Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Артисту, лидеру, другу и товарищу в пути.






Нил Доналд Уолш

О ЗДОРОВОЙ И ЦЕЛОСТНОЙ ЖИЗНИ

Посвящение

Уиверу Денису,

Артисту, лидеру, другу и товарищу в пути.

Он видит Божественное начало в каждом.

Он любит Землю и праведно идёт по ней.

Он относится к своему телу, как к храму Живого Духа.

Он – образец целостной жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Что означает — «идти по пути»? Что означает — жить целостной и святой, совершенной жизнью? Есть ли способ, с помощью которого мы могли бы воспринять послания всей великой духовной литературы и ежедневно жить в соответствии с ними?

Это те вопросы, которые задают все ищущие истину. Ответы давались нам много раз, различными способами, из различных источников. Тем не менее, мы не следуем данным нам советам. Мы, как правило, не обращаем внимание на слова тех, кто предлагает нам духовное руководство. Поэтому мы сбились с пути. Мир потерял свой путь. Но у нас больше нет времени блуждать. Время истекает. И для каждого из нас индивидуально, и для всего человечества.

С каждым днем у нас остается всё меньше и меньше времени здесь, в этом теле, на этой Земле, чтобы совершить то, ради чего мы сюда пришли. Понимаете, что это значит? Знаете ли вы об этом? Или вы просто теряете время, тратя его на поиски, блуждание и любопытство? Если это так, то я предлагаю вам остановиться Ответы уже есть. Они нам даны. Вся великая мудрость традиций содержит их. Но теперь они более доступны, чем когда-либо. Нам больше не надо зависеть от передачи знаний из уст в уста или через те немногие рукописи, которые были однажды найдены. Теперь у нас есть средства массовой информации и мировая сеть Интернета. Книги, аудио и видео кассеты распространяются сейчас практически мгновенно по всему миру. Если мы ищем ответы на наши вопросы, то сегодня нам не надо за ними ходить далеко.

По правде говоря, мы никогда и не ходили далеко. Ответы всегда были прямо здесь, в нас самих. Это та правда, к которой привела меня вся эта ставшая теперь доступной информация.

Подобно вам, я долгое время задавал вопросы о том, как мне жить лучшей жизнью. Несколько лет назад я начал получать ответы. Я верю, что эти ответы пришли от Бога. В то время, когда я получал их, я был настолько поражён и потрясён, что я решил вести письменный отчёт о том, что мне было дано. Отчёт вылился в серию книг «Беседы с Богом», которые стали бестселлерами во всём мире.

Вам не обязательно разделять мою веру об источниках ответов на мои вопросы для того, чтобы извлечь пользу из них. Всё, что необходимо, это допустить возможность того, что большинство людей совершенно не понимают, как жить целостной жизнью. А это понимание может изменить всё.

Именно так были настроены люди, небольшая группа из сорока человек, которая собралась у меня дома недалеко от Сан-Франциско, штат Калифорния, в январе 1999 года для того, чтобы исследовать более глубоко что говориться об этом в «Беседах с Богом». Я просто делился с этими людьми своим пониманием целостной жизни, и в результате у нас получился диалог, и я отвечал на спонтанно возникавшие вопросы. Совместные усилия того дня вылились в интенсивную дискуссию, в поток мудрости, который — я рад сообщить — был запмсан на видеопленку и аудиокассеты, отредактированная версия которых теперь доступна широкой публике.

Данная книга является письменным отчетом о том мероприятии, и читать её гораздо легче и, я думаю, более интересно, чем произведение, специально созданное для печати. В книгу также вошли те материа лы, которые, по некоторым техническим и производственным причинам, не были включены в видеофильмы и аудиокассеты.

Знание и рекомендации, которые нам даются здесь, не содержат сюрпризов. Я бы сказал, что ответы на самые важные вопросы нам были даны ранее: в Коране, в Бхагавад Гите, в Тао-те Чинг, в Библии, в Книге Мормонов, в Упанишадах, в Каноне Пали и в сотне других источниках. И вопрос заключается не в том, когда мы сможем получить ответы, а в том, когда мы сможем услышать их.

Жить целостной жизнью вполне возможно, и то, что мне открылось в «Беседах с Богом», показывает нам, как это сделать. Опять и опять. Но уже словами, понятными в двадцать первом веке.

Вот это-знание — как я его получил и понял. Я делюсь им с вами и смиренно надеюсь на то, что, если хотя бы один мой комментарий откроет для вас новое окно или распахнёт шире дверь счастья, то, значит, я сумел вам помочь.

Нил Доналд Уолш
Июль 1999
Эшланд, Орегон.

Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которую вы будете жить завтра...

***

Добро пожаловать, заходите. Я рад, что вы пришли. Сегодня мы собираемся поговорить о целостной жизни, о том, что, значит, жить целостной жизнью, и что мешает нам вести такой образ жизни. Мы попытаемся разобраться, почему мы разъединены — не только отделены друг от друга, но и не ощущаем себя, свой организм как единое целое. Я хочу начать наш разговор с такого аспекта нашей жизни как здоровье.

Когда я вступил в диалог с Богом этот вопрос беспокоил меня больше всего, так как моё здоровье тогда резко ухудшилось. Я хочу сказать, что моё тело буквально разрушалось. Я страдал артритом, и меня мучили постоянные, очень сильные боли. У меня была миальгия в серьёзной форме, а также болело сердце. Однажды мне даже поставили диагноз язвы желудка. Я был тогда в очень плохом состоянии. Сегодня я чувствую себя гораздо более здоровым, чем десять лет тому назад. И, вполне вероятно, я и выгляжу сейчас лучше, чем в то время. Поэтому я хочу поделиться с вами тем знанием, которое я получил во время моих бесед с Богом о здоровье.

Прежде всего, Он мне сказал одну из самых удивительных вещей, которые я когда-либо слышал о себе. «Нил, твоя проблема состоит в том, — сказал мне Бог, — что ты просто не хочешь жить».

«Да нет. Это не правда, — ответил я. — Конечно же, я хочу жить. Какие странные и смешные вещи Ты говоришь».

Но Бог сказал: «Нет, ты не хочешь жить. Потому что, если бы ты хотел жить, ты бы не делал того, что ты делаешь. Я знаю, что тебе кажется, что ты хочешь жить, но, на самом деле, это совсем не так, И совершенно очевидно, что ты не желаешь жить вечно. Иначе ты бы не совершал то, что ты совершаешь».

И я спросил: «Что Ты имеешь в виду?» И Бог указал мне на то, что я совершал, и это действительно свидетельствовало о том, что меня абсолютно не волновало что происходит с моим телом. Я хочу привести один простой пример, который, возможно, коснётся и кого-то из вас в этой комнате.

Раньше я курил. И Бог сказал мне: «Невозможно одновременно быть курильщиком и заявлять, что ты действительно имеешь желание жить. Потому что курение, безусловно, приведёт к безвременной кончине».

Эти слова совершенно справедливы, они подтверждаются очень многими примерами из жизни. Поэтому, когда вы говорите: «Я действительно желаю жить, я хочу прожить долгую и полноценную жизнь», — то, говоря это и одновременно вдыхая табак, вы доказываете всему миру, что не проживёте долгую и продуктивную жизнь — по крайней мере, так, как могли бы, — потому что вы так относитесь к своему телу.

Я просто привел один простейший пример. Или, например, те из вас, кто ест красное мясо в огромных количествах... Я имею в виду правильные пропорции. Я знаю людей, которые едят красное мясо буквально в каждый приём пищи. Они и не могут себе представить, как можно обойтись без него. И это не страшно. Я не хочу сказать, что одно делать — плохо, а другое — хорошо. Я просто хочу сказать о том, что приносит пользу, а что нет, с точки зрения накопленного людьми опыта.

Некоторые аспекты нашей жизни и нашего выбора не столь очевидны. Мы говорим не только об употреблении алкоголя и наркотиков, которые вызывают галлюцинации и, безусловно, являются губительными для нас. Речь идет о более тонких вещах. Мы говорим о своего рода «умственной диете», или пережёвывании идей и положений, которые не помогают нам и не дают нам возможности вести здоровый образ жизни.

