Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключом к пониманию возможностей электронно-вычислитель­ной техники в обработке социологической информации служит ее






Раздел написан в соавторстве с Л. И. Алешиным. 54


описание в терминах, поддающихся машинной обработке. Назовем основные из них, способствующие выявлению содержания заложен­ной в анкетах информации.

Анкетная информация — множество ответов на поставленные вопросы. Нумерация вариантов ответов в объеме анкеты индивиду­альная для каждого вопроса.

Байт — машиночитаемый символ, цифра, знак.

Блок — специально выбранная часть базы данных, обладающая меньшим объемом информации.

Вопрос качественный — вопрос, ответом на который являются содержательные параметры (виды, содержание досуговой деятельно­сти, разнообразие культурных потребностей).

Вопрос количественный — вопрос, ответ на который дается в числовом выражении (возраст, количество детей).

Вопрос многозначный — вопрос, предполагающий выбор не­скольких вариантов ответа из предложенных.

Вопрос однозначный — вопрос, предполагающий только предло­женный вариант ответа.

Двух- или трехмерное распределение — количество ответов, подсчитанное одновременно по двум или трем вопросам и выражен­ное в процентах к общей сумме ответов.

Диаграмма — графическое изображение обработанных данных, выполненное на ЭВМ.

Диск, дискета — магнитные дисковые запоминающие устройст­ва, применяемые для долговременного хранения информации в ЭВМ (сменный или постоянный носитель информации).

Запись — совокупность данных (ответов) одного респондента на все вопросы.

Колонка, столбец ^— графа таблицы или базы данных, в которой содержится информация по одному параметру, например коды отве­тов всех респондентов на конкретный вопрос анкеты.

Линейный обсчет (одномерное распределение) — накопление частоты по каждому коду ответов и процентное отношение частот к сумме ответов на данный вопрос и объему выборки.

Лоле — ячейка таблицы или базы данных, в которой хранится один параметр. Например, код ответа одного респондента на один вопрос анкеты.

Структура эмпирической модели — описание содержания анке­ты в соответствии с порядковыми номерами вопросов и вариантами ответов на них.

Файл — хранилище программ и базы данных, некоторый объем машиночитаемой информации, выраженный в байтах. Например текст, таблица, база данных и т.п.

Подготовка социологической информации для ввода в ЭВМ заключается в проверке анкет на соответствие установленным пара­метрам. Основными критериями проверки являются надежность, полнота, точность и технологичность вводимой информации. Про­цесс подготовки анкет для ввода в ЭВМ предполагает также разра-

55


ботку форм подачи (представления) исходных данных, -о чем более подробно шла речь выше. Целью такой подготовки является унификация анкетных данных, способствующая их вводу и хра­нению в ЭВМ. Подготовленные таким образом данные вводятся в ЭВМ с помощью клавиатуры. Хранится эта информация на магнитных гибких, жестких, лазерных дисках и других устрой­ствах.

Ввод данных в ЭВМ осуществляется методом перенесения из заполненных анкет вариантов ответов респондентов на соответству­ющие вопросы.

Социологическая информация может храниться в памяти ЭВМ, например, в виде таблиц (табл. 7).

Таблица 7

 

 

№ п/п Номера вопросов
        м
           
           
           
N — последний вопрос анкеты

Каждая строка таблицы, имеет порядковый номер и содержит данные ответа отдельного конкретного респондента на все вопросы анкеты. Порядковые номера соответствуют введенным исследо­вателем кодам. Таблица содержит несколько полей (в табл. 7 по горизонтали), в каждом из которых хранится выбранный респон­дентом вариант ответа на вопрос анкеты. Количество таких полей, или ячеек, равно сумме вариантов ответов анкеты. Если, напри­мер, в анкете, состоящей из 27 вопросов, общее количество предложенных вариантов ответов равно 120, то и количество ячеек таблицы, предназначенных для ввода ответов респондентов, тоже будет равно 120. Поля таблицы пронумерованы таким образом, что каждое поле имеет номер, соответствующий номеру ответа в анкете. Поля, в которых содержатся данные всех респондентов по одному варианту ответа, представляют собой колонку таблицы (по верти­кали).

Респондент, отвечая на вопросы анкеты, выбирал один или несколько из предложенных вариантов и помечал их кружком или подчеркиванием. Напомним, что каждый вариант ответа респонден­та в анкете имеет свой индивидуальный номер.

Выбрав анкету и определив ее код, находят в электронной таблице строку (запись) с таким номером. С помощью специальных клавиш (как правило, это клавиши с изображением стрелок вверх и вниз), перемещают маркер (световую черточку-метку) на экране дисплея в начало этой строки. Обнаружив в анкете ответ, помечен­ный тем или иным образом респондентом, оператор определяет его 56


порядковый номер. Найдя в электронной таблице или базе данных ячейку с таким номером, он с помощью клавиши " Табуляция" или клавиш с изображением стрелок влево и вправо перемещается в нее и записывает там цифру " 1", нажав клавишу с ее изображением. В остальные ячейки ничего не вводится. Операция ввода требует повышенного внимания и аккуратности.

Ниже приведен вариант таблицы, созданной с помощью програм­мы табличный редактор SuperCalc (табл.8).

 

 

  Л в с D Е   а н Т а б лj и цк i 8 L
  Номера   Вопрос 1 Вопрос 2
  ответов                      
5 6 Респондент 1 Респондент 2                      
  Респондент N
  Частота                      
II 12 Процент частоты                      

На экране компьютера вычерчивается таблица, в ячейки кото­рой могут вноситься соответствующие символьные, (текстовые или цифровые) данные, а также формулы для получения суммарных данных.

Перед боковиком таблицы расположены цифры по возрастанию от 1 до N (в табл. 8 до 13), где максимальное значение N может быть равно 9999. Они показывают номер строки таблицы. Горизонтально же над строкой с номером " 1" расположены буквы латинского алфавита от А до Z (в табл. 8 до L). На пересечении колонки со строкой располагается ячейка, которая имеет свои координаты. Например, ячейка таблицы с текстом 07 имеет адрес (координа­ты) Н4. В ячейке с адресом В10 может быть записана формула sum (Ь6: Ь8), означающая что все данные в ячейках от Ь6 до Ь8 колонки В будут складываться, а их результат запишется в ячейку Ы0. В ячейках от сЮ до klO будут точно такие же формулы с соответствующей каждой колонке буквой латинского алфавита. В ячейку Ы2 может быть введена формула bl0/100*N, где N означает количество строк (записей) таблицы, отведенное для ввода данных респондентов, т.е. максимальное количество прошедших анкетиро­вание респондентов. В нашем случае N = 3, т.е. от 6 до 8 строки включительно.

