Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиция революционного театраСтр 1 из 15Следующая ⇒
Марк Григорьевич Розовский РЕЖИССЕР ЗРЕЛИЩА
СОДЕРЖАНИЕ
Традиция революционного театра Традиция народного балагана Действующие лица и исполнители Режиссерское решение Миры зрелищного театра
В этой книге затронуты различные вопросы, связанные со зрелищной природой театрального искусства, в ней рассказано о традициях революционного политического театра, о ярком зрелище народного балагана, о способах достижения актером и режиссером зримой образности спектакля. Книгу заключает глава о многообразии зрелищных форм сценического искусства. ТРАДИЦИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕАТРА История с мистерией Политический театр Традиции «Синей блузы» Массовое действо Агиттеатр и литература факта Документальность и театральность Новые формы современного документального зрелища
Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые — Его призвали всеблагие, Как собеседника на пир; Он их высоких зрелищ зритель... Ф. И. Тютчев
Современный театр имеет огромный опыт в создании многообразнейших зрелищных форм. Конечно, многое из того, что «было», сейчас заслуженно забыто и нуждается лишь в изучении и никак не в воспроизведении. Но есть и замечательные достижения, которые следовало бы вспомнить и извлечь из архивов. Зачем? А затем, что в сегодняшней нашей практике мы частенько открываем «велосипеды» и не помним традиции, заложенные старыми мастерами. Мы слишком часто сегодня начинаем дело как бы на голом месте, как бы с нуля, чистосердечно полагая, что открываем новое, между тем, как это в муках рожденное «новое» могло бы быть для нас легко и свободно «пройденным этапом». ...1918 год. 12 октября. В петроградской газете «Северная коммуна» напечатано обращение В. э. Мейерхольда и В. В. Маяковского к «товарищам актерам»: «Вы обязаны великий праздник революции ознаменовать революционный спектаклем. Вами должна быть разыграна «Мистерия-буфф», героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским. Приходите все в воскресенье, 13 октября, в концертный зал Тенишевского училища и т. д.». Уже в этом, необычном даже для тех неспокойных времен, объявлении содержалось первое указание на специфически-зрелищный характер будущего спектакля: изображение эпохи. В этом отнюдь не случайном слове была так же намечена жанровая определенность первой советской пьесы, обозначено площадное качество ее театральной формы. Вербуя артистов для «Мистерии-буфф», В. Э. Мейерхольд, и до революции тяготевший к театрализации и символике, открыто афиширует свою увлеченность новым революционным искусством и перерабатывает свой былой эстетический бунт в политически сознательный акт сотрудничества с новой, Советской властью. «Революция, прачка святая» потребовала смыть наносы прошлого и установила новую чистоту — чистоту театрального праздника. Вот почему, когда спектакль был готов, на его плакате не было обычной формулы — художник такой-то, а стояло обозначение другого рода: «Раскрашено Малевичем». Итак, началось с «Изображения», кончилось «Раскрашено» — и в этих деталях рекламы была своя авторско-режиссерская логика, проявившаяся, конечно, прежде всего в самой постановке. Для В. Э. Мейерхольда «Мистерия-буфф» явилась поводом для создания публицистического спектакля-обозрения на актуальные и космические темы. Балаганно-трагедийная эстетика этого произведения соединилась с пафосом и сатирой, плакат и агитка оказались в многозначительном ряду с патетическим возгласом. В сущности «Мистерия-буфф» была, так сказать, типично «агитбригадным» спектаклем того времени — спектаклем, в котором самая дерзкая и сокрушительная злоба дня необходимо сочеталась с поэзией обобщений и настроений. Лирико-эпический тон и факты, факты, факты, взятые из жизни, с улицы, из газеты... История советского театра началась с политизированного обозрения, имеющего прямой целью агитировать во весь голос за торжество новой жизни взамен старой. Эта цель призывала ищущих художников распотрошить рухлядь императорской сцены и установить некие новые каноны, ранее театру неизвестные. Театр включился в процесс революционных преобразований, стал одним из средств общения новой власти и народа. В этом, думается, исключительно важный, такой понятный сегодня смысл происшедшего тогда поворота всего театрального сознания. Однако то, что сегодня так ясно и просто, в те годы давалось ценой огромного духовного перераспределения — в этом процессе устремленность в будущее и искреннее желание быть полезным своему трудовому народу воспринимались как подвиг далеко не всеми, классовая борьба расставила всех по своим местам. Вот почему «Мистерия-буфф» явилась лишь эпизодом начала этой борьбы, которая, между прочим, продолжается и сегодня, в иных, естественно, формах. Интересно, что расцветы зрелищного театра сопровождали, как правило, почти все революции. Сама природа зрелищного искусства такова, что оно наилучшим, наикратчайшим путем устанавливает связь времен и мест действия. Человек, участвующий в революции, целиком и полностью отдает себя настоящему — это в определенном смысле роднит его с театром. Цель зрелища — доказать в явной, убедительной форме «существование» несуществующего, конкретизировать Мечту. Цель революции — перестроить мир, дать новую, очень определенную жизнь, в которой Мечта тоже сбывается и получает вполне реальное очертание. В театре момент истории становится моментом жизни. В революции жизнь превращается в исторический момент. Зрелище потому близко революционному сознанию, что несет другую жизнь, другую, доселе невиданную форму существования. Революция всегда «зрелищна», а истинное зрелище всегда революционно. Дух победы, праздника, всемирно-исторического действа овладевает массами, на авансцене истории появляются новые персонажи, новые герои. Психологизм отбрасывается как предрассудок старого сознания. Только тот человек хорош, кто нов или хочет жить по-новому. Вот, наверное, почему у глубокого художника преданность идее зрелища так часто восходила к преданности идеям революции. Театр не может долго ждать. На улице революция, у режиссера - репетиция. Как