Например, в моих «Беседах с Богом» я выяснил, что любое отношение к жизни, отличное от абсолютно положительного, может привести к болезни. Я узнал, что даже незначительные размышления, носящие отрицательный характер, но повторяемые снова и снова, в конце концов, скажутся на здоровье и приведут к болезни. Я был поражён, вспомнив, сколько раз в своей жизни я был отрицательно настроен в своих мыслях. Маленькие мыслишки вроде: «Я никогда не преуспею», или «Этого у меня никогда не будет», или даже более серьёзные негативные мысли крутились у меня в голове.

Итак, я стал учиться контролировать свои мысли, чтобы не быть окружённым отрицательной энергией, которую они могли притягивать ко мне. Это особенно справедливо в отношении моих мыслей о других людях.

Когда я был моложе, я замечал, что не только испытывал неприязненные чувства к определённым людям, но, если быть честным (я очень откровенен с вами), я позволял себе даже культивировать подобные переживания и мысли. Я имею в виду, что, в каком-то смысле, благодаря им, я чувствовал себя лучше.

Вы понимаете, это не легко признать, но какая-то часть моего существа раскрывалась в ярости и неприязни, которые я испытывал по отношению к некоторым людям. И до недавнего времени я не осознавал, что ярость и неприязнь питают часть меня отрицательной энергией, и эти чувства являются разрушительными для меня.

Люди, часто испытывающие гнев даже в небольших количествах, но постоянно, зачастую страдают болезнями сердца, заболеваниями желудка, язвами, и очень часто бывают нездоровы.

Среди же людей, постоянно находящихся в приподнятом настроении, я встречал очень немного таких, которые бы часто болели. Я допускаю, что могут быть исключения, подтверждающие правило, но должен сказать вам, что в основном степень положительного отношения к жизни почти всегда прямо пропорциональна уровню здоровья человека. И наоборот, мы можем заметить, что люди, страдающие хроническими заболеваниями, у которых постоянно случаются приступы, — это зачастую те, кто в той или иной степени позволяют себе негативные мысли о жизни и окружают себя отрицательной энергией.

Главная из этих отрицательных энергий — это энергия, которую я бы назвал гневом (я опять использую это слово), а также (я ввожу новое слово) обидой. Я имею в виду людей, которые чувствуют обиду на других за ту роль, которую они играли в их жизни в прошлом. Люди, живущие в настоящий момент, несут в себе боль прошлого так, словно всё случилось только что.

Я хочу сказать, что иногда вы смотрите на человека и можете сказать точно, в баллах от одного до десяти, какое количество боли и обиды он в себе несёт. Безусловно, для этих людей эта боль очень реальна. Но теперь эта боль мало что даёт им здесь и сейчас, потому что она связана с прошлым, с тем, что было там и тогда. И эти люди, они не отпускают её, просто потому, что думают, что не могут (не то чтобы они не хотят — они убедили себя, что не могут).

«Нил, ты не понимаешь, совершенно не понимаешь. Если бы с тобой произошло то, что случилось со мной, ты бы понял. Но совершенно очевидно, что ты не понимаешь». И эти люди никому не позволят забрать эту боль у них, даже если бы это было возможно. Потому что, если бы они отпустили свою боль, им пришлось бы отпустить и те драмы, которые произошли в их жизни, и всё то, что оправдывает, позволяет им быть такими, какими они являются сейчас и какими они были все эти годы. Даже если с момента первоначальной травмы прошло восемь, десять, двадцать или тридцать лет.

Но помнить об этом и делать эту драму частью своего существования в течение многих лет означает, что вы позволяете человеку, ставшему её причиной, продолжать причинять вам страдание все последующие тридцать лет — снова, и снова, и снова.

Как я уже говорил, мы все встречали подобных людей и иногда мы от всей души хотим помочь им. И мы говорим: «Что мне сделать для тебя? Как тебе помочь, как объяснить, что всё случилось там и тогда, а мы живём здесь и сейчас, и тебе не надо вечно жить с этой драмой».

Я могу вам сказать, что ничто не наносит больший и скорейший ущерб человеческому организму, этому нашему биологическому дому, чем такого рода безысходные мысли и отрицательные эмоции из прошлого, которые мы носим с собой с того драматического момента нашей жизни, который, как мы думаем, во многом предопределил то, какие мы сейчас и какими мы будем в ближайшем будущем.

Таким образом, один из первых шагов к целостной жизни — это прошение. Я понимаю это двояко. Жизнь нам дана не для того, чтобы получать, а для того, чтобы отдавать. И пока мы не научимся этому божественному исцелению, пока не станем использовать бальзам прощения для лечения наших ран, они будут гноиться внутри нас даже после того, как исчезнут шрамы снаружи. И в 36, 42, 51 или в 63 года у нас будут серьёзные проблемы со здоровьем, и мы не сможем понять, откуда они взялись.

Буквально вчера в самолете по пути сюда я прочитал в газете заметку о 41-летнем человеке, который умер в Нью-Йорке от сердечного приступа. Его девушка пыталась дозвониться по 911, но никто не отвечал, потому что система не работала в течение часа. И его душа покинула тело навсегда. Но я подумал.... Судя по словам тех, кто его хорошо знал, этот человек был очень здоровым, и ему было всего 41. А душа покинула его тело. Совершенно очевидно, что внутри у него было что-то не в порядке.

Один из уроков, который я получил во время моих бесед с Богом, и который мне было сложнее всего понять и принять, — это утверждение: «Все болезни мы создаем себе сами». Это сложно, потому что в таком случае люди пытаются спровоцировать нас на наше, так сказать, любимое занятие — самобичевание, чтобы мы, испытывая чувство вины, укоряли себя: «Почему я так поступаю с самим собой?» На самом деле нет ничего более ненавистного, чем когда человек подходит к вам — и он принимает вас за больного — и говорит: «Почему ты так к себе относишься?» Я обычно в таких случаях говорю: «Спасибо за заботу» и затем бормочу что-то о том, что каждый должен заниматься своим делом.

Возможно, в этом есть зерно истины, хотя я не думаю, что конфронтация приносит пользу. Мы действительно могли бы задаться вопросом: «Почему я создаю это?» Но более важным и более уместным является вопрос: «Что я могу сделать, чтобы изменить это?» Таким образом, теперь мы сознаем, что все болезни в какой-то степени мы создаем сами. И раз мы это понимаем, мы также поймём, что самая страшная болезнь, которую мы называем «смерть», также создана нами.

Мне было сказано, что, в действительности, мы не должны умирать, но всем нам придётся по различным причинам покинуть наше физическое тело. Потому что, откровенно говоря, мы исчерпаем его и больше не будем нуждаться в этой конкретной жизни и в этой конкретной форме, чтобы достичь и завершить то, что нам было предназначено достичь и завершить. Те мастера, которые знают и понимают это, оставляют свое тело очень изящно, словно они снимают одежду, которая больше не нужна, или оставляют тот опыт, который больше не помогает. Поэтому мастера просто покидают свою телесную оболочку, говоря: «Пусть так и будет, это её конец. И сейчас я начинаю следующее великое путешествие, следующее великое проявление моей истинной сущности».

На определённом уровне мы отделяемся от конкретного тела, которым мы обладаем. Но пока мы обладаем этой формой, этим телом, и пока нас это удовлетворяет, мы можем поддерживать его в здоровом состоянии, в котором оно будет наполнено необходимыми вибрациями и изумительным образом будет проявлять нашу истинную сущность. Этого можно добиться, если следовать простейшим правилам, которые мы все знаем, — правилам, позволяющим сохранить психологическое здоровье. Однако многие из нас считают, что совершенно невозможно следовать этим правилам. Первое, что поведал мне Господь в главе, посвящённой здоровью, это: «Пожалуйста, ради всего святого, заботься о себе получше. Ты больше заботишься о своём автомобиле, чем о своём здоровье. И это ещё слабо сказано, между прочим».

