Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заседание девятое






Вопросы и задания

1. Сравните понятия «индивидуальность» и «личность».

2. На вопрос «кто я?» постарайтесь ответить 20 словами. Это могут #ыть существительные и прилагательные, которые, как вам кажется, вас характеризуют,

Попросите близких товарищей или взрослых ответить на этот вопрос «за вас». Сравните полученные ряды определений и сделайте вывод о совпадении самооценки с оценкой окружающих.

Из числа определений выделите те, которые характеризуют социальные роли и черты характера.

3. Из приведенных ниже определений выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер», дайте обоснование своего решения.

А. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.

Б. Черты характера проявляются лишь в соответствующих или типичных об­стоятельствах.

В. Свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определен­ным сторонам деятельности.

Г. Свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий.

Д. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

Е. Характер индивидуально своеобразен.

Ж, Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

3. Характер — отражение общественных отношений.

Эксперимент

Моя самооценка

Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера): аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изыскан­ность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нер­возность, нерешительность, несдержанность,, обаяние, обидчивость, осторож­ность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принци­пиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпе­ливость,, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Составьте два ряда слов по 10—20 в каждом. В первый столбец — назовем его. «Мой идеал»— поместите сл©в-а, которые характеризуют ваш идеал. Во вто-рой — назовем его «Антиидеал» — слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен.

Из первого («положительного») и второго («отрицательного») рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете. При этом выбор надо произ­водить по системе «да — нет»: есть эта черта у вас или нет независимо от степени ее выраженности.

Обработка результатов и выводы

Число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце «Мой идеал». Если результат близок к единице, вы скорее всего себя переоцениваете; результат, близкий к нулю, свидетельствует о


недооценке и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0, 5, — нор­мальная средняя самооценка, и вы достаточно критически себя воспринимаете. Таким же способом делаются выводы и на основании подобного сравнения выделенных отрицательных качеств со столбцом «Антиидеал». Здесь результат, близкий к нулю, свидетельствует о завышенной самооценке, к единице — о зани­женной, к 0, 5— нормальной.

Из перечисленных ниже качеств выпишите те, которые характеризуют санг­виника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдер­жанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое. усвоение и перестройка навыков, эффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность (повышенная сензитивность).

Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обста­новке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повы­шенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энер­гичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, тер­пеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное сос­тояние, сосредоточенность внимания.

На основании характеристик определите тип темпераментов. А. Виктор Г., III класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равно­душным лицом, сам руки не поднимет, но на вопрос учителя обычно отвечает пра­вильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так...» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает то­варищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учи­тельницу. Видимо, привязчив.

Б. Борис Р., III класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу, не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее, и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослу­шивает до конца.

В. Саша Д., II класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выво­дит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебник. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Нередко задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

Для начинающих психологов Напишите сочинение «Особенности моей личности: характер, воля, темперамент». Обсудите на занятиях кружка, факультатива.

Темы для дискуссий

1. На каком уровне развития — «песчаная россыпь», «мягкая гли­на», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел» — находится коллектив вашего класса?

2. В научно-фантастическом рассказе Д. Биленкина «Марсианский прибой» описывается исследование способностей юноши, который мечтает стать поэтом, с помощью специальной электронно-вычислительной ма­шины.

«Ассистент в белом халате — вежливое и вполне земное подобие судьбы — бы­стро и аккуратно укрепил контакты на запястьях, шее и затылке Югова (юношу звали Сергей Югов.— Я. К-). Тот вздрогнул — может быть, от холода металла, может быть, от волнения. Где-то в недрах стены послышалось гудение. Электронные недра машины переваривали информацию, текущую по контактам из самых глубин чело­веческого «я»... Зажглась контрольная лампочка, циклоп за стеной подмигнул красным глазом: послышался мелодичный звон. Решетов (доктор, проводивший обследование.— Я. К.), не оборачиваясь, протянул руку, и ему на ладонь лег про­хладный глянцевитый листок...

— Вот ваша карточка, возьмите. Ваши способности выделены там красным, — он положил Сергею на колени поблескивающий листок из пластмассы. На юношу глянул узор значков — черных значков и красных значков. Трассирующие пунктиры кода. Пулеметная очередь из будущего...

— Поэта, к сожалению, из вас не получится.

— Нет, нет! — закричал Сергей, вскакивая с кресла.— Вы ошиблись! Скажите, что вы ошиблись...

— Успокойся, мой мальчик... Никто не может быть талантлив во всем, увы, это исключено природой. Но у каждого человека — повторяю, у каждого! — обяза­тельно есть две-три творческие способности к чему-либо выше средних. Каждый талантлив по-своему, понимаешь? "

— К чему все это? — тихонько сказал юноша.

— А к тому, что все это было известно давно. Но каким именно талантом обла­дает тот или иной человек, наверняка сказать никто не мог. И юность вслепую искала свое призвание. Ей помогали учителя, но тоже вслепую! Иногда человек находил свое, а иногда нет даже при самых благоприятных условиях. И становился неудач­ником...

| Да, ты можешь стать поэтом. Ценой неимоверного труда, самовоспитания ты

можешь стать... средним поэтом. Хорошим — никогда! По крайней мере до тех пор, пока мы не научимся перестраивать аппарат наследственности в соответствии с меч­тами и пожеланиями каждого. Но это будет не скоро.

Юноша взял со стола свою карточку. Покрутил ее в руках, потом смял и швыр­нул в окно...

— А все-таки я буду хорошим поэтом! — крикнул юноша, исчезая за дверью». Как вы относитесь к идее подобных испытаний? Как бы вы поступили, если бы

оказались на месте Сергея Югова?


ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

Заседание первое

Среди приведенных утверждений утверждение «А» является идеалистическим;

остальные материалистические. Заседание второе 1. В примерах «А», «Б», «Г» описаны проявления бессознательной деятель

ности, в остальных сознательной.

2. Суждение первое правильно, а второе ложно. Психолог-идеалист игнорировал объективный метод познания психических явлений.

3. В суждениях «А», «В», «Е» описаны признаки метода наблюдения, в осталь

ных эксперимента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.