режиссер зрелища, художник хочет, чтобы улица стала местом, где театр будет прямо участвовать в борьбе. Его репетиция будет знаком отчуждения от прожитого, от бывшего, ибо репетируется-то новое, никогда доселе невиданное. Таким образом, дух репетиции и дух революции совпадают и тот, кто не находит для себя решения работать «здесь и сейчас», скоро будет вынужден профессионально порвать с театром. Так случилось, например, с российскими театральными эмигрантами, их трагедия — от непонимания злободневной природы театрального зрелища, а не только от их классового поражения. Связанность миров театра с мирами жизни нерушима и педантична — режиссер зрелища помнит об этом и не будет дерзко и упрямо пренебрегать жизнью повседневной, моментом настоящим. Как бы велика и изобретательна ни была его фантазия, каким бы театральным искусам он ни давал себя увести от суеты, все равно режиссеру зрелища не удастся оградить себя от злобы дня — чудовищно мощной и захватывающей силы. В театре отречься от того, что перед тобой еще как-то можно, создавая отвлеченное зрелище, но оно обречено на провал, так как будет понято в момент революции как контрреволюция, иного и быть не может. Побег от жизни не простится художнику. Погибнет не театр, а художник, предавший вольно или невольно саму театральную идею: раз он «убежал», значит, миры театра для него существуют самостоятельно, а это не так. Прикосновение к «злобе дня» в революционные дни приводит обычно к искусству, освобожденному от болезней духа — прямому, ударному, радостному, активно вызывающему, антисозерцательному. Скрытые ранее творческие силы получают возможность открыться в новом для себя качестве — в соучастии в политической борьбе. В. Э. Мейерхольд в 1917 году писал Советскому правительству: «Россия придет к победе. Ибо страна эта не только мощна своим политическим разумом, но еще и тем, что она страна искусства. И когда искусство это хочет стать потоком, рвущимся с той же необъятной силой к той же цели, к великой вольности, последней вольности, — с какою рвется к победе новая трудовая коммуна, служители этого искусства вправе сказать: обратите на нас внимание, мы с вами». Сегодня эта просьба художника, жаждущего нового самоутверждения на волне революции, воспринимается нами и как подвиг сильной художественной личности и как единственно возможное продолжение живой и двигающейся во времени идеи театра. Мировоззрение творца, ранее жившего в чисто буржуазной среде, вдруг самым резким образом совмещается с идеологическими установками революционных масс и — не в этом, а в другом случае — поэт от всего сердца говорит: «Для меня не было вопроса — принимать или не принимать. Моя — революция». Впоследствии, когда личностное так или иначе потребует более подробного и глубокого ответа, художник может пережить свое соединение с революционным идеалом уже не как импульс, а как осознанное волеизъявление. В разные годы, в разных советских театрах по-разному произошли бои старого с новым. Следует не забывать сегодня о сложности и внутренней противоречивости агиттеатра, как такового, ибо именно в этом жанре кроме блистательных идейно-художественных побед не раз и не два проявлялись откровенно ошибочные тенденции, выражавшиеся прежде всего в примитивизации жизненных конфликтов и вульгарно-социологическом решении многих серьезных вопросов. Левая фраза, митинговая крикливость, недостаточная внутренняя культура тянули агиттеатр в сторону (сказать «назад» просто невозможно, ибо позади у агиттеатра нет ничего), не содействовали плодотворному и эффективному художественному выражению. Теоретики Пролеткульта В. Ф. Плетнев и П. М. Керженцев искажали созидательное содержание ленинской идеи культурной революции и требовали полного, безоговорочного разрушения всего наследия «буржуазного» театра. В своих сверхреволюционных концепциях и агрессивных декларациях эти неистовые агитаторы дошли до отрицания профессионализма в искусстве как необходимости: «Задачи строительства пролетарской культуры могут быть разрешены только силами самого пролетариата, учеными, художниками, инженерами, вышедшими из его среды» (В Ф. Плетнев). Коллективность самодеятельного творчества (правильный сам по себе лозунг) доводилась до абсурда рассуждениями о том, что «в искусстве производственный процесс в целом — например, трудовое напряжение у молота — может быть передано только тем, кто непосредственно участвует в нем, самим пролетарием». Эти и другие подобные им мысли В. Ф. Плетнева, высказанные в 1922 году в «Правде», были названы В. И. Лениным «архификцией», «глупостью», «фальсификацией исторического материализма», «игрой в исторический материализм». В другой плетневской фразе: «Пролетарский художник будет одновременно и художником и рабочим» — В. И. Ленин подчеркивает последние слова («и художником и рабочим») и пишет на полях свой убийственный комментарий: «Вздор!» Сам В. И. Ленин по-другому понимал проблемы строительства новой культуры: «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества. Все эти пути и дорожка подводили и подводят, и продолжают подводить к пролетарской культуре...». На фоне этих глубоких высказываний вождя пролетарской революции теоретизирование пролеткультовских лидеров выглядит достаточно плоским и легкомысленным, а иногда даже вредным. Судьба «Синей Блузы» — лучший тому пример. Действительно, начавшись в годы нэпа, это агитмассовое эстрадно-театральное движение, захватившее десятки тысяч людей, достигло своей кульминации к середине 20-х годов и затем распалось, растворилось в других формах, став лишь одним из проявлений бурной театральной жизни тех лет, но существенно никак не доказав, что оно — есть искусство. Об этом мы говорим теперь с болью и сожалением, ибо убеждены тем не менее, что ни один театр ни одной страны в мире никогда не знал такого размаха в массовом театральном движении — очень четко организованном и стилистически едином при всех многообразных формальных выражениях. Существует мнение, что «Синяя блуза» умерла потому, что якобы не сумела «перестроиться», не успела «приспособиться» к новым требованиям жизни. Да, в какой-то степени это так, но основная