Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






проведения занятия

УТВЕРЖДАЮ

И.О. Директора «Подростково-молодежного центра

Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Т.Евградова

Г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия

Тема: Тема: «Знакомство со снаряжением подводного пловца»

Учебная цель: Ознакомить обучаемых с комплектацией, устройством снаряжения подводного пловца

Состав участников: Слушатели молодежного центра «Юнта»

Время проведения: 14: 00-18: 00 февраль 2012 года

Место проведения: 328 ЭАСО, Водолазный класс

Метод: Рассказ, показ, демонстрация на видео

Расчет времени (мин.) Изучаемые вопросы Содержание изучаемых вопросов Замечания
  Вводная часть: Объявление темы и учебной цели занятия.    
  Опрос по пройденной теме: (если предыдущая тема связана с изучаемой) Вопрос 1 Вопрос 2 (и т.д.) Ответы на поставленные вопросы. (Фамилии, оценки)
  Основная часть: Знакомство со снаряжением подводного пловца    
  -Маска   Как правильно одевать маску       Запомни - Дыхательная трубка для плавания на поверхности (СНОРКЕЛЬ). Ласты. Регулируемый ласт   Ласт закрытой пяткой - Грузовой пояс.   5. Назначение и применение акваланга. - Регулятор давления DIN YOKE   Редуктор турельчатого типа   max min Работа инжектора рассекателя   - Баллоны 15л 12л 10 л башмак с роликом   - Указатель давления в баллоне. - Схема сборки акваланга - Вентиль баллона   Z- образный вентиль V-образный с вентиль вворачиваемыми вставками     - Средства регулирования плавучести     - Гидрокостюмы           - Глубиномер         - Консоль     - Компас - Часы     - Компьютеры     - Ножи     - Буи     - Флаги   - Уход за снаряжением - Рабочая проверка и надевание снаряжения - Завершение погружения, снятие и хранение снаряжения       Маска предназначена для обеспечения видимости под водой, защиты глаз и носа от воды.     Состоитиз следующих элементов: Корпус - пластик, иногда резина с металлической обоймой. Иллюминатор(ы) - стекло, иногда плексисол, плексиглас. Обойма иллюминатора - пластик. Обтюратор - силикон или резина. Носовая часть - силикон или резина. Ремешок - силикон или резина. Фиксатор ремешка - пластик, иногда металл. Должна быть: Безопасной - каленое стекло. Крепкой - ударопрочный пластик. .Должна иметь: Износостойкие прозрачные иллюминаторы - стекло, плексисол. Удобный доступ к носу - возможность эффективного продувания ушей. Может иметь: - Оптические линзы для коррекции близорукости. - Клапан. - Большой или малый объем. - От 1 до 6 стекол. - Стекла с антизапотевающим покрытием. - Цветокорректирующие стекла. - Встроенный светильник-маячок. - Гермитичные наушники. - Зеркало заднего обзора. - Встроенный дисплей компьютера. Эксплуатация: Маску надевают так, как показано ниже, после чего, во избежание течи, необходимо убедиться, что волосы и капюшон не попали под обтюратор. Подгонка длины ремешка должна завершиться легким прижимом маски к лицу, иначе последуют чувство дискомфорта и образование складок кожи на лице, так называемый " след маски".     После погружения маску не следует оставлять на солнце. Ее необходимо опреснить, высушить и оставить на хранение в темном и прохладном месте. Транспортировка в специальном контейнере предотвращает появле­ние царапин на стекле маски и гаран­тирует ее целостность. Для того, чтобы избавиться от запотевания стекол маски на некоторое время или навсегда, существуют следующие способы: - приобретение маски со стеклами, имеющими антизапотевающее покрытие; - стекла новой маски следует тщательно промыть с помощью мягких моющих средств; Должна обеспечить: - Герметичность. - Возможность обработки внутрен­ней поверхности стекла от запоте­вания. - Хорошую видимость, обзор. - Надежность фиксации - раздво­енный ремешок на затылочной части головы. - Перед погружением внутреннюю поверхность стекол следует обработать антифогом-спреем или жидкостью; - При желании слюна может заменить антифог; во время погружения следует наполнить маску водой, а затем продуть ее. Выбор маски: - После правильной подгонки дли­ны ремешка маска не должна на­давливать корпусом на верхнюю часть переносицы, иначе нару­шится ее герметичность. -Носовая часть маски не должна быть слишком большой, иначе нос пловца может «потеряться» в ней, что может привести затруднению при продувании ушей.   Носовая часть маски не должна быть слишком маленькой, иначе это может привести к сдавливанию нижней части носа и появление чувства дискомфорта. Для проверки герметичности приложите маску к лицу и вдохните носом. Маска не продержится и 5 секунд, если: - Волосы или капюшон попали под обтюратор. - Ваши усы нарушают герметичность. - Вы улыбаетесь. - Нарушена целостность обтюратора. - Обойма стекла выскочила из своего гнезда. - Маска данного типа не подходит вам. Выход из аварийной ситуации: Если под водой разбилось стекло маски: - Следует сразу закрыть глаза. - - Успокоить дыхание. - - Наклонить голову лицом вниз. - - Покрутить головой из стороны в сторону. - - Снять ремешок маски с головы. - - Осторожно отделить маску от лица. - - Приоткрыть глаза. - - Постараться дать знать о случившемся партнеру.   