Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неврозы у подростков

 

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В. А. Сухомлинский)

 

 

Особо следует сказать о семьях с единственным ребенком, который рассматривается родителями как «единственная надежда» семьи и воспитывается в духе гениальности, сверходаренности. С детства такому ребенку прививается чувство особой значимости, чувство превосходства над сверстниками. Все взрослые члены семьи находятся в добровольном рабстве у этого «вундеркинда». И растет ребенок холодным эгоистом, не приученным к труду, с уродливо гипертрофированным уровнем социальных притязаний. Не ошибаясь, можно сказать, что переходный возраст у такого ребенка будет тяжелым, будут постоянные удары по его самолюбию, беспрерывная цепь психических травм и патологических реакций.

 

Будет ли переходный возраст у подростка тяжелым, патологическим или он будет протекать совершенно нормально зависит от того, какую позицию займут родители в его воспитании, смогут ли рассматривать своего сына или дочь как личность со всей сложностью ее противоречивых тенденций, чрезвычайной психической ранимостью, личность, находящуюся в стадии формирования, когда от родителей и от всех взрослых членов семьи требуется такт, постоянное, но ненавязчивое внимание, умение направлять будущую энергию подростка в социально полезное русло.

 

К сожалению, так бывает не всегда. Родители как воспитатели подростка в семье иногда терпят поражение, и тогда критический возраст становится по-настоящему опасным возрастом.

 

Под влиянием психических травм у подростков чаще всего развиваются неврозы. В основе невроза «лежит нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невознаградимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности».

 

Таким образом, невроз — это прежде всего страдание личности подростка, стремления которой пришли в столкновение с действительностью и которая это противоречие не могла удовлетворительно для себя разрешить. Обычно выделяют три вида невроза: неврастению, невроз навязчивых состояний и истерию.

 

Проявления неврастении чрезвычайно многообразны, и ни одно из них не является характерным только для нее. Неврастенический синдром, т. е. сумма конкретных признаков, может встречаться и при других заболеваниях, даже не функционального характера. Поэтому очень важно всегда посоветоваться с врачом. Болезненные нарушения при неврастении, как и при прочих неврозах, затрагивают не только психическую сферу, но и другие системы организма (сердечно-сосудистую, пищеварительную и пр.).

 

Наиболее частым признаком неврастении является состояние раздражительной слабости (это состояние еще называют астеническим синдромом; не являясь специфическим для неврастении, он вместе с тем лежит в основе всех проявлений этой формы невроза). Для больных характерны повышенная утомляемость при умственной и физической работе, чувство постоянного физического и психического дискомфорта, частые, почти без особой причины смены настроения, повышенная слезливость, снижение работоспособности, концентрации внимания. Многие жалуются на снижение памяти. При беседе с такими подростками врач обнаруживает у них чувства тревоги, каких-то опасений, ожидание неприятного, неопределенные страхи, склонность к преувеличению и актуализации даже мелких неприятностей или неудач. У больных снижается успеваемость в школе, и так как это является дополнительным ударом по стремлению подростка к самоутверждению, то его состояние еще более ухудшается, возникает чувство пессимизма, неполноценности, психической ранимости, чрезвычайной обидчивости, повышенной возбудимости, нарушаются отношения с близкими, со сверстниками, с преподавателями.

 

Многие больные неврастенией страдают головными болями, которые носят постоянный характер и часто зависят от внешней среды. Так, больные плохо переносят даже обычные шумы, а, например, резкий школьный звонок вызывает у них чувство неприятного; так же обстоит и с другими раздражителями: светом, запахом, прикосновениями. В этих случаях не только усиливаются головные боли, но и появляются потливость, сосудистые реакции. Локализация головных болей может быть самая различная: виски, лоб, затылок, вся голова; подростки жалуются на чувство стягивания, давления, пульсирования.

 

У всех больных неврастенией нарушен сон. Он становится укороченным, беспокойным. Больные быстро засыпают, но потом просыпаются и не спят всю ночь или, наоборот, с трудом засыпают. В первой половине дня они чувствуют себя разбитыми, вялыми, им трудно взяться за какое-либо дело, и только во второй половине дня состояние их улучшается. Некоторые больные во сне говорят, но не помнят, о чем они говорили.

 

Постоянно неврастению сопровождают сердечнососудистые нарушения. Боли в области сердца — характерные жалобы таких больных. Нередко невротические боли совпадают с действительными функциональными изменениями в сердце — юношеской аритмией, увеличением частоты пульса, функциональными шумами в сердце, колебаниями артериального давления и др. Неприятные ощущения со стороны сердца и свойственная возрасту и болезни мнительность, тревожность являются той почвой, на которой у подростков возникает страх смерти. Поэтому взрослым в присутствии подростков надо быть очень осторожными в разговорах о болезнях сердца.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава Двадцать Вторая | Биологическая медицина. Недержание мочи может наблюдаться как проявление заболевания мочевых путей, а также при соматических и нервно-психических заболеваниях




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.