Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С учетом функционирования сенсорных систем

Н. Х. А. Аль Рубайе, М. А. Правдов

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ «ЧУВСТВА МЯЧА» У ФУТБОЛИСТОВ

С УЧЕТОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

,

Актуальность исследований, связанных с изучением проблем технической подготовки футболистов, во многом обусловлена необходимостью разрешения противоречий между потребностью формирования у них «чувства мяча» и слабым теоретико-методическим обоснованием средств, форм и методов подготовки игроков в футболе по данному разделу. В результатах исследований, посвященных развитию теории и методики тренировки в футболе, показано, что одним из главных критериев эффективности технической подготовленности игроков является степень развития «чувства мяча», обеспечивающая во многом точность выполнения технических действий с мячом [1, 5, 7, 8, 9].

Данные видеоанализа технических действий игроков в футболе позволяет выделить два вида основных приемов, играющих важную роль в реализации технико-тактического плана действия, как отдельных игроков, так и в целом всей команды. К первой группе можно отнести удары и пасы и ко второй прием и обработка мяча. При этом именно прием мяча согласно данных анализа игроков команд первого и второго дивизионов чемпионата России в большей степени характеризуется браком в 45-52% случаев. Мяч игроками часто принимается без должного погашения скорости его полета, наблюдается отскок мяча на расстояние, не позволяющий игроку продолжать с ним эффективные действия. Ошибки при приеме мяча характерны как для игроков, находящихся в момент приема мяча на месте, так и в движении. В связи с этим представляется актуальным изучение проблематики вопроса о технической подготовке футболистов с позиций формирования у них «чувства мяча» с учетом функционирования различных сенсорных систем.

С целью определения основных направлений разработки методики, направленной на совершенствование технической подготовки футболистов, было проведено анкетирование разных по квалификации игроков и тренеров. В анкетировании участвовали футболисты разной квалификации и стажа занятий футболом. Всего 188 человек, из них 19 человек мастера спорта России, 26 -кандидаты в мастера спорта, 43 чел. – первый разряд, 32 чел. – 2 разряд, 68 – студенты факультета физической культуры (без разряда по футболу). Средний возраст, опрошенных футболистов – 24, 5 года. Кроме того в анкетировании приняли участие 15 тренеров (4 тренера высшей квалификационной категории, 7 с первой и 4 со второй категорией). Стаж работы с командами разного возраста и квалификацией игроков у них составляет в среднем 15, 4 года.

Анализ результатов анкетирования позволил выделить четыре группы игроков, у которых стаж игры в футбол составляет: больше 20 лет (15%); от 15 до 20 лет (23%); от 5 до 10 лет (45%) и до 5 лет (17%). Установлено, что в настоящее время большинство опрошенных, регулярно играют в футбол и заняты в учебно-тренировочном процессе (92%). Регулярность тренировочных занятий в среднем составляет 3, 6 + 0, 2 раза в неделю.

По мнению анкетируемых, формирование «чувства мяча» у футболистов является одним из важнейших компонентов их технической подготовки. При этом четкого понимания и определения никто из респондентов предложить не смог. Для определения понятия «чувство мяча», анкетируемые, чаще всего, использовали следующее ключевые слова и словосочетания: «бить, не смотря на мяч», «техничное владение», «контроль мяча», «знаешь, куда полетит мяч», «ведение мяча в атаке», «выполнение приемов с мячом при контроле за ситуацией», «умение чувствовать мяч и уметь им управлять», «когда сливаешься с мячом в единое целое», «мышечное ощущение мяча».

Анализ научно-методической литературы по игровым видам спорта позволяет заключить, что под «чувством мяча» понимается качество, имеющее комплексный характер проявления разных сторон подготовленности и состояния спортсмена. Степень проявления «чувства мяча» сопряжена с особенностями физического развития, анатомического строения звеньев тела, мышечного аппарата футболиста, качеством выполнения технических приемов в разных условиях, т.е. в точном и своевременном применении технико-тактических приемов, адекватных конкретной соревновательной ситуации [1, 6].

Согласно данным анкет, большинство опрошенных (95%) утверждают, что «чувство мяча» необходимо формировать на начальном этапе занятий футболом и продолжать его совершенствовать на протяжении всей игровой практики. При этом «чувство мяча» развивается у каждого занимающегося в зависимости от его индивидуальных особенностей и психофизического состояния. Рассмотрение проблемы в данном аспекте представляется необходимым с позиций формирования «схемы тела» [2, 3].

