Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мой опыт






Впервые попав в школу Монтессори я почувствовала, будто очутилась в атмосфере храма, причем довольно необычного – где все можно трогать руками и вообще быть невероятно свободным, сохраняя при этом священную тишину внутри и снаружи. В этот храм ты приходишь служить Богу, отраженному в лицах этих ребят. И это отнюдь не пафосное преувеличение.

Первый день, когда я познакомилась с Монтессори, был днем уборки. Более десятка детишек с педагогом, с сияющими улыбками на лице протирали полки и материалы. Где еще встретишь такое отношение к уборке – как к захватывающему действу! Я тоже взяла тряпочку и начала протирать подвижный алфавит – единственное, что осталось не занятым чьими-то проворными, старательными маленькими ручками. А еще в этот день был день рождения и на круге с фонариком мне посчастливилось услышать прекрасную сказку о том, как от любви на свет рождается маленькое существо…

Меня как чрезмерно сосредоточенного на себе потребителя материального мира Монтессори-среда научила очень многому. Первые недели у меня буквально болела голова от сосредоточенности – было невероятно сложно запомнить точное расположение материалов и последовательность действий в презентации, а главное – сосредоточить внимание полностью на настоящем моменте и никуда не спешить. И до сих пор я иногда путаюсь, сбиваюсь, теряюсь. Однако, многому я уже научилась и еще учусь.

Первый урок – полная сосредоточенность на детях. Как только ты уходишь в себя – это непременно считывается детьми, и они тут же всячески начинают привлекать к себе внимание. Сами ребята, погружаясь в деятельность, в здесь и сейчас, сразу же забывают о своих слезах и проблемах и тому же учат и взрослых. Ныряя в совместную деятельность с детьми, я чувствую, как приобщаюсь к чему-то большему, чем мои сиюминутные настроения.

Второй, очень важный и сложный урок – внимательности и аккуратности. Монтессори-материалы (и особенно зона практической жизни) – отличная заземляющая практика. Успешно завершив действие и приведя среду после него в порядок, ты всем телом чувствуешь, что произвел зримое изменение в материальном мире. Процедура мытья рук или стола во многом сродни медитации – сосредотачиваясь на внешнем, ты зачастую получаешь ответ на вопросы, зреющие внутри тебя.

Третий урок заключается в том, что проявления любви и заботы могут быть многообразны. Иногда кинувшись сразу же помогать и утешать, мы своим вмешательством лишаем человека необходимой внутренней работы, подминая его под наш ритм и наши представления. Иногда лучше подсказать или показать малышу, как сделать его дело самому или со светлым настроем души объяснить, почему плакать сейчас совсем не стоит.

В-четвертых, я научилась еще более глубокому уважению к детям. Теперь я уважаю не абстрактную идею ребенка, а вполне конкретных маленьких людей с их индивидуальным характером и способностями. Я вижу, что все они уже личности, восхищаюсь идеями, которые они предлагают и тем, с какой радостью могут трудиться и познавать. А на то, как ответственно старшие дети заботятся о младших, невозможно смотреть без трепета и восхищения.

В-пятых, я укрепила свою веру в чудо и внутренний потенциал каждого человека. В главе «Законы чуда» я описала несколько чудесных превращений. И в-шестых, научилась служить, сотрудничая с другими педагогами, по принципу дополнения и взаимоподдержки. Cлужение в Монтессори вообще имеет особую природу. Мы служим не телу, а духу ребенка, что со стороны может казаться немного строгим поведением.

Мы воспитываем не только детей, но и самих себя. Искореняем в себе то, что мешает нам видеть и понимать детей, быть с ними.

Главным образом это страхи. Будучи новичком я боролась с парализующим страхом не справиться с таким количеством детей одновременно — особенно когда их поведение вовсе не укладывается в описанные Монтессори рамки или радикально отличается от того, которое они проявляли с более опытным педагогом. Единственное, как можно бороться с этим страхом — выучить правила группы и неукоснительно придерживаться их самой и побуждать к этому группу. Правила спасают. Да, возможно ты сам еще не успел завоевать авторитета и до конца не понимаешь, что делаешь — но авторитет правил незыблем. Как и порядок в среде. Подвох в том, что на первых порах уследить за порядком чрезвычайно трудно. В общей суматохе просто забываешь отследить, не разлита ли где вода и выровнены ли материалы по переднему краю полки. Однако, если все время обращать внимание детей на порядок прямо во время занятия, обстановка не будет успевать выйти из-под контроля настолько, насколько поначалу это было у меня.

Освоившись в среде и ее правилах, дети иногда даже придумывают свои. Ваня придумал: «Мы, ребята, не забываем, мы подносы вытираем». А собственное выдуманное правило — отличный стимул соблюдать и его, и все остальные.

Другой страх — не соблюсти необходимый баланс между тем, чтобы дать ребенку свободу для развития и тем, чтобы удержать его в необходимых рамках и не дать сесть себе и товарищам на голову. Педагоги, которые с энтузиазмом идут работать в альтернативные системы образования, часто в детстве испытывали или наблюдали свободы, доверия и уважения со стороны взрослых и стремятся дать все это сполна своим воспитанникам. Я настолько боялась переборщить со строгостью, что не рисковала проявлять ее вовсе. Что во многом и привело в хаосу в группе.

Часто, прежде чем что-либо запретить или разрешить, замираешь в нерешительности. Наверное, поначалу этот мини-паралич неизбежен, но, пока замираешь, можно успеть задать себе несколько вопросов, которые помогут сориентироваться.

· Угрожает ли то, что делает ребенок (или хочет сделать) жизни и здоровью самого ребенка, других детей, благополучию других людей?

· Является ли деятельность деструктивной (рушит чужие постройки, ломает или использует не по назначению материалы)?

· Мешает ли труду или уединению других детей?

В этих случаях деятельность стоит прервать резким «Стоп!». Иногда необходимо призвать и к устранению последствий — собрать рассыпанную крупу, утешить плачущего товарища. Это учит соотносить поступок с его следствием.

У нас существует волшебный вопрос: «Зачем ты это делаешь?». Он заземляет, возвращает в здесь и сейчас. «Найди того, кто сделает это за тебя» - тому, кто не хочет убирать за собой. Многократно повторяемые ровным, но твердым тоном, подобные фразы приобретают статус правил, и дети начинают сами употреблять их в отношении друг друга. Сначала контроль неизбежно осуществляет педагог, затем дети в отношении друг друга, затем каждый сам себя. Это разные стадии нормализации. И рост одного ребенка становится и ростом группы. И ростом педагога.

Правила в Монтессори- особенные. Они не ограничивают свободу, а напротив дают ощущение уверенности и безопасности ребенка и взрослого в отношении друг с другом. Есть защищающие рамки, как стены уютного дома, внутри которого можно все, что тебе нравится, что служит твоему развитию и благополучию. Они дают ребенку удивительный посыл — ты уважаем и любим, так давай покажем всем остальным людям и вещам, что они тоже уважаемы и любимы! Сделав это, мы уже осуществим важное служение!

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.