Для сохранения таблицы с данными в программе существует специальная команда " SAVE", после которой необходимо указать имя файла, в котором таблица будет храниться. Основные команды программы SuperCalc начинаются с символа \ и называются слэж-командами. Имя может состоять из любых символов (латинских букв и цифр), но их количество не может быть более 8, например



ANCETA-1. Расширение файлов для таблиц в программе SuperCalc всегда называется cal. Таким образом, полное имя нашей таблицы будет ANCETA.-l.cal.

Табличный редактор SuperCalc позволяет создавать таблицы с общим количеством ответов на вопросы до 127 (по горизонтали) и количеством респондентов до 10 000 человек. Емкость таблицы SuperCalc 1 269 873 клетки (ячейки). Работа по вводу данных анкет достаточно трудоемка, однообразна и вместе с тем очень ответствен­на. Однако именно эта форма из-за наглядности весьма привле­кательна для ввода, корректировки и обработки анкет на ЭВМ. Вызов таблицы осуществляется с помощью слэж-команды " LOAD". После этого пользователь указывает имя файла с таблицей и сообщает программе, что на экран будет выводиться вся таблица (\LOAD, ANCETA-l.cal.All). Кроме того, таблица из файла " ANCETA-1" может быть вызвана на экран компьютера и из меню (файлера) со списком всех имеющихся в компьютере таблиц редактора SuperCalc. С помощью стрелок вправо, влево, вверх и вниз на клавиатуре компьютера выбирается нужное имя и нажимается клавиша " ВВОД" (" Enter"). На экране появляется необходимая таблица.

Контроль введенных данных, как правило, осуществляет другое лицо методом сверки данных каждой анкеты с табличными их значениями. В случае обнаружения ошибочных данных с по­мощью клавиш с изображением стрелок влево, вправо, вниз и вверх перемещаются в ячейку, в которой обнаружена ошибка, и вводят в нее с клавиатуры компьютера правильное значение.


Заполненная таблица становится компьютерной базой данных проведенного социологического исследования. Из общего объема информации, заложенной и хранящейся в ЭВМ, можно выбрать необходимые социологические данные (некоторое количество строк и столбцов) и составить новую таблицу (табл. 9).


 


Цифры на рис. 1 возле заштрихованных различным образом секторов показывают номера вариантов выбранных ответов анкеты. Эти номера в нашем случае соответствуют номерам табл. 9. Значения в скобках рядом с этими цифрами показывают количество респон­дентов, выбравших указанный вариант ответа, т.е. его частоту среди общего количества ответов, в процентах. Так, номера ответов 2, 5, 13 и 17 имеют одинаковый процент (17%) ив нашем случае показывают, что суммарная частота каждого из них равна 1, а суммарная частота ответа 11 почти в два раза больше (32%), т.е. равна 2.

На рис. 2 использованы те же данные, но здесь частота ответов респондентов представлена не в относительных (процентах), а в абсолютных значениях. По горизонтали диаграммы расположены номера вариантов ответов анкеты в порядке их возрастания, по вертикали — частота ответов, т.е. количество респондентов, выбрав­ших данный вариант ответа. Варианты ответов, выбранные первым и вторым респондентами, на диаграмме заштрихованы по-разному. Наглядно видно, что одновременно два респондента выбрали только ответ 11. Остальные ответы у них были различны.

Основными задачами, которые могут решаться с помощью ЭВМ, являются:

обработка большого массива анкет, содержащих качественные и количественные признаки;

осуществление формального логического контроля за введением данных, корректировкой ошибок и машинной обработкой анкет;

реализация описательной исследовательской стратегии;

получение одно-, двух-, трехмерных видов распределений отве­тов на вопросы анкеты;

установление и измерение взаимосвязей между признаками (па­раметрами).

В соответствии с целями исследования социолог имеет возмож­ность задавать различные параметры для машинной обработки всего массива анкетных данных или его части. Для получения информации по нескольким, специально выбранным параметрам исследователь указывает их диапазон. К примеру, можно задать ЭВМ такой параметр: сколько мужчин и женщин ответили на тот или иной вариант вопроса и какой ответ они избрали или сколько респондентов мужского пола в возрасте от 21 до 27 лет вообще не посещают учреждения культуры?

Кроме того, после каждого этапа машинной обработки социолог может осуществлять анализ полученных результатов и по мере необходимости возвращаться к предыдущим этапам обработки для коррекции, уточнения или дополнительной их обработки. В автома­тическом режиме может осуществляться и сортировка введенных в ЭВМ данных анкетирования по одному или нескольким признакам в любом порядке, например по убыванию или возрастанию номеров вопросов. В качестве цифрового параметра может быть взят год рождения респондента. Если параметром является текстовая инфор-


мация, то она может быть отсортирована по алфавиту. Наконец, мы можем получить результаты по каждому ответу на поставленный вопрос.

Изложенное выше позволяет сопоставлять и интерпретировать результаты различных социологических исследований в сфере досу­га, моделировать структуру социокультурных процессов и их дина­мику.


Глава IV. ДИАГНОСТИКА И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОСУГОВЫХ ПРОЦЕССОВ

IV. 1. Социологическая диагностика содержания досуга

Современная социокультурная ситуация усилила потреб­ность в профессионалах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния многоплановых и противоречивых социокультурных про­цессов в сфере досуга необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования культурно-досуговых про­цессов.

Специфика и цели социологического изучения досуговой сферы заключаются в необходимости определять диапазон и условия осу­ществления досуговой деятельности, устанавливать и изучать ее содержание и динамику развития. В области социологии досуга диагностика — это знание состояния и качества функционирования досуговой сферы, взаимосвязей между основными признаками и параметрами досуговых процессов.

