Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Церковь как Царствие Божие на земле






Евангелие Царствия Христова еще при жизни Апостолов и их ближайших сотрудников огласило едва ли не всю вселенную. Оно преодолело преграды греко-римского мира и присоединило к Царству Хри­стову такие народы, которые не знали римского вла­дычества. Таковы впечатления христиан-современни­ков. В Персии, в Индии, в Эфиопии, в «отдаленной Британии», недоступной тогда для римлян, но покор­ной Христу, во многих иных неизвестных странах и на островах стала известна христианская вера. Это было, по христианскому убеждению, не распростране­нием отвлеченного знания о Христе и не только вестью о Его грядущем Царствии — это было распрос­транение власти и царства Невидимого для внешне­го мира Царя Христа.

Во всех местах, свидетельствует Тертуллиан о II ве­ке, прославляется имя Иисуса Христа, Который уже пришел и царствует среди верующих Ему11.

Имя и власть Его проникают во все концы все­ленной. «Повсюду веруют в Него, — говорит Тертул­лиан далее, — везде Он царствует... Нет варвара, ко­торый не был бы принят от Него с радостью. Нет такого звания и состояния, которое бы могло тут пользоваться особым преимуществом. Он ко всем одинаков, над всеми равно властвует». Заметим, что это писалось в эпоху жестоких гонений, при внешней придавленности христиан.

Сознание, что Христос воцарился и что Он среди верных Ему есть и будет, не покидало первых христи­ан среди тех жестоких мучений, которыми пытался древний мир оторвать христиан от их Царя и Бога. Перед лицом римского судьи, когда такое свидетель­ство было равносильно смертному приговору или яв­лялось продолжением превышавших человеческие силы мучений, они неизменно и твердо свидетельство­вали о Христе как о своем Царе и Боге, и что это Он, Христос, подает им «силы переносить огонь» и всякие другие муки, какими их испытывали. Свидетельствова­ли это (как, например, епископ Поликарп Смирнский) «с твердостью и великою радостью», — и «Божествен­ная благодать светилась» при этом «в лице его»12. Понятно, что такая смерть, такая кровь, пролитием которой, по выражению приговора над святым Кип­рианом Карфагенским, должна была «утвердиться дис­циплина» (то есть язычество), которая должна была задушить, запугать христиан, — послужила «семенем христианству». Известно, сколько обращений ко Хри­сту было следствием таких победоносных страданий и такой радостной смерти. «Это было, — по словам Тертуллиана, — царственное красноречие». В своей по­беждающей смерть любви (Игнатий Богоносец), в сво­их страданиях эти мученики — мужчины, женщины, дети христианские — всё более соединялись со Хрис­том, в самых страданиях обретая величайшую радость. Так что особенностью христианских мучеников была любовь и именно особая благодатная радость, которая светилась в их подвиге. Страдания и смерть не просто переносились ими как тяжелое и неизбежное зло, а попирались царственно любовью и благодатью. «Муче­ники шли веселые на свой подвиг, — свидетельствует, например, описание кончины мучеников Лионских (177 год), — в их лицах выражалось сочетание досто­инства с приятностью» (Акты Лионских мучеников по Евсевию. V. 1)13.

«Можно ли было быть свидетелем твердости како­го-либо мученика и не быть пораженным и не искать разрешить загадку, какую имел перед собою?!» — восклицает Тертуллиан14.

У кого было искать ответа, как не у самих стра­дальцев, которые неизменно и твердо свидетельство­вали, что это Христос, царствующий и среди них пребывающий невидимо, в ответ на их веру и лю­бовь подает им терпение, и силу, и радость, когда их собственные силы изнемогают. Вот почему там, где язычество думало видеть поражение, христиане чув­ствовали победу — победу Христа над страданием и смертью. Вот почему Мученические акты наряду с годом мира сего, царствованием такого-то императо­ра или таким-то консульством для обозначения вре­мени кончины мученика ставили: «Пострадал в цар­ствование Господа нашего Иисуса Христа» (Акты Поликарпа, Пиония, Акакия); ибо мученики и их ок­ружавшие сквозь страдание и смерть чувствовали это царствование уже наступившим.

