Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение ИП и юридического лица (ООО и ЗАО)






Рассмотрим основные отличия в правовом положении ИП и юридического лица на примере общества с ограниченной ответственностью (ООО) и закрытого акционерного общества (ЗАО).

Например, сравним ИП и юридическое лицо, созданное единственным учредителем - физическим лицом, которое также является его руководителем (директором).

Основным отличием ИП от учредителя ООО или ЗАО является мера ответственности по их обязательствам перед кредиторами. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (если в результате ведения бизнеса у предпринимателя образуются долги перед деловыми партнерами, погашать задолженность ему придется в полном объеме за счет имущества, не только приобретенного в процессе предпринимательской деятельности, но и за счет другого своего имущества, полученного из иных источников).

Ответственность же учредителя ООО или ЗАО законодательно ограничена. Так, участники ООО и акционеры ЗАО полностью оплатившие свои доли (акции), не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им долей (акций).

Минимально допустимый размер уставного капитала ООО и ЗАО установлен законом в сумме 10.000 рублей. Таким образом, в случае недостатка имущества ООО или ЗАО с уставным капиталом в 10.000 рублей, учредители, в случае признания общества банкротом, будут обязаны оплатить кредиторам задолженность общества в сумме 10.000 рублей (даже если общая сумма задолженности ООО значительно больше).

Это преимущество ООО и ЗАО по сравнению с ИП.

Еще один фактор, который можно отнести к плюсам ООО и ЗАО, вопрос имиджа.

Из недостатков же юридического лица, применяющего общую систему налогообложения, следует отметить более высокую налоговую нагрузку, необходимость ведения бухгалтерского учета и значительно больший, если сравнивать с ИП, объем бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности

В деловых кругах такая организационно-правовая форма как ИП считается менее престижной.

Многое при выборе между ИП и ЗАО или ООО зависит от видов деятельности, которые они будут осуществлять. Так, для розничной торговли, где покупателю все равно, кому принадлежит магазин - предпринимателю Иванову или ООО " Гастроном", а важно лишь то, чтобы купленные товары были хорошего качества, вполне можно рекомендовать такую организационно-правовую форму, как ИП. В то же время довольно трудно представить себе крупный металлургический завод или нефтяную компанию, не имеющие статуса юридического лица.

Еще одним плюсом юридического лица является свобода выбора места государственной регистрации. По закону регистрация юридического лица (в том числе ООО и ЗАО) осуществляется налоговым органом по месту нахождения его органов управления (обычно - по адресу офиса регистрируемой организации), которое никак не связано с местом жительства (" прописки") его учредителей. Например, учредитель - физическое лицо, постоянно проживающее в Санкт-Петербурге, имеет право зарегистрировать ООО в Москве, в Екатеринбурге или во Владивостоке. Попутно заметим, что закон не налагает ограничений на количество юридических лиц, в которых одно и то же физическое лицо может одновременно являться учредителем. Что касается индивидуальных предпринимателей, то они имеют право регистрировать предпринимательскую деятельность только по адресу регистрации своего места жительства (хотя также, как и юридические лица, могут после регистрации вести деятельность на всей территории России).

Выбирая форму для вновь создаваемого бизнеса, необходимо помнить также и о возможности его продажи в будущем. Продать бизнес индивидуального предпринимателя возможно только одним способом - путем продажи предприятия как имущественного комплекса, что еще более сложно в плане юридического оформления, чем продажа доли ООО. Но и форма ведения предпринимательской деятельности в виде ИП является востребованной, т.к вполне подходит для предприятий малого бизнеса.


Заключение:

Подводя итоги выше изложенного я сделала следующие выводы.

Фирма, как субъект рыночных отношений, является ключевым звеном. Это объясняется тем, что в современной экономике фирмы производят основную массу товаров и услуг. Функционирование фирм обеспечивают предприниматели. Предпринимательские способности - это экономический ресурс, в состав которого следует включать, прежде всего, предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

Фирмы представляют собой самостоятельные, хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение её позиций на рынке, и прежде всего за счет максимализации прибыли.

Основной рабочий инструмент фирмы - это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Конкурентное преимущество - это ценовые и качественные характеристики продукции фирмы, которые выгодно отличают её от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.

Фирма, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

Российское законодательство не содержит никаких норм, дискриминирующих какую-либо форму коммерческой организации по сравнению с другой, все организационно-правовые формы коммерческих организаций и физические лица - предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, имеют равные права как субъекты предпринимательской деятельности. Поэтому выбор остается за предпринимателем. Если в планах открытие предприятия, которое будет развиваться, тем самым повышая свою инвестиционную привлекательность и становясь все более конкурентоспособным товаром на рынке действующего бизнеса, предпочтительнее создавать такой бизнес в форме ЗАО - закрытого акционерного общества.

Закрытое акционерное общества - более предпочтительная форма ведения предпринимательской деятельности, чем ИП или ООО. Некоторые недостатки ЗАО (более сложная отчетность, более высокие затраты на регистрацию) компенсируются многими вышеперечисленными преимуществами.

Наиболее развитой формой является АО, наиболее устойчивое - полное товарищество, наиболее безопасной - коммандитное товарищество, наиболее замкнутой - ЗАО, наиболее открытой - ОАО.

 

 

Глоссарий:

Фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Научная организация производства - создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии. Это надежное и эффективное функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Внутренняя среда фирмы - это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления.

Внешняя среда фирмы - это экономическая, правовая и социальная среда, в которой фирма работает, являясь частью национального хозяйства.

Товарищество - представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества - возможность привлечения дополнительного капитала.

Акционерное общество (АО) — одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Унитарное предприятие - называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.

Ассоциации - это мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования

Консорциум - представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект).

Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель - означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства и др.

Частнопредпринимательская фирма - это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем её обязательствам.

Партнерство - это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).

 

Литература:

1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2001.-416с.
2. Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.: КНОРУС, 2005.-672
3. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.: Питер, 2008.- 448 с.
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юдонова. – 4-е изд. исправл. И доп. – М.: КНОРУС.- 2004. – 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.-576с.
6. Макконнелл К. Р. И Брю С. Л, Экономикс. М.: ИНФРА-М, 16-е изд., 2008.
7.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2008.
8.Экономическая теория (политическая экономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П.Журавлёвой.М.ИНФРА-М, 2005.
9.Экономическая теория. Микроэкономика -1, 2. М. Дашков и Кº, 2007
10.Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

11.Смит.А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книга 1. - М., 1997. - С.57-58. С.10.

12.Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. - М., 1993. - Гл.9.

2 Там же, Гл. 11.

13. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Питер-Ком, 1999.

14. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред.В.Д. Камаева. М., Владос, 1999.

15. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие / О.В. Баскакова; Изд. - торг. корпорация " Дашков и Кш". - М.: Дашков и Кш, 2004. - 268 с. - Библиогр.: с.265-267

16. Предпринимательство Серия: Золотой фонд российских учебников, Издательство: Юнити-Дана, 2007 г., 736 стр.

17. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 608 с

18. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-фз " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

19. Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов/ Ю.Ф. Елизаров. - 3-е изд., испр. - М.: Экзамен, 2008. - 496 с

20. Экономическая оценка инвестиционных проектов: Учебник для вузов / А.М. Марголин. - М: Экономика, 2007. - 367 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.