Основной целью социологической диагностики досуга является выявление внутренней дифференциации объекта, процесса, явления как целостной системы, состоящей из определенных логически свя­занных компонентов, и прогнозирование на этой основе ее состояния на перспективу. Диагностика предполагает выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности, общения, поведения и определение факторов, влияющих на них. Задачей такой диагностики может быть описание различного рода досуговых процессов, явлений, совокупности пока­зателей, определение степени соответствия реального состояния объекта исследования должному.

В диагностике различных видов досуговой деятельности важно исходить из триединства рационального, эмоционального и творче­ского их аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм проведения досуга индивидом, социальной общностью.

Диагностика состояния и характера досуга, основанная на достоверной и сопоставимой информации о позитивных и негативных сторонах досуговых процессов, умении расчленять их на составля­ющие элементы, позволяет выявлять реальное положение дел, вникнуть в суть противоречий той или иной досуговой ситуа­ции, усвоить логику и динамику ее изменений, получать достоверную информацию об инновациях в досуговой сфере.


Диагностика досуговых социокультурных процессов предполага­ет определение их содержательно-структурных элементов в соответ­ствии с предложенной моделью деятельности, что способствует выявлению наиболее характерных сторон, элементов творческого поиска, новизны, культурно-познавательных, воспитательных и дру­гих возможностей досуговой деятельности. Основой социологическо­го диагноза является анализ причинно-следственных связей, наблю­даемых признаков с внутренними свойствами изучаемого реального процесса. Этот анализ может осуществляться как на базе известных или выявленных в ходе исследования причинно-следственных связей и закономерностей, так и на базе знания признаков, показателей состояния досуговой сферы. Диагностика представляет собой диффе­ренцированное знание о единичном, отнесение отдельного к опреде­ленному типу, классу, группе, общности. Она позволяет сделать целостностное описание объекта на основе нахождения его универ­сальных постоянных свойств, устойчивом их сочетании, предметной специфики и оптимальной совокупности непосредственно фикси­руемых показателей состояния досуговых процессов и явлений.

Диагностика может проводиться на основе известных причинно-следственных связей и закономерностей, знания признаков, харак­терных для изучаемого объекта. Она предполагает определенное структурирование и типологизацию различных компонентов досуго­вой деятельности. В других случаях может только предполагаться существование закономерных и устойчивых соотношений между явными и скрытыми признаками, причинами, факторами, влияю­щими на досуговые социокультурные процессы. И наконец, можно решать диагностические задачи, не устанавливая какой-либо прямой устойчивой связи между фактами, событиями и явлениями.

В социологической диагностике содержания досуга преобладает фрагментарное описание различных видов и форм проведения досу­га, никак не связанных между собой, что не позволяет в полной мере выявить его характерные черты, предметную специфику, познава­тельно-развивающие возможности. Например, социологический оп­рос, проведенный в 1992 г. Российским центром по изучению общественного мнения (опрошены 1, 5 тыс. жителей 20 городов России), показал, что одним из наиболее распространенных видов проведения досуга россиян является общение с друзьями, знакомыми в домашней обстановке. Результаты опроса свидетельствуют о слож­ности и противоречивости межличностного общения в новых соци­ально-экономических условиях. Были получены следующие ответы на вопрос " Чем для Вас сегодня является дружба? ": 25, 2% приобрели друзей; 29, 3% одних друзей потеряли, других приобрели; 12, 8% растеряли старых друзей; 10, 8% считают, что сейчас вообще не может быть настоящей дружбы; еще 22, 9% не смогли ответить на вопрос.

На следующий вопрос: " Кто же теряет, а кто находит друзей? " — был дан ответ: " Друзей теряют люди бедные". Большая часть ответивших так считает, что сейчас настоящей дружбы быть не



может. Зажиточные в минувшем году расширили круг друзей, богатые же, наоборот, больше друзей теряли, чем приобретали.

В ответ на очередной вопрос: " Почему друзей теряют в первую очередь люди бедные? " —были названы две причины. Во-первых, необходимы периодические расходы на прием гостей, на встречи с приятелями. Во-вторых, сверхполитизированность нашего общества приводит к разрыву не только дружеских, но порой и родственных связей. Немалую роль играет здесь и возраст. Наибольшее число приобретших новых друзей за последний год — молодежь до 30 лет, люди, достаточно легко принимающие новое. Наибольшие потери у пенсионеров и безработных (что, впрочем, объясняется и утерей социальных связей). Среди людей, которые активно обрастают но­выми связями, увеличивают число друзей, независимые предприни­матели, военнослужащие, работники правоохранительных органов, служащие без специального образования (секретари). Не очень растет число друзей у руководителей, управленческих работников, но они же меньше теряли старые дружеские контакты. Наиболее значителен рост числа новых друзей в группе студентов и учащихся. Одна из главных причин такого заметного отрыва от других групп респондентов — молодость — самое благоприятное время для того, чтобы обзаводиться друзьями и полезными знакомствами1.

Элементы социологической диагностики имеют место в оценке региональных процессов этнического и культурного возрождения, роста национального самосознания россиян. В качестве основных причин неуважительного отношения к традициям, обычаям, культу­ре других народов социологические исследования выявили недостат­ки воспитания и низкий уровень культуры межнационального обще­ния. Они довольно четко фиксируют наметившуюся негативную тенденцию строить региональную культурную политику только на национальных особенностях, без учета сложившихся исторических, экономических, культурных и других взаимосвязей населения тер­ритории. В то же время в этих исследованиях фиксируется внимание на необходимости формирования интернационального мировоззре­ния, сочетающего национальные ценности с общечеловеческими.

Социологическая диагностика имеет место и в исследованиях досуговых социокультурных ориентации молодежи. Работники Дома культуры Московского энергетического института регулярно прово­дят блиц-опросы по актуальным молодежным проблемам студентов вузов, техникумов, рабочей молодежи и молодых специалистов. Эти опросы выявляют и фиксируют различные точки зрения, результаты их обсуждаются на вечерах в Доме культуры.

Социологический опрос по теме " Досуг и культура в институте: Ваше мнение? " был проведен среди студентов и преподавателей МЭИ. При опросе применялась квотная выборка, в которой москвичи и приезжие были представлены поровну.

Подробнее см.: Процента А. Со мною вот что происходит — ко мне мой старый друг не ходит...—Мегаполис-Экспресс. № 5, 1993. С.21.


