Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности






 

Прежде чем приступить к психологическому анализу профессионально-педагогической деятельности, уточним ряд ведущих понятий и положений общепсихологической теории деятельности.

Под деятельностью в психологии понимают активное взаимо­действие с окружающей действительностью, в ходе которого че­ловек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потреб­ности.

Анализ материальной и духовной деятельности позволил
А. Н. Леонтьеву установить следующее ее строение: мотивы, по­буждающие субъект к деятельности; цели-результаты, на дости­жение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых она осуществляется.

В самом процессе взаимодействия субъекта с действитель­ностью выделяются определенным образом мотивированная дея­тельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные дей­ствия и, наконец, автоматизированные компоненты этих дейст­вий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, а также условия для достижения необходимого результата.

Социально значимая цель деятельности, функции, средства и условия ее осуществления выступают обычно как заданные об­ществом, поэтому они не могут быть предметом психологического анализа. Что же тогда подлежит исследованию? Субъект деятель­ности. " Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту (например, при ее алгоритмическом описании), никакими психологическими характеристиками, конечно, не обладает. Ими об­ладает только субъект деятельности", – указывает
Б. Ф. Ломов[1].

Центральное место в анализе деятельности занимают мотивы и цель, которые образуют своего рода " вектор". Эта направлен­ность выступает в роли системообразующего фактора, который организует и направляет все психические процессы, формирую­щиеся и развертывающиеся в ходе деятельности.

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений:

· субъект-объектными, обусловленными отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия;

· субъект-субъектными, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Субъект-объектные отношения образуют предметное содер­жание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учеб­ой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения образуют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности. Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие – личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет этого взаимодействия выступает в совместной деятельности как объект, т.е. педагогическое взаимодействие существует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту. Структура целостной педагогической деятельности представлена на рис. 14.

Следует отметить особенность педагогической деятельности, обусловленную субъект-субъектными и объект-субъектными отношениями. Вектор " мотив–цель" в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, т. е. мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся) различны. Можно сказать, что мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же участников этой деятельности всегда различны, индивидуальны.

Другим аспектом изучения субъекта деятельности является психологический анализ психических процессов и способов выпол­нения реальной деятельности. Индивидуальные психические про­цессы, уровень их развития детерминируют продуктивность профес­сиональной деятельности. Психические процессы: восприятие, па­мять, мышление и воображение – в деятельности приобретают избирательность и профессиональную направленность. Решающая роль в профессионализации этих процессов принадлежит вектору " мотив–цель". Именно он детерминирует формирование ключевых квалификаций: перцептивных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и др. Формирование этих квалификаций связано со способами выполнения педагогиче­ской деятельности. Условно их можно разделить на три группы:

· способы отбора и переработки педагогом содержания учеб­ного материала, выбор личностно ориентированных технологий взаимодействия с учащимися, способы контроля и оценки его результативности;

· способы и приемы педагогического взаимодействия педа­гога с учащимися в учебно-воспитательном процессе;

· способы психологического развития и коррекции учащихся.

Существенной характеристикой педагогической деятель­ности является взаимодействие педагога и учащихся. Поэтому в качестве единицы ее анализа следует избрать педагогическое взаимодействие.

В ходе реализации педагогической деятельности взаимодействие ее участников регулируется отражением не только того предмета, на который оно направлено, но и действий, выполняемых другими участниками, а также тех измене­ний, которые ими осуществляются. Действия педагога строятся, таким образом, не только соответственно предмету и цели дея­тельности. Педагог " подстраивает" свое воздействие к действиям учащихся. Это повышает уровень эффективности педагогической деятельности, придает ей вероятностный характер. В совместной деятельности возрастает роль опережающего отражения (антиципирования) не только возможного результата воздействия, но и ответных действий учащихся.

Следующим компонентом педагогической деятельности яв­ляются обобщенные способы осуществления педагогического взаимо­действия. Особенность этих действий – обращенность педагога на самого себя, т. е. педагогическая рефлексия. Анализ и оценка способов достижения цели – результата деятельности – ведется по критериям, нормам, принятым в педагогике. Следует отметить, что оценка осуществляется не только педагогом, но и учащимся. Это обогащает обратную связь дополнительной информацией.

Таким образом, психологический анализ педагогической дея­тельности позволяет выделить в ней следующие структурные со­ставляющие:

· деятельность, направляемую стратегическими целями и моти­вами;

· педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями;

· способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций.

Ядром педагогической деятельности является педагогическое взаимодействие, точнее, личностно ориентированное педагогическое общение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.