Ты чаще сдаёшь свою машину на профилактическую проверку, чем проверяешь своё здоровье. И ты чаще меняешь масло в своей машине, чем меняешь свои привычки или то, чем «заправляешь» своё тело. Поэтому, ради всего святого, заботься лучше о своём теле».

Я пытаюсь дать вам очень простые — если не сказать упрощенные — формулы.

Во-первых, это физические упражнения. Занимайтесь каждый день хотя бы немного, чтобы закалить своё тело. Поразительно, как много могут сделать с человеческим телом каких-нибудь пятнадцать — двадцать минут ежедневных занятий.

Во-вторых, обращайте внимание на то, что вы потребляете. Подумайте, хорошо ли есть столько вредной пищи. Постарайтесь прекратить — почти прекратить — употреблять в пищу всякую дрянь. Я не говорю уже о таких очевидных вещах, как сахар, сладости и прочее, что не приносит ни малейшей пользы. За последние несколько месяцев я значительно похудел благодаря тому, что следовал этим новым идеям, изложенным здесь. Сейчас я выгляжу более стройным и здоровым, чем год назад.

Это не значит, чтоб быть худым лучше, а полным — хуже. Дело не в этом. Если вы хорошо себя чувствуете, то всё замечательно. Но если, набрав свой теперешний вес, вы стали передвигаться медленнее и не можете работать на том уровне, на котором хотели бы, то, возможно, вам надо принять некоторые очень, очень простые меры предосторожности. То есть предпримите какие-нибудь простейшие шаги для поддер жания своего здоровья на высшем уровне. Физические упражнения, контроль за своей диетой — это самые очевидные вещи, которые необходимо делать, и, кроме того, как я уже говорил, соблюдайте ментальную диету — то есть следите за своими мыслями.

Именно с этого и начинается целостная жизнь. Это простейший уровень, с которого всё начинается. Целостная жизнь ведёт нас к проявлению нашего Я, которое само по себе целостно и совершенно. И тогда человек, как говорится, начинает жить святой жизнью. Это означает, что мы работаем на всех трех уровнях нашего существа и используем все семь уровней энергии, которые мы называем чакрами человеческого тела И целостная жизнь предполагает, что мы не отказываемся ни от одной из чакр, не отвергаем ни одну из энергий, протекающих через наше тело.

Позвольте мне особо остановиться на энергии, которую называют сексуальной энергией, потому что уже много было сказано и о целостной жизни, и о жизни духовной.

Некоторые люди считают, что высокодуховная жизнь требует от нас соблюдения обета безбрачия, то есть отказа от сексуальной жизни и от нашей сексуальной энергии. И люди, которые сексуальны, которые получают удовольствие и наслаждение от выражения своей человеческой сексуальности, — нет, они ни плохи, ни хороши, но они, якобы, не очень высокого развития, — возможно, им когда-нибудь и удастся достичь уровня духовности, но сейчас они занимаются тем, чем занимаются.

Существует целое философское направление, которое считает, что святые не имеют ничего общего с сексом. На самом деле, такая система взглядов столь глубоко проникла в ряд духовных традиций, что для того, чтобы называться членом этой традиции или, точнее, этого высшего слоя культуры, вы должны принять своего рода отречение, или отказаться от занятия сексом.

Я спросил Бога об этом, потому что меня это волновало. Я сказал: «Бог, правда ли, что для того, чтобы жить действительно целостной жизнью и чтобы почувствовать и понять кто я есть, я действительно, на самом деле должен отказаться от...— и я почти что так и сказал — от того, что является самой низменной частью меня?» И я не имел в виду самую низшую чакру. Под самой низменной частью я подразумевал своё отношение к сексу.

Похоже, что из всех аспектов моей личности то, что я называю своей сексуальностью, и было самым низменным. Это то, чем я, безусловно, хотел обладать, но ни в коем случае не открыто, не публично, не гордясь этим, — ну, разве что только в особых обстоятельствах или в особые моменты моей жизни. И поэтому я стеснялся этой стороны своей жизни. Я имел этот опыт переживания глубокого стыда и смущения; ещё в детстве мне дали понять, что я должен, по меньшей мере, остерегаться, если не стыдиться, публичного (социального) проявления своих побуждений. Я помню, я был в возрасте ранней половой зрелости, мне было лет двенадцать — тринадцать или чуть меньше. Я рисовал женщин, срисовывая картинки из журналов, и просто наслаждался... ну вы понимаете, восхитительными линиями... и просто немного возбудился из-за этого. Вы знаете, как это бывает, когда вам только двенадцать, и вы — здесь, между прочим, ключ к тому, о чём мы говорим, — вы просто немного безнравственны. Как это бывает в таких случаях. Я очень хорошо помню, как это было со мной.

И в этот самый момент моя мама вошла ко мне в комнату и увидела, что я рисую обнажённых женщин. Я любил свою мать, конечно. Она была удивительным человеком. Сейчас её уже нет в этом мире. Но я помню тот момент очень хорошо, потому что я был очень, очень смущён. Потому что в первый момент мама была совершенно ошарашена тем, что её сын рисует обнажённых женщин.

Она спросила: «Что ты делаешь?» И общий смысл этого вопроса состоял в том, что это, вероятно, было нечто такое, чем мой ум не должен был быть занят. Но, конечно же, только это и занимало мой ум в тот период моей жизни... и, на самом деле, многие последующие годы. Насколько я помню... даже сейчас — в некоторой степени...

Я и сейчас получаю удовольствие от этого. Сейчас я могу смеяться и находить интересной и приятной эту сторону моего существа, которая может признать и одобрить то, что я до сих пор наслаждаюсь созерцанием человеческого тела, особенно женского тела. Иногда, в особых случаях, именно это меня и возбуждает. Я не говорю, хорошо это или плохо. Это просто то, как я это чувствую.

Но мне потребовалось, вообразите, чуть ли не полвека, чтобы избавиться от представления, будто, проявляя этот свой аспект, я тем самым заявляю о себе как о человеке, который в чём-то менее развит, возможно, немного менее духовен, менее «какой-то ещё», чем другие. И это было связано со многими, многими эпизодами в моей жизни, подобными тому, когда я был пойман с поличным, рисуя те самые картинки в двенадцатилетнем возрасте, с большим количеством таких ощущений и переживаний, на которые общество указывало мне, как на нечто недопустимое, которое не испытывают по-настоящему развитые люди.

И это связано не только с тем, что этим неуместно заниматься в детстве, хотя не было ничего неуместного в том, что я делал. Дело не только в этом. Дело в нашем взрослом понимании (и я Собираюсь к этому ещё вернуться) того, что значит быть развитым и праведным; с пониманием, согласно которому святые и праведные люди якобы не ювлекаются в такие энергии, не имеют такого рода опыт. Но, на самом деле, это происходит с ними. И, может быть, именно это делает их святыми.

Поэтому в своих беседах с Богом я задал вопрос: «А как насчёт энергии самой низкой чакры? Должен ли я избавиться от этого опыта и просто выбросить его из своей жизни, для того чтобы развиваться дальше?» Я слышал все эти рассказы о том, что нужно поднять энергию от корневой чакры через силовую чакру к сердечной и, далее, к коронной чакре. И тогда вы будете жить в восхитительном мире. И у вас не будет необходимости заниматься чем-либо, что ниже шеи. Именно так это происходит у настоящих мастеров. Настоящие мастера не живут чем-либо, что ниже шеи. Они живут тем, что выше шеи.

И мне всегда хотелось знать: «Как это может быть? Этого ли Господь хочет от нас? Должно же быть что-то большее этого». И потом я узнал, что, действительно, Господь хочет, чтобы мы жили энергиями всех чакральных центров нашего тела. Мы полностью должны использовать корневую чакру, полностью — силовую чакру, сердечную чакру и, конечно же, самую высокую — коронную чакру. Мы должны полностью использовать все чакры.