То, что мученики свидетельствовали преимуще­ственно своими страданиями и смертью, святые отцывсех последующих веков раскрыли в своих описани­ях и засвидетельствовали всей своей жизнью.

Их писания, их жизнь и работа были направлены на то, чтобы как самим приобщиться Божественной жизни, принесенной на землю Христом, так и других ввести в Царствие Божие, которое с пришествием Христовым «достигло» земли (Мф. 12, 28).

Ибо «херувим» уже «отступил от древа жизни» и «аз райския пищи причащаюся» (стихира на Рожде­ство).

Каждый из святых отцов, смотря по нужде и в меру полученного им дара, или указывал путь в Цар­ствие Божие (как Климент Римский или Иоанн Зла­тоуст), или раскрывал самые свойства этого Цар­ствия (как Ерм или Макарий Египетский), или на­учал бороться с врагами его (как святой Антоний Великий или Иоанн Лествичник).

Иные ограждали сынов Царствия от ложных уче­ний и путей, отводящих от Бога, в меру, доступную человеку (святой Игнатий Богоносец или Афанасий Великий), давали отблеск этого Царства в мыслях и символах — в иконах, молитвах, песнопениях (Иоанн Дамаскин или Феодор Студит).

Строительство Царствия Божия открыто было свя­тому Ерму (II век) в виде построения единой и цельной башни, камнями в которую входят запечат­ленные Христом (книга «Пастырь»)15. Но башня уже основана и существует — нужно только быть достой­ными или хоть не вполне негодными, чтобы быть принятыми в ее состав, пока постройка не кончится.

Это «домостроительство» проходит златою цепью через все века16. Христос Спаситель собирает в Свое Царствие избранных и достойных того из рода в род.

Но Он не только собирает избранных Своих в Свое будущее Царство Славы после их смерти или кончины мира — но сейчас собирает, в Царство, ныне уже существующее, в которое можно и нужно войти еще здесь, на земле. Лишь духовная незре­лость, греховность, неполнота веры и любви препят­ствуют многим людям видеть сейчас Царствие Божие на земле и входить в него. «Ибо пришла полнота времен усыновления, — говорит святой Ириней Ли­онский, — и приблизилось Царство Небесное и жи­вет в людях верующих».

«Поэтому и в настоящее время, — по словам бла­женного Августина, — святые (еще здесь на земле) царствуют с Ним (со Христом), хотя иначе, чем бу­дут царствовать тогда (то есть в будущей, загробной жизни)». В чем различие? — Это поясняет преподоб­ный Макарий Египетский: «Иисус Христос ныне та­инственно озаряет душу и царствует в душе святых; но, оставаясь сокровенным от очей человеческих, едиными душевными очами действительно видим Христос до дня Воскресения, когда и самое тело по­кроется и будет прославлено тем светом Господним, какой еще ныне есть в душе человеческой, чтобы тогда и самому телу царствовать вместе с душою, еще ныне приемлющею в себя Царство Христово...»17

Эти святые души (истинные, живые члены Церк­ви), соединяемые и возглавляемые Христом, образу­ют Его Тело, Его Царство — Церковь благодатную.

Таким образом, Царствие Божие пришло не в от­дельных только разрозненных душах, но тот, у кого откроются благодатию Божиею глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ощутит в груде исторических фактов, лиц и учреждений церковных Единую Цер­ковь; узрит, что «и в настоящее время (как говорит блаженный Августин) Церковь есть Царствие Хрис­тово и Царствие Небесное». Только не все члены земной Церкви образуют это Царствие Христово, даже не все видят его, а не только участвуют в нем, ибо в ней плевелы перемешаны с пшеницею. Плевелы — люди, которые ищут земного, ищут своего, а не Иисус-Христова. Они, по словам блаженного Авгус­тина, не составляют в Церкви Царства Христова и не царствуют с Ним18. Они даже часто не видят и не знают Царствия Божия, и лукавый похищает у них из сердца самую мысль о Царствии Божием.

