Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь 14 страница






 

сиддха. " Совершенный". Йог, достигший совершенства, человек великих духовных достижений или обладающий силой. См.: сиддхи.

сиддха-йога. 1) Йога, которая является образом жизни адептов после достижения Парашивы. Подразумевает развитие магических сил, или сиддхи, глубокую тран­сформацию тела, ума и эмоций и способность жить постоянно в Божественном Сознании. 2) Очень сложные алхимические практики. См.: сиддхи.

сиддха-йоги-сампрадайя. См.: сиддха-сиддханта.

сиддха-марга. То же, что сиддха-сиддханта.

сиддханта. " Конечные достижения или выводы". Предельное понимание, которо­го достигают в любой области знания.

сиддханта-шравана. " Слушание писаний". См.: яма-нияма.

сиддха-сиддханта. Другие названия: горакшанатха- шиваизм, горакша-пантха, сиддха-йоги-сампрадайя, Адинатха-сампрадайя, натхаматха, сиддхамарга, адвай-та -тантризм. Школа шиваизма, среди наиболее ранних наставников которой бы­ли Матсьендранатха и Горакшанатха (ок. 1000 г.). Хатха-йога, как она известна сегодня, разработана в этой школе. См. Приложение 2.

Сиддха-сидханта-паддхати. " Пути доктрин адептов". Текст из 353 крайне мисти­ческих стихов, приписываемый Горакшанатхе. Посвящен эзотерической природе внутренних тел и союзу души с Высшей Реальностью. См.: сиддха-сиддханта.

сиддхи. " Сила, достижение; совершенство". Необыкновенные духовные силы, вы­рабатываемые упорной медитацией, йогической садханой и тапасом или пробуж­дающиеся естественным образом при достижении духовной зрелости. При регу­лярном переживании Самореализации сиддхи развиваются сами по себе в соответствии с нуждами индивидуума. До достижения Самореализации исполь­зование или выработка сиддхи является одним из величайших препятствий на духовном пути, поскольку питает ахамкару, чувство отдельного " я", и противо­действует прапатти, полному подчинению воле Бога, богов и гуру. В частности, шесть сиддхи считаются главнейшими препятствиями для самадхи: ясновидение (адарша-сиддхи или дивья-сиддхи), яснослышание (шравана-сиддхи или дивья-шравана), пророчество (пратибха-сиддхи), сверхчувствительность (ведана-сид-дхи), сверхвкус (ашвадана-сиддхи) и сверхобоняние (варта-сиддхи). К восьми классическим сиддхи относятся: 1) анима: умение становиться маленьким, как атом; 2) махима: умение становиться бесконечно большим; 3) лагхима: сверхлег­кость, левитация; 4) прапти: способность к расширению, вездесущности; 5) пра-камья: осуществление желаний; 6) вашитва: управление природными силами; 7) ишититва: превосходство над природой; 8) кама-авасайитва: полная удовлет­воренность. Высшим сиддхи (парасиддхи) является реализация высшего " Я", Па­рашивы.

сикка. Пенджабское произношение слова сикх, " последователь сикхизма". Произ-водно от санскритского шикша, " ученик". См.: сикхизм.

сикхизм. Религия с девятью миллионами последователей, основанная ок. 500 лет назад в Индии святым Гуру Нанаком. Отвергает поклонение образам и кастовую систему. Священное писание: Ади-Грантх. Главный центр: Золотой Храм в Ам­ритсаре.

симантоннаяна. " Ритуал разделения волос". См.: самскары рождения.

символ веры (англ, creed, санскр. шраддхадхарана). Авторитетная сжатая форму­лировка верований данной религии. Исторически символы веры появлялись, когда надо было сохранить доктринальную чистоту при внедрении религий в инос­транные культуры. Так, христианский символ веры был составлен и утвержден в четвертом веке, когда христианство распространилось по всей Римской империи и появилось много ересей, т. е. учений, отрицающих или искажающих те или иные принципиальные догматы веры. Мусульманские богословы с восьмого века создали целый ряд кратких изложений исламской догматики (акид).