Запомни!!! - Очень опасно погружаться, не овладев полностью техникой продувания маски. - Расположение маски на лбу пловца при плавании на поверхности воды может привести к ее потере   Дыхательная трубка предназначена для обеспечения дыхания на поверхности воды, при этом: • Дыхание происходит без напряжения. • Экономия воздуха, если до места погружения приходится добираться вплавь. • • Обеспечение безопасности, если закончился воздух в баллоне, а до берега или корабля далеко плыть. Состоитиз следующих элементов: • Загубник. • Тело трубки. • Хомут - устройство крепления к ремешку маски. Может быть: • Слишком короткая, постоянно заливается водой. • Слишком длинная, затрудняет удаление воды, приводит к накоплению углекислого газа. Загубник должен иметь: • Противоаллергичность. • " Вкусный" прикус, эластичность. • Свободу вращения. Может иметь: • Гибкое соединение трубки с загубником для устранения возможного дискомфорта, вызванного несоответствием формы трубки и лица. • Выпускной клапан для облегчения удаления воды. • Противозаливную насадку для предотвращения попадания воды в трубку. • Яркую цветную наклейку на конце трубки, чтобы вас было видно издалека. Эксплуатация Пропустите дыхательную трубку под ремешок маски или закрепите на нём специальным хомутом. ЗАПОМНИ!!! Маска и трубка – одно целое! Если в нужный момент трубки не окажется на месте, то она Вам уже больше не понадобится НИКОГДА Предназначеныдля максимального продвижения вперед с мини­мальными усилиями. Должны обеспечить возможность длительного и комфортного плавания и поэтому должны иметь: - Малый вес. - Жесткость, адекватную весу пловца и его физическим возможностям. - Удобную калошу, соответствуюшего размера и формы. Состоятиз следующих элементов: - Калоша. - Лопасть с ребрами жесткости. Изготавливаются из: - Резины. - Термопластика для снижения веса. - Комбинации различных мате­риалов для придания опреде­ленной жесткости. Могут быть: - Нерегулируемые - закрытая пятка. - Регулируемые с ремешком и парой фиксаторов-регуляторов. Могут иметь в целях уменьшения гидродинамического сопротивления: - Щели. - Отформованные продольные канавки. - Эластичную или несколько продольных вставок - тоннельный эффект. Могут иметь с целью увеличения эффективности мышечной работы ног: - Переменную жесткость вдоль ласта - эффект пружины или энергосбережения.     - Оптимальный угол лопасти с калошей от 15° до 25°. - Удлиненные жесткие ласты могут применяться подводными охотниками для ныряния на большие глубины. Эксплуатация - Смочите оба ласта и ступни ног. - Отверните запятники на калошах или опустите вниз ремешки на регули­руемых ластах. - Наступите одной ногой на лопасть ласта. - Вторую ногу вгоните в калошу. Повторите то же для второй ноги. - Поднимите запятники калош или ремешки и убедитесь, что ласты хорошо сидят на ногах.   Запомни!!! Ласты должны быть точно впору! Если ласты жмут или свободно сидят на ноге, то судорога ноги не зас­тавит себя долго ждать.   Предназначен для компенсации положительной плавучести костюма. Должен иметь быстроразъемную пряжку из ударопрочного пластика или металла. Быстроразъемная пряжка не должна самопроиз­вольно расстегиваться. Груза изготавливаются из свинца, закрепляются на поясе и Могут быть: - жёсткие - кусок свинца весом от 0, 5 до 3 кг с защитным покрытием или без него. - мягкие - насыпные типа " свинцовая дробь", расфасованная по мешочкам. Лента пояса может быть: - Брезентовой. - Синтетической - Резиновой или из прорезиненного материала. - С карманами для размещения насыпных грузов. Эксплуатация Распределите грузы равномерно на поясе. Подберите количество грузов так, чтобы была достигнута нейтральная плавучесть при средней глубине вдоха, пустом компенсаторе плавучести и израсходованном запасе воздуха в баллонах. Преимущество пояса с мягкими грузами: - Облегчение процедуры вывешивания, - Облегчение достижения остойчивости тела под водой, - Комфортность. Грузовой пояс надевают: • Так, чтобы была возможность открыть пряжку правой рукой - " правило правой руки". • Поверх всех поясов и лямок. • Так, чтобы пряжка и сам пояс были свободны от любых предметов. При Аварийной ситуации следует: - Открыть пряжку " правой рукой", - Отвести руку с поясом в сторону и отпустить грузовой пояс. ЗАПОМНИ!!! В случае аварийной ситуации должна быть обеспечена возможность легкого сбрасывания пояса. Предостережение Соблюдайте осторожность, чтобы не уронить грузовой пояс на землю или палубу, так как грузы могут повре­дить быстроразъемную пряжку или нанести травму. Регулятор состоит из редуктора, снижающего давление от высокого в баллоне до среднего 6-12 атм. и дыхательного автомата, который обеспечивает дальнейшее снижение давления воздуха до давления окружающей среды. - Шланг подсоединяемый к инфлятору компенсатора пловучести; - Консоль с приборами; - Дыхательный автомат с загубником (вторая ступень); - резервный дыхательный автомат; - Редуктор первая ступень. Редуктор и дыхательный автомат иначе называют 1-ой и 2-ой ступенью редуцирования соответственно. Регулятордолжен иметь измеритель давления - манометр. Регулятор может иметь дополнительный дыхательный автомат - октопус. Назначение регулятора давления состоит в подаче подводному пловцу необходимого количества воздуха под давлением окружающей среды. Редуктор может быть: - Мембранного или поршневого типа. Мембранныйтип - не подвержен внезапным отказам, не требует особых мероприятий по обслуживанию, однако чуть менее долговечен, т.