Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТВЕТСТВЕННЫЙ» РЕБЕНОК






В моем доме все должно быть в порядке, иначе мне очень неспокойно. Моя аккуратность, вероятно, проистекает из того хаоса, который я ощущала в юные годы. Дом моих родителей всегда был в порядке в физическом смысле; но что касается человеческих отношений, в нем царил ХАОС.

Дети нуждаются в постоянстве и организованности. Когда алкоголизм алкоголика прогрессирует, а созависимый все больше занимается алкоголиком, дети ощущают уменьшение постоянства и организованности их семейной ячейки, и их жизнь становится все менее предсказуемой. Бывают дни, когда папа пьет, но срывов и напряжения нет; зато в другие дни, когда он пьет, он становится шумным, упрямым и требовательным в своих ожиданиях по отношению к детям. Мама временами реагирует на подобные срывы пассивно, игнорируя их, а временами договаривается с соседями, чтобы дети побыли у них, пока папа не уснет, или же говорит детям, чтобы они пошли поиграть на улицу, пока она их не позовет. Дети не знают, чего ожидать от папы, когда он пьет, и чего ожидать от мамы, когда папа пьет.

 

Когда родители не обеспечивают им постоянства и организованности, дети ищут способ обеспечить их самим себе. Старший или единственный ребенок очень часто становится самым ответственным в семье. Он берет на себя ответственность за организацию домашней обстановки и обеспечивает постоянство для других. Если папа, пьянствуя, проявляет словесную агрессию, этот ребенок собирает пальто и пижамы других детей и отправляет их к соседям. Пока мамы с папой нет дома, потому что они где-нибудь выпивают вместе, ответственный ребенок отправляет других детей в спальню, следит за тем, чтобы они сделали домашнее задание, а затем говорит им переодеться в одежду для сна и лечь спать. Это девятилетняя девочка, у которой на стене в спальне висит график, где отмечено, что ей нужно сделать по дому каждый день. Она берет на себя много обязанностей, потому что испытывает потребность в организованности. В такой ситуации она видит, что ее мама, работающая более чем по восемь часов в день, всегда грустная и усталая. Мама никогда не жалуется, но девочка знает, что, если ковры пропылесосены, грязная одежда подготовлена для стирки, покупки сделаны, посуда перемыта, а глажка закончена, то это ей помогает. Она также знает, что все идет лучше, когда ее братья и сестры получают от нее указания о том, куда им можно идти, а куда нельзя; тогда они не мешают маме и папе, им удается поиграть, и их жизнь кажется гораздо счастливее.

 

Иногда ответственных детей подталкивают к тому, чтобы они взяли на себя эту роль, а иногда они выполняют ее добровольно. Одна тридцатилетняя женщина сказала: «Моя мама забрала меня из приюта, где я провела шесть лет, только для того, чтобы я была дома и заботилась о двух своих младших братьях». Другая взрослая женщина призналась мне: «Благодаря тому, что я была такой хорошей хозяйкой и родителем для моей сестры, папе было проще не бывать дома, когда мама пила. Он не знал, что ему делать, и поэтому просто работал до все более позднего часа и все чаще ездил в командировки». Для родителя-алкоголика и родителя-созависимого типично очень гордиться своим ребенком, который ведет себя как взрослый. Ответственный ребенок облегчает жизнь родителей, так как благодаря ему у алкоголика больше времени, чтобы пьянствовать, а у созависимого – чтобы заниматься алкоголиком.

 

Независимо от того, явно ли подталкивают ребенка к роли ответственного или же он попадает в нее иным образом, более трудно различимым, эта роль обычно дает ему утешение. Когда он ее играет, это привносит стабильность в жизнь этого старшего или единственного ребенка, а также в жизнь других членов семьи. Такие ответственные дети чувствуют себя очень организованными, и они действительно такие. Они выполняют эту роль так последовательно, что становятся прямо-таки экспертами в планировании и манипулировании. Чтобы обеспечить ту организованность, к которой стремятся, они часто манипулируют своими братьями и сестрами. Эта способность организовывать, влиять на других и достигать поставленных целей наделяет таких детей лидерскими качествами – качествами, благодаря которым их выбирают старостами класса, капитанами команд и так далее.

 

Ответственные дети становятся мастерами постановки реальных целей, таких как: «Я позабочусь о том, чтобы мальчики приняли ванну сегодня вечером, а девочки – завтра вечером», «Я обязательно составлю сегодня вечером список нужных продуктов, а завтра после школы все куплю». Подобные цели реалистичны и достижимы. Живя в доме, где есть проблема алкоголизма, реалистичнее всего думать о задачах на ближайшее время: «Что я могу сделать сегодня?», «Что я сделаю завтра?» Если же такие дети начинают думать о том, что хотят совершить в течение следующих нескольких недель, то они знают, что обстановка в доме, возможно, и не будет оставаться достаточно стабильной для того, чтобы они смогли выполнить задуманное. Слишком уж многие долгосрочные планы зависят от того, будет ли пить их родитель-алкоголик. «Я никогда не планировала вечеринку по случаю своего дня рождения. Если я хотела вечеринку, то лучше всего было позвонить маме в обеденный перерыв и спросить. Это всегда зависело от папиного настроения, а предсказать его она могла лишь на несколько часов вперед». Поэтому, ставя перед собой достаточно реалистичные цели, чтобы их можно было достигнуть, ребенок доволен собой. Он достигает поставленных целей и чувствует удовлетворение.

 

Итак, ответственность, организованность, способность ставить цели и достигать их – это качества, которые поощряются и вознаграждаются и дома, и в школе. Очевидно, что при таком поведении детей не направляют к школьным психологам и родители их не наказывают.

 

Ответственные дети научились целиком полагаться на самих себя. Это кажется им самым разумным. Они усвоили: лучший способ добиться стабильности – обеспечить ее самим себе. «Если хочешь, чтобы что-то было сделано, сделай это сам». Они не могут постоянно надеяться на маму или папу. Алкоголик и созависимый временами могут эмоционально и психологически откликаться на их просьбы, но непредсказуемость и непостоянство поведения родителей – разрушительные элементы.

 

Дети также приходят к убеждению, что и от других взрослых не будет толку, когда им будет нужна помощь. Как правило, они уверены, что большинство взрослых недостаточно способны и умны длятого, чтобы дать лично им какое-либо понимание или руководство. Дети интерпретируют это в том смысле, что другим все равно или что они не особо чуткие. Такие идеи детьми усваиваются, однако, возможно, никогда не осознаются.

 

Большинство взрослых воспринимают ответственных детей как очень зрелых, заслуживающих доверия и серьезных. Сверстники же часто считают, что с такими детьми не так весело, как с другими их друзьями. Чаще всего ответственные дети либо активно участвуют в организованной общественной деятельности, либо не ведут сколь-либо значительной общественной жизни. Им необходимо находиться в организованной обстановке, которую они могут контролировать. Целеустремленность позволяет им отвлечься от боли, переживаемой семьей. Это дает им психологическое облегчение; кроме того, они получают положительные отклики. Что самое важное, на текущий момент это действительно облегчает им жизнь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.