Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К когнитивному развитию






 

Сознательные или бессознательные идеи и фанта­зии — это то, что придает смысл и обогащает наш внут­ренний мир. Соединение идей с импульсами позволяет нам узнать наши инстинктивные влечения и облегчает отсрочку действия. Взаимосвязанные идеи и фантазии — это то, что делает наш аффективный опыт психологи­чески осмысленным и помогает понять наше эмоцио­нальное состояние. Постольку способы мышления тоже меняются по мере развития, когнитивное функциониро­вание личности, включая способность к коммуникации, также говорят нам нечто о прошлом этой личности, ее развитии, о конфликтах и о способах адаптации к ним. Познание когнитивного развития полезно как для пси­хоаналитика, так и для любого другого, интересующего­ся человеческим разумом.

Понимание эволюции и структуры сознательного и бессознательного процесса мышления полезно в не­скольких отношениях. Связи между идеями и чувствами и способность к общению являются настолько важными для психической жизни, что оценка когнитивного разви­тия необходима для адекватного понимания формирова­ния Эго. Например, то, как травматическая ситуация влияет на маленького ребенка, зависит не только от при­роды бессознательного конфликта, но и от того, как ре­бенок воспринимает это событие.

 

– 213 –

 

Вскоре после землетрясения девочка в возрасте двух лет и десяти месяцев говорила по телефону: «Привет. У нас только что было землетрясение. Я не делала этого. Мама не делала этого. Папа не делал этого. И моя сес­тра не делала этого. Это, конечно, произошло само!» (R. L. Tyson, 1989). Мы полагаем, что бессознательные кон­фликты привели ее к чувству ответственности за проис­шедшее, и поэтому она увещевает других, чтобы восста­новить собственную уверенность.

И в детстве, и позже, в зрелости, терапевтическое вмешательство, если оно необходимо, будет более эф­фективным, если терапевт принимает во внимание нару­шения, которые могут быть следствием незрелости ког­нитивных навыков ребенка. Ранние способы мышления могут сохраняться и оказывать влияние на взрослого в виде воспоминаний о прошлом, фантазий, желаний и опыта отношений с объектами. Такая их устойчивость может влиять на восприятие взрослым текущей реально­сти и реакцию на новую информацию, и, если аналитик отслеживает ранние способы мышления, его техническое вмешательство будет более умелым.

Когнитивность — это пограничный термин, отсы­лающий нас к любым процессам, посредством которых мы осознаем или приобретаем знания. Он включает в себя ощущение, узнавание, воображение, символизиро­вание, суждения, воспоминания, обучение, размышление и умозаключения. Любой из этих процессов может иметь место вне сознания и влиять главным образом на наши аффективные состояния.

Психоанализ изучает два взаимосвязанных, но силь­но отличающихся друг от друга вида мышления — пер­вичный и вторичный процессы9. Для первичного про­цесса мышления характерна конкретность, сгущение и смещение, зрительная образность и символичность; это глубоко бессознательный процесс, и является средством выражения внутреннего субъективного мира. Первичный процесс мышления представлен через сознательные и бессознательные фантазии, игру фантазии, дневные меч-

 

– 214 –

 

ты и сновидения, магическое мышление, оговорки, шут­ки, артистическую и творческую активность.

Мышление, руководимое вторичным процессом, может быть сознательным или бессознательным. Оно характеризуется рациональностью, упорядоченностью и логичностью. Оно основывается главным образом на вер­бальном символизме и, главным образом, осуществляет адаптацию к реальности.

С некоторыми примечательными исключениями — например, Хартманн (1939), Крис (1952), Рапапорт (1951, 1960) — психоаналитические исследования были направ­лены главным образом на первичный процесс, тогда как академическая психология была сфокусирована главным образом на развитии вторичного процесса мышления. Пиаже различал две разновидности мыслительных про­цессов, но он счел первичный процесс мышления слиш­ком трудным для изучения и, следовательно, по эмпири­ческим причинам, сконцентрировался на вторичном про­цессе (см. Anthony, 1957), создав осмысленную теорию роста логичности мышления. Поскольку психоаналитики больше интересовались пониманием функционирования первичного процесса, а не его развитием, психоаналити­ческая теория не имеет осознанной и хорошо разрабо­танной точки зрения на развитие первичного процесса, которая бы согласовывалась с теорией развития вторич­ного процесса, и многие вопросы остаются открытыми.

Фрейд сформулировал свои главные идеи по этому вопросу в 1895 и 1900 годах, и внес несколько значи­тельных изменений после 1911 года, таких как прикреп­ление первичного процесса к Ид, и прикрепление вто­ричного процесса к Эго, когда предложил свою струк­турную модель (1923а). Со времен Фрейда психоанали­тические исследования когнитивности были отрывочны и, большей частью, ограничены попытками интегриро­вать работы Пиаже с психоаналитической теорией, с переменным успехом (см. Anthony, 1957; Wolf, 1960; Decarie, 1965; Peterfreund, 1971; Basch, 1977; Greenspan, 1979). Поскольку теория Пиаже и другие теории когни-

 

– 215 –

 

тивности были не слишком связаны с идеями о бессоз­нательных умственных процессах, идеи Фрейда о пер­вичном и вторичном процессах остаются основой психо­аналитических рассуждений о когнитивности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.