Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение «Сосредоточимся в кругу».






Закройте глаза... Теперь возьмите правой рукой руку сосе­да... подержите в своей. Старайтесь, не открывая глаз, сосредо­точиться на звуках вокруг вас, пусть любой сосредоточит вни­мание только на том, что слышит, пусть некоторое время слу­шает и узнает звуки, которые до него доносятся (1 минута)...


Все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, которых вы касаетесь. По­старайтесь определить, какая ладонь теплее, какая - холоднее, была ли это ладонь соседа по правую сторону или по левую сто­рону (30 с).

С закрытыми глазами разомкните руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, ощутите, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как двигается грудная клетка при каждом вдохе и выдохе (1 минута)... Попробуйте сосчитать каждый выдох и на пятый — откройте глаза...

Упражнение «Ладошки».

Руки - главные помощники человека. Вот и сейчас они по­могут формировать мотивацию достижения успеха и поставить ближайшие и дальнейшие цели собственных достижений.

Материалы: лист бумаги каждому.

Ход упражнения: перед началом урока предложите де­тям обвести свою ладошку на листе бумаги и на каждом пальчи­ке написать, что они хотят пожелать себе перед уроком. Напом­ните им, что желания (цели) тогда сбываются, когда очень-очень захотеть и хотя бы немного приложить усилия. Позже можно обсудить, какие желания не сбылись, и предположить, почему.

Упражнение «Зернышко ожиданий».

Создайте такие условия, при которых дети имели бы воз­можность осознать, какие усилия им нужно приложить для дос­тижения успеха; дайте им возможность задуматься о совокупно­сти условий успеха на самоподготовке.

Материалы: бумажные овалы, прикрепленные к доныш­ку стульев, фломастеры или карандаши, скотч.

Ход упражнения: когда огородник сеет рассаду, то все с нетерпением ждут, когда появятся ростки. Предложите детям тоже посеять семена. Это будут зернышки ожиданий. Пусть де­ти поищут их в классе и напишут на них, что они будут ждать сегодня от предстоящей свободной самостоятельной деятельности.

Затем «посадите» свои «зернышки» на «поле» (лист бумаги или доску). Далее все вместе подумайте и запишите на доске,


при каких условиях сбудутся ожидания, Что надо для того, что­бы зернышки проросли, что может помочь сегодняшней работе на уроке - «+» и что помешать - «—»? Предложите детям разде­лить все условия на две группы, зависящие от группы в целом и от каждого в отдельности. Поговорите о приложении усилий для достижения успеха и пожелайте успешной работы.

По окончании урока все самостоятельно анализируют свою работу и дают Себе оценку по каждому пункту записанных ранее условий и на своих «зернышках» ставят «+» и «-».

Затем учитель, по итогам наблюдения за работой на уроке, раздает «удобрение» (небольшие разноцветные круги) тем, кто, на его взгляд, работал не активно или нарушал дисциплину, предложив этим детям подумать, почему именно им дали «удобрение».

На следующем уроке учитель, проанализировав самооценку детей, говорит о том, что есть зернышки, которые не смогли прорасти, так как для этого их хозяева не смогли создать им все необходимые условия для роста. Обратите внимание детей, что для настоящих зёрнышек нужны не только почва, но и вода, тепло, удобрение, рыхление. Попросите ребят проанализировать свою предыдущую работу, сделать соответствующие выводы и пожелайте им хорошей плодотворной работы на ближайшее время. В конце всех уроков предложите детям нарисовать, что, на их взгляд, смогло вырасти из их «зернышка» и почему. Все рисунки расположите на доске и спросите у детей, с каким дру­гим растением они хотели бы посадить свое.

Упражнение «Мои ожидания».

Понимают ли дети, что их ожидает на свободной самостоя­тельной деятельности? Предложите им задуматься над этим.

Материалы: небольшие листочки бумаги для каждого уче­ника.

Ход упражнения: перед началом работы каждый ребе­нок пишет на небольшом листочке бумаги свои ожидания, предположим, от предстоящей своей работы во время самопод­готовки. Все высказывания крепятся на доске или на один об-


щий лист, к которому можно будет в дальнейшем подойти и прочитать, кто что написал.

В конце самоподготовки те дети, чьи ожидания сбылись, снимают свои листочки. Оставшиеся несбывшиеся ожидания всем классом разбираются и обговариваются причины, которые помешали сбыться этим ожиданиям.

Упражнение «Актуальность целей».

Предложите детям задуматься над тем, к чему они будут стремиться в ближайшее время.

Материалы: много полосок бумаги (5-7 на каждого уче­ника).

Ход упражнения: каждый ребенок получает несколько полосок бумаги и записывает на них цели, которые он ставит перед собой на ближайшее время. Все эти полоски перемеши­ваются и складываются на столике в середине класса.