синкретизм. Сочетание различных верований и практик, часто в какой-то степени противоположных, образующее единую систему мировоззрения, обычно страда­ющую непоследовательностью.

Сканда. " Ртуть; прыгающий; нападающий". Одно из древнейших имен Господа Карттикейи как прекрасного воина. См.: Карттикейя.

Сканда-шаштхи. Шестидневный праздник в октябре-ноябре в честь победы Скан-ды (Карттикейи) над силами тьмы.

Слой (оболочка) (санскр. коша). Так называются телесные покровы души (тела) разной степени плотности. См.: душа, коша, тонкое тело.

Смарта. " Имеющий отношение к смрити". Последователь смартизма. См.: смрити, смартизм.

Смарта-сампрадайя. См.: смартизм.

Смартизм. " Школа, основанная на вторичных писаниях, смрити". Наиболее либе­ральная из четырех основных деноминаций индуизма. Древняя ведическая, брах-маническая традиция, которая, начиная с 9-го века, подвергается мощному влия­нию адвайта-ведантистского учения религиозного реформиста Ади Шанкары (Шанкарачарьи). Смарты полагаются в основном на литературу смрити, особен­но Итихасы (Рамаяну и Махабхарату с Бхагавад-гитой), Пураны и Дхарма-шас-тры. Эти книги считаются дополняющими и помогающими лучше понять Веды. Смарты, вслед за Шанкарой, считают, что все боги — всего лишь различные изображения Сагуна-Брахмана. Поэтому они открыто эклектичны, почитают всех богов и не одобряют сектантства. Смартистская система богослужения, на­зываемая паньчаятана-пуджа, направлена на поклонение главным божествам каждой из основных индуистских сект древности: Ганеше, Сурье, Вишну, Шиве и Шакти. Чтобы охватить и шестую важную линию, Шанкара рекомендовал до­бавить к ним еще одно божество, Кумару. Отсюда титул Шанкарачарьи Шанма-та-стхапаначарья, " основатель шестеричной системы". Верующий обычно вы­бирает одно божество из шести как личное, предпочитаемое Божество (ишта-дэ-вату). Духовным авторитетом для смартов обладают региональные монастыри, основанные Шанкарой по всей Индии, и их первосвященники. Эти монастыри являются резиденциями десяти орденов монахов-аскетов, которые распростра­няют учение адвайта-веданты. В смартизме различаются три религиозных под­хода: ритуалистический, бхактический и философский. См.: дашанами, шанкара-чарья-numx, Шанкара.

смерть. Смерть — сложное понятие, для которого в санскрите есть много слов, как-то: махапрастхана (" великий уход"), самадхимарана (сознательное умирание в состоянии медитации), махасамадхи (" великое слияние или поглощение"); все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты знают, что при смер­ти душа отделяется от физического тела и продолжает существовать в тонком теле (сукшма-шарире) с теми же желаниями, устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире, антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли рань­ше, и ее посещают земные знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку они знают, что это — одно из самых славных и возвышенных пере­живаний, обладающее огромным духовным потенциалом. К другим терминам, обозначающим смерть, относятся: паньчатвам (смерть как растворение пяти элементов ), мритью (естественная смерть), прайопавеша (добровольная смерть в результате голодания), марана (неестественная смерть, например убийство).

 

смрити. " Запомненное; традиция". Небогооткровенные, вторичные, но глубоко почитаемые писания индуизма, являющиеся плодами прозрений и опыта чело­века. Смрити занимается чисто светскими проблемами — наукой, законами, ис­торией, хозяйством и т. д. — и духовными материями, от каждодневных правил и запретов до сверхсознательных излияний. Термин смрити может относиться: 1) к конкретному набору древних санскритских текстов, в который входят: шесть или более Веданг, четыре Упаведы, две Итихасы и 18 главных Пуран, а также основополагающие сутры шести древних философий, называемых шад-даршана (санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта); 2) в широком смысле — к любому тексту, не являющемуся шрути (откровенным писанием), который по­читается в конкретной секте. Из огромного корпуса священной литературы, шастр, каждая секта или школа отдает предпочтение особым текстам как вторич­ному писанию, например вишнуизм и смартизм — Рамаяне, а шайва-сиддханта

— книге Тирумурай. Таким образом, выбор смрити широко варьирует у разных сект и линий передачи традиции. См.: Махабхарата, Рамаяна, Тирумурай.

