Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава X. Познавательные способности человека






В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мне­нию, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное — это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теорети­ческое. С нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нужда-


ется в дальнейшей конкретизации и терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается еще один, притом исходный уровень познания — " живое созерцание"; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень характерен только для особого вида познава­тельной деятельности — научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание. Онтологическим корре­лятом живого созерцания выступает сфера явлений (как проявлений сущности), а коррелятом эмпирического и теоретического соответст­венно фрагменты сущности и целостная сущность познаваемых пред­метов.

Живое созерцание — это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объектов.

Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоня­ние, кожная чувствительность; кожа обладет способностью чувствовать холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную систему, связан­ную с сигналами о внутреннемфизиологическом состоянии организма.

Основания объединять все эти способности в одну группу и назы­вать все это способностью к чувственному отражению действительно­сти, или " чувственным", имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.

Однако термин " чувственный" многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями как формой отражения действительности. Мы говорим о " чувственном" как о " сентиментальном", " чувствительном", " сладострастном", " интуитивном" и т.п. Но дело не столько в много­значности, сколько в том, что под одним термином " чувство" нередко объединяются эмоции и сенситивная способность человека. По-види­мому, более правильным будет подразделять чувственное на чувствен­но-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

В переводе с латинского " sensitiv" — " воспринимаемый чувствами". Да и в истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания — сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

7 195







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.