Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликтующие интроекты и идеалы






 

Прогресс на пути к инфантильной генитальной фазе развития сопровождается расширением спектра меж­персональных отношений и, соответственно, внутрисис­темным конфликтом. Начинает формироваться ряд взаи­моисключающих интернализованных требований и идеа-

 

– 285 –

 

лов. Значит, пришло время внутрисистемного конфлик­та — конфликта внутри системы Суперэго.

Во время инфантильной генитальной фазы, когда приходится иметь дело с давлением проблем, связанных с половой идентичностью, появляется широкий спектр желаемых представлений о своем «Я», идентифицирован­ным с идеализированными объектами своего и противо­положного пола. В самом деле, мы полагаем, что крити­ческим, хотя и недостаточно освещенным в литературе, фактором формирования Суперэго является желание люб­ви идеализированного родительского объекта одноименного пола. Несмотря на то, что эта мысль сокрыта в фрейдовском предположении о главенстве кастрационной тревоги при формировании Суперэго мальчиков, здесь мы хотели бы подчеркнуть не только роль мотивации, придаваемой угрозой наказания, но и мотивации, обес­печиваемой желанием еще раз испытать доставляющие удовольствия контакты с идеализированным объектом. Вдобавок к удовольствию и чувству безопасности, эти контакты опосредуют производимые ребенком решающие идентификации, что усиливает надлежащее и устойчивое чувство мужественности или женственности. Амбивален­тные чувства, испытываемые в отношении этого идеали­зированного объекта, приводят к болезненному чувству отчужденности; вот почему ребенок склонен уступать и идентифицироваться с указаниями данного идеализиро­ванного объекта, пытаясь избегнуть, смягчить или разре­шить эту болезненную амбивалентность. Такие иденти­фикации играют решающую роль при формировании Суперэго. Однако возраст, когда приходит пора для дан­ного влияния, у мальчиков и девочек различен. В одной из работ мы даем описание того, как формирование Эго-идеала, основанное на идентификации с идеальным ро­дителем одноименного пола, начинается у девочек рань­ше, чем мальчиков (Tyson & Tyson, 1984). В сущности, Эго-идеал девочки таит в себе воображаемое и идеали­зированное состояние интимной целостности со своей матерью младенческой поры.

 

– 286 –

 

Произведенные во время инфантильной гениталь­ной фазы идентификации с родителем одноименного пола стимулируют Эдиповы фантазии, которые включа­ют любовь и ненависть в отношении обоих родителей. Эти фантазии и амбивалентные чувства способствуют процессу дальнейшей идентификации. Вскоре ребенок оказывается захваченным в сложное переплетение событий, представленных конфликтующими идентификация­ми, связанными с полом, и конфликтующими чувствами любви и ненависти к каждому из родителей. Из-за того, что каждый из них ждет от ребенка чего-то своего, пос­ледний ощущает, что быть «идеальным ребенком» для одного родителя, значит рисковать разочаровать другого.

В довершение ко всему, идеалы и желаемое удов­летворение ранних этапов развития конфликтуют с иде­алами инфантильной генитальной и начинающейся эди­повой фаз. Попытки выполнить одно внутреннее требо­вание неизбежно ведут к несоблюдению другого. Напри­мер, воображаемое идеальное единение маленькой девоч­ки с матерью противопоставляется Эдипову влечению к отцу. Девочка едва ли может в одно и то же время быть матерью ребенку отца и дочерью своей матери.

Такие внутрисистемные конфликты, связанные с Суперэго, ведут к непостоянству Суперэго и являются источником будущей нарциссической уязвимости. Дос­тичь идеала становится невозможно, так как разнообраз­ные родительские ожидания воплощаются в интроектах, а новые, связанные с очередной фазой, и специфичес­кие родительские идеалы находятся в составе Эго-идеа­ла. Чаще всего внутрисистемный конфликт начинается в раннем детстве, однако, окончательное примирение кон­фликтующих стандартов и идеалов, приводящее к более устойчивому нарциссическому равновесию, достигается не ранее, чем в конце подросткового периода. Но даже и тогда определенные внутрисистемные конфликты имеют тенденцию сохраняться неограниченно долгое время.

 

– 287 –

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.