сознание (санскр. читта или чайтанья). 1) Разум как субстанция (читта). 2) Состояние, процесс, энергия восприятия, знания, понятия. Существует множес­тво различных градаций сознания: простое ощущение у неодушевленной мате­рии, сознание простых форм жизни, более высокое сознание человеческих су­ществ и. т. д. вплоть до высших состояний сверхсознания и всеведения, ведущих к погружению в Единое универсальное (вселенское) сознание, Парашакти. Как чайтанья, так и читта могут обозначать и индивидуальное, и универсальное сознание. На уровень сознания указывают слова-определения, например вьяш-ти-чайтанья (" индивидуальное сознание"), буддхи-читта (" интеллектуальное сознание"), Шивачайтанья (" Божественное Сознание" или " Сознание Шивы"). В писаниях обсуждаются пять классических " состояний" сознания: 1) бодрство­вание (джаграт), 2) сновидение (свапна) или астральное сознание, 3) глубокий сон без сновидений (сушупти) или подсверхсознание, 4) запредельное сверхсоз­нательное состояние (турия, " четвертое") и 5) предельно трансцендентное состо­яние, называемое туриятита (" за четвертым"). См.: ум (все статьи).

сознание Шивы (санскр. Шивачайтанья). Широкий термин для обозначения осоз-навания Шивы самыми различными способами, например пятью способами сле­дующей медитации. Жизненное дыхание: прана. Переживайте вдох и выдох как волю Шивы в вашем теле. Настройтесь на всегда присутствующий пульс вселен­ной, помня, что ничто не движется без Его воли. Всепроникающая энергия: шакти. Станьте свидетелем потока жизни в вашем теле. Осознайте, что это — одна и та же универсальная энергия в каждом живом существе. Попробуйте ви­деть энергию жизни в глазах другого. Проявленная священная форма: даршана. Удерживайте в уме священную форму, такую, как Натараджа, Шивалинга или ваш садгуру — который есть Садашива, — и не думайте ни о чем другом. Увидьте все формы как формы нашего Бога Шивы. Внутренний свет: джйоти. Наблюдай­те свет, который просветляет ваши мысли. Сосредоточьтесь только на этом свете — так, как вы могли бы сосредоточиться на свечении экрана телевизора, а не на его сменяющихся картинках. Священный звук: нада. Слушайте постоянное вы­сокое " иии", звучащее в вашей голове. Этот звук напоминает шум электрического трансформатора, далекий рокот сотен барабанов или жужжание пчел. Все это — Шивачайтанья-паньчатантра> пять простых переживаний, которые вводят Бо-жественное в пределы досягаемости каждого индивидуума. Шивачайтанья, ко-нечно, означает и более глубокие состояния медитации и созерцания. См.: джня-на, ум (пять состояний), Шивасаюджья.

 

Сомананда (ок. 850—900). Ученик Васугупты и автор Шивадришти — очень ав­торитетного объяснения и апологии кашмирской шиваитской философии. См.: кашмирский шиваизм.

Соманатха, храм. Древний центр пашупата -шиваизма, расположенный на тер­ритории современного штата Гуджарат и упоминаемый в Махабхарате. Первый известный нам по хроникам храм был построен там еще до 100 г. н. э. В 1026 г. тогдашний сказочно богатый храм был разграблен мусульманскими завоевате­лями, Шивалингам разбит, а 50 000 брахманов убиты. Храм перестраивался не­сколько раз и наконец был разрушен могольским императором Аурангзебом (ок. 1700 г.). В 1947 г. Сардар Патель, тогдашний премьер-министр Индии, начал работы по его реконструкции.

