Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.






Классификация рынка:

-По экономическому назначению-

1) Товарные

2) Факторов производства

3) Финансовые

4) интеллектуального продукта

 

-По территориальному положению

1) Местный

2) Национальный

3) Региональный

4) Мировой

 

-По механизму функционирования

1)Свободный

2)Государственно-регулируемый

3)монополизированный

 

-По степени насыщенности

1)Равновесный

2)Избыточный

 

-По степени зрелости рыночных отношений

1)Развитый

2)Формирующийся

 

-По правовому статусу

1)Официальный (легальный)

2)Теневой (нелегальный

Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обеспечивающих продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю:

-Товарных рынков (магазины, товарные биржи, Ярмарки, Аукцион);

-Финансовых рынков (банки, финансовая система, страховые компании, фондовые и валютные биржи, лизинговые компании);

-Рынков труда (кадровые службы предприятий, государственные службы занятости, кадровые агентства, профсоюзы);

-Рынка в целом (таможенные и транспортно-складские системы, юридические службы, аудиторские и консалтинговые компании, рекламные агентства);

 

Кругооборот ресурсов, продуктов и дохода с участием домашних хозяйств и фирм.

6. Конкуренция: понятие, виды. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Конкуренция (от лат. concurere бежать вместе) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Выделяют конкуренцию:

а) По отраслевому признаку: внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Межотраслевая конкуренция - это борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала;

б) По способам соперничества: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция характеризует рыночную ситуацию, когда цены и количество реализуемых товаров определяются главным образом под влиянием спроса и предложения. При неценовой конкуренции выбор товаров диктуется такими критериями, как их технический уровень и качество, условия после продажного обслуживания и т.д.

в) По состоянию рынка: совершенную (чистую), несовершенную и регулируемую.

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену.

Под несовершенной конкуренцией пони мается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой (совершенной) конкуренции.

Принято выделять три основных вида несовершенной конкуренции: монополистическую, олигополию и чистую монополию.

Монополия подразумевает присутствие на рыке одного продавца.

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

Под олигополией понимают рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка.

Чистая, или абсолютная, монополия существует там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности со стороны государства заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. К ним можно отнести компании водоснабжения, связь, транспортные фирмы и др.;

 

Модели рынка и виды конкурентной борьбы

Характерные черты Модели рынка
чистая конкуренция монополистическая конкуренция олигополия чистая монополия
Число фирм очень большое много несколько одна
Тип продукции стандартизированный дифференцированный стандартизированный и дифференцированный уникальный; нет близких заменителей
Контроль над ценами отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре значительный
Доступность информации равный и свободный некоторые затруднения некоторые ограничения некоторые ограничения
Условия вступления в отрасль очень легкие, препятствия отсутствуют сравнительно легкие наличие существенных препятствий блокировано
Неценовая конкуренция отсутствует значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и др. очень типична, особенно при дифференциации продукта главным образом реклама связи фирмы с общественными организациями
Примеры сельское хозяйство производство одежды, обуви производство автомобилей местные предприятия коммунального хозяйства






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.