 


Участие в деятельности церкви или клуба................................................ 23

Отдых на свежем воздухе (походы, рыбная ловля).................................. 21

Хобби (фотография, резьба по дереву).................................................... 20

Занятия спортом (гольф, теннис, плавание)................................................ 19

Попытка заработать дополнительные деньги.......................................... 17

Продолжение образования.......................................................................... 15

Выезды из привычного места ради перемены обстановки...................... 14

Сон в дневное время.................................................................................... 14

В ходе исследования была четко зафиксирована зависимость форм проведения свободного времени от финансовых возможностей американцев: люди более высокого достатка свой досуг используют для участия в различных культурных мероприятиях. Американцы победнее предпочитают спортивные зрелища. На содержание и формы проведения досуга в той или иной мере влияют классовая и профессиональная принадлежность. Американцы стали больше вре­мени тратить на отдых и потребление товаров и услуг, связанных с досугом.

Приведенные примеры показывают возможности использования социологической диагностики досуговых социокультурных процес­сов. Она позволяет зафиксировать устойчивые сочетания свойств различных видов досуговых занятий, а на этой основе прогнозиро­вать развитие и совершенствование досуговой сферы.

IV.2. Прогнозное проектирование досуговых процессов

Современная социокультурная ситуация вызвала необходи­мость поиска более жизненных организационно-содержательных до­суговых структур. Целенаправленность этого поиска требует пере­хода к принципиально новым методам изучения содержания социокуль­турных преобразований.

Прогнозное (проблемно ориентируемое, или проблемно-целе­вое) проектирование представляет собой технологию (комплекс вза­имосвязанных операций), которая позволяет проводить диагностику социокультурной динамики. Оно является разновидностью научно-практической деятельности, направленной на создание прообразов намечаемого возможного будущего состояния несущих определенные социально-культурные функции объектов. Такой подход к прогно­зированию можно назвать объектно ориентированным.

Основное назначение прогнозного проекта состоит в обеспечении научного фундамента, социологической проработки намечаемых на перспективу действий и мероприятий. Это предпрограммный, пред­плановый этап управленческого цикла, заключающийся в предвари­тельном многоаспектном изучении объекта специалистами разного профиля. В качестве объекта проектной деятельности могут высту-

Более подробно см.: Смелзер Н. Дж. Социальный контекст досуга. —Социологические исследования. 1993, № 8. С.116.


пать проблемные ситуации в досуговой сфере на региональном, локальном уровне, в определенном микросоциуме. Природа и харак­тер любого объекта многогранны и многофункциональны. Поэтому особенно важно оценить вклад, вносимый тем или иным видом досуговой деятельности в общий, целостный культурный процесс. По мнению Т. Дридзе, важно на жизнь человека посмотреть целост-н о хотя бы с трех позиций: экологической, экономической и социокультурной. Такой подход может стать основой для воспроиз­водства нравственно здорового человека, где экологический аспект представляет собой воспроизводство самой жизни, а социокультур­ный способствует воспроизводству образов жизни, поведения, досу-гового общения людей, обеспечивающих их социальность.

Выделение ситуации в качестве объекта проектирования социокуль­турных процессов связано с тем, что термин " ситуация" обладает признанным категориально-теоретическим статусом. Он может быть использован для описания социокультурных процессов и выполнять функции инструмента их анализа. Само же понятие " ситуация" означает совокупность значимых для людей условий и обстоятельств, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на структуру и содержание их жизнедеятельности, на весь характер общения, взаимодействия с природным, культурным и социальным окружением.

Все жизненные ситуации могут, рассматриваться как одноаспек-тные (одномерные) и многоаспектные (многомерные), как устойчи­вые и проблемные. Именно последние оказываются в центре внима­ния прогнозно-проектной деятельности, поскольку в способах пре­одоления проблемных жизненных ситуаций кроется один из важных источников социокультурной динамики.

Проблемно ориентированное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельно­сти, в осмысливании влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговых процессов.

Прогнозно-проектная деятельность базируется на учете взаимо­связи объективных социальных законов и сознательной деятельности людей. Она осуществляется на основе прогнозных разработок, по­исковых экспериментов, результатов конкретных эмпирических ис­следований. Эта деятельность включает в себя учет, обоснование реальных жизненных процессов, представление об их будущем состоянии, выявление вариантов и альтернативных образцов реше­ния социально значимых проблем. Она учитывает имеющиеся ре­сурсы, необходимые для решения проблемных задач, и ориентирует на достижение ближних и дальних целей социокультурного развития индивидуальности, группы, микросоциума, общества в целом.

/Анализ социокультурных процессов в их целостности мы назы­
ваем проблемно-ситуационным. Он позволяет, переходя от социаль-
5* 67



 


 


но-типичного к индивидуальному, рассматривать социокультурные явления сквозь призму конкретно-исторических,, присущих обществу в целом, свойственных локальным социальным общностям и лично­стных (жизненных) ситуаций. Используя данные этого анализа, можно определить основные параметры проектирования будущих досуговых процессов, объектов культуры, не имеющих аналогов в практике, при максимальном соблюдении и согласовании интересов индивида, микросоциума, общности, общества.

Через понятие " личностная (жизненная) ситуация" на основе сопоставления поставленных целей, индивидуальных мотивационно-ценностных ориентации личности с реальными возможностями их достижения можно определить меру проблемности и " напряженно­сти" ситуации.

В межличностном общении нормы деятельности, поведения, общения и взаимодействия с другими людьми в проблемных ситуа­циях передаются друг другу, получая статус весьма распространен­ных образцов решения важных досуговых проблем. Таким образом, на более высокие уровни социальной организации общества выно­сятся уже не просто проблемы, а проблемы социально значимые, затрагивающие различные социальные группы, слои и общности. Соответственно более высокими становятся и уровни решения жиз­ненно важных социокультурных проблем.

Проектирование досуговых процессов является результатом се­рии теоретических и логических процедур, типизирующих различ­ные уровни усвоения культуры, ценностных ориентации людей. Ценностно ориентированное проектирование представляет собой новую парадигму (исходную концептуальную схему) в определенном видении и понимании всех учитываемых аспектов и измерений проектируемого процесса, а также логики его развития в основных взаимосвязях и опосредованиях. По каждому измерению фиксиру­ются крайние и наиболее характерные значения. Это может быть мир общечеловеческих ценностей, к которым приближается или от которого отдаляется социальное бытие. Это могут быть и реальные индивидуальные системы ценностей, признанные в определенном микросоциуме.