к. со временем возможен постепенный отказ из-за появления трещин, разрывов, расслоений, связанный с процессом естественного старения резины. Следствием этого является необходимость регулярного осмотра на предмет выявления признаков старения мембраны. Поршневойтип - срок службы самого поршня неограничен, однако маловероятен, но возможен внезапный отказ, вызванный заклиниванием поршня (посторонние частицы, кристаллы соли, льда).     Также требуется проведение регулярных мероприятий по обслуживанию с заменой уплотнений и сальников. - С соединением с баллоном резьбовым - типа DIN или хомутовым - типа YOKE(часто называют INT - international). Редукторс соединением типа DINсчитается более надёжным по герметичности и может быть рассчитан на давление воздуха в баллоне до 300 бар, однако при установке требует большего времени и существует опасность повреждения соединительной резьбы. Редукторс соединением типа YOKE быстро устанавливается, однако рассчитан на давление воздуха в баллоне не выше 230 бар. При большем давлении нарушается герметичность соединения. - С оголовком выходов портов сред­него давления вращающегося (турельчатого) типа. Это обеспечи­вает максимум удобств при разме­щении большого количества шлан­гов к приборам и устройствам. - Незамерзающий - сухая камера или камера, заполненная силиконом. Сбалансированный - стабильная подача воздуха независимо от вели­чины давления в баллоне. Дыхательный автомат может быть: - С настройкой чувствительности, т.е. регулировкой величины сопротивле­ния дыхания. - С управлением воздушным потоком с помощью инжектора - рассекателя. - С необмерзающим корпусом,   - Незамерзающий - антифризинговое покрытие внутренних поверхностей корпуса и всех металлических частей, а также теплообменные радиаторы, принимающие тепло окружающей среды, чтобы нагреть механизм кла­пана, предотвращая его адиабати­ческое переохлаждение. - Сбалансированный - низкое сопро­тивление дыхания независимо от глубины (особенно актуально для глубин более 30 метров). - С возможностью право и левосто­роннего расположения шланга. Минимальные технические требования: • Механический отказ не должен вызывать внезапное прекращение пода­чи воздуха. • Надежная, устойчивая к повреждениям конструкция. • Простой монтаж систем высокого и низкого давлений. • Минимальное механическое сопротивление дыханию. Подготовка: • Снимите защитный колпачок с входного отверстия редуктора. - Только усилием руки закрепите винтом редуктор на баллоне Обслуживание: - После погружения, не отсоединяя регулятор от баллона и сохраняя в нем давление, промойте регулятор в пресной воде. - Если после погружения регулятор пришлось отсоединить от баллона, то промывать его следует с заглушкой, одетой на вход редуктора. Храните в повешенном состояниив прохладном, хорошо проветриваемом помещении.   Запомни!!! - В целях безопасности регулятор должен проверяться в сервисном центре в конце каждого сезона, но не реже, чем через 50 погружений. - - Остерегайтесь попадания воды, особенно солёной, а также грязи и посторонних твёрдых частиц внутрь регулятора.   Баллон состоит из следующих элементов: - Самого баллона в виде ёмкости, имеющей ударопрочное покрытие, чаще всего цинковое. Баллон обычно окрашен жёлтой краской. Жёлтый цвет - признак того, что в баллоне - воздух. - Вентиль. - Башмак резиновый или пластиковый. Баллон может быть: - Алюминиевым с максимальным рабочим давлением 200-230 атм. - Стальным с максимальным рабочим давлением 200 или 300 атм. Ёмкостью от 5 до 18 литров, но чаще всего 12 и 15 литров. - С ручкой для удобства переноски. - С башмаком на ролике для удобства транспортировки. - Укомплектован защитной сеткой. - Со спинкой с плечевыми, поясным и брассовым ремнями Подготовка - Убедитесь в наличии на вентиле или редукторе уплотнительного коль­ца, при необходимости установите его. - Откройте вентиль и кратко временной струей воздуха очистите воздуш­ный канал от грязи и воды.     - Установите редуктор. Обслуживание: - - Хранить баллон следует в прохладном, хорошо проветриваемом поме­щении. - - Открытие вентиля баллона рекомендуется начинать плавно. Следует беречь механизм вентиля и редуктора от пневматических ударов. - - При кратковременном и длительном хранении, а также при транспорти­ровке баллоны должны находиться в горизонтальном положении и быть надежно закрепленными. - - Заправленные баллоны не подлежат длительному хранению. - - При необходимости воздух из баллона следует выпускать медленно так, чтобы от резкого перепада давления не образовался конденсат паров воды на стенках баллона. - - Оставляйте в баллоне воздух под давлением по крайней мере 15-20атм., и тогда влага гарантированно не попадет в него. - - После погружения промывайте поверхность баллона пресной водой. - - Помните и выполняйте правила эксплуатации баллонов высокого давле­ния, принятые в вашей стране. Запомни!!! Баллон - устройство высокого давления, требующее соблюдения следующих мер безопасности по пред­отвращению возможного взрыва: - Должен проверяться не реже одного раза в 5 лет под давлением, превышающим предельно допустимое рабочее в 1.5 раза.   - Не рекомендуется оставлять на солнце. От чрезмер­ного нагревания давление в баллоне может превысить предельно допустимое рабочее давление. - Осмотр внутренних стенок баллона следует проводить один раз в год. - Необходима регулярная проверка сохранности краски на открытой части баллона и под башмаком.   1. Гибкий корпус; 2. Трубка Бурдона(заполненная маслом); 3. резиновая мембрана В указателе давления в баллоне, так же как и в глубиномере аналогового типа, используется принцип трубки Бурдона. Показания манометра должны быть хорошо видны при любых условиях.     Манометр подключается к редуктору первой ступени со стороны выхода высокого давления.   Глубиномер и указатель давления могут быть смонтированы в одном корпусе.       Простой запорный вентиль типа " K-valve" вворачивается в баллон Вентиль изготавливается из высококачественной латуни и состоит из следующих частей: - Вворачиваемая в горловину баллона. - Маховик вентиля. - Выход вентиля, к которому присоединяется редуктор регулятора - Систему механического резерва. Однако, в настоящее время, чаще всего, выпускается без неё. - Один или два выхода для присоединения редуктора. Вентиль может иметь: - Систему механического резерва. Однако, в настоящее время, чаще всего, выпускается без неё. - Один или два выхода для присоединения редуктора. - Резьбовое соединение с вворачиваемой вставкой для перехода от редуктора с DIN к редуктору с YOKE соединением. Средства регулирования плавучести компенсатор плавучести предназначеныдля: - Безопасного удержания на поверхности. - Регулируемого спуска и подъема с глубины. - Создание нейтральной плавучес­ти под водой. Компенсатор состоит из следующих элементов: - - Воздушная камера, изготовленная из прочного материала - нейлона с внутренним полиуретановым покрытием. - - Инфлятор - выносной пульт упра­вления плавучестью. - - Предохранительно-аварийные клапаны выпуска воздуха. - - Регулировочные фиксирующие ремни поясные и плечевые. Детали крепления баллона: - жёсткая спинка, ремень с пряж­кой. Используются на всех типах компенсаторов, кроме устарев­шего " нагрудного", который при­меняется с баллоном, имеющим свою систему крепления (жёсткая спинка, плечевые и поясной ремни). Дополнительные деталии прис­пособления: карманы, крепления для шлангов, фиксирующие коль­ца, карабины. Компенсаторможет иметь: - Ёмкость воздушной камеры до 25 и более литров. - Аварийный баллончик до 0.4 л. - Интегрированную грузовую сис­тему и сбрасываемые груза. - Надводный свисток. Воздушная камера может быть: - Изготовлена из нейлона плот­ностью 420, 840, 1000 и более den. - С дополнительной внутренней камерой, изготовленной из полиуретана.   Инфлятор состоит из следующих элементов: - Клапан поддува. - Выпускной клапан. - Гофрированная трубка. Инфлятор может иметь: - Пружинную проволочную связь - тягу с плечевым выпускным клапаном. - Встроенный резервный дыхательный автомат. Предохранительные аварийные клапаны выпуска воздуха могут устанавливаться: - Только один на одном из плечевых частей компенсатора плавучести. - По одному на каждую плечевую часть компенсатора плавучести - По одному на каждую плечевую часть компенсатора плавучести и один сзади в нижней части камеры. Два, три, реже один, - устанавливаются на плечевой части и сзади в нижней части камеры. Способы наполнения: - Наполнение ртом через загубник инфлятора. - Прямой подачей воздуха от редуктора. - Аварийное наполнение от малого воздушного баллона емкостью около 0, 4 л. Популярные типы используемых компенсаторов плавучести: - Нагрудный, типа " хомут" (ABLJ[1]). - Стабилизирующий жилет (SJ[2]). - Регулируемый жилет (AJ[3]) или усовершенствованный (ADV4) - Жилет с наспинной камерой   Нагрудный компенсатор типа «Хомут» Имеет нагрудную камеру, которая в надутом состоянии на поверхности гарантированно удерживает голову пловца в вертикальном положении. Подготовка: - Зарядите аварийный баллон. - Закрепите аварийный баллон на регулирующий плавучесть спасательный жилет. - Убедитесь, что баллон наполняет жилет. - Отрегулируйте длину лямок, чтобы жилет удобно держался на теле. - Убедитесь, что выпускные клапаны закрыты. - Наденьте жилет поверх вашего подводного костюма. Стабилизирующий жилет Имеет три соединенные между собой камеры –бублики: две нагрудные и одна спинная     1. 