причина гибели этого одновременно профессионального и самодеятельного театра, думается, отнюдь не в отсутствии гибкости у руководства, а скорее в том, что сами изначальные идейно-творческие позиции в искусстве, сама «левацкая» установка на лозунгово-плакатную агитацию и «пропаганду во что бы то ни стало» не дали, не могли дать очень серьезных плодотворных результатов. Конечно, с позиций современного понимания говорить значительно легче, чем жить и работать в трудные и бурные времена, однако мы, если хотим извлечь какие-то уроки, должны постараться понять это еще не такое далекое время, как бы изнутри, вжиться в него, поставив, быть может, себя на место людей, которым приходилось тогда работать. Сделав это, мы, конечно, поймем, что осуждать чужие ошибки дело простое, гораздо труднее научиться самим их не делать. Именно с этих позиций проанализируем, что же конкретно дал нашему сегодняшнему театру опыт агиттеатра 20-х годов — на локальном примере формы Массового зрелища, или, как его тогда называли, Массового действия. Еще задолго до Октябрьской революции, в 1908 году, будущий нарком просвещения А. В. Луначарский мечтал о театре будущего, где «в результате коллективного творчества одинаково мыслящих сограждан возникнут дивные храмы, процессии, церемонии». Однако если до революции «одинаково мыслящие сограждане» казались вполне позитивным идеалом, то в 20-е годы мечта стала воплощаться в реальность, и в конечном счете эго и привело «Синюю блузу» к культивированию сценических примитивов. Апологеты новых театральных форм от чистого сердца обезличивали актерское исполнение хоровой мелодекламацией и яркими вычурными пластическими решениями (пирамиды, акробатика, «танец машин» и др.). Открытое презрение ко всем традиционным (психологическим) театральным выявлениям привело к бездуховной, схематической театральности, которая больше поражала, чем воздействовала. В «Синей блузе» можно было знать 15—20 эффектных приемов и с их помощью создать любую программу на любую тему. В тоненьком «Справочнике синеблузника» на 1927 год, имеющем подзаголовком слова «Как вести живую газету. Все о синеблузном движении» (автор-составитель В. Мрозовский, под редакцией Б. Южанина) содержится тот необходимый запас методологических советов, которые при всей своей категоричности и определенности сегодня выглядят наивными и небезупречными хотя бы по части элементарной грамотности. Вот отрывки из так называемой «Декларации синей блузы» (принята расширенным художественным пленумом коллективов «Синей блузы» и «Смычка» в 1924 г.). «...Особенность подхода «Синей блузы» к зрителю — производственная пропаганда. Название живой газеты, обозначающее прозодежду рабочего (синяя блуза), красноречиво подчеркивает эту пропаганду. ...Действие «Синей блузы» — эффект электротока. Зритель получает встряску психофизиологического характера. Эта встряска будит революционное сознание рабочего, опрокидывая устои мещанства. ...Как это достигается? Раньше и прежде всего — автором. От него «Синяя блуза» получает специфический литературный материал. Особенность последнего — короткая, сжатая, но насыщенная фраза, распоряжающаяся вспышками лозунгов. Как этот текст преподносится? Тут на сцену выступают режиссер, пианист, художник и актеры. Они должны насытить зрелище четким ритмом современной машинной техники. Движения на сцене — быстрые, экономные. Расхлябанному жесту нет места. На передовую линию — точность и механизированность физкультуры. ...Моментальная смена впечатлений — основной принцип для успеха внешнего восприятия. Антре-парад участников, открывающий и закрывающий живую газету, таит в себе огромную силу. Помимо того, что антре-марш заряжает аудиторию чисто физической энергией, он является коллективным гипнотизером «Синей блузы». Вот в основном тот путь подхода к массам, который «прощупан» «Синей блузой» в толпе своей многоликой аудитории. А зритель этот повсюду: чайные-столовые МСПО, пивные Моссельпрома, рабочие клубы, сады, экскурсии-массовки и почти все театры Красной столицы, вплоть до Большого. Ежедневно живую газету видят и слышат от 3 до 30 тысяч рабочих». В сегодняшнем театре безусловно достигнут другой, более высокий уровень пропагандистского искусства. Сам термин «агиттеатр» нуждается в уточнении: во всем мире теперь говорят по-иному: политический театр. И недаром. В последние годы этот вид театра буквально стал жанром — появилась особая драматургия так называемой документальной драмы, спектакля-фактомонтажа, в котором исходные принципы театра живой газеты получили свое удачное художественное развитие. Театр в его современном течении сумел преодолеть вульгарно-социологическую ограниченность своих былых упражнений и дать на новой основе блестящие примеры искусства активного, ударного, темпераментного. Публицистическое зрелище, которое когда-то противопоставлялось интимному «эстетизму» так называемого аристократического духа, сегодня стало привычным и интересным для самой широкой публики. Странными выглядят сейчас рассуждения Эм. Бескина, идеолога левацких пролеткультовских настроений, который писал в 1922 году, что в театре «идея индивидуалистических восприятий» осуществляется «не только на сцене, но даже в самой архитектуре зрительного зала, располагающего... к полудремотному, изолированному созерцанию. Небольшой узкий зал, стены, облицованные деревом, везде мягкие ковры, в которых тонет нога, в партере мягкие обитые красным сукном кресла... Медленно раздвигается занавес, открывая маленькую плоскую сцену, чуть-чуть приподнятую над партером. Со сцены льется тихая речь, почти шепот... Ничего яркого, зажигающего... Зрители — буржуа уютно отдыхали в этом сумеречном театре, не требовавшем ни нервного, ни умственного напряжения. Театр пассивного зрелища, театр тихих созерцательных переживаний... Театр, утративший радость «театральности», сознательно изгоняющий ее и отдавшийся весь в кабалу книги, с ее скучной рассудительностью и психологизмом...» В этом описании заключено неприятие театральности в ее нынешнем, современном понимании. Сегодняшний театр идет именно по пути, которым так пугал своих современников Эм. Бескин. Понять в те годы, что