Спанда-карика. Комментарий из 52 стихов Васугупты к Шива-сутрам. Также назы­вается Спанда-сутры.

Спхатика Шивалинга. " Кристалл-знак Бога". Шивалинга в форме кристалла квар­ца. См.: Санмарга Святилище, Шивалинга, сваямбху-линга.

Сришти. " Сотворение". См.: Натараджа.

Стри-дхарма. " Поведение женщины". См.: дхарма.

Стхапати. От стха, " строение или место", и пати, " господин или отец". Мастер-архитектор, специалист по агамическим храмам. Стхапати должен хорошо знать Шильпа-шастры, иметь опыт во всех аспектах сооружения храмов, быть благочестивым, иметь мистический опыт, быть хорошим администратором, пос-кольку под его руководством работает коллектив строителей- шильпи — резчиков по камню, скульпторов, плотников и т. п. См.: Шильпа-шастры, Стхапатьяведа.

Стхапатьяведа. " Наука архитектуры". Класс текстов по архитектуре, который иногда относят к Упаведам. Важнейшие работы — Манасара, Васту-шастры и архитектурная Шильпа-шастра. См.: Упаведа.

стхити. " Сохранение". См.: Натараджа.

Стхула-шарира. " Грубое или физическое тело". См.: коша, тонкое тело. Субала-упанишад. Относится к Шукла-Яджурведе. Диалог мудреца Субалы и Брах­мы о Верховном Существе, Нараяне.

Субрахманья. " Очень благочестивый; дорогой святым людям". Одно из имен Гос­пода Карттикейи.

Субрамуниясвами (род. 1927). (Тамилизированное произношение санскритского имени Шубхрамунья, " Озаренный мудрец". Не следует путать имя Субрамунья с именем Субра(х)манья, одним из имен Карттикейи.) Нынешний садгуру Кайласа-парампары Нандинатха-сампрадайи. См. биографию в Приложении " О духовной традиции автора".

субъективный. Личный. Относящийся к личности, состоянию ума и т. п. наблюда­теля (субъекта). Противоположность объективного.

Сукшма-шарира. " Тонкое, или астральное, тело". См.: коша, тонкое тело.

Сундаранатхар. Имя натха-сиддхи Тирумулара до его прихода в южную Индию из Гималаев. См.: Тирумулар.

Сундарар (ок. 800 г.). Один из четырех тамильских самаячарьев, автор преданных гимнов Богу Шиве, которые составляют седьмую книгу Тирумурая. См.: нальвар, наянар, Тирумурай.

Супрабхеда-агама. Одна из 28-ми Агам шайва-сиддханты. Посвящена храмовому поклонению, особенно личному, праздникам, практикам и инициациям для каж­дой стадии жизни. Из первоначального текста сохранилось в общей сложности 4666 стихов.

Сурдас (ок. 1550 г.). Слепой североиндийский вишнуитский поэт, прославившийся своими преданными гимнами Господу Кришне. Широко известно его объемное произведение Сурсагар, или " Океан Сура".

Сурья. " Солнце". Одно из основных божеств Вед, также играющее заметную роль в эпосах и Пуранах. Шиваиты каждое утро почитают Сурью, солнечного бога, как Шива-Сурыо. Смарты и вишнуиты —как Сурья-Нараяну. В качестве источника света солнце является самым доступным человеку образом Божественности. Как дарующему жизнь, Сурье повсюду поклоняются на праздниках урожая. Эзоте­рически солнце представляет точку, где проявленный и непроявленный миры встречаются или соединяются. В йоге солнце представляет мужскую силу, пин-галу. Сурья также символизирует внутреннее " Я". В ведическом описании стран­ствия душ после смерти " путь солнца" ведет освобожденные души в сферу Брах­мана, в то время как путь луны — назад, к новому физическому рождению.