2.   1.Регулируемый жилет В отличии от стабилизирующего отсутствующие боковые камеры в районе груди заменены регулировочными ремнями 2. Жилет с наспинной камерой Имеет одну надувную емкость на спине пловца, сбрасываемые груза и интегрированную грузовую систему   Подготовка: - Если используется ава­рийный баллон, то заря­дите его. - Проверьте герметич­ность компенсатора на слух, накачав его ртом. - Пристегните жилет к баллонной системе акваланга системой крепления. - Наденьте жилет вместе с аквалангом и застегните поясной ремень. Эксплуатация: - Для регулировки плавучести исполь­зуйте прямую подачу воздуха. - Используйте аварийный баллончик только в экстренной ситуации (если он предусмотрен). - Для достижения нейтральной плаву­чести под водой: - Примите вертикальное положение головой вверх. - Возьмите в руку инфлятор. - Нажимайте клапан поддува короткими импульсами до достижения нейтраль­ной плавучести. - Будьте осторожны, не торопитесь, иначе вы можете приобрести чрезмер­ную положительную плавучесть, и вас неконтролируемо выбросит на поверхность. - Для уменьшения плавучести выпус­кайте воздух через выпускной клапан. Наилучшая регулировка достигается его кратковременными нажатиями. ВНИМАНИЕ: При работе с инфлятором для надежного контроля над выпуском воздуха из компенсатора плавучести необходимо расположить инфлятор так, чтобы загубник находился выше жилета. ЗАПОМНИ!!! - Никогда не погружайтесь под воду без какого-либо из средств регулирования плавучести, так как это один из наиболее важных предметов снаряжения и важней­шее аварийное средство. - Наличие компенсатора плавучести не отменяет необходимости проведения процедуры вывешивания - подбора веса грузового пояса перед погружением. Вес грузового пояса должен быть таким, чтобы при пустом компенсаторе плавучести, пус­том баллоне, вместе со всем снаряжением и в состоянии полувы­доха у вас была нейтральная плавучесть на поверхности. - После завершения всплытия слегка наполните компенсатор плавучести, не тратьте лиш­нюю энергию на поверхности воды. - После использования аварийного баллона ОБЯЗАТЕЛЬНО заряди­те его перед новым погружением. • Не используйте компенсатор плавучести для подъема тяжелых предметов со дна. • Не кладите в карманы компенсатора плавучести груза, если это не специальные грузовые карманы. • Не используйте воздух из камеры компенсатора плавучести с целью дыхания.   Гидрокостюмы бывают: - Защитные (dive-skins) из лайкры, защищают от ссадин, укусов и солнечных ожогов. - Мокрого типа (wet suits) - из неопрена, защищают от переохлаждения. - Полусухие (semi-dry suits) - из неопрена, моно, манжеты на запястьях рук и щиколотках ног, отсутствие шейного обтюратора, герметичная молния. - Сухого типа (dry suits) - из компрессионного неопрена, резины, полимерного материала или многослойной синтетики, моно, постоянного объёма, с герметичной молнией, шейный латексный обтюратор, встроенные сапожки, раздельный или встроенный шлем. Наиболее популярны мокрые костюмы, хотя в странах с холодным климатом более предпочтительны сухие. Вода охлаждает тело в 25 раз быстрее воздуха. Поэтому гидрокостюм необходим, даже если сначала вода кажется достаточно теплой. Костюм мокрого типа изготавливают из пенистой резины - неопрена, покрытого снаружи прочной синтетической тканью - джерси. Изнутри костюм обычно покрыт гладким материалом типа " плюш" для облегчения одевания, реже - еще одним слоем джерси для усиления прочности. Внутреннего покрытия вообще может не быть, - так решили подводные охотники, отдав предпочтение улучшению обтюрации в ущерб прочности. Гидрокостюмы мокрого типа бывают: - Шорты - укороченный монокостюм толщиной, как правило, от 1 до 3.5 мм, без шлема. - Монокостюм, толщиной от 3 до 7.5 мм - Раздельный - штаны с курткой, либо комбинезон с курткой, толщиной от 5 до 7.5 мм. Комбинированный - монокостюм с жилетом и шлемом. Считается, что чем толще неопрен, то тем меньше тепловые потери пловца. Поэтому раздельный, особенно комбинированный костюмы, толщиной от 5 до 7.5 мм, являются наиболее предпочтительными для холодной воды. Гидрокостюм сухого типа В целях уменьшения циркуляции воды костюм обычно имеет лицевую манжету и манжеты конеч­ностей. При выборе рассмотрите и опробуйте материал. Он должен быть мягким и эластичным. Позаботьтесь о подгонке. Хороший костюм дол­жен удобно сидеть на теле, подобно второй коже, но не слишком плотно, чтобы не нарушать цирку­ляцию крови. Тщательнее относитесь к плавучести в сухом гидрокостюме как текстильном, так и неопреновом.     