Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический

институт им. В.М.Бехтерева

 

МЕТОДИКА ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ

И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 

 

Методические рекомендации

 

Санкт-Петербург

 


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический

институт им. В.М.Бехтерева

 

УТВЕРЖДЕНО

 

СТАТС-СЕКРЕТАРЬ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

 

____________________ Е.Д.ДЕДКОВ

 

 

МЕТОДИКА ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ

И ЕЁ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

 

 

Методические рекомендации

 

 

Санкт-Петербург


Методические рекомендации подготовлены в лаборатории клинической психологии СПб психоневрологического института им. В.М.Бехтерева в соответствии с планом НИР и договором с МЗ РФ на 2001-2005 гг.

 

Авторы-составители: доктор мед. наук, профессор Л.И.Вассерман, к.м.н., вед.н.сотр. Б.В.Иовлев, к.м.н., доцент М.А.Беребин.

 

Методические рекомендации посвящены технологии конструирования и опыту научно-практического применения новой психолого-диагностической методики “Уровень социальной фрустрированности” (УСФ). Методика является оригинальным инструментом для медико-социальных исследований, направленных на выявление содержательных критериев и оценочных параметров нарушений личностно-средового взаимодействия, которые можно рассматривать как факторы риска нарушений психической адаптации и изменений качества жизни обследуемых. Методика пригодна для массовых профилактических (скрининговых) исследований, создания компьютерного “банка” данных на многомерной психолого-социальной основе.

Предназначена для врачей, психологов и социальных работников различных учреждений здравоохранения и других ведомств.

 

© Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева

Лаборатория клинической психологии

 

Санкт-Петербург


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время одними из наиболее приоритетных направлений медико-социальных исследований во многих странах мира, включая Россию, становятся проблемы нарушений психической адаптации и качества жизни (КЖ) больных и условно здорового контингента лиц, испытывающих проблемы в сфере здоровья.

КЖ – сложная личностная переменная, которая должна изучаться на междисциплинарном уровне с привлечением многих наук о человеке, и, прежде всего, медицинской и социальной психологии, поскольку речь идет о механизмах формирования сферы здоровья, потребности в здоровье и отношения к нему, как к жизненной ценности. Понимание КЖ как системного явления предполагает изучение не только уровня здоровья и благополучия, но и его личностные смыслы в реальной жизненной ситуации человека. По-существу, КЖ следует рассматривать в контексте более общего и концептуально более сложного понятия адаптация, современная биопсихосоциальная модель которой все чаще и конструктивнее используется при реализации многих исследовательских проектов в службах психического и соматического здоровья.

В связи с этим очевидно, что и концептуальная модель КЖ должна изучаться на основе единой (общепризнанной в настоящее время) парадигмы психической адаптации (в том числе и адаптации к болезни).

Как известно, биопсихосоциальный подход к изучению нарушений психической адаптации и изменениям КЖ в связи с нарушениями здоровья (или потенциальной угрозой для здоровья) предполагает анализ взаимосвязей не только биологических и психологических характеристик, но и социальных (личностно-средовых) компонентов. Каждый из этих компонентов, отличаясь своеобразием, вносит свой вклад в общий механизм адаптации и определяет, в конечном итоге, КЖ. Разумеется, прорыв " адаптационного барьера" связан с расстройством целостной системы, а не изолированных ее компонентов, но определение патогенности различных ее уровней - важная медицинская и медико-психологическая задача, особенно в связи с решением психопрофилактических и лечебно-реабилитационных задач.

Нарушения личностно-средового взаимодействия, социальные конфликты, несомненно, играют существенную роль в психогенезе пограничных нервно-психических, психосоматических расстройств и саморазрушающего поведения. Поэтому выделение и квалификация социальных факторов как факторов риска нарушения здоровья является важной медико-психологической задачей, решению которой может способствовать оценка содержания и выраженности социальной фрустрированности (СФ).

СФ рассматривается как следствие невозможности реализации личностью (здоровой или, тем более, больной) своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания (самооценки), системы жизненных целей и ценностей, индивидуальных способностей и опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. Поэтому СФ, являясь следствием реальной социальной ситуации, носит личностный характер, определяя стрессогенность социальных фрустраторов, таких, например, как неудовлетворенность отношениями в семье и на работе, образованием, социально-экономическим статусом, положением в обществе, физическим и психическим здоровьем, работоспособностью и др. Оценка конкретных параметров СФ позволяет наполнить конкретным внутренним содержанием и понятие КЖ с позиций социального функционирования личности и ее адаптивных возможностей. Иными словами, СФ можно рассматривать как специфический комплекс переживаний и отношений личности, возникающий в ответ на действие фрустрирующих факторов. Весьма вероятно, что длительное дестабилизирующее действие социально-фрустрирующих факторов формирует напряженность адаптивных механизмов и парциальную дезадаптацию (предболезнь), а при малоэффективной психологической защите и отсутствии социальной поддержки – тотальную психическую дезадаптацию (болезнь), и как следствие, снижение КЖ. Такая схема развития психической дезадаптации приложима к любой форме патологии, поскольку речь идет о роли психосоциальных факторов в формировании внутренней картины болезни и оценке ее прогноза. Отсюда возникает актуальная задача диагностики именно социального компонента в многомерной системе патогенеза нарушений психической адаптации, в особенности при скрининговых исследованиях в целях первичной психопрофилактики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.