камерное театральное зрелище, нацеленное на личность каждого зрителя — это и есть театр будущего (т. е. нашего сегодня), было, видимо, не просто. Сегодня пропаганде отнюдь не обязательно вменяется монументальность; массовое действие, синтетическое зрелище вполне «умещается» на небольшой сцене. Зайдем, к примеру, в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Ковров, правда, здесь нет — есть гобелены, огромные декоративные панно в фойе и стены, «облицованные деревом». И сцена невелика, и «небольшой узкий зал»... И когда играют здесь «Гамлета», то «со сцены льется тихая речь, почти шепот» и это почему-то вовсе не мешает «театральности» спектакля, о котором так просто не скажешь: ничего, мол, яркого, зажигающего... Да, именно так. И очень хорошо, что так. Но почему же в этом «сумеречном» «Гамлете» так много «нервных» и «умственных напряжений»?.. А все дело в том, что в нынешнем своем развитии многое из того, что ранее выглядело совершенно недопустимым для театра-зрелища, сегодня принято им на вооружение и органично украшает его. Сегодня как бы достигнута договоренность между сугубо «вредными друг для друга» (так считалось раньше) компонентами — и в результате самый что ни на есть наш политический театр обрел целостную положительную программу, в репертуарном реестре которой наряду с открыто публицистическими спектаклями стоит проклятая «леваками» недавнего прошлого классика: Мольер, Шекспир, Пушкин... «Кабала книги с ее скучной рассудительностью и психологизмом» не служит препятствием для творчески орудующего с литературным текстом режиссера Ю. П. Любимова. В результате возникают композиции по произведениям Чернышевского, Бориса Васильева, Ежи Ставинского... Проза переводится режиссером на язык зрелища и получает самостоятельное звучание в новой для себя форме «живых, двигающихся картин». Когда-то, еще в 1908 году В. Мейерхольд утверждал, что «в ломке драматических форм всегда брала на себя инициативу литература. Чехов написал «Чайку» раньше, чем появился Художественный театр, ее поставивший. Литература создает театр». Однако агиттеатру литература была не особенно нужна. Сам В. В. Маяковский относился к своей «Мистерии-буфф» не как к чему-то законченному, совершенному и заявлял без всякого кокетства, самокритично рубил: «Эта пьеса — гадость, и я ее переделываю...». И переделывал. Вводил новых персонажей, изменял сюжетные конструкции, делал злободневные вставки... Не надеясь на то, что в своем, «Маяковском» варианте пьеса «громаду лет прорвет», поэт обращался к потомкам: «В будущем все играющие, ставящие, читающие, печатающие «Мистерию-буфф» — меняйте содержание, делайте его современным, сегодняшним, сиюминутным». Конечно, пьеса «Мистерия-буфф» «гадостью» не была — это явная авторская передержка в свой собственный адрес, она была классическим литературным экспериментом, произведением нового типа, годным для единственного в своем роде феерического представления. Массовое действие требовало совершенно другой формы поэтической драмы по сравнению со старой традиционной пьесой. Понадобилось достаточно длительное «открещивание» от литературы прежде чем зрелищный театр «понял» ее необходимость заново и как бы отстоял ее во внутренней борьбе с самим собою. Мы еще остановимся на проблеме взаимоотношений литературы и зрелища, точнее, на способах их взаимопроникновения и перекрещения, сейчас же нас интересует, что и как современный зрелищный театр черпает из старого опыта. «На большом возвышении, окруженном сотней поднятых рук, в позе монументального памятника стоит обнаженный до пояса с опущенным кожаным фартуком тот, кто читает стихотворение. Чтение сопровождается далекой музыкой, причем вся сцена заливается огромным красным заревом». Если бы эта фраза, описывающая одну из простых форм поэтического представления, встретилась бы, скажем, в современной рецензии на любимовского «Пугачева», мы бы не удивились: в самом деле высокий помост и обнаженные по пояс артисты в зареве красного цвета — это все из спектакля, который мы сравнительно недавно видели в Театре на Таганке. Однако это всего лишь описание исполнения стихотворения рабочего поэта Гастева «Башня» в постановке А. А. Мгеброва в петроградском театре «Арена Пролеткульта». Другой пример мгебровской инсценировки — стихотворение Уитмена «Европа»: «На сцене зритель видит фигуры девушек в белых одеждах и юношей в праздничных рабочих рубахах. Густой низкий мужской голос начинает: «Из душного рабьего логова», хор мужских голосов подхватывает. Вступают голоса женщин, после чего... вся масса мужчин, женщин и детей внезапно как бы исчезает в красном свете. За сценой звуки адского «данс-макабр» (танец смерти — франц. ) в перекличку с жутким хохотом. В сгущенном кроваво-красном свете выползают на сцену гротесковые фигуры царей, попов, тюремщиков и пр. Толпа гонит их, после чего сцена наполняется десятками поющих юношей и девушек в праздничных светлых одеждах с лавровыми и пальмовыми ветками в руках». Читая это описание, так и хочется воскликнуть: — Где-то это мы уже видели?! Ах да, в Театре на Таганке!.. Мы говорим об этом отнюдь не в осуждение любимовских спектаклей. Честь и хвала режиссеру, который, реставрируя отдельные театральные приемы, легко, свободно и весело творит с ними совершенно новую художественную театральность, рассчитанную на подчеркнуто сегодняшнее потребление. Ю. Любимов показал себя мастером высокой зрелищной формы. Каждый спектакль его театра — часть общей эстетической программы, всегда нацеленной на единство острого смыслового содержания с изобразительным рядом. Конечно, Ю. Любимов — не единственный современный режиссер, обративший внимание на оставленное старыми мастерами наследие, но он делал свое дело последовательно и неотступно, чего нельзя сказать о многих его талантливых коллегах. И у Мейерхольда были свои «попутчики» в строительстве театра нового типа — тот же А. Мгебров или С. Э. Радлов, манифестировавшие театральность и театрализацию, поэтичность и поэтизацию, цирк и «циркизацию» и другие им подобные искания. Однако лишь в противоречивом, но всегда художественном опыте неистового Мастера революционного театра