Всегдашнее царствование Христа, говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин, наступает тогда (делается тогда в полной мере достоянием христианства), ког­да по истреблении из сердец наших смрадных поро­ков власть диавола прекращается и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владыче­ствовать. Тогда основывается в нас Царствие Божие19.

Царствие Божие, от которого отпало человечество грехопадением первых людей, вновь приблизилось пришествием Христовым, через Его крестную смерть и Воскресение, через сошествие Святого Духа вновь достигло земли и сделалось доступным еще здесь на земле.

Теперь уже от нас зависит с помощью благодати найти «путь Божий», который, по выражению святи­теля Филарета Московского, ведет «сперва к Цар­ствию Божию, которое внутри нас есть, потом к Цар­ствию Божию, которое на небесах».

Через все века пронесла Православная Церковь свое убеждение, свое знание, свой опыт, что для ис­тинно верующего Царствие Божие уже наступило, хотя «для некоторых не пришло еще во всей силе, а для некоторых и совсем не пришло».

Но это уже зависит не от того, что его нет на земле, а от нерадения и слабого искания его отдель­ными людьми. Даже более того: грозна и печальна вечная участь того христианина, который ни в какой степени еще здесь на земле не узрел и не вкусил, хотя бы в некоторой степени, Царствия Божия. «Ибо, — по словам преподобного Симеона Нового Богослова, — если ты говоришь, что не здесь, но по­сле смерти получат Царствие Небесное все горячо желающие его, то ты извращаешь слова Спасителя и Бога нашего».

«Внимай словам Божиим, внимай Апостолам и учи­телям Церкви, — говорит он по поводу этого, — послу­шай гласа Владыки, послушай слов Слова, как изъясня­ет Он Царствие Небесное, которое отсюда еще должны воспринять люди...». «Отсюда возжги светильник ду­ши твоей, прежде чем не наступит тьма и не затворены будут врата делания. Здесь Я бываю для тебя жемчужи­ной и покупаюсь. Здесь Я являюсь для тебя пшеницею и как бы зерном горчичным. Здесь Я бываю для тебя закваской и заквашиваю смешение твое. Здесь Я явля­юсь для тебя водою и огнем услаждающим. Здесь бы­ваю для тебя и одеждою и пищею и всяким напит­ком, — словом, здесь Я есмь Царствие Небесное, сокры­тое внутри вас», — так говорит Владыка о Своем Цар­ствии и о Себе. Но, хотя Царствие Божие наступило и христиане должны еще здесь на земле находить его, обитать в нем, обретать в нем своего Царя и Бога и со­единяться с Ним — находят Царствие Божие только ищущие, званые, желающие. «Бог, — говорит Симеон Новый Богослов, — будучи Царем всякой твари, над од­ними людьми хочет царствовать по воле их, как и над ангелами царствует по воле их». Как Творец и Промыслитель, Он владеет всякой тварью, но в Свое Царство благодатное, где Он не только Владыка, но и Отец, не только грозный Судия, но и Друг, и Брат, и Глава, пост­радавший до смерти за Свое Царство, за Свое тело, — Бог вводит только желающих и добровольно его принимающих. «По сей причине и Господь наш Иисус Хрис­тос и Бог, соделавшись Человеком, — говорит Симеон Новый Богослов, — однородным с нами, и Учителем, убеждает (а не принуждает) соестественных братии Своих: " Ищите прежде Царствия Божия и правды Его", чтобы восцарствовать над ними по воле их». «В этом первый предмет проповеди», — говорит он далее, и по­этому, хотя Царствие Божие основано Богом, восста­новлено Кровию Христовою, но по своей свободной воле люди должны способствовать его созиданию в себе и вокруг себя.

Святой Григорий Богослов так говорит о Церкви как Царствии Божием: «Бог основал ее, а не чело­век», — но далее указывает и на людей: «Одни более, другие менее способствуют к совершению сего зда­ния, сей обители Христовой, сего святого Храма, по той мере, как они сами с нею сопрягаются и соединяются Духом Святым».

Царствие Божие (Церковь) созидается Богом, Бо­жественною благодатью, но благодать созидает, когда человек действительно, со всею искренностью возже­лает и взыщет это Царствие по указанию Христа и Его Церкви.