Ценностно ориентированное проектирование стимулирует теоре­тическую разработку проекта, потому что проектный замысел задает направление поискам его наиболее полного воплощения в соответ­ствующей концепции. Оно расширяет горизонты видения, позволяет четче определить социально значимые ориентиры досуговой сферы, описать будущее состояние изучаемого объекта на основе научно обоснованного предположения тенденций его развития.

Целевое ценностное проектирование представляет собой целост­ное описание будущего состояния изучаемого Объекта, в котором он способен наилучшим образом отвечать поставленным перед ним задачам. Результатом такого проектирования, к примеру, может быть описание состояния культурной среды, досуговой сферы отдель­ного социума в ближайшей перспективе. Это не исключает опреде-68


ленного постоянного для всех случаев набора действий, направлен­ных на развитие культурно-досуговых процессов при реализации тех или иных условий их протекания. Можно предвидеть вероятный ход развития процессов, если какие-то неблагоприятные или благопри­ятные условия сохраняются. В досуговой сфере социальная ситуация может характеризоваться кругом, видом, уровнем культуры обще­ния, характером взаимоотношений в семье, микросоциуме, типич­ными для данной общности видами деятельности и т.д.

Одно из наиболее типичных противоречий современной социокуль­турной ситуации в сфере досуга — противоречие между сложившейся сетью культурно-досуговых учреждений, их традиционной инфраст­руктурой, стереотипным набором форм и методов и многообразием духовных потребностей различных социальных групп населения. В этой ситуации остро необходимо проектирование оптимальных форм, средств и способов, наиболее адекватных сущности этих

потребностей.

В проектировании разнообразных видов культурно-досуговой деятельности на первое место выступает знание культурных запросов конкретного человека, которое необходимо для определения возмож­ностей их удовлетворения на перспективу. Такой подход позволяет учитывать все разнообразие культурных потребностей и выбрать те из них, которые обладают определенным сходством. В качестве основной единицы для сравнения и проектирования могут выступать индивиды, группы людей, имеющие общие потребности и интересы, адекватные ориентации на определенные ценности культуры, сопо­ставимые индикаторы к самостоятельному культурному творчеству. Определить уровень культурных потребностей различных групп населения можно, используя нормативный прогноз. Он учитывает взаимосвязь объективных социальных законов, сознательной дея­тельности людей и способствует формированию перспективных нор­мативных социокультурных целей общественного развития. Процесс формирования культурных потребностей подчиняется определенным закономерностям развития культуры общества, и поэтому его можно познать и проектировать. Процесс возникновения и развития куль­турных потребностей подчинен закону возвышения потребностей.. Действие его по-разному проявляется в культурной деятельности и зависит от условий, в которых он функционирует. С возрастанием потребностей возрастает и вариативность структуры потребления. В таких случаях ориентация на пассивное удовлетворение спонтанно развивающихся потребностей вступает в противоречие с качественно новыми потребностями, содержание которых определяется достиже­нием общей цели культурного развития.

В выявлении предпосылок, целесообразности и возможностей прогнозного проектирования важную роль играет обоснование его исходных данных. Этот этап представляет собой деятельность по выявлению структуры, содержания досуговых увлечений и т.д. Сбору такого рода информации способствуют социологические методы. Одним из наиболее распространенных методов сбора социологиче-


Т


ской информации является предпрогнозный опрос, содержащий блок вопросов для оценки бюджета временной, видовой структуры досу-говой деятельности и т.п. Наличие такой информации позволяет сделать выводы о круге проблем, мотивирующих ту или иную степень интенсивности различных видов деятельности и соответст­вии представления опрошенной группы людей о реальных и жела­емых затратах времени на досуг.

Оперативному отслеживанию социально значимых явлений и процессов способствует создание карт по регионам, территориальным общностям. Это может быть социально-демографическое картогра­фирование городского, сельского социума, их социокультурной сре­ды, структуры досуговых увлечений и т.д. Другим видом картогра­фирования является составление оценочных карт, содержащих све­дения о развитости сферы услуг, доступности имеющихся в данном регионе учреждений культуры.

По существу, в прогнозно-проектной деятельности открываются неограниченные возможности использования новых форм связи социоло­гии с социально-культурной практикой, отработки действенного механизма использования результатов социально-прогнозных и кон­кретно-социологических исследований по широкому спектру взаи­мосвязанных проблем, влияющих на ход и характер социокультур­ных процессов. В этом взаимодействии важная роль принадле­жит социологическим исследованиям закономерностей и механизмов взаимодействия и преобразования социальных субъектов (личностей, образуемых ими социальных, демографических, этнических групп и общностей) в контексте их социально-культурной практики.

На основе собранной социологическими методами социально значимой информации становятся возможными целеполагание и проектирование спектра досуговых социокультурных увлечений. Кроме этой информации, проектирование основывается на теорети­ческом анализе принципов становления социокультурных образцов.

Этап проектирования включает в себя: вариантные образцы решения социально значимых проблем, оценку имеющихся для этого ресурсов; экспертно и экспериментально апробированные рекомен­дации форм внедрения предполагаемых решений в социальную практику, что создает основу для разработки прогнозных сценариев.

Проектирование представляет собой деятельность по изучению необходимости и вероятности протекания в будущем в определенный период различного рода досуговых социокультурных процессов. Та­кая деятельность предполагает овладение технологией, нацеленной на предсказание точек напряжений и выработку подходов к решению тех или иных досуговых проблем на перспективу.

Процесс проектирования требует предвидения возможностей со­циальных последствий, выработки механизмов их корректировки, усиления влияния позитивных и нейтрализации негативных процес­сов, выбор средств и форм построения прогнозных сценариев разви­тия социокультурной сферы. Характерными чертами сценарно-про-гнозного развития являются: учет прямых и обратных связей проек-70


тируемой программы развития с реальным объектом, социально-культурной средой, культурными потребностями конкретных групп

населения.

Прогнозное проектирование досуговых социокультурных процес­сов способствует целенаправленному воздействию на возвышение духовных потребностей людей, более высокому уровню свободы развития индивидуальности. Оно не только помогает предсказать вероятное развитие, но и позволяет определить пути достижения желаемых будущих состояний.

