Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания по теме




Задание 1.

С какими функциями деятельности связаны следующие жизненные ситуации.

1. Человек, много лет не ездивший на велосипеде, почти полностью потерял навык езды.

2. Ребенок вспоминает о том, как во время каникул он ходил за грибами.

3. Человек пьет воду.

4. Ученик заучивает таблицу умножения.

5. Архитектор отчетливо представляет себе, как будет выглядеть улица города после реконструкции

6. Портной шьет костюм.

7. Человек обедает.

8. Руководитель крупного предприятия после ухода на пенсию почувствовал бессмысленность своего существования.

9. Бухгалтер составляет финансовый отчет.

Задание 2.

Перечислите возможные мотивы учебной деятельности.

Задание 3.

Разделите заданные акты поведения на две группы и дайте обоснование проделанной классификации:

1) кашель; 2) дыхание; 3) забивание гвоздя; 4) чихание; 5) поливка цветов; 6) чистка зубов; 7) храп во сне; 8) дрожание от холода; 9) приготовление обеда; 10) отдергивание руки от горячего утюга; 11) управление автомобилем.

Задание 4.

Выделите внешние и внутренние компоненты учебной деятельности.

Задание 5.

В каком из приведенных примеров выделены операции, а в каком – действие?

А. Чтобы обточить деталь на металлорежущем станке, рабочий предварительно должен установить заготовку, закрепить режущий инструмент, настроить станок в соответствии с производственным заданием.

Б.При обучении работе на металлорежущем станке учащиеся выполняют специальные упражнения по установке заготовки, по закреплению режущего инструмента и по настройке станка.

6. Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании?

Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показывает, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И, наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам (например, в связи с уходом на пенсию) прекращает профессиональную, общественную деятельность, то это приводит к глубоким изменениям в структуре его личности – личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к функциональным нервным и сердечно сосудистым заболеваниям. (По Б.Г. Ананьеву)

Контрольные вопросы

1. Что такое деятельность?

2. Назовите основные функции деятельности.

3. Выделите структурные компоненты деятельности и определите их функции.

4. Выделите и опишите основные свойства деятельности.

5. Перечислите внутренние компоненты деятельности.

6. Назовите функции внутренних компонентов деятельности.



7. Сравните между собой процессы интериоризации и экстериоризации.

8. Назовите функции внешних компонентов деятельности.

9. В чем заключается социальность деятельности?

Вопросы и задания для самопроверки

1. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключаются основные характеристики труда?

2. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

А. В цехе работает мостовой кран. Крановщик с помощью рычага заставляет крюк с грузом подниматься или и пускаться, другой рычаг передвигает кран поперек цеха, наконец, третий рычаг перемещает весь мост крана вдоль оси. Иными словами, с помощью этих рычагов можно перемещать груз по всем трем осям.

Б. Неопытный крановщик передвигает груз последовательно по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломанной линии: пойдет, остановится, затем пойдет в другом направлении.

В. Когда начинающий спортсмен учиться перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз – повернуть налево, два – повернуть к себе, три – толкнуть от себя, четыре – повернуть направо»

Г. Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что оттуда транспорт идти не может.

Д. В первое время, ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие к данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.



Е. По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определении типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

5. Выберите правильный ответ:

1. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как:

а) объективные;

б) не направленные на цель;

в) волевые;

г) немотивированные.

2. Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это вид деятельности:

а) игра;

б) учебная;

в) предметная;

г) ведущая.

3. Процесс объективации накопленного личностного опыта называется:

а) экстериоризацией;

б) инетриоризацией;

в) трудовой деятельностью;

г) общением.

4. Основной единицей анализа деятельности выступает:

а) операция;

б) действие;

в) мотив;

г) цель.

Основная литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. С.

2. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. – М.: Владос, 2007. С. 145 – 163.

3. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

 

Дополнительная литература

1. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 80 – 93.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

3. Романов К.М. Ж.Г. Гаранина Практикум по общей психологии. – М.: Московский психолого – социальный институт, 2002.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал