Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная и профессиональная периодизация






В отечественной психологии получила распространение периодизация детства Д. Б. Эльконина. Основываясь на разработанной им концепции разви­тия психики ребенка, Д. Б. Эльконин разделяет детство на эпохи с последова­тельно чередующимися периодами, первый из которых характеризуется усвое­нием задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельности, а второй – усвоением способов деятельности. Каждому периоду соот­ветствует четко фиксированная ведущая деятельность:

· непосредственно-эмоциональное общение (от рождения до 1 года);

· предметно-манипулятивная деятельность (от 1 года до3 лет);

· сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет);

· учеба (от 7 до 12 лет);

· интимно-личностное общение (от 12 до 15 лет);

· учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет)[15].

Таким образом, в данной возрастной периодизации в качестве основных критериев развития выступают два показателя: мотивационно-потребностная сфера и операционно-технические возможности детей. Отсутствие определенных временных границ говорит о том, что автор сделал акцент не на метрической, а на типологической характеристике возрастного развития.

Какие же выводы можно сделать на основе обзора раз­ных видов периодизации жизни человека и развития личности?

1. Возрастная периодизация жизни человека в отечественной психологии анализировалась Б. Г. Ананьевым, П. П. Блонским, Л. И. Божович, Л. С. Выгот­ским, В. Ф. Моргуном, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным, в зарубежной психологии периодизация онтогенеза представлена в работах Дж. Биррена,
Д. Б. Бромлей, З. Фрейда, Э. Эриксона и др. Классификация осуществляется по разным критериям: психофизиологическим, психосексуальным, психологиче­ским и социально-психологическим. Анализ работ по проблеме периодизации показывает, что камнем преткновения являются именно крите­рии классификации. Попытки найти единый критерий для периодизации всего он­тогенеза человека не увенчались успехом.

2. Следует различать периодизацию жизни человека и периодизацию ста­новления личности.

Период детства дифференцируется существующей в стране системой дошколь­ного и школьного образования. Закон " Об образовании" и уста­вы образовательных учреждений определяют границы дошкольного (3 – 6, 7 лет) и школьного возраста (6, 7 – 17 лет). Образование в школе включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее и среднее общее. В настоящее время обсуждается вопрос о введении 12-летнего среднего общего образования, что, естественно, изменит границы возрастной периодизации. Основываясь на этих положениях, можно констатировать, что рассмотренные критерии перио­дизации детства являются скорее личностнообразующими факторами станов­ления детей на разных ступенях образования.

Для онтогенеза человека продуктивными представляются классификации по психофизиологическим и психосексуальным основаниям, для развития лич­ности – по таким основаниям, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и личностные но­вообразования. Вся человеческая жизнь может дифференцироваться по каким-то общим критериям. Выделение же единых критериев становления личности затруднено ввиду ог­ромных качественных личностных преобразований, возникающих при переходе от одной эпохи развития личности к другой.
Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин считали, что для детства оправ­данно использование одних критериев, а для взрослости нужны другие основа­ния.

Исходя из этого положения в становлении личности можно выделить пять периодов: дошкольное детство (до 7 лет), школьное детство (до 18 лет), раннюю взрослость (до 23 лет), взрослость[16] (до 60 лет) и старость (после 60 лет).

Дифференциацию детского возраста целесообразно осуществлять по двум основаниям: социальной ситуации развития и ведущей дея­тельности (Д. Б. Эльконин). Психологические новообразования характеризуют своеобразие, особенность каждой стадии развития. Переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кри­зисами становления, которые не всегда вызывают эмоциональные пе­реживания и поэтому не осознаются личностью.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.