Но если мы поднялись так высоко, это не значит, что, теперь мы можем игнорировать пять нижних чакр. Дело не в том, чтобы отсечь их. А в том, чтобы... Я не имел в виду отсечь их, особенно то, о чём я рас сказывал. И я не понимаю над чем вы смеётесь. Она, вроде, даже подмигивала, когда я говорил об этом. Я думаю, она не совсем понимает, о чём идёт речь. Речь не о том, как отделить себя от... Внимание! Речь не о том, чтобы отделить себя от тех пяти более низких чакр и просто пребывать в этих высших, или даже в самой последней чакре. Нет. Мы говорим о том, чтобы поднять свою энергию, но при этом поддерживать связь со всеми чакрами, которые расположены ниже. И это означает целостную жизнь.

Жить целостной жизнью означает даже больше, чем всё это, — больше, чем просто очищать свои мысли или избавляться от негативности; больше, чем иметь упрощённые представления о здоровой жизни и соблюдать диету; больше даже, чем использовать в своей жизни все чакральные центры.

Целостная жизнь включает в себя пересмотр всей нашей жизни, новое понимание того, как вся эта система работает. Я имею в виду весь процесс, который мы называем жизнью. И это предполагает обретение нового понимания целостности того существа, каким мы являемся, каким мы действительно являемся. В наше время — да и во все времена — большинству людей трудно руководствоваться в своей жизни глобальной идеей своей собственной целостности. И причина всех трудностей — страх. В жизни большинства людей в той или иной форме присутствует страх.

«Беседы с Богом» говорят нам, что есть только две области, откуда исходят все слова, мысли или дела; что всё, о чём мы думаем, говорим или делаем, происходит либо от любви, либо от ненависти. И у значительного большинства представителей рода людского обычно именно страх контролирует и создает мысли, слова и действия. И поэтому одним из первых шагов на пути к целостности, к целостной жизни является освобождение от страха. Вы знаете, что слово страх (fear) — это акроним, или аббревиатура, означающая следующее: «ложная очевидность, которая оказывается реальностью» (false evidence appearing real). Есть другой акроним: «чувствовать возбуждение и готовность» (false evidence appearing real).

Один из моих замечательных учителей однажды поделился со мной этим знанием и произнес то, что я запомнил на всю жизнь: «Нил, называй свои страхи приключением». Разве это не потрясающая мысль? Называть свои страхи приключением. Когда я начал это делать, я стал освобождаться от своих страхов. Я также начал присматриваться к тому, что так пугало меня раньше. И, конечно, то, что в конечном итоге больше всего пугало меня, был Бог. Понимаете, я считал, что Бог никогда не простит меня за всё то, чем я был, и за всё то, чем я не был; за всё то время, когда мне не удавалось быть тем, чем, как я думал, Бог хотел, чтобы я был; или за все те случаи, когда я вёл себя неподобающе, с точки зрения требований Бога, — как я их раньше понимал.

И, конечно, эти требования были предъявлены мне обществом и многими, многими людьми в моей жизни. И только когда я стал создавать свои собственные отношения с Богом, я смог уйти от страха перед реакцией Бога на то, как я проживал свою жизнь.

Вот утверждение, которое Бог хочет, чтобы мы произносили, даже если мы обозреваем длинный список наших так называемых проступков: «Я невиновен, я неповинен. Я невиновен, я неповинен».

Это не означает, что я никогда в своей жизни не совершал ничего такого, что буду совершать повторно снова и снова, но каким-то иным образом. Это даже не значит, что я решил уйти от ответственности за последствия своих действий. Тем не менее, это означает, что я неповинен и невиновен в каких бы то ни было преступлениях.

Если же быть человеком — это преступление, то я виновен. Если находиться в процессе развития — это, преступление, то я виновен. Если расти, сознавая, ощущая, понимая и проявляя себя таким, каков я есть, — это преступление, то я виновен. Но если всё это не является преступлением, а я могу вас уверить, что в царстве Бога это таковым не является, тогда я невиновен и неповинен. И Бог не накажет меня только за то, что я что-то не так понял. И меньше всего, меньше всего Бог станет наказывать меня за то, что я поступил не так, как казалось правильным кому-то ещё.

Я поделюсь с вами моим личным опытом, полученным в детстве. Вы помните, что я родился и вырос среди католиков, и с самого раннего детства меня научили креститься так, как принято у католиков, хотя не только у них. Представители греческой православной церкви также осеняют себя крестом.

Итак, вот что я помню о том, чему меня учили. Осенение себя крестом — я ни в коем случае не хочу выказать неуважение к кому бы то ни было, не волнуйтесь, пожалуйста, — осенение себя крестом делается следующим образом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» (осеняет себя крестом). А представители православной церкви — если среди аудитории есть прихожане этой церкви, то вы подскажете мне, — делают это следующим способом (осеняет себя крестом).

Вы заметили разницу? Я сначала дотронулся до этого плеча, а затем коснулся этого, а не наоборот. Я помню, как монахиня сказала мне, когда я был в третьем классе, что наоборот делать неправильно, и что это не работает, или, по крайней мере, мой ум третьеклассника сделал заключение из того, что она сказала, что иначе креститься неправильно.

Знаете, есть огромное количество способов делать что-либо неправильно. Есть люди, утверждающие, что необходимо расстелить ковер и бить поклоны на Восток по крайней мере три раза в день. Есть люди, которые говорят, что вам можно стоять только в определённом месте перед Стеной Плача. И если вы женщина, то вы не можете стоять там рядом с мужчинами. Есть люди, утверждающие, что вам необходимо выполнять тот или иной ритуал, иначе вы не попадёте на небо. И таким вот образом мы набираемся идей и представлений о том, что хорошо и что плохо, что Бог требует и чего не требует. И просто поразительно, сколько вины мы несем в себе за то, что совершили в жизни. Некоторые поступки мы совершили в детстве, будучи абсолютно невинными. И это печальнее всего, что даже маленький ребенок вынужден чувствовать вину за что-то, что он сделал.

Я помню, что когда мне было около одиннадцати лет, я ел гамбургер и внезапно вспомнил: «О, Боже, сегодня пятница». Я был настоящий юный католик, и я подумал, что совершил грех, потому что мне говорили, что есть мясо по пятницам — это грех, хотя и простительный. И я помню, что был очень расстроен, потому что забылся на мгновение и совершил это.

Я совершил это в закусочной поблизости от дома. Когда я пришел домой, моя мама взглянула на меня и спросила: «Что случилось? С тобой всё в порядке? Тебя кто-то обидел? Что с тобой?» И я ответил: «Нет, но я ел мясо, я ел мясо. Я забыл, что сегодня пятница. Господь разгневается на меня». И я действительно, действительно так думал в свои одиннадцать лет. Мое сердце разрывалось, потому что я был по-настоящему верующим, я был, как говорится, церковным мальчиком. Над чем вы смеетесь?

Итак, я сказал своей матери: «Я ел мясо. Я забыл, что сегодня пятница». И моя мама, да благословит её Бог, она просто взяла меня за руку и сказала: «Дорогой мой, это ничего. Я уверена, что всё в порядке. Не расстраивайся из-за этого».

Моя мама была достаточно мудра, чтобы понять, что в возрасте одиннадцати лет, я, вероятно, не был готов понять, что Бога это не волнует. Только много лет спустя, когда мне исполнилось двадцать один, я начал улавливать этот момент. Потому что, когда мне исполнилось двадцать один, так уж случилось, что в нашей местной газете на первой полосе появилась статья с таким броским заголовком, и там говорилось: «Папа Римский заявил, что употребление мяса в пищу по пятницам более не является грехом». И я подумал: «Как это замечательно! Теперь все люди, которые едят мясо по пятницам могут избавиться от...» Они никогда не попадали в ад, конечно, потому, что невозможно попасть в ад за то, что ешь мясо. На самом деле, есть мясо по пятницам было своего рода моральным проступком, но ни в коем случае не преступлением.