В. Э. Мейерхольда, в несравненных ни с чем спектаклях Е. Б. Вахтангова и цветастых постановках А. Я. Таирова в наиболее полной мере проявились откровенно зрелищные тенденции, и тем самым установился перспективный адрес в будущее, то есть в наше время. Политический театр, понимаемый ныне как жанр, синтезировал в свою образную систему «агитку» и «символ», поэзию и психологизм, факт и вымысел, гротеск и натуральность, философию и констатацию... Он движется, а не умирает. Вырождение «Синей блузы» было закономерным итогом ее развития — тут нет парадокса, тут есть расплата за глобальное отрицание искусства как такового, за приведение его к бездуховным формам. Однако даже из этого пепла серьезный художник может извлечь драгоценные перлы, переработать их в иное качество, поставить в новую оправу — и засверкает!.. Ю. П. Любимова, конечно, трудно заподозрить в поклонении примитивному агиттеатру 20-х годов, однако нет ли некоторых, пусть не прямых заимствований из этого источника в его остропублицистических постановках, особенно первых по счету?! Агиттеатр, превратившись в современный политический театр, обеспечил фундаментальную основу для расцвета этого жанра, в последние годы особенно. Приемы сами по себе не устаревают, не изнашиваются — они могут лишь надоесть и приесться. Разве прозодежда, будучи декларированной в «Синей блузе» обязательной стилистической краской, не стала называться униформой и не была принята к использованию в решении костюмировки спектаклей Театра на Таганке? Разве «эффект электротока» не применяется (уже не образно говоря, а буквально) Ю. П. Любимовым в постановке «10 дней, которые потрясли мир», где с помощью света и теней строится экспрессивность театральных образов. Разве этот «эффект» не дает зрителю «встряску» психофизиологического характера»? Еще как дает!.. И разве эта «встряска» не будит «революционное сознание рабочего», пришедшего сегодня в этот театр, «опрокидывая устои мещанства»?.. А отказ от «расхлябанного жеста»?.. А «механизированность физкультуры»? А «моментальная смена впечатлений» как основной принцип?.. Разве зритель Театра на Таганке, пришедший сюда не из «пивной Моссельпрома», не сталкивается с этими моментами нового для себя зрелища? Да, то, что было писано в «Декларации «Синей блузы» в далеком 1924 году, сегодня заново осуществляется — с другими целями, в другой обстановке. Происходит своеобразная модификация или переплавка средств и приемов из одного времени в другое, из одного стиля в другой... Говоря строго, тут речи нет о заимствовании или автоматическом перенесении, можно всерьез говорить лишь о преемственности и диалектичном переходе языка в язык: сегодня мы не говорим, конечно, языком Пушкина, но это наш язык, мы им относительно хорошо владеем. Театр выявляет себя как процесс, невероятно страдающий от случайных разрывов, но все-таки всегда превозмогающий их, стоически тянущий свою единую линию — от одного факта сценической культуры к другому. Потому-то не следует удивляться так называемому «совпадению», говорить: «это было», «а это тоже было», «а это мы уже видели»... Дело ведь не в том, чтобы открывать новое, которое находится над историей и современностью, — такую задачу не может поставить и выполнить любой, даже самый гениальный художник. Важно научиться применительно к своей личностной художественной задаче суметь выхватить из чужого достижения или поражения некий формально-существенный элемент и переключить его в новый вид, необходимый теперь режиссеру зрелища. В результате скрещения тех или иных приемов и средств, преобразованных новой фантазией и служащих новым задачам у режиссера родится новая художественная структура — самоценный спектакль. В этом смысле современный политический театр вовсе не повторяет, не копирует старый, грешивший утилитарностью форм идей, агиттеатр. Он его просто-напросто превзошел. Он всерьез приступил сегодня к выполнению своей высшей задачи, о которой говорил еще Н. В. Гоголь (не знавший, естественно, ничего о массовых зрелищах 20-го века): «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, разбирая ее по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра...» Как же выполняет сегодня театр-кафедра свое предназначение?.. Какие новые виды (типы) публицистических и поэтических зрелищ родились в самое последнее время? Охарактеризуем некоторые из них, самые, с нашей точки зрения, интересные, приведя отдельные примеры авторско-режиссерских театральных ходов которые, впрочем, нелегко поддаются даже нашей весьма условной классификации. Речь пойдет о жанре документального спектакля, ибо эта форма политического театра несомненно является сегодня самой распространенной в мировой театральной практике. 1. Спектакль-суд. Драматургия и театральное решение этого вида зрелища строится на воспроизведении того или иного уголовного или политического процесса, происшедшего когда-то в действительности и сегодня разыгранного перед зрителем по сохранившейся стенограмме. Удобство этой формы состоит в том, что она позволяет отвлекаться и в любой нужный авторам момент выходить за пределы чисто судебного ритуала, чтобы добыть новые знания, новые аргументы по интересующим зрителя вопросам. Постоянные персонажи судебного акта — Преступник, Прокурор, Защитник, Судья, Свидетели и т. д. дают театру прекрасные возможности для создания острых коллизий и ситуаций, ибо фиксируются в сознании зрителей не только как индивиды, но и как своеобразные маски-персонажи. Действию может быть сообщена трагикомическая окраска, столь труднодоступная и редкая в других формах. Однако следует помнить, что форма спектакля-суда уже достаточно «избитая», сказать здесь что-то свежее (мы имеем в виду не содержание спектакля, а его форму) чрезвычайно трудно. Необходимо, видимо, искать чрезвычайное по своему характеру содержание, нуждающееся в теперешнем анализе или переоценке. Отличный пример спектакля-суда имеется в репертуаре Ленинградского Большого драматического театра (БДТ) — «...