Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебный текст с точки зрения соответствия критериям быстроты и прочности усвоения студентами учебной информации






Для того чтобы учебный текст соответствовал критерию быстроты восприятия, необходимо, по нашему мнению, соблюдение нескольких условий.

В начале каждого параграфа, главы или раздела желательно представить краткую тезисную аннотацию — план, эскиз того, что будет рассмотрено, какой будет логика изложения материала.

В конце разделов целесообразно использовать специальные обобщающие конструкты, емко и сжато представляющие все то, о чем шла речь, — такие, чтобы студент, например, при подготовке к экзамену смог по ним оперативно восстановить суть и смысл крупного фрагмента учебного материала.

Для быстрого восприятия и усвоения учебного материала применяются различные варианты его структурирования. В этом смысле акцентирование внимания студента на структуре того или иного фрагмента учебного текста призвано обеспечить такую ситуацию, чтобы студент, подробно изучивший материал, при подготовке к экзамену в процессе «узнавания» характерных элементов структуры материала мог восстановить как можно больше фактов, смысловых связей и отношений.

Заслуживает особого внимания рассмотрение структурирования учебного материала, предпринятого в учебнике В.И. Смирнова «Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях».

В предисловии автор отмечает, что пособие построено в форме лаконичного тезисного изложения учебного материала с тем, чтобы, во-первых, рельефнее показать внутреннюю логику изучаемых педагогических проблем; во-вторых, стимулировать читателя к самостоятельному активному поиску доказательств, подтверждающих истинность или ложность предлагаемых суждений; в-третьих, дать возможность читателю на основе прочтения сравнительно краткого текста обобщить информацию, полученную из других источников.

С целью создания условий для обобщения учебного материала, иллюстрирования причинно-следственных связей и зависимостей педагогических фактов и явлений, отражения их внутренней структуры автор предлагает схемы и таблицы, выражая надежду на то, что они достаточно конкретны и понятны.

В пособии используется большое количество рисунков, которые призваны в сочетании с текстом усилить активность восприятия учебного материала и несколько снизить утомляемость, неизбежно возникающую при чтении больших текстовых блоков. С этой же целью вводится художественное оформление отдельных частей текста, выделение цветом, применяются различные символы.

Рассматривая развитие педагогической речи читателя как важную задачу, автор рекомендует составление краткого педагогического словаря, в который предлагается включать не только уже готовые дефиниции, но и определения, сформулированные студентами самостоятельно или на практических занятиях в группе. Интересным и полезным будет знакомство с этимологией слова, именно поэтому в тексте часто встречается рубрика: «К слову! Толковый этимологический словарь».

Каждая тема — основная структурная единица пособия — завершается комплексом заданий для самостоятельной работы и научно-педагогическими текстами, выполняющими две функции: ■ тексты раскрывают и комментируют тезисы основной части пособия;

■ тексты служат основой для анализа и осмысления педагогической информации как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях.

Выбор текстов обусловлен желанием познакомить с труднодоступными материалами и по мере необходимости представить противоречивые педагогические подходы, побуждая тем самым читателя к разностороннему рассмотрению изучаемой проблемы, к формулировке собственной позиции.

В содержание самостоятельной работы включены задания, связанные с известными литературными персонажами: читателю предлагается охарактеризовать их индивидуальные и половозрастные особенности, проанализировать или спрогнозировать социально-педагогическую ситуацию их развития; персонажи знакомы практически всем — это создает условия для группового взаимодействия и диалога. Ряд заданий для самостоятельной работы ориентирован на тот опыт, который студент приобрел в период обучения в школе и вузе.

В указанной выше книге использован и широко распространенный прием, когда посередине страницы текста выражается и помещается в выделенный жирной рамкой прямоугольник — ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. Схематично это можно представить так:

Многими авторами ведутся поиски других форм структурирования учебных текстов.

Обратимся теперь к вопросу соответствия учебных текстов критерию прочности усвоения студентами предлагаемой учебной информации. Наиболее важным, на наш взгляд, является подробное, логичное, скрупулез- 1

ное изложение материала с периодическими повторениями, резюмированиями, выделениями главных утверждений и стержневых конструктов представленного материала, многократно фиксирующими внимание студентов на том, что необходимо как следует осознать и запомнить. Как и обсужденные выше обобщающие конструкты, эти резюмирования могут служить как бы опорными сигналами, позволяющими быстро восстановить материал при отсроченном повторном прочтении. Для ускорения процесса чтения текста и первичного ознакомления с учебной информацией автору учебной книги желательно в предисловии (введении) указать, что можно опустить при первом чтении, а что следует внимательно и скрупулезно проработать, а также указать, для студентов каких конкретных специальностей предлагается тот или иной учебный текст, а также то, какие разделы главы, параграфы есть смысл читать студентам других специальностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.