Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кастрационная тревога (castration anxiety)см. Страх кастрации






КАТЕКСИС (CATHEXIS) Гипотетическая психичес­кая энергия, присовокупляемая к чему-то или во что-то вкладываемая, например, во внешний объект или в собственное «я», или в их ментальные образы.

КЛОАЧНАЯ ТЕОРИЯ (CLOACAL THEORY) Детский сексуальный предрассудок, что анус и вагина — это одно и то же, так что предполагается, что дефекация, сово­купление и рождение осуществляются через анус.

КОНФЛИКТ, ВНУТРИПСИХИЧЕСКИЙ (CON­FLICT, INTRAPSYCHIC) Конфликт между противополож­ными психическими системами человека, противополож­ность противостоянию между ним и внешним миром.

КОНФЛИКТ, ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ (CONFLICT, INTRASYSTEMIC) Конфликт между противоположными аспектами одной системы, т. е. внутри одной системы, как в случае конфликтующих идеалов внутри Суперэго.

 

– 454 –

 

КУМУЛЯТИВНАЯ ТРАВМА (CUMULATIVE TRAUMA) Любое состояние, действующее в течение не­которого времени, которое неблагоприятно, пагубно или опасно для развития маленького ребенка.

ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (LATENCY) Стадия разви­тия, характеризующаяся уменьшением внешних проявле­ний инфантильной сексуальности, что подразумевает вытеснение или благополучное разрешение эдипова кон­фликта и реорганизацию защитных структур Эго под влиянием развития Суперэго.

ЛИБИДО (LIBIDO) Метафорическая, гипотетичес­кая психическая энергия, ответственная за подпитку сек­суального влечения.

МАЗОХИЗМ (MASOCHISM) Потребность в физи­ческом или душевном страдании или боли с целью со­знательно иди бессознательно достичь сексуального воз­буждения или удовлетворения.

МАСТУРБАЦИЯ (MASTURBATION) Самостимуля­ция какой-либо эрогенной зоны, доставляющая сексу­альное удовольствие.

МЕЖСИСТЕМНЫЙ (INTERSYSTEMIC)Ид, Эго и Суперэго — это психические системы тройственной мо­дели. Когда между желаниями и импульсами различных систем имеется конфликт, его называют межсистемным. Типичным межсистемным конфликтом является конфликт между каким-то импульсом к удовлетворению влечения, берущим начало в Ид, и желанием отсрочить это удовлетворение, возникающим на основе берущих начало в Эго реалистических соображений. См. также ВНУТРИ­СИСТЕМНЫЙ.

МЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ) (MENTAL REPRESENTATION) Более или менее устойчи­вый и сохраняемый образ объекта, формирующийся в психике. Ментальный образ построен из ряда многосто­ронних восприятий объекта и объединяет их. Например, детский ментальный образ матери выстроен из большого количества ее образов и впечатлений от нее, а также из образов самого ребенка во взаимодействиях с ней.

 

– 455 –

 

МЕНТАЛЬНЫЙ АППАРАТ (MENTAL APPARATUS) Гипотетическое подразделение психики на разнообразные системы или группы функций. В соответствии со струк­турной моделью, функции группируются в структуры Ид, Эго и Суперэго.

МЕТАПСИХОЛОГИЯ (METAPSYCHOLOGY) Вве­денный Фрейдом термин (1901), обозначающий опреде­ленную психологию за пределами сознания. Введен с целью выделить психоанализ из психологии, основанной на сознательных ментальных видах деятельности, таких как разум и восприятие. Фрейд называет «метапсихоло­гическое представление» наиболее полным описанием любого клинического явления, какое приходится давать психоанализу (1915, стр. 181). Позднее этот термин начал главным образом обозначать теоретические основы пси­хологического знания. Хотя во время бурного развития теорий Эго-психологии в 1950-е гг. метапсихологию и стремились отделить от клинического опыта, эта тенден­ция сегодня менее выражена. Соответственно, метапси­хология — это понятийный аппарат, с помощью которо­го можно изучать функционирование человеческой пси­хики. Происходя из клинических наблюдений и в целом являясь фундаментальным, этот понятийный аппарат все же должен периодически пересматриваться в соответствии с углублением понимания. Таким образом, метапсихоло­гия постоянно развивается.

МИР ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (REPRESENTATIONAL WORLD) Концепция, предложенная Скиддером и Розен­блаттом (1962), обозначающая собрание образов или представлений об объектах внешнего мира, которая, по­средством интернализации, погружается во внутренний мир, давая некую эмпирическую карту явлений объек­тивной реальности в том виде, в котором она существует в уме каждого человека.

МОДЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЕ-РАЗРЯДКА (DRIVE-DISCHARGE MODEL) Первая фрейдовская модель пси­хики. Так как Фрейд за основу берет гидравлическую модель и метафорическую психическую энергию, он по-

 

– 456 –

 

лагает, что ментальный аппарат имеет тенденцию к со­хранению энергии на низком и постоянном уровне. Ког­да она в избытке, она должна разряжаться. Стрессовые эмоции, например, пробуждаемые травматическим опы­том отношения с окружающими в раннем детстве (в осо­бенности сексуальными домогательствами со стороны взрослых), рассматриваются в качестве причины роста ментальной или психической энергии, что ведет к нару­шению равновесия в ментальном аппарате. При этом возникает «побуждение к разрядке», «требование» вер­нуться к постоянному состоянию. Вытеснение этого аффекта ведет к «преграждению пути» энергии, и эта энер­гия вмешивается в ровное функционирование менталь­ного аппарата. Чем больше количество вытесненной энергии, тем больше нарушается психическое функцио­нирование, и тем более травмирующим является резуль­тат. Таким образом, психическая энергия увеличивается или уменьшается за счет стимуляции или разрядки (эмо­ции), и поэтому лечение в то время основывалось на катарсисе. Фрейд считал, что эта модель может послу­жить неврологической основой психопатологии.

НАРЦИССИЗМ (NARCISSISM) В первоначальной концепции Фрейда нарциссизм определялся как либид­ное вложение Эго (себя), взятого за объект либидного влечения. Теперь это понятие приобрело дополнитель­ный ряд значений: сексуальное извращение, стадия раз­вития, тип объектного выбора, способ отношения к ок­ружающему, характеристика чувства собственного досто­инства.

НЕВРОТИЧЕСКИЙ (NEUROTIC) Тип конфликта между психическими системами.

НЕГАТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (NEGATIVE OEDIPUS COMPLEX) Назван так по аналогии с фото­графическим негативом. Обозначает идентификацию ре­бенка с родителем противоположного пола и обращение его либидного интереса к родителю своего пола.

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ (NEUTRALIZATION) Гипотети­ческий психический процесс, связанный с понятием пси-

 

– 457 –

 

хической энергии (см.). Он предполагает, что сексуаль­ные или агрессивные аспекты мотивирующей силы вле­чения уменьшаются или дезактивируются и, следователь­но, происходит их десексуализация и деагрессификация.

ОБРАЗ СОБСТВЕННОГО «Я» (SELF-IMAGE) Об­раз себя в данное время и в данной ситуации. Он состо­ит из образа тела и представления о своем внутреннем состоянии на данный момент. Этот образ происходит из представления о самом себе и образует часть его.

ОБЪЕКТ (OBJECT) В психоаналитическом упот­реблении объект обозначает человека. Это не совсем удачное определение вошло в широкое употребление пос­ле определения Фрейдом объекта либидного влечения — человека, опосредующего получение удовольствия.

ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО (OBJECT CON­STANCY) Понятие, введенное Хартманном (1952) для обо­значения этапа в развитии объектных отношений, когда сексуальные или агрессивные импульсы не нарушают или не разрывают связи с объектом. Это понятие потеряло свой первоначальный смысл из-за смешения с анало­гичным понятием Пиаже, а также потому, что Спитц, Анна Фрейд и Малер, оперируя совсем непохожими по­нятиями и критериями, используют почти одинаковую терминологию. Спитц говорит о постоянстве либидного объекта в то время, когда ребенок дает понять, что пред­почитает мать всем остальным объектам (шесть-восемь месяцев). Анна Фрейд использует термин объектное по­стоянство для обозначения времени, когда мать начина­ет сохранять свою роль наиболее важного человека для ребенка, несмотря на то, удовлетворяет она его потреб­ности или фрустрирует их (также примерно шесть-во­семь месяцев). Постоянство когнитивного объекта, или «вещественное» постоянство не связано с межперсональ­ными отношениями и их интернализацией, а скорее обо­значает сохранение ментального образа, когда сам мо­мент восприятия уже миновал. Постоянство когнитивно­го объекта, когда интегрированное представление живет в памяти и может быть по желанию вызвано к воспри-

 

– 458 –

 

ятию, становится устойчивым примерно к восемнадцати месяцам жизни ребенка. Малер использует термин ли­бидное постоянство объекта, которое, на ее взгляд, при­обретается постепенно и требует для начала прочной привязанности к матери, далее — восприятия когнитив­ного представления о матери и, наконец, определенной разрешенности чувств любви и ненависти, с тем, чтобы мать представлялась любящей. Тогда ментальное пред­ставление о ней может быть «любящим» и функциони­рует как создающее комфортное состояние и дающее поддержку в ее отсутствие, что дает ребенку возможность функционировать отдельно и добиваться более совершен­ных путей взаимоотношений с людьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.