Я привожу в качестве примера то, как меня воспитывали, и я надеюсь, что вы не возражаете, — я ведь говорю о своем детстве. Мы все можем поделиться подобными рассказами о том, как, независимо от нашей религии, нас вынуждали, заставляли в детстве почувствовать свою вину из-за такого рода поступков.

Ну, я должен сказать вам, что, если бы всё ограничивалось мелочами (которые мой отец называл «мелким картофелем»), то это бы не было проблемой. Но дело в том, что половина рода человеческого несёт в себе огромный комплекс вины по поводу многочисленных удивительных проявлений того чуда, которым мы являемся. Например, то, о чём мы недавно говорили, а именно: радостное и праздничное выражение нашей сексуальности, и это очевидный пример одной из причин, по которой мы чувствуем вину. Или, например, богатство — некоторые люди чувствуют вину из-за того, что у них много денег. Они позволяют себе настолько сильно почувствовать вину, что начинают раздавать деньги, как безумные, для того, чтобы успокоить чувство вины. «Да, я имею много денег, но я раздаю четверть миллиона долларов в год. Я чувствую себя немного лучше, несмотря на эту неприятную ситуацию, в которой я оказался».

И вы тем более не должны иметь много денег, если вы проповедуете слово Божье или делаете что-либо замечательное. Поэтому мы ничего не платим нашим учителям, почти ничего не платим нашим медсестрам. Чем ценнее для общества то, что делает человек, тем меньше мы за это платим. Не правда ли, это свидетельствует о том, что мы испытываем сильное чувство вины за всё хорошее в нашей жизни, намного меньше — за наши обычные, или, как я их называю, человеческие, ошибки, которые мы совершаем, ошибки в суждениях, и я имею в виду только те ошибки, которые мы сами не повторили бы?

Мы корим и бичуем себя, и заставляем себя чувствовать настолько неправыми, что, если мы будем продолжать в том же духе, то сотворим свой собственный ад на Земле для расплаты за ошибки, которые мы совершили, и, таким образом, навлечём на себя болезни и не сможем жить целостной жизнью.

Поэтому одно из самых замечательных, дающих свободу утверждений, которые вы можете сделать, это: «Я невиновен, я неповинен». И затем вы можете двигаться дальше — от того состояния, которому свойственна чистота, которому свойственно чудо, которому свойственна целостность. Потому что вы действительно можете собрать себя снова, подобно Хам-пти Дампти, раз уж вы принимаете свою невиновность.

Помните, что я сказал раньше? Прощение — это ключ к целостности. И я добавлю: прощение начинается именно здесь. И на самом деле, пока прощение не начнётся здесь, мы не сможем никуда двигаться. Потому, что мы не сможем отдавать то, чего не имеем.

Целостная жизнь означает жить полной жизнью, всеми аспектами её полноты: «верхними» и «нижними», «левыми» и «правыми», здесь и там, до и после, её мужским и женским началами. Мы все имеем эту мужскую и женскую энергии, пронизывающие нас. Это означает, что мы не отрицаем что-либо из этого — просто имеем всё это, затем освобождаемся от той энергии, которая нам больше не служит, которая больше не помогает поддерживать высокий стандарт нашего представления о себе; затем мы используем всё остальное, даже если мы отдаём его свободно и открыто тем, с кем соприкасаются наши жизни.

Многие из нас занимаются воспитанием детей. Какой совет Вы бы дали сегодняшним родителям? Что мы можем сказать своим детям? Как нам учить их вере в Бога?

Знаете, опасно сидеть на этом стуле, потому что возникает иллюзия, что я имею ответы на все эти вопросы. Я последний человек, у которого надо спрашивать совета по поводу воспитания детей. Я, возможно, нахожусь в начале списка десяти самых худших

родителей в мире. Может быть, поэтому мне всегда задают такие вопросы — я не знаю. Я могу рассказать вам о тех ошибках, которые я совершил. Однако я думаю, что есть одна ошибка, которой я не делал. Я всегда любил своих детей без каких-либо условий. И не требовал от них ничего, что они бы не могли дать... мне или жизни. Поэтому, я думаю, совет, который я дам родителям, будет следующий: любите своих детей так, как вы хотели бы быть любимы. Не исходите из своих ожиданий. Не предъявляйте каких-либо требований и, самое главное, позвольте им жить своей жизнью.

Отпустите их. Позвольте им идти своей дорогой и делать свои ошибки. Позвольте им получать удары. Выручайте их и помогайте им, если можете, когда они в беде. Но не мешайте им жить их собственной жизнью. Дайте им свободу — даже если то, что они делают, по вашему мнению, не идёт им на пользу, даже если это, с вашей точки зрения, «неправильно».

Самый лучший совет, который я могу дать родителям: относитесь к своим детям так, как Господь относится к нам: «Ваше желание является и моим желанием. Я даю вам свободу выбора в жизни, чтобы вы могли делать то, что пожелаете, и я никогда не перестану любить вас, что бы вы ни сделали». Жаль, что мои родители гак не относились ко мне. Жаль, что я так не относился к моим детям. Я имею в виду — мне жаль, что у меня нет таких отношений с ними. Но мы стараемся.

Думаю, что я ещё мог бы посоветовать родителям не забывать, что они родители. Я хочу сказать, что часто в своей жизни я забывал, что я родитель. Я эмоционально покидал своих детей. И это совершенно ненормально.

Что Вы скажете о любви?

Я думаю, что любовь — это чувство, которое чаще всего в мире понимается неправильно. Я думаю, что более половины людей не представляют, что такое настоящая любовь. И я думаю, что менее половины людей на планете когда-либо испытывали любовь. Если бы мы хоть на мгновение испытали бы, что такое настоящая любовь, мы не смогли бы жить так, как жили раньше. Мы не смогли бы относиться к другим людям так, как мы часто относимся друг к другу. Мы не смогли бы игнорировать то, что мы обычно игнорируем. Мы не смогли бы допустить, чтобы всё было так, как оно есть.

Первой проблемой, конечно, является то, что мы не научились любить себя. Это первая проблема. Мы можем отдать другим только то, что имеем. И если у нас нет любви, мы не можем её отдать. Это очевидные вещи... неловко даже говорить об этом — настолько это очевидно.

Что ещё сказать о любви? Попробуйте как-нибудь испытать чувство любви. Но если вы решитесь испытать его, попытайтесь испытать его в полной мере. В полной мере! Попытайтесь любить кого-нибудь — только одного человека и без каких-либо ограничений или условий. Ничего не ожидая, ничего не требуя взамен. Попытайтесь хоть однажды любить кого-либо именно так. Но берегитесь, потому что, если вы полюбите так хоть однажды, если вы ощутите это чувство, вы не сможете жить без него.

* * *

Ну а теперь я бы попросил аудиторию — поскольку это огромная тема, которую я действительно пытаюсь разбить на небольшие фрагменты, — задавать любые вопросы, потому что сейчас ваше время, ваш шанс задавать абсолютно любые вопросы, которые у вас только могут возникнуть. А вот и первый вопрос.

Что Вы скажете людям о наследственности? Что касается всего, начиная с ожирения и кончая раком... Некоторым людям кажется, что из-за своей наследственности им не избежать ракового заболевания. Что Вы скажете людям, которые считают, что ничего нельзя сделать в такой ситуации, что оно просто случается?

То, во что вы верите и что говорите, то с вами и произойдёт. И медицина знает огромное число случаев, когда люди шли вразрез со своей наследственностью и имели результаты, совершенно противоположные тем, которые они должны были иметь из-за своей наследственности. В таких случаях генетика становилась контролируемым фактором.

Я думаю, что было бы безрассудством утверждать, что такого фактора, как генетическая предрасположенность, не существует. Наука демонстрирует нам прямо противоположное. Поэтому генетическая предрасположенность к определенным болезням — это реальность. Но она не является безвыходной ситуацией. Она не является неизбежной.

