Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты и субъекты предупредительной деятельности






 

Объектами предупредительной деятельности являются:

– страна, общество;

– отдельные регионы;

– отдельные сферы общественной жизни;

– отдельные социальные слои населения;

– отдельные отрасли народного хозяйства и государственного управления;

– семья;

– трудовые и учебные коллективы;

– малые неформальные группы;

– личность.

Общество в том случае, например, если принимаются законы, затрагивающие всю страну, или глобальные экономические решения, является объектом предупреждения. Объектами могут выступать отдельные регионы страны, федеральные округа и субъекты Российской Федерации. Предупредительные меры могут распространяться на отдельные сферы общественной жизни, например на сферу досуга или сферу учебы. Самостоятельным объектом являются те или иные социальные слои населения. Последний объект особенно актуален, поскольку отдельные группы людей, например мигранты, вынужденные переселенцы, беженцы, несовершеннолетние из бедных семей, находятся в весьма тяжелом, даже бедственном положении. Они нуждаются в особом внимании и поддержке.

Объектами предупредительной деятельности являются отдельные отрасли народного хозяйства; в некоторых из них совершается больше преступлений, чем в других, потому что различаются условия труда и уровень обеспеченности занятых в них лиц, охрана материальных ценностей и т. п.

Семья – особый объект предупредительной деятельности, поскольку, во-первых, в семейно-бытовой сфере совершается значительное число преступлений, особенно насильственного характера, и, во-вторых, подавляющее большинство будущих преступников воспитывались в семьях и именно оттуда вынесли негативный заряд, который потом послужил стимулом к уголовно-наказуемым деяниям. Семья – самый важный институт гражданского общества, и если есть основания считать, что оно самоочищается от преступности и само заботится о своей нравственности, то взоры в первую очередь надо обращать к семье.

В учебных и трудовых коллективах совершается немало преступлений, чаще всего корыстного (экономического) характера, а также хозяйственных преступлений, поэтому естественно, что трудовые и учебные коллективы, прежде всего школы, являются объектом предупредительной деятельности: в учебных и трудовых коллективах часто формируются негативные особенности личности, которые потом выступают субъективной причиной преступного поведения.

Малые неформальные группы – это социальные образования, активность которых не регулируется правом и которые формируются на основе взаимной приязни и симпатии. Например, группы сверстников являются одной из ячеек, формирующих личность преступника или непосредственно влияющих на совершение преступлений отдельными своими членами. Поэтому предупредительные усилия будут безрезультатными, если не охватить неформальные малые социальные группы.

Конечно же, объектом предупредительной деятельности прежде всего является личность и те ее особенности, которые могут послужить причиной преступного поведения. Однако очень часто приходится воздействовать не только на самого человека, но и на малые группы, трудовые и учебные коллективы, в которые он входит. Таким образом, объектом предупредительной деятельности является не только личность, но и ее формальное и неформальное окружение. Личность, пожалуй, самый сложный объект предупредительного воздействия, поскольку она индивидуально неповторима, как и ее отношения с окружающим миром.

Субъекты предупредительной деятельности – это те, кто должен осуществлять предупредительную деятельность. Субъектами предупредительной деятельности являются государство и общество, они организуют, направляют и осуществляют борьбу с преступностью: профилактику, предотвращение, пресечение преступлений, исправление преступников. Общество – главнейший субъект профилактики, поскольку именно оно вырабатывает нравственные устои, которые регулируют его жизнедеятельность, поведение людей. Соответствующие нормы должны быть необходимой основой законов, которые принимает государство.

Следующим субъектом являются государственные организации, в первую очередь правоохранительные органы. Они выступают от лица государства, которое борется с преступностью и помимо них, например, принимая законы. При всем том, что у нас очень серьезные претензии к правоохранительным органам, мы все прекрасно понимаем, что без них бороться с преступностью невозможно. Общественные организации, как уже отмечалось, на данном этапе развития нашего общества не играют ту роль, которую играли в борьбе с преступностью в недалеком советском прошлом, однако и без них сейчас тоже обойтись невозможно.

Вот что касается религиозных учреждений, то здесь совсем иное положение. Если в советское время в борьбе с преступностью они были незаметны, то сейчас играют немаловажную роль, особенно в части профилактики преступлений, надлежащего нравственного формирования личности, нравственного убеждения, духовного воспитания людей. Они могут оказывать большую помощь оступившимся людям, в первую очередь женщинам и подросткам, поддерживать их. Сейчас они активно работают в местах лишения свободы, и их значимость в исправлении осужденных ни в коем случае не следует преуменьшать.

Но не следует и преувеличивать роль религии и церкви в профилактике преступлений и поддержании нравственности людей, как не нужно думать, что моральны лишь те, которые веруют в Бога. Нельзя забывать, что с именем Бога и во имя его совершались самые кровавые преступления, достаточно вспомнить религиозных фанатиков.

Субъектами предупредительной деятельности являются предприниматели, администрация предприятий и учреждений, которым предоставлены определенные права и которые несут ответственность за поведение своих рабочих и служащих. Конечно, случается, что администрация и предприниматели не только не стремятся предупредить преступления, но активно участвуют в их совершении, даже организуют их. Но тем не менее предприниматели, представители администрации предприятий и учреждений должны принимать самое активное участие в борьбе с преступностью. Им в немалой степени мешает то, что их обязанности по профилактике, пресечению, предупреждению преступлений недостаточно четко прописаны в нормативных актах. Это является одной из причин, по которой их действия не всегда эффективны. В иных же случаях они считают, что выгоднее нарушить уголовно-правовой запрет, чем придерживаться его.

Трудовые и учебные коллективы тоже обязаны принимать участие в борьбе с преступностью, оказывая воспитательное влияние на своих отдельных членов. Наряду с этим они же могут выступать и объектами предупредительной деятельности, способствуя формированию антиобщественных особенностей личности или создавая условия для совершения преступлений.

Бесспорным субъектом предупредительной деятельности является семья, на которую возложена исключительно важная роль в надлежащем нравственном формировании личности и обеспечении такого поведения человека, которое соответствовало бы правовым и нравственным стандартам. Разумеется, семья сплошь и рядом не выполняет свои обязанности, но человечество не знает лучшей ячейки формирования личности, чем семья.

Наконец, субъектом предупредительной деятельности может быть отдельный человек. Многие люди активно участвуют в борьбе с преступностью на сугубо добровольных началах, не требуя никакой компенсации за свои труды просто потому, что считают это своим нравственным, гражданским долгом, и оказывают огромную помощь обществу, влияя на отдельных людей, склонных к совершению преступлений, помогая тем, кто попал в трудную ситуацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.