Правду! Только правду! Ничего, кроме правды!», где режиссером-постановщиком Г. А. Товстоноговым взят необыкновенно интересный документальный материал — суд над... Октябрьской революцией, состоявшийся в Америке в 1918 году. Известны также инсценировки суда над нацистским преступником Гессом, суда над итальянскими героями рабочими Сакко и Ванцетти и спектакль по делу Оппенгеймера — «отца американской атомной бомбы», отказавшегося продолжать служение империализму из нравственно-этических соображений. Во всех этих спектаклях зрелищная форма была продиктована театру основным местом действия пьесы и именно это обстоятельство оказалось для художников привлекательным. 2. Спектакль-собрание. На сцене имитируется обстановка какой-нибудь дискуссии или бурного обсуждения, в которых очень интересно выявляются различные характеры ораторов и в конце концов принимается (или не принимается) правильное, с нашей точки зрения (или неправильное), решение. Цель опять-таки анализ или переоценка того, что случилось. Спектакль-собрание это чаще всего спектакль-спор, спектакль-диспут. Здесь возможно привлечение к спору зрителей, сидящих в зале, — в форме ли интервью с артистом, который спускается в зал с микрофоном, или даже в форме импровизированного зрительского выступления на собрании, которое показывается артистами на сцене. Но может и не быть никаких импровизаций— драматургия такого зрелища должна вскрыть неизвестное нам доселе и этого будет вполне достаточно, чтобы спектакль смотрелся с интересом. Информативный смысл происходящего в спектакле-собрании только тогда получает образное художественное осмысление, если за тем или иным мелким фактом (репликой) современный зритель будет чувствовать публицистическое авторское видение, непохожее на общепринятый взгляд. Другой путь — воссоздание на сцене определенной атмосферы действительности, которая в силу каких-либо причин оказалась утерянной или неявной при сегодняшнем восприятии того или иного документа. Нам может понадобиться причинно-следственная фактура общеизвестного или забытого эпизода, случая, происшествия — и тогда в темпераментном диспуте мы получим новое или неожиданное освещение того, что знали. Атмосфера, которая стоит вне самого факта, объяснит нам все. Однако объяснять будет все-таки театр, воссоздающий данную атмосферу. Событие будет раскрыто во всей глубине и противоречивости, следовательно, воспитательная функциональность спектакля (анализ или переоценка) возрастет. Одним из лучших примеров документального спектакля-собрания является постановка пьесы «Большевики» в театре «Современник». 3. Спектакль-портрет. За сюжетную основу берется документально подкрепленная судьба героя, история его жизни, его борьбы, его исканий, его заблуждений, его побед. Материалами для такого рассказа обычно служат дневниковые записи, письма, отрывки из выступлений, биографические заметки, служебные записки, справки, отзывы современников, фрагменты отдельных работ... Но все эти источники подаются под определенным углом зрения, требуют метода отбора, которым достигается не портретное сходство с оригиналом, а создание образа героя. Поэтому к документальному материалу могут быть приданы достаточно своевольные до по л цен и я, идущие от театра. Театр как бы врывается в документальную фактуру спектакля и создает ему нравственно-философский современный аспект. Статичность документа преодолевается введением экспрессивных сцен-воспоминаний, сцен-ассоциаций, сцен-фантазий... Вот пример: в спектакле итальянского театра из г. Больцано «Дни борьбы вместе с Ди Витторио», посвященном одному из крупнейших деятелей международного рабочего движения, после коллективной читки со сцены различных документов, рассказывающих о любимце итальянских трудящихся, внезапно, «на авансцене появляются две жалкие балерины, убого семенящие ножками, фальшиво изображающие веселость как символ процветающего буржуазного общества. Неожиданное сообщение перебивает и эту фальшивую картинку, убит «добрый король Умберто I». Спектакль-портрет как форма политического театра требует большого искусства монтажа разного рода текстов. Иногда от самого порядка, в котором произносятся тексты, зависит их смысловое восприятие. Сила документа — в его якобы отвлеченности. Переставим эти документы — и связи их друг с другом или нарушатся, или «заиграют». Мастерство автора монтажа — в преодолении этой отвлеченности. Публицистическая обращенность в зал возможна лишь в случае определенной позиции автора — режиссера. Отсюда те приемы и средства этого театра, которые преподносят нам зрелище, живущее за счет так называемой «рваной драматургии» и безграничной театрализации. Если это качество эстетики подобного рода спектаклей принять как достоинство, то, нас, зрителей, уже не будут удивлять, скажем, в представлениях Театра на Таганке пять Маяковских («Послушайте») и пять Пушкиных («Товарищ, верь...»). Такое разложение одного персонажа на ипостаси его характера достаточно своевольно и рискованно, так как не слишком нравственно по своей сути, однако оно бывает единственно возможным, ибо гораздо более опасно — играть великого человека, гримируясь под него. Прием разложения необходим театру, чтобы создать собирательный образ. Это один из острых приемов театрализации, хотя и лежащий на поверхности, несколько наивный. Однако он вполне допустим и во многих случаях художественно оправдан, результативен и «работает» на достаточно искушенного в театре зрителя. 