Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поставьте меня в любую ситуацию, и я к ней приспособлюсь. Но, пожалуйста, не просите меня нести за нее ответственность или изменить ее.






Когда другие члены семьи обеспечивают организованность (как правило, это старший брат или сестра, мама или папа), младшие дети могут считать, что им нет необходимости нести ответственность за самих себя. Адаптирующийся ребенокнаходит, что в такой все более хаотичной домашней обстановке гораздо проще существовать, если просто приспосабливаться ко всему, что происходит. Такой ребенок не пытается предотвратить или облегчить ситуацию. Он даже не думает о ситуации и не испытывает никаких эмоций в связи с ней. Что бы ни происходило, он просто справляется с этим, когда это происходит. Основной принцип мышления адаптирующегося таков: «Все равно я ничего не могу с этим поделать». Детскому уму кажется, что это совершенно реалистичный подход. Специалист описал бы адаптирующегося как, по-видимому, самого отстраненного от семьи ребенка. Другие дети в доме воспринимают его как более эгоистичного, а родители его, похоже, особо не замечают.

 

В то время как ответственный ребенок и успокоитель очень заметны в доме благодаря своему взаимодействию с другими членами семьи, адаптирующегося ребенка видно гораздо реже. Он – тот самый, кто чаще всего уходит в свою комнату без объяснений; тот, кто проводит больше времени с друзьями, чем дома; тот член семьи, который, кажется, забывает о конфликтах и эмоциях в семье.

 

Когда этот ребенок выходит из дома, чтобы пойти переночевать к другу, и отец орет: «Куда это ты собрался? Кто тебе разрешил? Ты никуда не пойдешь. Сегодня ты останешься дома!», то адаптирующийся просто возвращается в дом, вешает одежду в шкаф и потихоньку звонит другу, придумав какую-нибудь отговорку, почему не придет. Он знает, что раньше в этот же день папа уже дал ему разрешение переночевать у друга; но он также знает, что теперь, когда папа выпил, с ним нет смысла спорить. Если папа за весь сезон не пришел ни на одну бейсбольную игру, этот ребенок просто говорит маме, что это не так уж важно и ей не стоит расстраиваться, потому что он сам не расстраивается. «К тому же, если бы папа и пришел, то, скорее всего, все равно в пьяном виде». Проще просто принять ситуацию.

 

Дети рассказывают, как много раз мама, устав от пьянства отца и разозлившись на него из-за этого, собирала вещи, сажала детей в машину и уезжала с ними к каким-нибудь родственникам. А на следующий же день упаковывала все обратно и они возвращались домой, потому что мама с папой каким-то образом все улаживали. И вот уже на следующий день они снова дома. Одежда снова разложена по ящикам, все они сидят за обеденным столом, и все ведут себя так, как будто предыдущего вечера и не было. Очень многие говорили мне: «Так проще. Задавать вопросы нет смысла. И уж, конечно, нет смысла вмешиваться». Адаптирующиеся дети считают более мудрым следовать указаниям и не привлекать к себе внимания. Такое поведение менее болезненно для них, а также облегчает жизнь остальным членам семьи. Роль адаптирующегося пропитана отрицанием; она не сфокусирована на других. Именно из-за такого отсутствия внимания к другим адаптирующийся и выглядит более эгоистичным.

 

Для истинного адаптирующегося типично действовать, не размышляя и не испытывая чувств. Одна молодая женщина рассказала мне, как однажды поехала вместе с отцом на бейсбол, за тридцать миль от дома. Отец бросил ее на игре, а сам отправился в бар. Напившись, он забрал ее после игры. По ее словам, это не вызвало у нее беспокойства – по сути, это было для ее отца обычным делом. Однако в этот вечер по пути домой он остановился в единственном баре, за пятнадцать миль от дома, дал ей ключи от машины и сказал: «А теперь езжай домой и скажи маме, что я в такой-то закусочной и буду дома чуть позже». И девочка села за руль и поехала домой. Несмотря на то, что она не умела водить, она не стала спорить с отцом и его указаниями. Она рассказывает: «Он оставил машину заведенной, и у нее была коробка-автомат. Я просто села за руль и направила ее к дому. Я то и дело попадала в канавы и ехала в основном по обочине, но добралась домой. Всю дорогу я плакала, но, добравшись, успокоилась, зашла в дом, положила ключи на тумбочку, вошла в мамину спальню и сказала ей, что папа там-то и будет позже. Затем я пошла к себе и легла спать». Ее родители оба знали, что она не умеет водить, но отец проигнорировал этот факт, а мать даже не спросила, как она добралась до дома. Она призналась: «Попав домой, я не стала раздумывать о произошедшем».

 

«Поставьте меня в любую ситуацию, и я справлюсь с ней. Я не буду испытывать чувств, расстраиваться и спорить; я просто буду вести себя в соответствии с ней». Адаптирующийся и не подумает сказать: «Папа, я не смогу доехать до дома, я ведь не умею водить!» Она не хотела расстраивать папу. Она не подумала, что могла бы просто подождать его возвращения. В конце концов, она ведь получила указания, а она уже усвоила, что лучший способ сохранить мир в семье – выполнять указания, не задавая вопросов. Ей и в голову не пришло позвонить маме и спросить совета, как справиться с этой ситуацией – она не хотела доставлять маме беспокойство. Ведь гораздо безопаснее справляться с ситуацией в одиночку.

 

В школе адаптирующийся ребенок так же незаметен, как и дома. Успеваемость у него примерно средняя; он не демонстрирует ни гениальности, ни невежества, а значит, не привлекает к себе ни негативного, ни позитивного внимания своей учебой. По этой причине такой ребенок не производит особого впечатления на учителей и особо не контактирует с ними.

 

Адаптирующийся общается с другими детьми в школе, но не берет на себя лидерства. Он скорее остается несколько отстраненным и соответствует лишь внешним параметрам общественных кругов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.