Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цикл II. Как подбирать посильные и интересные задания на каждом этапе занятия






Основные этапы занятия - ознакомление, тренировка и речевая практика. Формирование почти каждого навыка и умения проходит через эти три этапа. Но ведь навык или умение редко можно сформировать за одно занятие даже в вузе, не говоря уже о школьном уроке. Как правило, для этого нужны недели, а то и месяцы, но и потом речевая способность все время совершенствуется, хотя и не столь целенаправленно. Теперь она выступает уже не как цель, а как условие формирования новых навыков или умений. Например, умение кратко передавать содержание текста сначала формируется само по себе, а затем доводится до нужного уровня совершенства при развитии умений смысловой интерпретации читаемого.

Поскольку выработка навыка или умения растягивается в целую цепочку занятий, этап ознакомления нужен далеко не на каждом из них. Но, с другой стороны, совсем не обязательно, чтобы студенты (и тем более школьники) знакомились сразу же, в пределах одного занятия со всем объемом информации. Вполне допустимо ознакомить их вначале с основной, «ядерной» информацией, без которой неизбежны ошибки, а дополнительные сведения сообщать постепенно на последующих занятиях. Тогда оперативная память учащихся не будет перегружаться.

То, что ознакомления как отдельного этапа занятия может и не быть, кажется вполне естественным. Гораздо крамольнее звучит другое утверждение: речевая практика также не всегда выступает как полноправный этап занятия! Не противоречит ли это современному представлению о коммуникативной направленности каждого занятия? Полагаем, что никакого противоречия здесь нет. Все зависит от того, что мы понимаем под тренировкой. Если тренировку воспринимать как почти механический «дрилл», где речевая задача навязана и не вызывает интереса, то такой тренировкой завершать занятие никак нельзя - учащиеся уйдут с него без чувства достигнутой цели. Но если под тренировкой понимается «коммуникация с подстраховкой» (" supported communication"), где учащиеся получают возможность самовыражения, хотя и в жестких рамках, то таким заданием можно завершать и школьное, и вузовское занятие. Если на занятии вводился новый сложный материал, то вряд ли есть смысл выходить за пределы «коммуникации с подстраховкой» и приступать к собственно речевой практике, чтобы не сломать хрупкий стебелек нового навыка спонтанной речи.

Из всех трех этапов, пожалуй, лишь без этапа тренировки не может состояться ни одно практическое занятие. Правда, бывают и в школе, и в вузе нестандартные типы занятий: ролевые игры, «круглые столы», викторины и т.п. На старших курсах языкового вуза, казалось бы, надобность в тренировке почти отпадает. И все же опытный преподаватель строит урок так, что тренировка все равно присутствует, хотя подчас и в скрытом виде.

Помимо ознакомления, тренировки и речевой практики, занятие требует и других этапов, выполняющих «обслуживающую» роль. Это организационный этап в начале занятия и заключительный этап в конце. В отдельных случаях в качестве самостоятельного этапа может фигурировать диагностика или контроль. Однако, как правило, диагностическая и контролирующая функции сливаются с главной функцией - обучающей.

Являются ли отдельными этапами занятия так называемые «речевая зарядка» и «фонетическая зарядка»? Под «речевой зарядкой» обычно понимают способ психологически настроить учащихся на общение по определенной тематике. Она выполняет почти ту же роль, что и прямое сообщение учащимся целей данного занятия. Поэтому, если «речевая зарядка» применяется, то она является организационным приемом и входит в организационный этап, хотя вполне может плавно перерасти в этап тренировки.

Что же касается «фонетической зарядки», то ее роль состоит в отработке артикуляции, произношения и интонации, поэтому она входит в этап тренировки. Однако зачастую она проводится перед этапом ознакомления, если отработка имеющегося навыка или умения помогает формированию нового. Таким образом, ознакомление может вклиниваться в тренировку. Например, ознакомление со структурами специальных вопросов логично включить в занятие после тренировки в употреблении общих вопросов, чтобы облегчить перенос. Важно лишь, чтобы ни одно языковое явление не подвергалось тренировке до того, как учащиеся осознают его значение, форму и способы действий с ним. Столь же обязательно и требование, чтобы занятие не кончалось на этапе ознакомления с новым материалом или на некоммуникативной тренировке.

Таким образом, цель занятия определяет его этапы и порядок их следования, а план занятия представляет собой развернутую программу решения поставленных задач.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.