Если кто-либо имеет предрасположенность к определённому заболеванию, это не означает, что данная предрасположенность не поддается контролю. Если бы мы абсолютно не были бы способны умственно, физически, психологически контролировать то, к чему мы имеем предрасположенность, то наша судьба была бы раз и на всегда предопределена, и мы были бы игрушкой в руках судьбы — так сказать, физиологической судьбы. А в человеческой жизни такого явления просто не существует.

Многие предрасположенности были выбраны самими людьми, я имею в виду — запрограммированы. Есть философское направление, согласно которому ничто не происходит в человеческом теле по ошибке. И мы можем сказать, что предрасположенность к некоторым заболеваниям встроена в биомеханическую систему, которую мы называем нашим телом, и обусловлена нашим выбором: мы действительно выбираем ту или иную предрасположенность как инструмент для работы, как краски или кисти, с помощью которых мы рисуем полотно нашей жизни. Но мы можем поменять эти цвета в любой момент, когда этого захотим. Я имею в виду — в процессе рисования. Мы можем сказать: «Нет, у меня слишком много голубого. Я думаю, надо добавить оранжевый». И мы можем написать совсем другое полотно или придать первоначальному полотну совсем другой вид.

Итак, я думаю, очень важно понять, что в человеческой жизни нет более мощного фактора, чем наше представление о ней, чем наш выбор, и нет ничего, что может превзойти наше творческое сотрудничество с Богом.

Если мы с Богом решили кое-что изменить в биохимической фабрике, называемой нашим телом, то мы сделаем это, невзирая ни на какие предрасположенности. И ничто не остановит этот процесс. Именно благодаря этому процессу людям удаётся исцелить себя от рака и преодолеть другие физические и эмоциональные недуги, которые при ином подходе могли бы причинить им много неприятностей и создать у них настроение обречённости.

Гены вашего тела — это просто индикаторы, чем-то похожие на астрологические знаки. Я думаю, что гены в нашем теле подают нам знаки, подобно тому, как астрологические знаки подают знаки большему телу, которое мы называем Вселенной. Таким образом, каждый из нас, как говорится, представляет собой Вселенную в миниатюре. И я думаю, что гены подобны астрологическим знакам, так как они показывают направления, в которых мы можем двигаться, но они не являются индикаторами чего-то неотвратимого. Наши гены просто указывают путь, по которому мы'можем идти, и который с наибольшей вероятностью может быть выбран нами, если он нас устраивает, но который при желании может быть также и изменён.

Если нам не нравиться то, что говорят нам наши гены о направлении, по которому мы можем идти, мы должны изменить его. Именно принятие решения о неприемлемости этого установленного нашими генами направления помогает людям преодолевать так называемые непреодолимые недуги, такие как рак и прочее. Таким образом, мы можем принять решение, когда захотим, и пойти по другому пути. Однако — и это, на самом деле, всё решает — немногие люди действительно верят в это. И поскольку совсем немногие верят в возможность этого, очень немногие это осуществляют.

Итак, возможно ли преодоление генетической наследственности или условий окружающей среды, которые как бы предопределяют нашу жизнь? Если это не так, если это невозможно, тогда самое большое обещание Бога — просто ложь, и вы не свободны в своём выборе, и вы не несёте ответственности за свою собственную судьбу. И тогда получается, что нам чу довищно лгали. Но я этому не верю. То, что я видел, и моя собственная жизнь свидетельствуют об обратном...

До написания Ваших трёх книг и в промежутках между написанием Ваших книг вели ли Вы беседы с Богом? В какой (рорме это происходило?

До того как книги стали книгами, до того как материал прошёл через меня, я не осознавал, что веду беседы с Богом, как мы теперь это называем. Нет. Только когда материал появился — он, кстати, появился не в форме книги... он появился в форме очень личного диалога, который я вёл сам с собой. Но только после этого я осознал, что со мной происходит.

С этого времени я начал осознавать, что вся моя жизнь, да и ваша также — это разговор с Богом. И что каждый из нас не только может вести беседы с Богом, но уже ведёт их каждый день.

Один из вопросов, который мне задают наиболее часто, это: «Почему именно вы?» Я отвечаю, что это не я. Я не являюсь избранным. На самом деле, мы все в своей жизни ежедневно ведём разговоры с Богом. Мы просто не догадываемся об этом или называем это иначе.

Итак, начинаете ли вы осознавать, что ваша жизнь — это разговор с Богом? Слышите ли вы разговор с Богом в словах песни, которую передают по радио, или в строчках романа, который вы взялись читать, или в статье журнала, который вы нашли в парикмахерской, или в словах друга, произнесённых в случайном разговоре, или в форме слов, которые кто-то прошептал вам прямо в ухо? Ощущаете ли вы всё это как ваш личный разговор с Богом? Это именно то, о чём вы меня спрашиваете, и то, что, по вашему мнению, могу испытывать лишь я один.

Очень важно знать некоторые основные стадии, которые необходимо пройти, если вы решили принять подобные беседы с Богом, как часть своей жизни.

Первым шагом является признание того, что это действительно возможно. Сколько человек среди вас действительно верят, что Бог может и будет говорить непосредственно с вами именно в этот день вашей жизни? Хорошо. Замечательно. Почти все, находящиеся в этом зале. Это здорово. Потому что первый шаг — эго сказать себе: «Подожди, это возможно, это может случиться и, на самом деле, уже происходит прямо сейчас».

Второй шаг после признания возможности этого — позволить себе поверить, что вы достойны быть одним из тех, кто на это способен. Мы все способны, но очень немногие из нас могу]- признать это. Признание собственной ценности — это для многих людей огромная, огромная проблема по причинам, о которых я уже говорил в начале нашего разговора здесь.

Многое из того, чему нас учили, умаляет наше чувство собственной значимости и заставляет нас чувствовать себя менее значимыми, чем мы, по нашему мнению, должны быть, поэтому мы приходим к заключению о собственной незначительности. И если вы думаете, что чувство собственной незначительности не является распространённым среди людей, то вы не правы. Многие люди ощущают собственную незначительность на протяжении всей своей жизни. Таким образом, следующий шаг, который необходимо сделать, чтобы начать разговор с Богом, — это признать, что вы достойны этого, что вы действительно достойны вести такой разговор.

И третий шаг после признания своей ценности — это заметить, что такой разговор с Богом идёт, как я уже говорил, всё время. И перестать сбрасывать это со счетов как простое совпадение. Просто совпадение? Скажем, последние несколько недель меня беспокоит какая-то проблема, и я захожу в салон красоты. И вижу журнал — он лежит там уже три с половиной месяца. Я открываю его, и там статья на шестнадцать страниц по проблеме, которая волнует меня. Что вы на это скажете?

Я не могу сказать, сколько людей прислали мне письма, рассказывая о том, что «Беседы с Богом» словно «свалились» с полки прямо им в руки или попали к ним по какой-либо другой счастливой случайности. И вы даже не представляете, как много писем мы получили от людей, которые писали: «Эта книга попала ко мне как раз в тот момент, когда я в ней нуждался». Что вы на это скажете? Только если вы знаете, как всё происходит, вы начинаете понимать, что всё это — часть вашего диалога с Богом.

Но самый важной частью диалога, который все мы можем вести и который вы ведёте каждый день, это не то, что вы воображаете, понимаете или слышите, что Бог говорит вам, а то, что вы говорите Богу. И ещё раз я хочу подчеркнуть, что ваша беседа с Богом — это ваша жизнь, это то, как вы живёте. Мысли, которые постоянно проносятся у вас в голове, слова, которые вы произносите, всё, что вы делаете, — это ваша беседа с Богом. И иначе быть не может. Поэтому будьте осторожны, чтобы ваши слова соответствовали вашим делам и ваши мысли соответствовали тому, что вы говорите. Пусть ваши мысли, слова и поступки будут соответствовать друг другу, думайте то, что говорите, и делайте то, что думаете. И тогда ваш разговор будет праведным (holy). To есть он будет целостным (whole). И ваша жизнь будет целостной.