Запомни!!! Если Вы обучались в костюме мокрого типа, то прежде чем пользоваться сухим, необходимо пройти обучение Для определения глубины, на которой находится подводный пловец, исполь­зуется глубиномер. Существуют луби- номеры капиллярного, манометричес­кого и мембранного типа. Глубиномеры капиллярного типа явля­ются самыми простыми и недорогими. Отображение глубины в них осущес­твляется пузырьком воздуха, сжима­емого давлением воды, в закрытой с одного конца, прозрачной, полу окружной трубке. Недостатком таких приборов является большая погрешность и неудобство в эксплуатации из- за плохой считываемости показаний, особенно при повторных погружениях. В наиболее популярном типе глубиномеров, манометрическом, исполь­зуется заполненная маслом трубка Бурдона.   Наиболее точными и дорогими являются глубиномеры мембранноготипа. Их легко распознать, поскольку показания прибора легко корректируются на изменение атмосферного давления в условиях высокогорья. Глубиномеры этого типа содержать в себе гибкую мембрану, прогибающу­юся при изменении внешнего давления и двигающую шток толкателя стрел­ки. Как правило, в целях увеличения срока службы приборы данного типа изготавливаются с двумя мембранами, пространство между которыми заполнено силиконовым маслом. Цифровые глубиномеры становятся всё более популярны. Они автома­тически показывают текущую и максимальную глубину.   Точность показаний этих приборов очень высокая - 0.15м. Для контроля максимальной глубины погружения во многих аналоговых мо­делях измерительная стрелка глубиномера ведёт за собой дополнительную стрелку. Эта стрелка - фиксатор максимально достигнутой глубины. Перед очередным погружением стрелка-фиксатор вручную возвращается в исходное нулевое положение. Для облегчения контроля за ходом погружения и более компактного рас­положения глубиномер часто объеди­няют с другими приборами в едином корпусе - консоли. Приборы в консоли располагаются линейно в любой пос­ледовательности, причём, в целях ком­пактности приборы могут размещаться с обеих сторон консоли. Корпус консо­ли изготавливается из ударопрочного материала. Это могут быть особые пластики или твёрдые сорта резины. Соединение шланга с консолью дол­жно допускать вращение консоли вок­руг своей продольной оси, что придаёт удобство в процессе считывания пока­заний приборов и увеличивает срок службы шланга. Во время погружения, в целях предотвращения отрыва кон­соли и быстрого её нахождения, кон­соль необходимо специальным кара­бином подцепить к кольцу компен­сатора плавучести. Очень полезный инструмент для подвод­ных пловцов, идущих под воду с берега или заякоренной лодки, чтобы помочь им вернуться к исходной точке спуска. Компас с картушкой предпочтительнее стрелочного компаса, т.к. допускает при измерении наклон прибора к плоскости горизонта до угла порядка 30°.     Также на картушечных компасах имеется боковое окошечко, позволяющее считывать пока­зания прибора сбоку, что является одно­временно с вращающимся лимбом важ­ным требованием к компасу при подвод­ном ориентировании.   Для контроля времени погружения, которое ограничено запасом воздуха в баллоне и накоплением безопасного количества азота, необходимо использовать часы. Часы могут быть механическими или кварцевыми, т.е. со стрелочной или цифровой индикацией. Часы должны быть герметичны на любой доступной глубине погружения. Циферблат часов должен иметь достаточно большой диаметр для уверенного считывания показаний. Любые используемые в часах головки должны вращаться только против часовой стрелки. Стекла часов должны быть плоскими во избе­жание повреждений.     Обязательным требова­нием является наличие лимба - внешнего вра­щающегося кольца с делениями, на котором можно выставить необходимый интервал времени нахождения на глубине. Запомни!!! Часы и глубиномер или компьютер следует надевать на одну руку, а компас - на другую. Это облегчит контроль за ходом погружения и не внесёт погрешности в показания компаса. Подводные компьютеры совмещают функции глубиномера, часов и таб­лиц декомпрессии. Они автомати­чески измеряют глубину и продолжи­тельность погружения и вычисляют декомпрессионный режим подвод­ного пловца.   Запомни!!! Следует быть абсолютно уверенным, что вы полностью понимаете фун­кции и операции компьютера перед его использованием при подводных погружениях Наличие компьютера не освобождает от необходимости проводить планирование погружения, а также иметь при себе часы, глубиномер и таблицу декомпрессии.   Это очень важный предмет техники безопасности. Главное назначение ножа - это освобождение запутавшегося подводного пловца, например, от линя страховочного буя, рыболовной лески или сети. Нож также может быть использован, как молоток, отвёртка, гаечный ключ, рычаг и прочий инструмент в зависимости от характера решаемой задачи. Нож состоит из следующих элементов: Клинок, как правило, со " стропорезом, " острой и зазубренной частью лезвия. Рукоятка, пластиковая или резиновая. Ножны, пластиковые или резиновые, как минимум, с двумя крепёжными ремешками и фиксатором ножа в ножнах. Может иметь: Мерную линейку, отвёртку и пазы под гаечный ключ на клинке. Отверстие на конце рукоятки с ремешком для закрепления ножа на запястье руки. Металлический тыльник на конце рукоятки или компас. Эксплуатация: Во время эксплуатации ножа необходимо: - Надёжная фиксация ножа