; переход через эту меру означает переход в иное качественное состояние.

Одним из типов меры является " безмерность". Это та же мера, но деформированная в количественном отношении. Система еще обладает способностью к некоторому развитию и функционированию, однако обремененная " излишним" количеством она теряет ряд возможностей развития, снижает темпы общего развития, становится " однобокой", аритмичной. Это может иметь место у разных объектов, в том числе у отдельных индивидов (например, при патологической устремленности на обогащение), в экономике (при ее нацеленности на экстенсивные факторы роста) и т.п. В современном антагонистическом обществе многие его стороны — социальные институты, управление, образ жиз­ни и т. п. — подчинены безмерности. Если античный мир, как писал К. Маркс, пронизан " диалектикой меры", то при капитализме вся жизнь подчинена безмерному абстрактно-количественному принципу. День­ги, вещественный носитель абстрактного количества, являются стиму­лом этого общества. В нем " количество денег становится все в большей и большей мере их единственным могущественным свойством; подобно тому как они сводят всякую сущность к ее абстракции, так они сводят и самих себя в своем собственном движении к количественной сущно­сти. Безмерность и неумеренность становятся их истинной мерой" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 128-129).

Продолжающийся и при безмерном развитии процесс кумуляции, накопления необратимых изменений в субстрате и структуре системы, ведет к расшатыванию структуры системы, к ее неустойчивости, созда­ющей предпосылку для ее перехода в другое качество. Безмерность, неустойчивость и аритмичность выражают внутреннюю необходимость в замене одной меры другой.

Представление о скачке связано с ускорением процесса во времени. Считается, что скачок — всегда относительно ускоренное развитие изменений. Такое представление схватывает лишь один момент. Опре­деляющим является преобразование качества. Скачок — это переход от одного качества к другому.

В мировоззренческом отношении скачки не являются привилегией человека и человеческого общества, но присущи развитию Любых материальных систем, в том числе природных, различаясь по силе,


динамизму, организационной структуре и т. п. Остановимся на самых общих подразделениях скачков.

Скачки различаются прежде всего по формам движения материи.

Второе основание разделения скачков — время их протекания. По этому признаку все скачки подразделяют на разовые (скачки-взрывы) и стадиобразные (" постепенные"). На обыденном уровне такое деление производится с ориентацией на среднюю продолжительность жизни человека, на уровне научного мышления — сравнительно со временем существования основного объекта исследования, с предшествующим этапом его развития. Есть скачки, совершаемые в миллионные доли секунды, и есть скачки в миллионы, а то и в миллиарды лет. Следствием такого деления скачков на два вида является конкретизация определе­ния понятия " скачок". Скачок — это момент или стадия превращения одного качества в другое. При скачке-взрыве изменяется сразу вся система, при постепенном скачке — поочередно отдельные подсисте­мы, стороны и части системы. Скачки взрывного, " разового" типа характерны для систем со сравнительно жесткой организацией или структурой, а постепенные скачки свойственны преимущественно си­стемам с пластичной, гибкой организацией.

Третье основание деления — количество систем или подсистем, включенных в скачок — дает два вида скачков: одинарные и комплек­сные (или интегральные). Промышленная революция в Англии в последней трети XVIII — первой четверти XIX в. или революция в физике на рубеже XIX-XX вв. — это примеры одинарных скачков. Современный же научно-технический прогресс — это интегральный, комплексный скачок, вовлекший в свою орбиту и естествознание, и общественные науки, и технику, и производство.

Четвертое основание классификации скачков — отношение к глав­ной стороне сущности предметов. На этом основании скачки подраз­деляются на коренные и не-коренные. Нельзя сказать, что второе название удачно, так как " не-коренной" скачок, поскольку он скачок, тоже должен относиться к сущности (" корню") предмета. В прямом смысле слова это уже не скачок. Но с ним обычно связывают представ­ление о качественных, сущностных изменениях на " подсистемном" уровне развития объекта, в отдельных комплексах его элементов, в его состояниях и т.п. Возможно, их следует называть " микроскачками", но это требует дополнительного обсуждения.

И последнее, пятое основание деления скачков — их роль в разви­тии. С этой точки зрения скачки бывают прогрессивные, регрессивные и одноуровневые (нейтральные по отношению к прогрессу и регрессу).


Выделяются и другие виды скачков: глобальные и локальные, необходимые и случайные и т. п.

При конкретном применении закона перехода количества в каче­ство, в частности понятия скачка, следует принимать во внимание все отмеченные основания деления. Иначе возможны недоразумения в оценке явлений действительности.

В процессе развития происходит смена мер, а само развитие вы­ступает узловой линией отношений меры. Развитие есть единство непрерывности и прерывности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.