В научной литературе понятие «схема тела» трактуется как «особый синтетический образ собственного тела, представляющий собой надмодальную сенсомоторную систему, образующуюся в ЦНС на основе восприятия, ощущения, кинестетических, тактильных, болевых, вестибулярных, зрительных, слуховых и других раздражений, сопоставляющую их со следами прошлого сенсорного опыта, хранящую всю информацию о конфигурации, положении и ориентации всего тела и отдельных его звеньев в пространстве и времени, корректирующую и модифицирующую ее с учетом различных сигналов (афферентных и эфферентных), поступающих из внешней и внутренней среды организма» [2].

Известно, что в ЦНС структура «схемы тела» представлена единым сенсомотороным механизмом, который объединяет все звенья тела человека. При этом каждое звено опорно-двигательного аппарата может функционировать автономно, а очертания каждой части в ЦНС обусловлены строением тела на периферии. Для футболиста осознание положения звена тела (всей ноги, бедра, голени и стопы) в пространстве и во времени происходит на основе сложной информационной структуры «схемы звена». При этом в плане формирования структуры двигательного действия с мячом важным являются данные научных исследований, указывающие на отражение в «схеме тела» кроме контуров, размеров, границ частей тела (в том числе и стопы) и информации о внешнем объекте – спортивной обуви и мяче. Для формирования «чувства мяча» у футболистов необходимым представляется создания условий, максимально обеспечивающих тактильно-мышечный контакт стопы со спортивной обувью и мячом. В этом плане эффективность формирования «чувства мяча» практикой тренировок босиком. Очевиден тот факт, что степень владения техническими приемами с мячом у бразильских футболистов, с детства играющих в футбол на песке босиком, выше, чем у представителей этой игры, начинающих играть в спортивной обуви. Подтверждением этому служат и ответы футболистов и тренеров, которые утверждают, что выполнение упражнений с мячом без обуви в большей степени способствуют формированию «чувства мяча» – 65% ответов. Однако 19% опрошенных так не считают, полагая, что «чувство мяча» необходимо формировать в условиях, когда игрок полностью экипирован и одет в бутсы. При этом 16% анкетируемых игроков не считают необходимым специально уделять внимание развитию «чувства мяча», полагая, что оно формируется в процессе накопления опыта их игровой практики.

В ходе исследований динамических свойств «схемы тела» при выполнении целостных спортивных двигательных действий выявлено, что «схема тела» является основой эффективного контроля движений, обеспечивая регуляцию скорости, темпа и положения тела и его звеньев в пространстве [2]. Она способна «настраиваться» на двигательную задачу.

Выяснено, что по ходу освоения движения двигательная задача обретает чувственный контекст, который представлен в форме схемы организации двигательных ощущений (в форме знания того, что человек должен чувствовать по ходу выполнения движения) [2, 3]. Отмечено, что динамические критерии двигательного контроля не «накладываются» априорно «схемой тела» на афферентационный поток, а являются следствием длительного процесса трансформации биодинамической ткани движения в чувственную ткань пространственного образа [2].

Двигательная программа, выступающая как след в памяти, представляет собой пусковой механизм для осуществления ответной реакции [3, 5, 7]. След в памяти как инициирующая моторная программа формируется независимо от моторного ответа и зависит от стимула. Прочность перцептивного следа зависит как от проприоцептивной и тактильной афферентации, так и от общего числа повторений, что важно при формировании у игрока двигательных умений и навыков. Источником формирования перцептивного следа являются все виды обратной связи - проприоцептивная, зрительная, слуховая, тактильная [2, 3, 4]. Чем больше информации получает футболист по ходу выполнения движений, о совершаемых им движениях, тем в большей степени в «схеме тела» формируется образ двигательного действия. Поэтому создание условий во внешней среде (например, за счет «тактильно-зрительных, кинестетических и других сенсорных ориентиров»), обеспечивающих, включение различных сенсорных механизмов контроля, является важным обстоятельством организации процесса формирования «чувства мяча».