Практическая значимость прогнозного проектирования досуго­вых процессов наиболее полно проявляется в разработке типовых, альтернативных, вариативных методик, моделей, прогнозных сцена­риев развития культурных потребностей и их удовлетворения в масштабах как региона, так и отдельного микросоциума.

Овладение навыками проектно-прогнозной деятельности плодо­творно повлияет на содержательное наполнение досуга, вызовет острую потребность в ломке сложившихся стереотипов в професси­ональной деятельности организаторов досуга, творческого поиска нового с опорой на самодеятельность и инициативу конкретного человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое и практическое осмысление проблем досуга необходимо для каждого очередного шага вперед, ибо ни один крупный практический вопрос не может быть решен без глубокого научного анализа, проникновения в суть явлений культурных про­цессов во всех их существенных взаимосвязях и целостности.

Социологическое знание досуговой сферы связано с выявлением социально-культурной реальности, степени приобщения человека к определенному культурному социуму, с выработкой социальных установок, норм, принципов поведения и досугового общения.

Социологическая теория досуга позволяета выработать социоло­гическое мышление, раскрыть тенденции и закономерности социаль­но значимой деятельности, досугового общения, анализировать сло­жившиеся способы освоения культуры, степень влияния учреждений культуры на удовлетворение культурных потребностей; формиро­вать и распространять созвучные времени культурные образцы досуговой деятельности.

Социологическое знание сферы досуга дает студенту возмож­ность адаптироваться к современным социальным условиям, глубже осмыслить различные социокультурные аспекты своей будущей про­фессиональной деятельности.

В прилож. 2 даны методические рекомендации для студентов отделения " Социолог культуры", которые помогут им в преддиплом­ной работе.

В социологическом осмыслении досуга как действительного про­странства для культурно-созидательной деятельности заключены богатые возможности обновления стратегических целей культурно-досуговой деятельности, получения достоверной информации о ха­рактере, уровне культурных потребностей индивидов, различных социальных групп и возможностей их удовлетворения. Социологи­ческое осмысление значимости досуга наиболее рельефно проявля­ется в'понимании взаимосвязей деятельности субъекта и условий этой деятельности, определенной совокупности требований об­щества, социальной группы к человеку, необходимых условий, способствующих его социокультурной адаптации к окружающему миру.

Социологическое видение созидательной досуговой деятельности призвано стать движущей силой исторически необходимых перемен, средством интеграции между культурой нашего общества и его отдельными подсистемами, социальными общностями и отдельными 72


личностями, средством совместного активного действия, направлен­ного на духовное обогащение всех видов жизнедеятельности.

Контрольные вопросы по ключевым темам курса

Современная социокультурная ситуация в зеркале социологии. Социокультурная значимость социологического изучения досуга. Качественная характеристика сферы досуга. Этапы и процедуры социологического исследования. Теоретико-методологические основы прикладного социологиче­ского исследования.

Понятие метода в социологии. Общая характеристика основных

социологических методов изучения досуга.

Методика, техника, процедуры в социологическом исследовании. Программа социологического исследования: ее функции и структура.

Методико-процедурная часть программы. Характеристика ее ос­новных элементов.

Методика определения выборочной совокупности социологиче­ского исследования.

Методика социологического изучения культурных потребностей

населения.

Документ как источник социологической информации. Виды и

методы анализа документов.

Познавательные возможности контент-анализа содержания до­суга.

Виды и краткая характеристика опросов посетителей культурно-

досуговых учреждений.

Экспертный опрос. Специфика и методика его проведения. Методика, процедура, инструментарий наблюдения. Интервью, возможности его применения в изучении досуга. Игровые методы в социологической деятельности. Методика составления анкеты. Структура и виды вопросов анкеты. Разработка инструментария социологического исследования. Методика ручной обработки анкет. Методика ввода и обработки анкет на ЭВМ. Анализ данных, обобщение и интерпретация результатов социоло­гического исследования.

Методика оформления и внедрения результатов прикладных

социологических исследований.

Социологическая диагностика содержания досуга. Методика проектирования культурно-досуговых процессов.


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Путаница в терминологии, нечеткое, двусмысленное толкование понятий негативно влияют на получение достоверной информации об исследуемом объекте. Как правило, при помощи понятий мы пытаемся отображать не только фрагменты действительности, рассматриваемые в отвлечении от изменения и развития, но и сам процесс постоянного изменения и развития изучаемой действительности, процесс углубления наших знаний о ней. Поэтому необходимо знать точный смысл используемых терминов.

Понятие как форма мышления — это закрепляемая термином (или словосо­четанием) мысль, отражающая предметы и явления действительности со стороны их отличительных, а в научном познании существенных признаков. Конкретное использование' понятия требует адекватного понимания его содержания, его смыслового значения. Понятие раскрывает присущие термину признаки, основные и главные свойства и отношения, опираясь на которые, можно познать его производные качества. Поскольку значения терминов, изучаемых объектов часто фиксируются в прнятиях, определение можно рассматривать как формирование в сжатой форме основного содержания понятия. Определения составляют важнейшую часть научной теории, ибо дать определение значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Этим обуславливается роль определений в научном познании.

Понятие как форма отражения действительности несет двойную смысловую нагрузку: содержание — совокупность отраженных в нем признаков и объем — множество элементов, каждому из которых принадлежат определенные признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Каждая отрасль знаний имеет свою терминологию, выражающую систему понятий, в которых зафиксирована накопленная информация о закономерных и наиболее существенных связях и отношениях между соответствующими объектами. Овладение конкретной областью знаний предполагает, в первую очередь, уяснение определенной совокупности употребляемых в ней понятий. Использование понятий­ного аппарата, выражающего специфику социологического изучения досуга как специальной отрасли социологического знания, является одной из важных научно-методических задач.

В предлагаемом словаре терминов теоретические и практические определения сформулированы в их иерархической соподчиненности. Каждое понятие по возмож­ности соотнесено с более широким общефилософским, общесоциологическим. В соответствии с этими методологическими позициями в него включены основные понятия, относящиеся к досуговой сфере, методологии, теории, методике и технике прикладного социологического исследования досуга.