Для дальнейшей работы дети делятся на группы. Группы подбирает учитель так, чтобы в них входили дети с одинаковым продвижением. Из всех целей ребята выбирают себе те, что наи­более актуальны для них в данный момент.

Затем каждая группа получает утверждения: «Несомненно, важно», «Важно», «Сомневаемся», «Не очень важно», «Совер­шенно не важно». Предложите детям разложить выбранные ими цели по степени важности.

Завершается упражнение обсуждением полученных резуль­татов и совместным разрешением сомнений.

Упражнение «Сажаем Дерево целей».

Это упражнение учит детей учиться. Оно поможет им заду­маться, зачем учиться. Детям будет предложено сообща сфор­мулировать цели на ближайшую четверть (как вариант - неделя, день), продумать, что для этого надо делать, какими средствами и при каких условиях можно добиться выполнения того, что за­планировано.

Материалы: овалы, сделанные из бумаги, — они представ­ляют собой «семена», которые надо спрятать заранее под сидень­ями стульев, прикрепив скотчем.


Ход упражнения: его можно проводить как в кругу, так и в более привычной обстановке. Учитель предлагает детям по­ставить цели на ближайшую четверть. Если ранее это упражне­ние не проводилось, то можно спросить у детей, как они пони­мают слово «цель» и зачем люди их перед собой ставят.

Учитель говорит детям о том, что сейчас они будут сажать Дерево целей. Для этого сначала надо будет найти в помещении спрятанные «семена» для посадки. Их должно быть столько, сколько предполагается рабочих групп, в каждой из которой бу­дет по 3-4 человека. Когда все «семена» найдены, дети разби­ваются на группы так, как учитель считает целесообразней.

Далее идет работа в образовавшихся малых группах. Дети решают, какие же цели можно поставить перед классом на бли­жайшую четверть. После этого все вновь собираются вместе, где обсуждают предложенные цели и уточняют их, а затем записы­вают на «семенах», каждая группа отдельно. Все «семена» при­крепляются на большом листе бумаги.

Здесь целесообразно предложить детям какое-то упражнение для снятия напряжения (по выбору учителя).

После этого дети вновь возвращаются к поставленным целям и продумывают, при каких условиях их «семена» прорастут, то есть что надо делать, чтобы выполнить задуманное. Учитель за­писывает высказывания у каждого «семечка» и предлагает вер­нуться к этой работе через какое-то время, чтобы проанализиро­вать свою работу и посмотреть, какие «семена» дали ростки. Каждый раз ростки могут становиться все больше и больше, а могут и совсем погибнуть - будет повод для разговора. Итого­вый вывод делается в конце четверти. Интересно, что же вырас­тет из посаженных семян?

Упражнение «Дерево целей».

И вновь учимся ставить конкретную цель - ближнюю или дальнюю, пробуем намечать шаги к достижению этой цели.

Материалы: каждому лист бумаги, на котором крупно нарисовано дерево с корнями.

Ход упражнения: предложите детям на кроне дерева написать цель на ближайшее время (хочу), на стволе - что м'ож-


 


но сделать для достижения этой цели (могу), на корнях — что не­обходимо, помощь или определенные условия, чтобы добиться этой цели (надо).

Если дети постарше, то можно попробовать составить план действий для достижения этой цели.

Упражнение «Движение к центру».

Это упражнение может быть продолжением упражнения «Тарелка каши». Очень уж хочется, чтобы дети поняли, что ус­пех зависит от очень многого и что надо приложить немало усилий, чтобы он пришел.

Ход упражнения: учитель становится в центре боль­шого помещения. Все участники образуют вокруг него, по воз­можности, больший круг. Учитель зачитывает заранее заготов­ленные утверждения, связанные с выбранным вопросом. Те из участников, к которым это утверждение подходит, делают не­большой шаг вперед. Когда утверждения закончатся, все садятся на пол там, где оказались в последний момент. Проводится об­суждение. Как так получилось, что все начинали на одинаковом расстоянии от учителя, а в итоге оказались кто дальше, кто ближе.

Если вы хотите поговорить об условиях успешной работы во время самоподготовки, то утверждения могут быть следующими.

• Я сегодня пришел в школу с хорошим настроением.

• Во время прогулки я ни с кем не поссорился.

• У меня ничего не болит.

• Сегодня очень хорошая погода, светит солнце.

• Что-то случилось дома, и я постоянно думал об этом.

• Учительница несколько раз похвалила меня на уроке.

• Вчера я рано лег спать и хорошо выспался.

• Я старался чаще поднимать руку.

• В конце урока моя работа в тетради была чистой и акку­
ратной.

• Соседи не мешали мне пустыми разговорами.

• Мне не сделали ни одного замечания за поведение на про­
гулке.

• Мне нравится тема, которую мы сейчас проходим.


 

• Я был рад, как ответил мой друг.

• После школы мама обещала мне какой-то подарок.

• Я с удовольствием поиграл с друзьями в новую игру.

• В столовой почти ничего не ел, было невкусно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.