сутала. " Великая бездна". Сфера омрачающей ревности и зависти. Третья чакра ниже муладхары с центром в коленях. Соответствует третьему астральному ниж­нему миру, называемому самхата (" отброшенный") или сутала. См.: лока, нара-ка, чакра.

Сута-самхита. Глава из Сканда-пураны, частично посвященная философии.

сутра. " Нить". Афористический стих или максима; литературное произведение, состоящее из таких стихов. С 500 г. до н. э. эта литературная форма была широко принята индийскими философскими системами и в конце концов стала исполь­зоваться даже в книгах по грамматике, медицине и т. п. Каждая сутра часто сопровождается комментарием, который называется бхашья, а иногда и субком­ментарием, который называется тика, вьякарана или типпани. Благодаря ко­ротким, сжатым, легко запоминающимся сутрам были сохранены обширные разделы знания. Чтение сутр наизусть является ежедневной садханой в различных индуистских искусствах и науках. См.: бхашья.

сушумна-нади. " Самый милостивый канал". Центральный психический нервный ток внутри позвоночника. См.: кундалини, нади, самадхи.

сфера. Мир. Область, место; степень или диапазон действия, опыта или влияния. См.: лока, мир.

 

Т

Тай Понгаль. Четырехдневный домашний праздник, который проводится в та­мильском месяце тай (январь-февраль) в ознаменование получения первого урожая. В это время почитается Сурья, солнечный бог, как податель доброй судь­бы и видимое проявление Божественного. Во дворе дома, на открытом огне, тор­жественно варится в гигантском котле свежесобранный рис из нового урожая (поэтому праздник и называется понгаль — от понгу, " варить пищу"). По тому, с какой стороны убежит вскипевшее молоко, гадают о том, каким будет наступа­ющий год.

Тагор, Рабиндранатх (1861 —1941). Один из знаменитейших современных писате­лей и поэтов Индии, сын Дэвендранатха Тагора. Писал на бенгали и английском. Его самое известное религиозно-поэтическое произведение называется Гитан-джали и строится вокруг диалогов души и Бога Вишну. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1913 г.

Тай Пусам. Праздник в честь Господа Шивы или Карттикейи, в зависимости от географического региона. Проводится близко к январско-февральскому полно­лунию. Этот важный праздник, который особенно дорог тамильскому народу, отмечается помпезно и с большим накалом страстей в Индии, Шри-Ланке, Ма­лайзии, Южной Африке, на Фиджи и Реюньоне. В Маврикии и Сингапуре явля­ется национальным праздником. См.: Карттикейя.

Тайттирчйя-араньяка. Лесной трактат из Кришна-Яджурведы. См.: Веда.

Тайттирийя-самхита. См.: Яджурведа.

Тайттирийя-упанишад. Относится к Тайттирийя-брахмане Яджурведы и делится на три раздела, называемые валли. Первый посвящен фонетике и произношению, второй и третий — Брахману и достижению блаженства.

тала. " План бытия; уровень; основание; дно". Корень названия семи сфер низшего сознания с центрами в семи низших чакрах под муладхарой. См.: лока, нарака, чакра.

талатала-чакра. " Низшая область". Четвертая чакра ниже муладхары с центром в икрах ног. Сфера хронического умственного смятения и неразумного упрямства. Соответствует четвертому астральному нижнему миру, называемому тамисра (" тьма") или талатала. Это состояние сознания — плод всепоглощающего стремления к самосохранению. См.: лока, нарака, чакра.

тамас. " Сила инерции". См.: гуна.

Тамилнад (Тамилнаду). Штат в южной Индии (площадь 50 000 кв. миль, население 55 млн. чел.). Страна бесчисленных священных писаний, святых, мудрецов и бо­лее чем 40 000 величественных храмов, среди которых — Чидамбарам, Мадурай, Палани и Рамешварам.