4. Спектакль-переписка. Эта форма родственна спектаклю-портрету и уже была многократно использована в современном театре. Но мы выделяем ее в отдельном пункте потому, что этот локальный способ воспроизведения личности делает особо возможным акцент на внутренней жизни героя, на его «неофициальной» биографии. Вот тот самый случай, когда политический театр легко переходит в психологический, не теряя при этом своей публицистичности и «организованности». Основная цель спектакля-переписки — сделать рассказ о личности интимным и сосредоточить зрительское внимание на противоречиях и конфликтном разрешении этих противоречий в личной жизни героя. Самое трудное в создании спектакля-переписки — сюжет. Он не может быть здесь открытым — в силу того, что сюжетом мы обычно называем движение событий в пьесе, а в спектакле-переписке о событиях лишь рассказывается. Однако уже в самой смене настроений, честном, откровенном лирически-индивидуальном эпистолярном изъявлении персонажа — природа одухотворенности спектакля-переписки, глубоко человеческий сокровенный смысл его. 5. Спектакль-манифестация. Еще на заре развития советского революционного театра; когда особенно сильна была потребность в массовых действах, жанр спектакля-манифестации определился явно и грандиозно. В обстановке необычайного народного воодушевления массовые зрелища стали характерным для своего времени способом выражения бушующих эмоций и дремавшей доселе энергии. За основу спектаклей-праздников был взят так называемый «красный календарь», в соответствии с которым улица, площадь, район преображались, — кроме чисто развлекательного момента, здесь шла пропаганда новых идей, нового миросознания. «По инструкции надлежало трубой и барабаном возвещать о прибытии трамвая-театра на место, — вспоминает один из участников театрализованных митингов 1920 года в Петрограде.— На деле же толпа ждала представления, собравшись задолго до прибытия трамвая у пункта, заранее отмеченного зеленью и плакатами. Артисты, переодевшись в моторном вагоне, сквозь толпу пробирались на платформу. Выступать приходилось под возбужденный гул тесно прижавшихся к платформе зрителей, которые криками провожали трамвай». Постановками на улицах в 20-е годы занимались знаменитые в то время режиссеры С. Э. Радлов, Н. Н. Евреинов, Юрий Анненков, Н. В. Петров, В. Н. Соловьев... Оформляли М. В. Добужинский, В. А. Щуко и др. художники с не менее солидными именами. Так, маевка 1920 года была отпразднована в Петрограде массовым гала-зрелищем, разыгранным на портале здания бывшей фондовой биржи. Оно называлось «гимном освобождению труда» и имело в подзаголовке все то же слово: «Мистерия». «Действие мистерии было историко-символическим. Портал Биржи закрывал большой декоративный занавес с перспективным изображением «крепостной стены с золотыми воротами и большим повешенным на них замком». По знаку фанфар перед декорацией этой появлялись «властители», окруженные свитой: «Наполеон», «Папа римский», «Султан», «Банкир», «Русский купец». Они размещались у столов, перед которыми на верхней площадке Биржи шли танцы балетных танцовщиц. А на площади, к обоим нижним концам лестницы, под траурный марш Шопена подходили одетые в серое вереницы «рабов» в кандалах (ставшее обычным в символических зрелищах изображение каторжного непосильного труда). Из-за декоративной стены слышна музыка вагнеровского «Лоэнгрина». Рабы начинают роптать. Вверх по лестнице вбегают «римские гладиаторы», затем восставшие крестьяне Стеньки Разина, но каждый раз прислужники «господ» обгоняют рабов. Третья атака — и в руках восставших появляются красные флажки, мгновенно расцвечивающие серую лестницу Биржи. «Властители» в утрированно-гротесковом бегстве прячутся, катятся по ступенькам, исчезают (тут были применены комические уходы цирковых актеров). Задник с изображением крепости падает и обнаруживает второй холст с нарисованным на нем «деревом свободы». Оркестр играет «Высота, высота поднебесная» из оперы «Садко». Восставшие рабы пляшут вокруг «дерева свободы». Над Невой вспыхивает фейерверк». В этом зрелище принимало участие 2000 человек исполнителей и 35 000 человек зрителей. Сегодня традиция спектакля-манифестации (мы имеем в виду приемы коллективной театрализации) жива в создании спортивных празднеств на стадионах (достаточно вспомнить открытие и закрытие Олимпиад), в формах военных парадов и демонстраций трудящихся (вспомним попутно, что в 30-е годы их ставил на Красной площади В. Э. Мейерхольд), в парковых карнавалах, в шествиях в дни открытия фестивалей, в народных гуляниях в праздничные дни. Спектакль-манифестация, идущий под открытым небом, строится режиссером с учетом всех объективных условий постановки — архитектуры выбранного для зрелища места (наличие колонн, лестниц, развалин, мостов, балконов и др.) времени игры (утро, день, вечер, ночь), погоды (качество должно быть гарантировано при любом ее изменении) и т.д. Следует думать, что город как таковой — и современный, и старинный в особенности, — дает режиссеру массового действия огромные возможности, которые очень нуждаются в художественном использовании. «По улицам слона водили» — режиссеру этого мало, режиссер должен «придумать» Моську и подпустить ее к слону. Зрелище состоится лишь в том случае, если, кроме чисто визуальной выразительности, оно получит смысловую метафорическую окраску, если зритель поймет: то, что он видит сейчас, означает нечто большее, чем инсценировку того или иного события. В этом смысле, городу нужен главный режиссер, то есть человек, влияющий на его жизнь точно так же, как мэр или главный архитектор. Если бы — будем пока говорить это в шутку — в Москве была бы учреждена должность главного режиссера города, то, вероятно, мы стали бы свидетелями потрясающих уличных спектаклей. Почему люди любят смотреть на пожары? Почему они не проходят мимо всего, что есть отклонение от нормы, от привычного? Зрелище художественное, искусственное только тогда достигает высокого уровня, когда учитывает этот немаловажный психологический момент зрительского восприятия. Спектакль-манифестация принадлежит к такого рода массовым действиям, которые доставляют эстетическое наслаждение только в том случае, если режиссер (совместно с автором и художником) находит свежие, неистраченные изобразительные решения, избегает ходульности и иллюстративности, применяет смелые, может быть, находящиеся вне привычной логики приемы. Когда американские хиппи устраивали на площади публичное, коллективное сожжение повесток, обязывающих их исполнять воинскую повинность, — это делалось под хоральную и джазовую музыку, сопровождалось странными церемониальными танцами с факелами и флагами и изобиловало движениями, которые, видимо, должны были подчеркивать торжественный риск их гражданского поступка. Театрализация жизни любыми средствами вот та новая целевая зрелищная установка, которую режиссер спектакля-манифестации разрабатывает с успехом в наше время. Новое зрелище — это синтез так называемого жизненного «нетеатра» с хорошо продуманной, точно