в ножнах, гарантирующая невозможность самопроизвольного выпадения ножа из ножен: резиновое фиксирующее кольцо, утапливаемая кнопка и др. - Острое лезвие клинка. - Удобная рукоятка. - Наличие отметки регистрации ножа в клубе, проставленной в документах подводного пловца. - Такое расположение на голени ноги, чтобы можно было обеспечить: - возможность легкого доставания обеими руками, - нецепляемость за окружающие предметы, - нецепляемость за грузовой пояс в случае его сбрасывания. Нож может быть заменён специальным, безопасным резаком. Обслуживание: - Промывайте после спуска пресной водой. - Чаще смазывайте лезвие силиконовой смазкой. - Если возможно, снимите рукоять и смажьте хвостовик лезвия. Запомни!!! Нож является обязательным элементом снаряжения. Это не холодное оружие, а специальный водолазный инсрумент. Самая важная функция буя - это обеспечение безопасности. В местах активного судоходства, он, обозначая местонахождение подводного плов­ца, обеспечит его безопасность во время погружения. Буи являются необ­ходимым оборудованием как группы аквалангистов, так и полезным элементом снаряжения отдельного подводника. Рекомендуется, чтобы буй имел яркую окраску и был хорошо виден изда­лека.   Также, если конструкция буя позволяет, то на нём может размещаться специальный флажок, либо в противном случае этот флажок может быть нарисован в верхней части буя. В зависимости от исполнения буи бывают надувные и жёсткие, изго­товленные из металла, пластика, пенопласта. Основной тип применяемых буйков - это надувные. Они очень удобны в транспортировке. Выбор буя зависит от его назначения. В зависимости от назначения буи делятся на сигнальные, безопасности, якорные, декостопы и аварийные. Сигнальный буйс малым водоизмещением указывает на местонахождение пловца под водой. Используется в местах активного судоходства и отдыха людей, а также при некоторых сложных условиях погружений: плохая ви- димость, наличие тече­ния, тёмное время суток и т.д.. Малое водоиз­мещение буя может при­вести к уходу его под воду и потере связи с пловцом. Поэтому они используются при следующих условиях: - при глубинах погруже­ний не более 12 метров, - при сильном течении и ветре, когда буи с ма­лой площадью поверх­ности не создают боль­шого сопротивления и эффекта парусности. Буёк соединён с пловцом плавающим буйрепом (линем), идущим от буйка к подводнику. Буйреп с катушкой подвешивается к компенсатору, либо буйреп напрямую фиксируется на талии подводника выше грузового пояса незатяги- вающимся беседочным узлом. При этом надо учитывать, что длина линя, не должна превышать глубину, на которой находится подводник больше чем на четверть.   Сигнальный буй может использоваться во всех случаях, когда это не создаёт опасности подводному погружению, как, например, при погружении на затонувший корабль. Буёк является на­дувным и может иметь внешнюю защит­ную оболочку, которая защитит его от возможных проколов. Буй безопасности с водоизмещением 7-9кг используется для защиты подвод­ника от превышения предельной глубины.Применение буя безопасности носит редкий характер. Якорный буй должен иметь жёсткую конструкцию и такую плавучесть, которая позволит выдержать крепкий спусковой конец и группу подвод­ников. Устанавливается над подводными объектами, регулярно посеща­емыми группами подводных пловцов. Буй декостоп рекомендуется иметь каждому аквалангисту в целях повыше­ния безопасности. Имеет сигарообразную форму. Перед погружением в сложенном виде крепится к компенсатору. Во время прохождения остановки безопасности или вынужденной декомпрессионной остановки пловец, держась рукой за буйреп буя, чувствует себя комфортно: ему не надо непрерывно контролировать свою глубину. Верхняя часть буя может высовываться над водой на высоту около метра, что позволит рассмотреть с воды местоположение подводника с довольно приличного расстояния. Аварийный буй используется для подачи сигнала " Требуется помощь". Буй имеет красный цвет и высоту 1.5 и более метра.   Флаги предназначены для обозначения рай­она погружения. Широкое распространение получили два вида флагов: • Международный флаг представляет собой красный прямоугольник с белой полосой по диагонали. • Флаг Международного Сигнального Кода используется на море. Этот бело-голубой флаг называют флагом " Альфа". Оба флага обозначают следующее: " Аквалангисты под водой, будь внима­телен, соблюдай достаточную дистанцию, следуй малым ходом". При этом подводнику следует держаться не далее 15м от флага, а проходящему судну, как правило, не следует приближаться к флагу на расстояние ближе 50м.   Надлежащий уход очень важен для всего снаряжения подводного плавания. - - Проверяйте исправность вашего снаряжения перед каждым подводным погружением. - - Промывайте в пресной воде после каждого погружения и держите всегда в чистоте. - - Особого ухода требуют быстроизнашиваемые детали, резиновые изделия, гидрокостюм. - - Защищайте металлические детали от коррозии тонким слоем силико­новой смазки. - - Защищайте ваше снаряжение от повреждений при транспортировке. - - Особо относитесь к регулировке и проверке исправности регулятора, баллона и жилета. - - В межсезонье храните в темном прохладном помещении.   - Проверить целостность и комплектность. - Проверить герметичность на слух компенсатор плавучести после накачивания его ртом. - Надеть компенсатор плавучести на баллон, предварительно смочив его ремень, затем убедитесь в надежном креп­лении баллона. - Подсоединить регулятор (осмотреть выходное соединение вентиля, убедиться в наличии торика и отсутствии грязи и механических повреждений резьбы; осторожно открывая вентиль подачи воздуха, прочистить воздуш­ный канал от грязи и воды; снять колпачок с редуктора, прилагая только усилие руки, прикрутить винт редуктора к вентилю баллона). - Подсоединить инфлятор компенсатора плавучести к шлангу редуктора (убедиться в надежности подсоединения). - Плавно приоткрыть воздушный вентиль, затем открыть до конца и сделать треть оборота назад (прежде чем открыть основной вентиль подачи воздуха, следует убедиться в том, что манометр повернут стеклом в сторону баллона или в сто­рону, противоположную людям). - Проверить на слух герметичность системы вентиль баллона- регулятор. - При наличии системы резерва открыть и закрыть вентиль резервной подачи воздуха (убедиться в отсутствии перепуска воздуха и выставить мягкое срабатывание рычага резерва). - Проверить общее давление воздуха в баллонной системе. - Проверить работу дыхательного автомата путём нажатия на кнопку принудительной подачи воздуха.     - Несколько раз сделать резкий вдох и выдох через дыхательный автомат, тем самым оценить возможность подачи большого объёма воздуха из регулятора за короткий промежуток времени. - Проверить работу клапана поддува инфлятора. - Проверить работу выпускного клапана инфлятора. - Проверить крепление гофрированного шланга инфлятора к компенсатору плавучести. - Проверить состояние и работу предохранительно-аварийных выпускных клапанов компенсатору плавучести. - Проверить подключение аварийного баллончика (если он имеется). - Проверить крепление баллона к компенсатору плавучести. - Проверить возможность избавления от сбрасываемых грузов (если они имеются). - Надеть грузовой пояс. - Надеть компенсатор плавучести с воздухо-баллонной системой, убедиться в том, что грузо­вой пояс может легко сбрасываться. - Перед заходом в воду взаимопроверка друг друга и проверка инструк­тором, всё ли в порядке. Запомни!!! Рабочая проверка снаряжения, проведенная своевременно и в полном объеме, сделает погружение более безопасным и комфортным. - Сразу после подъема на поверхность поддуть компенсатор плавучести - Доплыв до места выхода из воды, снять грузовой пояс и подать его наверх.     - Снять компенсатор плавучести с баллоном и подать его наверх. - Снять ласты, подать их наверх и подняться по трапу. - Удалить воду из дыхательного автомата и октопуса, поочередно пере­вернув их загубником вниз, кратковременно нажимая на кнопку принудительной подачи воздуха. - Оценить количество оставшегося воздуха, зафиксировав показания манометра. - Промыть пресной водой весь аппарат, не снимая регулятор и сохраняя в нем давление. - Промыть дыхательный автомат окунанием в сосуд с чистой водой. - Еще раз продуть дыхательный автомат и октопус, применяя кнопку принудительной подачи воздуха. - Закрыть основной вентиль подачи воздуха. - Выпустить воздух из системы низкого давления кнопкой принудитель­ной подачи воздуха. - Отсоединить регулятор от вентиля баллона, просушить воздушный канал вентиля и защитный колпачок редуктора кратковременной стру­ей воздуха. - Надеть защитный колпачок на редуктор регулятора. - Отсоединить компенсатор плавучести, полностью опреснить снаружи и изнутри путем неоднократного наполнения и удаления из него воды. - Вынув сбрасываемые груза из карманов, повесить компенсатор плавучести на плечики, предварительно слегка надув его ртом. - Опреснить регулятор (кнопку принудительной подачи воздуха не нажимать), костюм, нож и все остальное снаряжение. Просушить снаряжение в прохладном затемненном проветриваемом месте.     -Смазать застежки-молнии и лезвие ножа силиконовой смазкой. - Отремонтировать повреждения костюма в виде разрывов при помощи онеопренового клея.   Запомни!!! При соответствующем уходе ваше снаряжение для подводного плавания будет работать хорошо и долго  
  Заключительная часть:    
  1. Опрос по пройденной теме. 2. Подведение итогов занятия. Ответы на поставленные вопросы. (Фамилии, оценки)

Литература, наглядные пособия: Памятка подводного пловца (СПБ-2003 год), Снаряжение подводного пловца

(В.Ю Занин, СПБ 1997 год), плакаты, снаряжение подводного пловца

 

Выводы:

Руководитель:

преподаватель

(должность)

А.Думчев

(подпись, инициал имени, фамилия)


 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Робота з учнями, схильними до правопорушень | Внутреннее ухо




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.