тамильский язык. Древний дравидский язык тамилов, кавказоидного (европеоид­ного) народа южной Индии и северной Шри-Ланки, представители которого к настоящему времени расселились по всему миру. Официальный язык индийско­го штата Т амилнад. См.: раса.

тандава. " Жесткий танец". Любая жесткая танцевальная композиция, исполняе­мая танцором-мужчиной. Есть много форм тандавы. Их прототипом является танец блаженства Шивы, ананда-тандава. Более тонкий женский танец называ­ется ласья — от ласа, " живой". Танец вообще называется нартана. См.: Натараджа.

тантра. " Ткань", " методология". 1) В самом общем смысле — синоним слова шас-тра, " священное писание". 2) Синоним агамических текстов, особенно шактист-ских, класс индуистских писаний, дающих подробные поучения по всем аспектам религии, мистического знания и науки. 3) Специфический метод, техника или духовная практика в традициях шиваизма и шактизма. Например, пранаяма яв­ляется одной из тантр. Тантра обычно связана с обращением вспять нормаль­ного потока энергий. Она исходит из того, что внутреннее " Я" наиболее важно, а внешняя жизнь — вторична. Тантра заставляет жизненную силу течь вверх через сушумну. Есть много методов для того, чтобы победить непобедимое. Попав в недобрые руки, эти техники становятся черной магией (абхичарой). См.: тан­тризм.

Тантралока. Одно из самых исчерпывающих и авторитетных изложений учения кашмирского шиваизма, написанное Абхинавагуптой. См.: Абхинавагупта, каш­мирский шиваизм.

тантризм. Путь к просветлению, описанный в писаниях Тантр. 1) Тантризм иног­да считают параллельным потоком в истории и традиции индуизма, который сонаправлен и постепенно переплетается с ведической, брахманической тради­цией. 2) Тантризмом называют традиции, в основном в шиваизме и шактизме, которые фокусируются на поднятии силы кундалини и рассматривают человечес­кое тело как сосуд для Божественного и инструмент для освобождения. Высшая цель тантризма — проложить путь для силы кундалини через сушумну, централь­ный канал тонкого тела, вверх, в сахасрара-чакру, и за ее пределы, через дверь Брахмана (брахмарандхру) в Парашиву, до или во время смерти. Упор делается на трансформацию всех сфер сознания: духовной, физической, эмоциональной и материальной. Это путь садханы. 3) Шакта-тантризм считает особенно важным поклонение женской силе. В зависимости от школы, оно может быть символи­ческим или буквальным в ритуалах, включающих сексуальное взаимодействие и т. д. Главный принцип шакта-тантризма —использование материального для достижения духовного. В некоторых школах под этим подразумевается, в том числе, выполнение того, что обычно запрещается, и такое манипулирование си­лами, чтобы достичь при этом не низшего, а трансцендентного сознания. Сущес­твуют три основных направления тантризма: 1) «путь правой руки» (дакшина-марга или дакшиначара), консервативные индуистские практики; 2) «путь левой руки» (вама-марга или вамачара), включающий использование вещей, обычно запрещаемых, таких, как употребление интоксикантов, мяса, ритуальный секс и т. д.; 3) йогический путь секты каула, с которым иногда связывают последовате­лей Горакшанатхи. См.: шактизм, кундалини, тантра.

тантрик(а). Последователь любой из тантрических традиций. См.: тантра, тан­тризм.