Многократно приходилось нам наталкиваться на по­требность иметь под руками какой-нибудь осязатель­ный ответ на вопрос: «Что такое Православная Цер­ковь?» Современная православная мудрость научает нас, что определить Церковь нельзя, ее можно только показать: «Приди и посмотри». Но где и что смотреть? Конечно, прежде всего православную жизнь во всех ее проявлениях: в богослужении, святых отцах, в старче­стве, в монастырях, в выдающихся пастырях и миря­нах, в иконе, в пении, в книгах... — словом, во всем, на что многообразно пролился Дух Божий на земле со времени первой христианской Пятидесятницы.

Но есть разряд людей, которые ищут прежде всего в книгах и через книги вход в «страну истины». Ка­жется, в Евангелии невысоко расценивается этот путь. Но и он не закрыт. Эта таблица пытается «книжно» отобразить жизнь Церкви, указать в каждом поколе­нии, начиная от Спасителя и Апостолов, кончая на­шим временем, к кому нужно прийти, на кого благо­говейно смотреть, кого слушать, чтобы узреть Истину в истории — Святую Православную Церковь. Вот те люди, в которых и через которых их Глава Богочело­век Иисус Христос строил Свою Церковь, Храм Бо­жий на земле, досязающий до неба, Царствие Божие. Их много больше, их неисчислимо много, они как звезды небесные, но мы пытались выбрать тех, кото­рые яснее и более осязательно, по-человечески осяза­тельно, проявились в жизни Церкви земной, в церков­ной письменности, в памяти современников, в памяти церковной как наиболее выдающиеся строители тайн Божиих. Это они — сердце и ум Церкви, в которых обитает и действует Дух и Ум Христов.

Мы надеемся, что более опытные и знающие до­полнят и в чем нужно исправят наши указания, ибо это, насколько мы знаем, первый опыт указать вехи для истории Церкви, православно понятой как созида­ние Тела Христова на протяжении веков. Для нагляд­ности мы разбили, как это обычно делают, каждый век на три поколения. В каждом поколении мы ука­зываем имена тех людей, в которых и вокруг которых всегда ярче видна духовная жизнь этого поколения. Эти люди освящали путь своих современников, откры­вали им волю Божию примером и словом, вокруг них и через них строилось в Церкви все, что в ней есть вечного, Божественного. Это — столпы и утверждения церковные. Всё, что поется, созерцается, что читается как истинное, исполняется как верное, почитается как святое в Православии, — все Предание Церковное, связанное с этими именами. Они указаны в параграфе первом. Во втором параграфе каждого поколения ука­зывается, где особенно ярко процветала в это время жизнь Евангельская, благодатная. Указаны географи­ческие местности, города, страны, монастыри, где она с особой силой сосредоточивается в известную эпоху. Знакомясь с жизнью этих средоточий, мы видим, что сменяются страны, города, народы, области, мона­стыри, но единая жизнь благодатная течет неизменно. Замирая в одном месте, она вспыхивает в другом, то шире раскидываясь, то сосредоточиваясь в неболь­шом круге людей, но никогда не иссякает, обновля­ясь и обновляя в каждом поколении того, кто отзы­вается на призыв истины. Щедро изливающаяся бла­годать Духа не стесняется никакими пределами, гово­рит святой Киприан, лишь бы жаждало и было отверсто наше сердце20.

В конце концов открывается вся эта жизнь как единое целое, как единый храм Божий, собравший в себя избранников из всех народов, стран и поколений.

Наконец, в третьем параграфе указываем, что про­честь, чтобы по возможности вплотную подойти к жизни, явившей себя в этих именах и средоточиях.

По возможности мы указываем творения самих действующих лиц или воспоминания их учеников, современников, составивших о них какое-либо жи­тие, — Акты мученические, Записки, Патерики и т. д.

В качестве пособия мы в конце некоторых веков указываем то, что может облегчить знакомство с ис­точниками первоначальными21.

 

I век

Земная жизнь Господа Иисуса Христа. Галилея, Иу­дея, Иерусалим. Святое Евангелие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.