Вы говорили о процессе достижения гармонии в нашей жизни. Не могли бы Вы рассказать подробнее о том, что Вы обсуждали в Книге 3, — о разногласии между нашей технологией и нашим сознанием и о том, что нас ожидает в будущем.

Да, мы действительно сейчас находимся на крутом перекрёстке. Именно сейчас. И мы давно подошли к этому перекрестку, где технология постоянно угрожает нам, и, возможно, в настоящее время мы не совсем понимаем, как использовать её. Это так — по крайней мере, для очень и очень многих людей — в данный момент, и так оно и будет, пока мы сами стремительно не улучшим положение дел. Видите ли, мы, с другой стороны, находимся на особой стадии эволюции человеческих видов. Мы находимся у черты, которую Барбара Маркс Хаббард назвала сознательной эволюцией. Позвольте мне объяснить.

Вплоть до недавнего времени мы так или иначе могли наблюдать за процессом эволюции (эволюции видов). Мы могли наблюдать за нашей эволюцией, разворачивавшейся прямо у нас на глазах. Мы видели, как это происходит. Иногда мы наблюдали за этим процессом как бы с изумлением. Мы думали: «Я не могу поверить в это». Иногда мы наблюдали с благодарностью и интересом. Но в основном, мы думали о себе, наблюдая за тем, что происходило вокруг нас. Этот процесс был запечатлен в исторических книгах, и мы можем прочитать об этом.

И только недавно, относительно недавно — скажем, в последние двадцать, тридцать или сорок лет — мы стали сознавать не только происходящий процесс эволюции, но и ту роль, которую мы в нём играем.

Только относительно недавно мы стали сознавать, что мы сами творим путь нашей собственной эволюции. Это — новый уровень осознания для большинства представителей рода человеческого. И теперь мы являемся частью процесса, называемого сознательной эволюцией. То есть мы начинаем определять направление и способ нашего развития как человеческого вида в целом и как отдельно взятых индивидуумов.

Это свидетельствует об огромном сдвиге в характере происходящей эволюции. Вы понимаете? Это не могло произойти в какое-то другое время. Потому что одновременно с этим — именно сейчас — наша технология достигла такого уровня развития, который может оказаться выше уровня наших возможностей её разумного использования. Потому что мы до сих пор даже не определили, что значит «разумно».

Мы говорим о таких моральных дилеммах, как, например, клонированис или генетическая инженерия. И есть сотни примеров, когда наше общество создаёт всё новые и новые технологии, но мы никак не можем даже начать изучать их и разумно использовать. И это касается некоторых технологий, которые особенно опасны для нашего здоровья, для окружающей среды (что то же самое) и для пути, который мы выбираем, чтобы жить на этой планете как Homo Sapiens, или Человек Разумный.

Таким образом, мы должны взглянуть на эту гонку со временем и сделать осознанный выбор, решить, как нам развиваться при существующих технологиях. По отношению к каким технологиям мы должны сказать: «Подождите минуточку. Одну минуточку. Я не согласен». Можем ли мы сказать «да» одним технологиям и «нет» другим? Можем ли мы сделать разумный выбор и принять разумное решение? И можем ли мы реализовать на практике свои высшие представления о том, кто мы такие на самом деле, — не прикрываясь теми технологическими успехами и их применением, которые наше общество допускает, разрешает, создает, поощряет и имеет?

Это самый насущный вопрос нашего времени. Это не мелочь. И вы, находящиеся в этом зале, и другие, находящиеся за его пределами, призваны решить этот вопрос.

Это не тот вопрос, на который ответит кто-нибудь другой, — именно вы должны на него ответить. Вы ответите на этот вопрос тем, какие продукты вы будете употреблять в пишу, что вы выберете в супермаркете, в магазине одежды и на той улице, где вы живете.

Вы отвечаете на эти вопросы каждый день: тем, что вы говорите другим людям, тем, к чему вы их призываете, тем, что вы выбираете. И до тех пор, пока вы действительно не задумаетесь над тем, что я вам говорю, над смыслом того, что я говорю, всё это можно считать просто пустой болтовней.

Я призываю вас прочитать отличную книгу под названием «Последние часы древнего мира» Тома Харт-мана (Thorn Hartmann. The Last Hours of Ancient Sunlight). Также прочитайте книгу Барбары Маркс Хаббард «Сознательная эволюция» (Barbara Marx Hubbard. Conscious Evolution). И также не пропустите книгу Марианны Уилъямсон «Исцеляя душу Америки» (Marianne Williamson. Healing the Soul of America). Эти книги излагают обсуждаемую нами тему очень подробно, очень динамично... очень ясно и помогают достичь удивительного понимания проблемы.

Я Позвольте себе, по крайней мерс, подняться на уровень осознания, которого требует этот вопрос; осознания того, что в настоящий момент — момент, когда мы вступаем в двадцать первый век, — мы находимся в опасном положении. Мы участвуем в гонке со временем. Кто выиграет?

Технологии или человеческий дух? Уже однажды технология победила и буквально стёрла человечество с лица Земли — почти уничтожила. И мы, конечно же, имеем шанс столкнуться с этим снова. Я хочу вам сказать, что, возможно, это и не случится. В пятидесятые мы все боялись, что это случится. Я не хочу сказать, что это произойдет как один большой взрыв, и Манхэттен будет разрушен или Москва будет лежать в руинах после одного взрыва атомной бомбы, или ещё что-то вроде этого. Такое может произойти, но я не говорю, что это будет именно так, если, это, конечно, вообще произойдёт. Это будет более коварный процесс, который, возможно, займёт очень много времени, прежде чем проявятся результаты, и вот тогда мы уже вряд лм захотим жить дальше.

Таким образом, очень важно обратить наше внимание на этот медленный, но, безусловно, разрушительный процесс. Пора прекратить вырубку лесов. Вы согласны с этим? Это достаточно просто. И давайте будем искать способ, с помощью которого мы сможем накормить всех, чтобы на нашей планете больше не умирали дети — четыреста детей каждый час.

Еще вопросы?

Нил, с точки зрения концепции целостной жизни, как вы думаете, что мы можем сделать для совершенствования своего ума, тела и духа... чтобы поддержать равновесие?

Я думаю, что в наши дни это действительно сложная задача — совершенствовать ум, тело и дух одновременно, сохраняя при этом равновесие. Это очень нелегко в мире, где настолько всё не в порядке, что он представляется нам дисгармоничным. И вследствие того, что мир кажется нам дисгармоничным, мы склонны выходить из равновесия вместе с ним — здесь срабатывает своего рода механизм компенсации: мы просто бросаемся в другую крайность.

Например, если мы долгое время посвящаем себя духовным занятиям в какой-нибудь духовной общине, мы можем выйти из равновесия и удариться в другую крайность, начав уделять слишком много внимания своему телу и совершенно забыв о том, что мы существа духовные. Или, точно так же, если люди сильно вовлечены в деятельность физического характера, при которой они не получают достаточно духовной пищи, то иногда они начинают интенсивно заниматься всевозможными практиками и так глубоко погружаются в духовный аспект жизни, что их просто невозможно вытащить из этого. И всё кончается тем, что они делают слишком большую ставку на шести-, восьмимесячные семинары, далёкие от повседневной реальности — реальности, в которой они живут. Поэтому настоящая проблема — это достичь золотой середины. Кажется, это сказал Джеральд Джам-польски: «Жизнь — это вопрос равновесия».

И достичь этой золотой середины можно только в том случае, если мы будем помнить, что являемся существами, состоящими из трех частей, и ни одна из этих частей не является более важной, более священной, чем все остальные. На самом деле, мы — это тело, ум и дух.

Некоторые люди считают, что именно духовная часть человеческого существа, наш дух является наиболее священной и, следовательно, наиболее важной частью. Это неверно. Духовная часть человеческого существа не является более важной, и нет необходимости заботиться о ней больше, чем о теле или уме.