тапас. " Жар, огонь". 1) Очистительные духовные дисциплины, строгий аскетизм, покаяние и жертвоприношение. Если садхана — это простой, но устойчивый аскетизм, то тапас — это аскетизм суровый, трансформирующий психику, умер­щвление плоти в его крайних проявлениях. Тапасом являются особо продолжи­тельные садханы, например медитация под деревом на одном месте на протя­жении 12 лет, пожизненный обет молчания или стояние на одной ноге в течение предписанного числа лет. Писания обычно предостерегают от крайнего аскетиз­ма, который может причинить вред телу. 2) На более глубоком уровне тапас — это интенсивное внутреннее состояние " огня" кундалини, который стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуум от общества. Когда это случа­ется, жизнь больше не идет как обычно. Связь с садгуру, Садашивой, вводит пре­данного в тапас и выводит из него. Огонь тапаса сжигает шлаки саньчита-карм. Он поддерживает жар, тревогу, подавленность и страстное устремление, пока не приходит конечное и тотальное подчинение, прапатти. Можно смягчить это жаркое состояние регулярной практикой садханы, предписанной гуру. Огонь са­мотрансформации может стимулироваться практикой тапаса или приходить не­званым. Можно " делать" тапас, но истинный тапас — это состояние бытия и сознания, состояние милости, позитивных перемен, трансформации и очищения своей природы. См.: кундалини, садхана.

тапасвин. Тот, кто практикует тапас или находится в состоянии тапаса. См.: та­пас.

таполока. " План аскетизма". Второй сверху из семи высших миров, сфера аджня-чакры. См.: лока.

Тат. " То; неописуемый Абсолют".

Татпарья-дипика. Комментарий Шрикумары (ок. 1100 г.) к Таттвапракаше Шри Бходжадэвы Парамары (1018—1060), царя-философа, изложившего учение шай-ва-сиддханты. Шрикумара придерживался монистической основы труда Бходжа­дэвы, в то время как более поздний комментатор Агхорашива переистолковал его в дуалистическом смысле. См.: Агхорашива, шайва-сиддханта.

Тат Cam. " Это — Истина". Фраза, указывающая на невыразимую истину, о кото­рой больше ничего нельзя сказать. Часто ставится в конце индуистских текстов.

таттва. " Истина; действительность, реальность; принцип, сущность". Таттвы — это первичные принципы, элементы, состояния или категории бытия, кирпичи, из которых строится вселенная. Господь Шива постоянно создает, поддерживает форму и снова поглощает в Себя Свои создания. Риши описывают этот эмана-ционный процесс как развертывание таттв, стадий или продуктов проявления, нисходящих от тонкого к грубому. При махапралайе, космическом растворении таттвы последовательно свертываются каждая в свой источник (т. е. в более тонкую таттву). После великого растворения остаются только две таттвы. Первая и самая тонкая форма — чистое сознание и источник всех других продук­тов проявления — называется Шива-таттва или Параишкти-нада. Но вне Ши-ва-таттвы лежит Парашива — совершенно трансцендентная, Абсолютная Ре­альность, называемая ататтва. Это первое совершенство Шивы. В системе санкхья обсуждаются 25 таттв. Шиваизм признает эти 25 и, кроме того, еще 11 таттв — всего 36 таттв. Они делятся на три группы. 1) Пять шуддха (чистых) - таттв. Они составляют сферу шуддха-майи. 2) Семь шуддхашуддха (чистых-не­чистых)- таттв. Они составляют сферу шуддхашуддха-майи. 3) 24 ашуддха (не­чистых)- таттв, сфера ашуддха-майи.

ШУДДХА-ТАТТВЫ: Актиническая, или духовная, энергия. Это сверхсозна­тельная сфера, также известная как шуддха- (чистая) майя или махамайя. Бинду, трансцендентный свет, является " материальной" причиной этой чистой сферы. Это Шивалока, область 330 миллионов богов, сонмов риши и других существ, которые достигли свободы от тройственных уз.

1) Шива-mammвa: чистое сознание, состоит из двух частей: высшая —это Парашакти, " Высшая Энергия", из которой появляется первичный звук, нада (точнее, Паранада, беззвучный звук). Хотя чаще всего о наде говорят как о звуке, мистики знают ее как движение, первый импульс, возникающий из со­вершенного покоя, первую " вещь" из неподвижного " Я". Это второе совершен­ство Шивы, Парашакти, сверхсознание, разум Бога. Шива-таттва пронизыва­ет все остальные 35 категорий и обладает силами воли, знания и действия (ич-чха, джняна, крия).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.