С целью определения основных зон стопы, используемых футболистами для выполнения технических действий с мячом, были заданы вопросы, касающиеся точности выполнения ударов, пасов и приема мяча. Анализ данных анкетирования позволил установить, что удар по воротам внутренней частью стопы, считается, по мнению респондентов, наиболее эффективным с позиций точности попадания (41%). Второе место в рейтинге точности удара по мячу в ворота отдано, двигательному действию, производимому подъемом стопы (35%), удар внешней и внутренней частью подъема считается менее точным и ему отводится третья рейтинговая позиция (23%). Аналогичные результаты были получены при анализе ответов на вопрос: «Какой частью стопы Вы наиболее точно отдаете пас партнеру?». Большинство респондентов ответили, что пас точнее всего получается при ударе внешней и средней частью подъема, либо внутренней частью стопы (35 и 31%).

В отношении технического действия – «прием мяча и его обработка», которое в большей степени связано с погашением скорости летящего мяча, выявлено, что наиболее эффективным считается прием мяча внутренней частью стопы - 48% анкетируемых респондентов. На втором и третьем месте по эффективности приема мяча они считают выполнение двигательного действия подъемом стопы, в том числе внешней частью подъема (34%) и внешней стороной стопы (18%).

Очевидно, что именно этим зонам стопы, используемым игроками для приема и обработки мяча в большей степени должно уделяться внимание в тренировочных занятиях на повышение функционирования тактильных рецепторов с целью развития и совершенствования «чувства мяча».

Подтверждением данных, представленных в научно-методической литературе, являются и результаты анкетного опроса футболистов и тренеров. Так, большинство опрошенных игроков (78% и 69% соответственно) считают необходимым разработку и содержание методики, направленной на развитие «чувства мяча» на основе совершенствования тактильной и проприорецептивной чувствительности стопы. Причем 87% считают, что на степень развития «чувства мяча» оказывает влияние качество спортивной обуви (бутс) и ее эргономичность, форма, которая должна быть максимально соответствующей анатомическим параметрам стопы каждого игрока.

Таким образом, проведенный анализ научно-методической литературы, данные анкетного опроса, подтверждают актуальность и необходимость разработки методики, направленной на совершенствование функционирования сенсорных систем при формировании «чувства мяча» у футболистов. Основными в этом плане выступают проприорецептивная и тактильная сенсорные системы, обеспечивающие, по мнению специалистов, наибольший вклад при формировании «чувства мяча», как компоненты «схемы тела» в целом и «схемы звена» в частности у футболистов на всех этапах тренировочного процесса.

Список литературы

1. Бобровский Е.А., Володин А.В. «Чувство мяча» и его развитие у юных футболистов в учебно-тренировочном процессе // Теория и практика персонализации физического воспитания. – 2014. – № 1; URL: www.es.rae.ru/tppfv/75-105 (дата обращения: 17.03.2015).

2. Гурфинкель, В.С. Концепция схемы тела и моторный контроль / В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик // Интеллектуальные процессы и их моделирование. Организация движений. – М.: Наука, 1991. – С. 24-53.

3. Козлов, И.М. Центральные и периферические механизмы формирования биомеханической структуры спортивных движений: дис… докт. пед. наук в виде науч. доклада / И.М. Козлов. - Майкоп. 1999. - 49 с.

4. Никитин, С.Н. Управление двигательными действиями в спорте с учетом фунционирования анализаторных систем (на примере спортивной борьбы): автореф. дис. … докт. пед. наук / С.Н. Никитин – СПб: Изд-во СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2006. – 52 с.

5. Правдов М.А. Анализ проблемы технической подготовки юных вратарей в футболе в аспекте развития функций анализаторов зрительной и вестибулярной сенсорных систем / М.А. Правдов, И.В. Акинфеев, Д.М. Правдов, Хромцов Н.Е., Тихомиров Ю.В. //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. Т. 29. №4(29). С. 150-154.

6. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. – М., 2001. – С. 321.

7. Тихомиров Ю.В. Биомеханический контроль технической и физической подготовленности футболистов / Ю.В.Тихомиров, И.В. Акинфеев, М.А. Правдов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.-2011. -Т. 79. -№ 9. -С. 150-155.

8. Чирва Б.Г. Построение технической подготовки юных футболистов с учетом сенситивных периодов становления технического мастерства // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 4. – С. 16-17.

9. Шамонин А.В. Повышение технической подготовки при развитии способностей к сохранению равновесия юных футболистов 7-11 лет: автореф. дис.... канд. П ед. наук. – Екатеринбург, 2010. – 22 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уважаемый товарищ NN! | The Image and the Word




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.