Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование интроектов и идеалов






 

Примерно к семимесячному возрасту ребенок на­чинает ожидать проявления материнских эмоций, необ­ходимых ему для регулирования своих поведенческих реакций в моменты неуверенности в своих силах (Emde, 1980b). Согласно данным научных наблюдений, вскоре у него появляется способность понимать запреты и указа­ния, которая становится явной приблизительно к девяти месяцам (Spitz, 1957). С этого времени переживание ре­бенком материнских запретов вносит свой вклад в обра­зование интроектов.

На формирование Суперэго также оказывает воз­действие прогресс в развитии, сопровождающий переход ребенка от ползания к хождению. Вскоре после того, как ребенок начинает ходить, он становится упрямым и капризным, и вдобавок к кормлению у родителей появ­ляется новая забота — приучение ребенка к дисциплине (MacCoby & Martin, 1983). Опыт дисциплинирующего родителя усваивается ребенком; родительские эмоции до и после запрещенного действия можно согласовать с тем, что наблюдается в поведении ребенка, представляющем часть единого процесса.

 

– 275 –

 

Формирование ранних интроектов основывается не на интегрировании представления о матери как целом, а на опыте приятного и неприятного, связанным с материнским образом, либо доставляющим удовольствие, либо запрещающим и наказывающим ребенка (Browdy & Mechony, 1964). В самом деле, интроекты значитель­но отличаются от результатов простого копирования вне­шних объектов: вдобавок к восприятию ребенком пос­ледних в искаженном виде (из-за несовершенства ког­нитивных функций), интроекты воплощают еще и про­екции, преувеличивающие и искажающие все, что свя­зано с угрожающими и запрещающими родителями (Jowns, 1947, стр. 148-149). Качество интроектов опре­деляется следующими факторами: качеством ранних от­ношений между матерью и ребенком; реакциями ребен­ка на ограничения и фрустрацию; способностью ребен­ка переносить фрустрацию. Когда имеется повышенная напряженность в отношениях, стресс, тревога или фру­страция, или когда ребенок плохо переносит фрустра­цию, его восприятие родителей в значительной мере искажается, привнося в складывающийся интроект бес­компромиссность и жесткость. Кернберг (1976) указы­вает, что когда при развитии Суперэго не интроециру­ются черты любящей матери, оно приобретает прими­тивный, агрессивный характер и склонность к легкому проецированию, которая берет начало в сильных ораль­но-агрессивных фиксациях.

Формирование идеалов идет одновременно с фор­мированием интроектов. Ранние образы желаемого иде­ального состояния себя основаны на реальном или во­ображаемом переживании безопасности, удовольствия и аффективного единства внутри диады мать — ребенок. Та­кое идеальное состояние образует краеугольный камень идеальных представлений о своем «я», к которому детс­кое чувство грандиозности и всемогущества в течение фазы практики прибавляет компонент активного удоволь­ствия. Так как родители в это время обычно видятся всемогущими и совершенными, это создает основу для

 

– 276 –

 

идеальных объектных представлений. Таким образом, Эго-идеал таит в себе детские доэдиповые фантазии о гран­диозности и веру ребенка в родительское всемогущество (Jacobson, 1964).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.