Все понятия максимально конкретизированы применительно к методическому уровню социологической науки, сюда же включены и понятия, более близкие к философии, культурологии, педагогике, психологии. При этом подчеркнута целесо- 74


образность их введения для понимания сути социально значимых досуговых явлений. Понятия, используемые в других отраслях знаний, интерпретированы в социологи­ческой плоскости. В соответствии с логикой изложения содержания учебно-методи­ческого пособия некоторые определения приведены в тексте.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — вид взаимодействия личности или социаль­ной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Она определяется целями деятельности, социальными нормами, способами их достижения и санкциями за отклонения от этих норм.

АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — характеристика способа жизнедеятельности социального субъекта, которая заключается в сознательной направленности его деятельности на преобразование социальных условий в соответствии с назревшими потребностями, интересами, целями и идеалами, в выдвижении и реализации социальных инициатив, формировании у себя необходимых социальных качеств. Она может осуществляться в различных формах деятельности (индивидуальной, групповой, массовой). Через социальную активность выражаются уровень социаль­ных потенций субъекта, его культура, умения, знания и навыки, способность охватывать своей деятельностью окружающий мир. Важную роль в социализации человека играет досуговая активность, которая обеспечивает воспроизводство, развитие личности, способности к труду. Социальная активность является одной из основополагающих социологических категорий, которая применяется в разработке проблем социальной деятельности и поведения.

АНКЕТА (опросный лист) — структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Это основной инструментарий сбора информации в ходе опроса, которая содержится в письменных ответах респондентов.

АСПЕКТ ЛИЧНОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ — изучение личности как объекта и субъекта общественных отношений, рассмотрение личности через ее социальные деятельность, статус, роль. Для социолога личность выступает в качестве носителя определенных социальных черт, характеризующих ее как субъект труда, познания и общения.

АУДИТОРИЯ (посетители, слушатели) — относительно устойчивая совокуп­ность индивидов, сформированная в процессе удовлетворения их интереса к определенным источникам информации (театральная публика, посетители учреж­дений культуры).

БАНК СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ — способ накопления, упорядочения и хранения социологической информации с целью удобства ее поиска, обработки и

использования.

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ — совокупность или отрезок времени (суток, недели, месяца, года и т.д.), в которых протекают жизненные процессы отдельных лиц или групп в том или ином виде деятельности. Он выражает возможности наполнения содержанием различных видов жизнедеятельности (труд, занятия любимым делом, учеба, отдых, развлечения и т.д.) и исчисляется в количественных пропорциях.

ВЕРИФИКАЦИЯ (подтверждение, доказательство) — процедура оценки социоло­гических гипотез, состоящая в сопоставлении их с фактами, положением дел в


 
 


действительности. Результатом верификации может быть либо подтверждение либо опровержение гипотезы.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — форма реализации социальной жизни в ее объективном и субъективном измерениях, социально-исторического существования людей, составляющая необходимый ресурс (условие) их деятельности. Характери­зуется длительностью, последовательностью, повторяемостью, одновременностью, ритмом.

ВЫБОРКА — совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Одним из основных критериев оценки качества выборки является ее репрезентативность, которая должна отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность людей, объединенных по формам или существенным признакам.

ДОСУГ — совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществля­емой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ— специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование его в интересах людей. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ (КДД) — одна из сторон культуры, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества, Ее возможности связаны как с условиями досуговой сферы, так и с внутренним богатством личности, разнообразием ее культурных запросов и интересов. Социальная значимость проявляется в степени соответствия содержания КДД уровню образования, общей культуре, духовным потребностям и материальным возможностям различных групп населения.

ДИАГНОСТИКА досуговых социокультурных процессов — выявление на основе анализа содержательно-структурных элементов в соответствии с предложен­ной моделью деятельности и последующим определением факторов, влияющих на ее регуляцию.

ДОКУМЕНТ (свидетельство) — материальный носитель социальной информа­ции, созданный с целью ее передачи и хранения. Документы могут быть дифференцированы по способу фиксации информации.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ — характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта. Она находится в прямой зависимости от надежности полученных данных и теоретических выводов.

исследования, которые

ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА — части, элементы объекта подлежат эмпирическому обследованию.

ЕДИНИЦЫ СЧЕТА — количественные характеристики единицы анализа, фиксируют регулярность, с которой встречается в обследуемом массиве (например, в тексте) та или иная смысловая единица.


ЗНАНИЯ — обобщенный опыт человечества, отражающей различные области деятельности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука.

ИЗМЕРЕНИЕ — процедура числового выражения значений признака, изуча­емого социологом. В результате проведения измерения возникает числовая модель основных свойств объекта.

ИНДЕКС — количественный показатель, обобщающий первичную социологи­ческую информацию, который выражает определенную связь, комбинацию индика­торов. Социологический индекс позволяет представить информацию в удобной для описания и интерпретации форме (например, индекс групповой сплоченности).

ИНДИВИД (неповторимое) — социологическая категория, человек как еди­ничное, как противоположное совокупности масс, отдельный человек в отличие от группы, коллектива.

ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНЫЙ— доступный наблюдению и измерению при­знак изучаемого объекта, позволяющий оценивать по соответствующему критерию социальное действие, явление, деятельность.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — устойчивая форма закрепления общественных связей и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений. Выполняет организацион­ные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — набор документов (анкеты, опросные листы, карточка наблюдения, таблицы экспертных оценок и т.д.), с помощью которых реализуются основные методы социологического исследования и осуществляется сбор эмпирических данных об изучаемом объекте. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — в широком смысле слова характеризуется как разъяс­нение, истолкование текста, события, фактов. Интерпретация понятий социологи­ческого исследования — процедура истолкования, уточнения смысла понятий,, составляющих концептуальную схему исследования, единства смыслового содержа­ния элементов и процедур исследования. В прикладной социологии, как правило, используется интерпретация теоретического и эмпирического характера. С ее помощью уточняются понятия, обеспечивается связь теоретических положений с реально наблюдаемыми фактами действительности, с методами измерения, поиска, регистрации и анализа эмпирических признаков.

ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — знания, сообщения, сведения об отноше­ниях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействии их интересов. Основные характеристики социально значимой информации: количество, ценность (полезность), содержание (смысл, значение), правдивость, адекватность, достоверность, точность, оперативность, надежность.

ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ — устойчивая совокупность материаль­но-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека — трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой. Характеризует взаимодействие материально-веще­ственной среды и социального субъекта (личности, группы, общности).

КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА — единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его элементов (единиц анализа).


КВАНТИФИКАЦИЯ — количественное выражение, измерение качеств, при­знаков (например, оценка в баллах мастерства фигуристов).

КОНКРЕТИЗАЦИЯ — метод научного познания, с помощью которого выяв­ляются существенные связи и отношения предметов, явлений. Этот метод требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с точным учетом всех реальных условий, в которых находится объект познания.

КОНЦЕПЦИЯ — свод основных идей, положений, совокупно воплощающих в себе замысел, обобщенный образ конкретно существующего или предполагаемого явления. Это отражение прошлого, настоящего и будущего в их взаимосвязи на уровне научного анализа разнообразных сторон тех или иных реальных явлений и процессов. В концепции необходимы ясная позиция, понимание и трактовка какого-либо явления.

КРИТЕРИЙ — признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация явления, процесса.

КУЛЬТУРА — исторически определенный уровень развития общества, твор­ческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизнедеятельности людей в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это качественная характеристика особенностей саморазвития, самовоспроизводства личности посредством ее собственной деятельности.

КУЛЬТУРА ДОСУГА — набор ценностных ориентации и кодов поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время.

МЕТОД — в широком смысле слова путь исследования, способ построения, обоснования и достижения цели. Это систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблем, получения новой информации на основе определенных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он задает нормативные установки познавательного процесса, обеспечивающие надежность и достоверность получаемого знания.

МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — система опера­ций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Относится к области тактики исследования. В методический инструментарий входят способы сбора первичных данных, правила осуществления выборки, способы построения социальных показателей и другие процедуры социоло­гического исследования.

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности.

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — область социологического познания, содержащая совокупность методов, принципов оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм, ценностных и программных установок, регулирующих проведение социологических исследова­ний. Включает методы, методику и технику исследования, подчиняя их общим целям научно-познавательного процесса.

МИКРОСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ — объективная социальная реальность, пред­ставляющая совокупность материальных, политических, социально-психологически* и других факторов, взаимодействующих с личностью в процессе ее жизнедеятель­ности и оказывающих на нее влияние. Типы микросреды определяются по


следующим основным признакам: деятельности личности (производственно-трудо­вой, общественно-политической, учебно-воспитательной, культурно-досуговой, спор­тивной и т.д.); семейно-бытовому; территориальному; национальному; возрастному.

ОБЩЕНИЕ — взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями, результатами деятельности. Досуговое общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса, вида досуговой деятельности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ — определение предмета исследова­ния через описание совокупности специальных экспериментально-измерительных операций.

ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЦЕННОСТНАЯ — содержание социального уровня направленности, взаимодействующей со значимыми для нее оценками окружающей действительности. Она является важным фактором общения, объеди­няющим в своей структуре мыслительный и эмоциональный компоненты личности. Высший уровень ценностных ориентации составляют мировоззренческие, определя­ющие самую общую ценностную направленность познавательной, духовной и духовно-практической деятельности человека, его высшие цели жизни.

ОТДЫХ АКТИВНЫЙ — снятие утомления не столько состоянием покоя, сколько сменой вида деятельности.

ПОЗИЦИЯ ГРУППОВАЯ — позиция, обобщающая мнения и оценки членов группы. Может принять форму групповой нормы и проявляться в содержании и направленности групповой деятельности.

ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — характеристика изучаемого объекта, кото­рая опосредует связь между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми чертами, гранями, сторонами объекта.

ПОНЯТИЕ — мысль, которая отражает предметы в их общих существенных признаках, позволяющих отличить предметы, явления от смежных с ними. Является основой создания системы научного познания.

ПОТРЕБНОСТИ ДУХОВНЫЕ — потребности людей в образовании, получении квалификации, приобщении к культуре, познании окружающего мира, эстетическом наслаждении.

ПРИЗНАК СОЦИАЛЬНЫЙ — эмпирически наблюдаемая характерная черта изучаемого социального объекта, раскрывающая его определенную сторону, свойство, связь, отношение, взаимозависимость.

ПРИНЦИП— основное исходное положение, которое фиксирует наличное знание об объективной реальности и выступает в качестве средства отображения этой реальности и способа познания действительности, яачяется результатом, практики научного познания, обобщения материала конкретно-эмпирической позна­вательной деятельности.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ — определенная последовательность позна­вательных и организационных действий, способ организации исследования, реали­зации его концептуальной схемы. Определяет пути и средства решения исследова­тельских задач.


 


СВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫЕ — совокупность факторов и отношений, обуславли­вающих совместную деятельность людей для достижения поставленных целей и задач. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Их сущность проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность.

СОЦИАЛИЗАЦИИЯ — многогранный процесс усвоения индивидом социаль­ных норм, культурных ценностей общества, микросоциума, приобретения им социальных качеств, черт, опыта, включения в социальную практику и реализации своей сущности посредством выполнения определенных социальных ролей.

СОЦИОЛОГИЯ — наука о законах и формах социальной (общественной) жизни людей и ее конкретных проявлениях в различных социальных системах, общностях, институтах, процессах. Изучает общие свойства любого проявления социальности (совместимости, функциональной взаимосвязи, обмена деятельно­стью), различные социально значимые проявления человеческой жизнедеятельности как целостной системы во взаимодействии различных сторон и уровней ее подсистем.

СОЦИОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ — наука о законах становления, развития и функционирования конкретных социальных систем, процессов, структур, организа­ций и их элементов. Методологическую и теоретическую основу составляют специальные социологические теории. Частью прикладной социологии являются конкретные социологические исследования.

СОЦИОЛОГИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ — отрасль социологического знания, изучающая деятельность, отношения и ориентации людей в сфере свободного времени, роль и место последнего в развитии личности, структуру и динамику, бюджет времени различных социальных групп.

СФЕРА ДОСУГОВАЯ — сфера отношений между индивидами, группами людей, принимающих участие в досуговом общении, приобщении к духовным ценностям, культуре.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ — наиболее высокого уровня общно­сти теория в структуре социологии, которая отражает основные, определяющие закономерности и тенденции становления, развития и функционирования социаль­ных общностей. Она является фундаментальной по отношению как к прикладным социологическим исследованиям, так и к отраслевым областям социолог






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.