организованной системой сугубо театральных форм и приемов. Итак, мы затронули лишь несколько разновидностей документального зрелища, которые явились новинками политического театра, стали яркими достижениями этого жанра в наши дни. Конечно, всякое деление весьма условно, хотя бы потому, что каждый отдельный спектакль может включать черты, присущие «соседнему» формообразованию, однако стоит обратить внимание на специфичный процесс развития жанра в целом, ибо именно внутри всего жанра режиссер найдет интересующие его моменты и сможет выделить наиболее полезные приемы для собственной практики. Зрелищная форма чрезвычайно мобильна, она умеет «прорываться» во все театральные явления, настаивая на своей особой роли, или стараясь остаться незаметной, держась как бы в тени. Искусство агитационного театра — это всегда искусство борьбы, это открыто тенденциозное искусство. Поэтому и броская оригинальная зрелищная форма в такого рода театре часто становится главнейшим элементом эстетики, она так же оказывается «тенденциозной» в своем выражении, она «кричит», она требует к себе повышенного режиссерского внимания. Правда, сейчас уже очевидно, что никакое «самодовлеющее» зрелище невозможно без литературы, без большого духовного содержания, заложенного в ней. Отказ от литературы привел к плоскостным, иллюстративным решениям, зрелище оказалось бессильным и перестало выражать свое время полноценно. Вот почему режиссеры должны учитывать в практике создания зрелищ, что необходимо искать новое с помощью серьезного освоения и осмысления всего пути, по которому идет и развивается жанр. Кому же сегодня «больше всех нужно» это понимание? Несомненно, это прежде всего нужно участникам агитбригад, их боевому, злободневному творчеству. Опыт «Синей блузы» показал, что стилистика 20-х годов, составлявшая язык определенной зрелищной формы, может считаться неумершей, неисчезнувшей — в жанре современного агитбригадного спектакля часто проявляются многие исключительно ценные признаки старого политического театра. Самодеятельное искусство нашей страны, не имеющее себе равных во всем мире по своему масштабу, располагает и сейчас огромным количеством сельских и заводских агитбригад, которые вместе с некоторыми лучшими студенческими театрами и эстрадными коллективами продолжают традиции «Синей блузы», заново и в целом удачно используют накопленный опыт. Преодолев напыщенность и прямолинейность сухого лозунгового изложения, участники современных агитбригадных спектаклей ищут новую образность, новые театрально-зрительные художественные решения. Агитбригадное зрелище сегодня — это чаще всего большое эстрадное представление, в котором сочетаются в едином постановочном решении многочисленные средства выразительности на сцене и даже целые виды искусства — музыка, слово, танец, декоративное оформление... Жанр спектакля-калейдоскопа, состоящего из различных сцен, миниатюр, интермедий, отдельных номеров, требует особой драматургии и более высокого уровня режиссуры, чем обыкновенная концертная программа. Отсюда интерес участников агитбригад к зрелищной стороне своих коллективных спектаклей, к эффективным и лаконичным средствам театрализации. Вспоминается выступление одной из сельских агитбригад Ростовской области. Самодеятельные артисты вышли на голую сцену. Никаких ширм! Никаких декораций! Никаких конструкций! Однако зрелище их выступления было своеобразным и великолепным: артисты вытащили из карманов платочки и сыграли весь свой спектакль, пользуясь только этими разноцветными кусками материи. С помощью платочков участники агитбригады изображали все — от огня до трактора. Такую выдумку, такой вкус и понимание стиля не встретишь, пожалуй, и в иных солидных профессиональных театрах. Во всяком случае прием с платочками был применен блистательно и запомнился именно благодаря мастерскому исполнению. Этим примером хочется сказать, что уроки «Синей блузы» не прошли зря. Живость и искрометность зрелища в соединении с ударным публицистическим содержанием — это краски и признаки современного агитбригадного спектакля. Тенденция к синтетическому спектаклю характерна: статичная «чтецкость» и назывная плакатность уступили место театральной метафоре, гротеску, «зонговым» музыкальным номерам, то есть таким формам, которые уже сами по себе наиболее приспособлены нести обобщение. Агитбригадный спектакль стал спектаклем театра малой формы. Конечно, достижения разных по уровню коллективов и групп далеко не равноценны, но сейчас идет речь о направлении общих поисков, о перспективах развития. В наиболее сильных, устойчивых по своему составу агитбригадах (есть такие, что работают и творят по 15—20 лет!) режиссура зрелища накопила огромный и очень интересный опыт, к сожалению, мало изученный критикой и не зафиксированный в театральной истории, как это сделано, к примеру, с «Синей блузой». Синтетичность и мюзик-холльность нынешних агитбригадных представлений объясняется также влиянием на них многих «сверхсовременных» зрелищ, например, телевизионных развлекательных программ. Можно долго спорить, хорошо это или плохо, но факт остается фактом: агитбригада впитывает в себя весь темпо-ритм современной жизни, испытывает интерес к тому валу информации, который обрушивается на человека, и старается найти этой информации образные эквиваленты в своих работах. Зрителю нравится активное, эмоциональное, темпераментное искусство, в котором документы и факты осмысляются эксцентрически и в то же время серьезно, где грань между комическим и патетическим не видна (это не значит, что она отсутствует!), где острая мысль находит соответствующую ей острую форму выражения. А гитбригадное зрелище — это в конечном счете форма политического театра в его современном понимании, поэтому режиссеру агитбригады важно знать обо всех смежных достижениях этого жанра, уметь держать «в своем уме» всю его панораму, историю и теорию. Вот почему, говоря о зрелище, необходимо осмыслить творчески две самые главные формы, которые оказывают самое большое влияние на агитбригадный жанр — это форма революционного политического театра и форма народного балагана (но о последней — в следующей главе).
|