И с другой стороны, можно сказать, что мы не уделяем достаточно внимания нашему телу. Я уже говорил об этом. Мы не тренируем наше тело. Мы не поддерживаем его в хорошей форме. Мы не поддерживаем его в хорошем тонусе. Мы, как правило, уделяем нашему телу чрезвычайно мало внимания. И это так для большинства людей. В результате, люди, особенно в Соединённых Штатах, страдают от проблем излишнего веса, и их здоровье в плохом состоянии. И люди зачастую умирают раньше, чем следовало бы, из-за этих и других физических недугов, которым они не уделяли достаточно внимания.

Также мы не уделяем достаточного внимания развитию своих умственных способностей. Меня поражает, как мало книг люди читают. Где бы я ни был, я всегда спрашиваю людей: «Сколько книг вы прочитали в прошлом году?» Если они отвечают — три или четыре, то по нынешним временам это считается довольно много. Вы знаете, я читаю двадцать или тридцать, а иногда пятьдесят книг в год — практически, одну книгу в неделю — это когда я буквально глотаю книги. Я не хвастаюсь, я просто рассказываю о том, как это у меня. Я думал, что так происходит у большинства людей. Но оказалось — парень читает три или четыре книги в год и очень этим гордится.

К сожалению, пищей для ума у большинство людей являются телевизионные программы. Или, может быть, кино — если это вообще можно назвать пищей для ума. Средний гражданин не может вспомнить, когда он в последний раз посещал в воскресный день библиотеку, чтобы узнать, что, например, сказал потому или иному поводу Бальзак, — огромное большинство людей вообще никогда этого не делали, никогда за всю свою жизнь. А ведь их умы изголодались по чему-нибудь, кроме Симпсона или спортивной странички в «Лос-Андже/гес Тайме».

Многие люди не развивают и свой духовный аспект. Они не занимаются медитацией. Они ничего не делают, чтобы развивать духовный аспект своего существа. Они не ходят в церковь, или синагогу, или в другое место для молитв с той регулярностью, как могли бы, а некоторые не ходят туда вообще никогда. Эти люди игнорируют тот факт, что они на одну треть — если позволите — духовны. Я имею в виду, что мы являемся существами, состоящими из трех частей. И эти люди не тратят 33 процента своего времени и внимания на своё духовное развитие. Большинство из нас питает какую-то одну часть больше остальных, вместо того, чтобы распределить внимание равномерно между тремя составляющими нашего человеческого существа.

Как вы предлагаете изменить это положение дел?

Остановитесь. Вы можете всё это изменить, если увидите, что являетесь существами, состоящими из трех частей, и начнёте уделять внимание всем этим аспектам, даже если при этом вы будете испытывать некоторый дискомфорт. Выйдите за пределы своей зоны комфорта.

Если вы чувствуете дискомфорт, находясь в церкви, или синагоге, или в каком-либо ином молитвенном месте, или во время медитаций, — всё равно сделайте это. Кстати, я сам именно гак и начинал медитировать. Меня никогда по-настоящему не прельщала идея о том, чтобы глубокой ночью просидеть целый час со свечой и тихой музыкой, погрузившись в себя. Но именно потому, что я не чувствовал себя комфортно в такой ситуации и не думал, откровенно говоря, что смогу целый час просидеть спокойно, — именно потому я и попытался сделать это. Я пытался делать это снова и снова и однажды испытал удивительное чувство во время медитации: я почувствовал свою связь со Всем Что Есть, и это было столь невероятно, что теперь я уже не могу обходиться долгое время без медитации.

Таким образом, я обнаружил, что в этом что-то есть. Это похоже на то, когда вы обнаруживаете, что спаржа, на самом деле, имеет не такой уж неприятный вкус; на самом деле, она на вкус даже очень ничего. Поэтому попробуйте. Выйдите за пределы своей зоны комфорта.

В настоящее время, между прочим, я пытаюсь делать что-то подобное в отношении физических упражнений, Я не дружил с тренировками уже многие годы. Но теперь в моем доме есть небольшой физкультурный зал — просто маленькая комнатка, где имеется несколько тренажёров, — и я пытаюсь уговорить себя заходить туда два-три раза в неделю и выполнять несложные упражнения. Я уверен, что это чудесным образом преобразит меня. И это очень просто. В этом нет волшебства и нет никакой тайны. Просто пообещайте себе уделять тому или иному аспекту больше внимания.

Что такое внутренняя руководящая система?

Каждый из нас имеет внутреннюю руководящую систему, которая позволяет нам знать всё о жизни. Всё, что необходимо знать о жизни. И если мы при слушаемся к этой внутренней руководящей системе, она приведёт нас к прекрасным людям, в удивительные места и создаст такие ситуации, в которых мы сможем реализовать всё лучшее, что в нас есть.

Мне не сложно услышать, что мне подсказывает моя внутренняя система руководства. Это где-то в моем желудке. Я часто советую людям: «Прислушайтесь к своему желудку. Он знает». Итак, вот — процесс, и вот — инструмент, которым я хочу поделиться с людьми, который поможет им распознать, когда они движутся в правильном направлении, а когда могут совершить ошибку. На самом деле, всё очень просто.

Прежде всего, сдвиньтесь с мертвой точки. Если вы чувствуете, что «застряли», если вы не делаете ни то, ни это, или если вы разрываетесь между двумя решениями, боясь сделать неверный шаг, то сделайте, наконец, свой выбор. Сделайте хоть какой-нибудь выбор. Сделайте шаг.

Я всегда советую людям так поступать, то есть принять решение и сделать шаг. Как только вы определённо решили делать что-то или не делать, выбирать или не выбирать что-либо, как только вы двинулись в каком-либо направлении, ваш желудок немедленно подскажет вам, туда или не туда вы направляетесь. Это и есть внутренняя руководящая система. Для меня она находится в желудке; для других она расположена, может быть, в голове. Но мы все имеем эту внутреннюю руководящую систему.

Вы можете вспомнить случаи, когда вы собирались что-то сделать, но ваша система восставала против этого, говоря: «Нет, не делай это». И это не страх. Это внутренняя мудрость, которая нам говорит: «На самом деле, я не согласен. Ты этого, на самом деле, не хочешь». Или внутреннее знание говорит нам: «Да, это правильно. Иди дальше». Вы испытываете радость, joie de vivre («радость жизни», фр.). Душа говорит: «Я с тобой. Идём дальше». Но это чувство приходит только после того, как вы приняли решение, а не раньше. Но очень часто люди ожидают этого ощущения, этого руководства до того, как они приняли решение.

Это ключевой момент. Я повторю это еще раз, хорошо? Я знаком со многими людьми, которые молятся, медитируют и просят Бога, чтобы Он подсказал им, что делать, до того, как они приняли решение. Всё надо делать наоборот. Необходимо изменить принцип. Люди сидят и просят: «Господи, пожалуйста, помоги мне, дай мне знать, что делать, прежде чем я приму решение». Но я вам говорю: «Нет, нет и нет; примите решение и прислушайтесь к тому руководящему голосу, который исходит из каждой клеточки вашего тела».

Видите, всё как раз наоборот. Не бойтесь сделать выбор. Сделайте выбор, а затем вы узнаете правильный он или нет. И если вы чувствуете, что выбор неверен, остановитесь, поверните назад и идите в другом направлении. А если вы чувствуете, что выбор верный, продолжайте идти в выбранном направлении. Разве это не интересная идея?

Нил, у меня есть ещё пара вопросов о тепе человека — в основном, относительно страдания. Считаете ли Вы, что, если что-то не в порядке со здоровьем, то это значит, что исцеления требует душа? Вы знаете, метафизики, например, говорят, что, если у вас простуда, то это значит, что вы сбиты с толку — что-то в этом роде. И другой вопрос, который я хочу задать, это вопрос о людях, которые испытывают физическую боль, — об их духовных ощущениях. Возможно ли для людей, которые страдают физически, действительно приобрести опыт [духовного] пробуждения, именно в те моменты, когда они страдают от физической баш?

Ну, буддисты говорят, что вся жизнь — это страд






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.